Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы человечества

Цель: Дать представление о глобальных проблемах человечества. Воспитать ответственное отношение к сегодняшнему образу жизни каждого человека для понимания будущего всего человечества.

Задачи урока:

  • Сформулировать основные проблемы современности, познакомить классификациями.
  • Продолжить работу по формированию умений вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.
  • Воспитывать у учащихся ответственности к своему образу жизни для понимания своего будущего.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: проблемная лекция.

Оборудование урока:

политическая карта мира;

мультимедийный проектор;

глобус.

Ход урока:

Вступительное слово преподавателя:

(На экране слайды-сюжеты на тему “Последствия глобальных катаклизмов”)

Когда умрет последний человек,

Никто о нём жалеть не будет.

Лишь только дождь, а может, вьюги

Ноги его укроет след.

Не будут выплаканы слёзы,

И некому поставить крест

И не раздастся звон окрест –

Лишь только воздух заморожен.

Никто не вспомнит добрым словом –

Лишь только крик прощальный птиц.

И не увидеть больше лиц.

А эхо вторит ветра зову.

И перезолотеет век;

И мир накроет Солнца тень.

Каким он будет, этот день?

Кто будет тот последний человек?

Преподаватель:

Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. Какой русский ученый высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? (Вернадский В. И. ). Это, по его мнению, позволяет ставить вопрос о перестройке биосферы, в результате которой она становится ноосферой – сферой деятельности разума.

В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) (Показывает по карте). Этот факт во многом подтверждают события, происходящие в России и мире в последние десятилетия.

И что же, выхода нет? Отнюдь. Сегодня, работая в группах мы с вами разберемся с теми проблемами, которые стоят перед человечеством, а также попробуем предложить пути их решения. Итак, тема сегодняшнего урока “Глобальные проблемы человечества”. Используя ваши знания по различным предметам, назовите их.

Ответы обучающихся:

– угроза экологического кризиса;

– проблема войны и мира в современных условиях;

– проблема бедности и богатства;

– демографическая проблема;

– проблема международного терроризма;

– проблема здоровья (СПИД);

– проблема глобализации экономики и мировых финансовых кризисов.

Преподаватель:

– Что такое проблема? (Какое-то несоответствие; теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. )

– Что даёт возможность называть их (проблемы) глобальными?

– Что означает слово “глобальные”? (В переводе с лат. “глобус” – Земля, земной шар).

Отметим признаки, присущие глобальным проблемам человечества и отличающие их от прочих проблем даже планетарного характера:

  • глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства;
  • острота проявления;
  • комплексный характер: все проблемы тесно переплетены друг с другом;
  • общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов;
  • особенность предопределять в тех или иных аспектах для дальнейшей истории человечества;
  • возможность их решения лишь усилиями всего мирового сообщества всех стран и этносов.

Ни одно из поколений не сталкивалось с таким комплексом проблем. Кто же решает эти проблемы сегодня? Назовите эти международные организации.

  • ООН и её специализированные учреждения: Генеральная Ассамблея ООН;
  • Совет Безопасности ООН;
  • Международный суд ООН;
  • ЭКОСОС;
  • Управление верховного комиссара по вопросам беженцев;
  • Детский фонд ООН; МОТ, МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО, МВФ

Существуют различные классификации глобальных проблем, но любая из них условна, так как все проблемы находятся в тесной взаимосвязи, не имеют четких границ и переплетаются. Например, в рамках общепринятой классификации, разработанной в начале 1980-х годов, выделяют три основные группы.

  • Проблемы, связанные с социальными общностями человечества.
  • Проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды.
  • Проблемы, фиксирующие внимание на отношениях между человеком и обществом.

– Давайте определим названные проблемы по этим группам

(Работа с группой).

  • Предотвращение мировой ядерной катастрофы, преодоление разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами.
  • Экологическая, энерго-сырьевая и продовольственная, освоение космического пространства…
  • Использование достижений научно-технического прогресса, ликвидация опасных болезней, улучшение системы здравоохранения, ликвидация неграмотности.

А вот по типологии Б. Н. Савченко выделяется пять основных ядер-фокусов:

1. Безопасность.

2. Развитие.

3. Сохранение естественных основ существования.

4. Справедливость.

5. Взаимопонимание между различными культурами.

Здесь задается набор элементов совокупности глобальных проблем: за каждым из них стоит своя совокупность глобальных изменений, свои конкретные носители альтернативных позиций по выбору, стратегий преодоления разрывов в деятельности, вызванных этими изменениями. В этой системе может быть проведён анализ любой из выделенных ныне глобальных проблем: разоружения, загрязнения окружающей среды, роста населения планеты и других.

Задания в группах:

1. Выбрать одну из глобальных проблем.

2. Проследить динамику развития выбранной проблемы.

3. Представить пути решения этой проблемы.

  • Работа в группах
  • Выступления от групп.
  • Итоговая беседа.

– Итак, кто еще несет ответственность за решение проблем, которые стоят перед человечеством?

– У Антуана де Сент-Экзюпери есть замечательные слова: “Есть такое твердое правило – встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”.

– Какими качествами должен обладать каждый житель нашей планеты?

  • Быть профессионалом в какой-то области.
  • Иметь широкий кругозор, уметь применять знания из других областей.
  • Обладать гибкостью мышления, уметь ориентироваться в нестандартных ситуациях.
  • Быть нравственным человеком.

Домашнее задание: Составить мультимедийную презентацию по волнующей вас глобальной проблеме.

Материалы, используемые на уроке, содержит информацию, которая отвечает достижениям современной науки, тесно связан с жизнью, что делает его актуальным в формировании личности старшеклассника. Вопросы, которые заданы во время урока, носят проблемно-поисковый, исследовательский, дискуссионный характер. Задания выполняются в группах. Актуальность поставленных проблем должна способствовать личному отношению к данной теме и задуматься над собственным образом жизни, поведением и возможностью решить эти проблемы.

И. А. Косова, ГБПОУ МО"Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум", г. Павловский Посад, Московская область

Метки: Воспитательная работа