Глобальные проблемы человечества
Глобальные проблемы человечества
Цель: Дать представление о глобальных проблемах человечества. Воспитать ответственное отношение к сегодняшнему образу жизни каждого человека для понимания будущего всего человечества.
Задачи урока:
- Сформулировать основные проблемы современности, познакомить классификациями.
- Продолжить работу по формированию умений вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.
- Воспитывать у учащихся ответственности к своему образу жизни для понимания своего будущего.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: проблемная лекция.
Оборудование урока:
политическая карта мира;
мультимедийный проектор;
глобус.
Ход урока:
Вступительное слово преподавателя:
(На экране слайды-сюжеты на тему “Последствия глобальных катаклизмов”)
Когда умрет последний человек,
Никто о нём жалеть не будет.
Лишь только дождь, а может, вьюги
Ноги его укроет след.
Не будут выплаканы слёзы,
И некому поставить крест
И не раздастся звон окрест –
Лишь только воздух заморожен.
Никто не вспомнит добрым словом –
Лишь только крик прощальный птиц.
И не увидеть больше лиц.
А эхо вторит ветра зову.
И перезолотеет век;
И мир накроет Солнца тень.
Каким он будет, этот день?
Кто будет тот последний человек?
Преподаватель:
Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. Какой русский ученый высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? (Вернадский В. И. ). Это, по его мнению, позволяет ставить вопрос о перестройке биосферы, в результате которой она становится ноосферой – сферой деятельности разума.
В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) (Показывает по карте). Этот факт во многом подтверждают события, происходящие в России и мире в последние десятилетия.
И что же, выхода нет? Отнюдь. Сегодня, работая в группах мы с вами разберемся с теми проблемами, которые стоят перед человечеством, а также попробуем предложить пути их решения. Итак, тема сегодняшнего урока “Глобальные проблемы человечества”. Используя ваши знания по различным предметам, назовите их.
Ответы обучающихся:
– угроза экологического кризиса;
– проблема войны и мира в современных условиях;
– проблема бедности и богатства;
– демографическая проблема;
– проблема международного терроризма;
– проблема здоровья (СПИД);
– проблема глобализации экономики и мировых финансовых кризисов.
Преподаватель:
– Что такое проблема? (Какое-то несоответствие; теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. )
– Что даёт возможность называть их (проблемы) глобальными?
– Что означает слово “глобальные”? (В переводе с лат. “глобус” – Земля, земной шар).
Отметим признаки, присущие глобальным проблемам человечества и отличающие их от прочих проблем даже планетарного характера:
- глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства;
- острота проявления;
- комплексный характер: все проблемы тесно переплетены друг с другом;
- общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов;
- особенность предопределять в тех или иных аспектах для дальнейшей истории человечества;
- возможность их решения лишь усилиями всего мирового сообщества всех стран и этносов.
Ни одно из поколений не сталкивалось с таким комплексом проблем. Кто же решает эти проблемы сегодня? Назовите эти международные организации.
- ООН и её специализированные учреждения: Генеральная Ассамблея ООН;
- Совет Безопасности ООН;
- Международный суд ООН;
- ЭКОСОС;
- Управление верховного комиссара по вопросам беженцев;
- Детский фонд ООН; МОТ, МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО, МВФ
Существуют различные классификации глобальных проблем, но любая из них условна, так как все проблемы находятся в тесной взаимосвязи, не имеют четких границ и переплетаются. Например, в рамках общепринятой классификации, разработанной в начале 1980-х годов, выделяют три основные группы.
- Проблемы, связанные с социальными общностями человечества.
- Проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды.
- Проблемы, фиксирующие внимание на отношениях между человеком и обществом.
– Давайте определим названные проблемы по этим группам
(Работа с группой).
- Предотвращение мировой ядерной катастрофы, преодоление разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами.
- Экологическая, энерго-сырьевая и продовольственная, освоение космического пространства…
- Использование достижений научно-технического прогресса, ликвидация опасных болезней, улучшение системы здравоохранения, ликвидация неграмотности.
А вот по типологии Б. Н. Савченко выделяется пять основных ядер-фокусов:
1. Безопасность.
2. Развитие.
3. Сохранение естественных основ существования.
4. Справедливость.
5. Взаимопонимание между различными культурами.
Здесь задается набор элементов совокупности глобальных проблем: за каждым из них стоит своя совокупность глобальных изменений, свои конкретные носители альтернативных позиций по выбору, стратегий преодоления разрывов в деятельности, вызванных этими изменениями. В этой системе может быть проведён анализ любой из выделенных ныне глобальных проблем: разоружения, загрязнения окружающей среды, роста населения планеты и других.
Задания в группах:
1. Выбрать одну из глобальных проблем.
2. Проследить динамику развития выбранной проблемы.
3. Представить пути решения этой проблемы.
- Работа в группах
- Выступления от групп.
- Итоговая беседа.
– Итак, кто еще несет ответственность за решение проблем, которые стоят перед человечеством?
– У Антуана де Сент-Экзюпери есть замечательные слова: “Есть такое твердое правило – встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”.
– Какими качествами должен обладать каждый житель нашей планеты?
- Быть профессионалом в какой-то области.
- Иметь широкий кругозор, уметь применять знания из других областей.
- Обладать гибкостью мышления, уметь ориентироваться в нестандартных ситуациях.
- Быть нравственным человеком.
Домашнее задание: Составить мультимедийную презентацию по волнующей вас глобальной проблеме.
Материалы, используемые на уроке, содержит информацию, которая отвечает достижениям современной науки, тесно связан с жизнью, что делает его актуальным в формировании личности старшеклассника. Вопросы, которые заданы во время урока, носят проблемно-поисковый, исследовательский, дискуссионный характер. Задания выполняются в группах. Актуальность поставленных проблем должна способствовать личному отношению к данной теме и задуматься над собственным образом жизни, поведением и возможностью решить эти проблемы.
И. А. Косова, ГБПОУ МО"Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум", г. Павловский Посад, Московская область
Метки: Воспитательная работа