Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тематический классный час «Виды правонарушений несовершеннолетних и ответственность за них»

Тематический классный час «Виды правонарушений несовершеннолетних и ответственность за них»

Цель: знакомство с видами правонарушений несовершеннолет­них и ответственностью за них.

Задачи: проанализировать состояние правонарушений несо­вершеннолетних, их причины;

обозначить роль родителей в профи­лактике правонарушений подростков.

Форма проведение: беседа-диалог.

Участники: классный руководитель, учащиеся, со­циальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних.

Подготовительный этап

1. Подготовить информацию о состоянии правонарушений в шко­ле, районе, городе

2. Анкетирование учащихся:

Согласны ли вы с приведенными ниже утверждениями?

(1 – да, 2 – скорее да, 3 – скорее нет, 4 – нет, 5 – я не понимаю, что имеется в виду).

1. Я могу принимать самостоятельные решения.

2. Я не очень замкнут.

3. Я не очень целеустремленный.

4. Я искренен.

5. Я терпим.

6. Я ответственен.

7. Я недостаточно верю в себя.

8. Я знаю свои способности.

9. Я недоволен собой.

10. Я не умею расслабляться.

11. Я не сдерживаю обещаний.

12. Я не могу принимать критику.

13. Мне наплевать на одноклассников.

14. Мне наплевать на мнение взрослых и на их дела.

15. Я обращаю внимание на поведение людей.

16. Я знаю, где мое место (в классе, в семье).

17. Мои товарищи не принуждают меня делать что-то.

18. Я не очень доверяю людям.

19. Я пытаюсь понять взрослых.

Оформление кабинета, оборудование, инвентарь

Презентация на интерактивной доске:

Слайд № 1 «Право – это все то, что истинно и справедливо» (Пословица).

Слайд № 2 «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интере­сов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьев, русский философ).

Слайд № 3 «Когда детям нечем заняться, они занимаются озорством» (Г. Филдинг).

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

В настоящее время рост подростковой преступности тревожит многих родителей, педагогов, юристов, общественность. Вот почему профилактика этого явления сегодня актуальна. В период становления рыночных отношений резко возрас­тают противоречия между повышением благосостояния, ролью в социально-политической и экономической жизни общества одной категории граждан и резким понижением социального статуса другой категории людей. Но это не единственная причина правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

II. Выступление социального педагога на тему «Понятие причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними»

Слайд № 4 По мнению опытного социального педагога Л. В. Савченко, сущест­вуют возрастные особенности несовершеннолетних, совершающих правонарушения, без учета которых трудно обойтись при анализе причин правонарушений и преступлений.

Слайд № 5 К 10-12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения по принципу «что такое хорошо и что такое плохо». Откуда они берутся? От бабушки, мамы, папы, из детской литературы и не всегда хороших кино– и видеофильмов. И, конечно же, от цепочки значимых для подростка бытовых (житейских) ситуаций, которые не­прерывно идут через его сознание.

Слайд № 6 К 14-16 годам на основе суждений у подростков возникают убе­ждения. Он убежден в том, что для него хорошо и что для него и ок­ружающих плохо. Откуда возникают убеждения? Убеждения – это уже позиция. Подросток спорит, выражает и отстаивает свою точку зрения. У него в зависимости от собственных представлений форми­руется шкала социальных ценностей и предпочтений, в соответствии с которыми складываются круг друзей, стиль поведения, внешний облик.

Слайд № 7 Лишь к 18-20 годам на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу и общест­во в значительной степени определяет жизненный путь молодого человека. Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком случае, на это нужно гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, тем более – суждений.

Следователи по делам несовершеннолетних часто не разграни­чивают понятия «причина» и «условие» совершения преступления. Одни именуют причины, способствующие совершению преступления, условиями, другие причины и условия называют одним общим терми­ном – «обстоятельства, способствующие совершению преступлений». Подмена одного понятия другим, непонимание их сущности приводят к тому, что в результате расследования обычно выявляются и устраня­ются только условия, способствующие совершению преступления, в то время как порождающие преступление причины, оставаясь вне поля зрения следователя, могут привести к новым правонарушениям.

Под причиной следует понимать явление (группу явлений), которое предшествует по времени другому явлению (следствию) и порождает его. Условия же сами не могут породить следствие, но, сопутствия причинам и способствуя им, содействуют их развитию, необходимому для возникновения следствия.

Слайд № 8. Преступление – результат совокупного действия комплекса при­чин и условий, поэтому необходимо во всех без исключения случаях выявлять все его элементы. На практике, однако, нередко ограничи­ваются установлением либо одной из причин, либо одного из усло­вий, что не дает возможности составить правильное представление обо всех причинно-следственных зависимостях, которые вызывали совершение несовершеннолетними преступления. Поэтому следова­тели в представлениях обычно предлагают устранить лишь отдельные условия, способствовавшие совершению преступления.

В совокупности причинно связанных обстоятельств, которые надлежит в полном объеме выявлять во всех случаях расследования преступлений несовершеннолетних, можно выделить следующие составные части:

Слайд № 9

1) непосредственная причина совершения подростком престу­пления;

2) причины, под воздействием которых сформировалась антиоб­щественная направленность личности несовершеннолетнего;

3) объективные и субъективные условия, способствующие фор­мированию и закреплению у подростка антиобщественной направленности личности;

4) условия, способствующие проявлению антиобщественной направленности личности подростка в конкретном преступ­лении.

Слайд № 10. Антиобщественная направленность личности, рассматриваемая как причина преступления, – это система в той или иной степени иска­женных взглядов, представлений, негативное отношение к социаль­ным и моральным ценностям, определенный характер потребностей и избираемые подростком в соответствии с его взглядами способы их удовлетворения. У несовершеннолетних с антиобщественной на­правленностью сознания не выработаны твердые общественно по­ложительные установки; их инстинкты, влечения и рефлексы могут вызвать соответствующее антиобщественное поведение.

В ходе расследования каждого преступления, совершенного несовершеннолетним, особое внимание должно быть обращено на выявление степени укоренения в сознании подростка антиобщест­венной направленности. Без тщательного выяснения этого вопроса нельзя ни индивидуализировать меры воздействия, ни осуществлять целенаправленную предупредительную работу.

Слайд № 11. Успешное решение этой важной задачи осуществляется на основе выделения определенных типов несовершеннолетних правона­рушителей, каждый из которых представляет собой определенную «ступень» деморализации личности – от отдельных ее проявлений до относительно четкой и устойчивой антиобщественной ориентации и далее до формирования общей преступной направленности.

Слайд № 12. Одни подростки имеют общую преступную направленность личности, им свойственна готовность к совершению преступления, они разрабатывают конкретные планы осуществления преступления или создают для этого условия. У них преобладают привычки к азарт­ным играм, пьянству, дракам, жаргону, пустому времяпрепровож­дению и т. п. Многие из них в силу деформации психики озлоблены, равнодушны к переживаниям других.

Слайд № 13. Другие характеризуются общей негативной направленностью личности, во многом схожей с отмеченной в первой группе, но высту­пают в роли соучастников, а не организаторов преступной ситуации.

Слайд № 14. Третьи обладают просто неустойчивой личностной направлен­ностью: по месту учебы или работы они характеризуются положи­тельно, однако, подражая другим, совершают преступления.

Слайд № 15. Подростки, отнесенные к четвертой группе, совершают престу­пления случайно, вопреки общей положительной направленности личности. Им свойственны лишь отдельные деформации в сфере ин­тересов нравственного или эмоционально-волевого развития. Пре­ступления совершаются обычно под влиянием «детских» мотивов – озорства, легкомыслия, неправильной оценки своих действий.

Причины, под воздействием которых может формироваться ан­тиобщественная направленность личности несовершеннолетнего, отличаются большим разнообразием. Для их выявления необходимо в каждом конкретном случае устанавливать условия жизни и вос­питания подростка, взаимоотношения с окружающими, возможные отклонения от нормального развития.

Слайд № 16. Одна из причин формирования антиобщественной направлен­ности личности подростка-правонарушителя – отрицательное влия­ние на него родителей и близких, а также уголовников-рецидивистов и т. п.

Отрицательное влияние на несовершеннолетних оказывают по­рой неформальные связи и группы с антиобщественной ориентаци­ей, так как они могут быть средой проявления негативных антиоб­щественных взглядов и норм в течение продолжительного периода времени.

Слайд № 17. Активизации внешнего воздействия на формирование в созна­нии подростка антиобщественной направленности личности часто способствуют низкий культурный и общеобразовательный уровень,

наличие у него отрицательных взглядов, привычек, черт характера (слабая воля, отсутствие навыков трудовой деятельности, жестокость и т. п. ), а также разного рода психические аномалии.

Активное воспитательное воздействие на ребенка оказывает се­мья. Вместе с тем есть семьи, в которых развитие подростков может идти по неправильному пути. Это часто происходит из-за отсутствия у родителей общей и педагогической культуры, навыков воспитания, а также в результате сложившихся в семье нездоровых жизненных позиций. У подростка воспитывается пренебрежительное отношение к труду, правам и интересам других, потребительские настроения, отсутствует уважение к закону.

Некоторые родители не могут в полном объеме осуществлять должное воспитание детей по объективным причинам (в связи с бо­лезнью, занятостью работой в ночную смену и т. д. ). Часть родителей уклоняется от воспитания детей. Особенно это характерно для непол­ных семей, в которых один из родителей отказывается от воспитания ребенка. Следует учитывать, что треть состоящих на учете в милиции несовершеннолетних не имеет одного из родителей.

Нередки случаи, когда родители (или один из них) отрицательно влияют на поведение подростка тем, что ведут аморальный образ жизни: пьянствуют сами, вовлекают в это занятие своих детей, уст­раивают скандалы в семье, жестоко обращаются с детьми, выгоняют их из дома.

Условия, способствующие формированию и закреплению у под­ростка антиобщественной направленности личности, также весьма разнообразны. Остановимся на их рассмотрении подробнее.

Значительная роль в предупреждении правонарушений подрост­ков отводится учебным заведениям и производственным предприя­тиям. Однако в их работе довольно часто проявляются негативные обстоятельства, способствующие совершению подростками престу­пления. Это – обстановка безнаказанности за нарушения, мелкие кражи из гардеробов, обирание учащихся, несвоевременное тру­доустройство бросивших школу подростков, слабое их вовлечение в общественную жизнь коллектива, в сферу организованного досуга и творчества, недостаточный контроль за поведением детей вне шко­лы, в семье и т. д.

Не всегда вовлекается в работу с трудными подростками, в орга­низацию их досуга, спортивных мероприятий общественный актив: педагоги, спортсмены, студенты, способные увлечь подростков ин­тересным делом. Между тем хорошо зарекомендовали себя такие формы, как приобщение подростков во время школьных каникул к посильному труду, привлечение в клубы подростков, спортивно-трудовые лагеря и др.

III. Выступление инспектора по делам несовершеннолетних «Виды правонарушений и преступлений несовершеннолетних и ответственность за их совершение»

Все административные правонарушения перечислены в Кодек­се РФ об административных правонарушениях. Вот некоторые из них: (слайд № 1) мелкое хулиганство (нецензурная брань, оскорбительное пристава­ние к гражданам и т. д. ), мелкое хищение чужого имущества, распитие алкогольной продукции, потребление наркотических средств, появ­ление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, безбилетный проезд, нарушение правил дорожного движения, заня­тие проституцией и другие.

К административной ответственности привлекаются совершив­шие административные правонарушения лица по достижению 16 лет. Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется оно в целях предупреждения совершения новых пра­вонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. По закону могут быть следующие виды наказаний: (слайд № 2) предупреждение (выражается в официальном порицании); административный штраф (денежное взыскание); возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (принудительное изъ­ятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию) и др.

После совершения административного правонарушения состав­ляется протокол. В протоколе (слайд № 3) указывается дата, место его составле­ния: должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об адми­нистративном правонарушении; фамилии, имена, отчества. Адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если таковые имеются; место, время совершения и событие административного правонару­шения; статья Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение; объ­яснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело; а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола правонарушителю и иным участни­кам производства по делу разъясняются их права и обязанности. Об этом в протоколе делается отметка.

Копия протокола об административном правонарушении после его составления вручается под расписку лицу, совершившему адми­нистративное правонарушение, и потерпевшему – по его просьбе.

Если протокол невозможно составить на месте выявления пра­вонарушения и если составление протокола является обязательным, нарушитель может быть принудительно доставлен (препровожден) в милицию.

В том случае, если имеется возможность составить протокол на месте выявления административного правонарушения, например: установлена личность нарушителя, имеются необходимые документы, обстановка на месте совершения правонарушения не создает препят­ствий, протокол о правонарушении может быть составлен на месте без применения доставления.

(слайд № 4) При доставлении несовершеннолетнего органами внутренних дел необходимо: установить данные, характеризующие его личность, сведения о родителях или законных представителях (опекунах, по­печителях), выяснить обстоятельства совершения правонарушения; оформить материалы, необходимые для привлечения доставленных к административной ответственности; направить в лечебные учреж­дения в случае нахождения в состоянии наркотического опьянения или одурманивания или в тяжелой степени алкогольного опьянения, а также в случае телесных повреждений (при необходимости); передать несовершеннолетнего родителям или законным представителям и т. п. Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок.

Рассмотрением дел об административных правонарушениях несовершеннолетних занимаются комиссии по делам несовершен­нолетних и защите их прав (КпДН). Исключение составляют лишь дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 11. 18 Кодекса РФ об административных правонарушениях (безбилетный проезд), а также дела об административных правонару­шениях в области дорожного движения. Их рассматривают КпДН в тех случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

(слайд № 5) Преступлением признается запрещенное Уголовным кодек­сом РФ деяние (действие или бездействие), представляющее опас­ность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом.

Преступления бывают умышленными или совершенными по не­осторожности.

Прежде чем признать человека виновным в совершении пре­ступления, необходимо выяснить, имел ли он умысел его совер­шить. (слайд № 6) Умышленные действия отличаются от неосторожных тем, что в первом случае виновный осознает общественную опасность совершаемых им действий или бездействия, предвидит их общест­венно опасные последствия и желает или сознательно допускает их наступление (статья 25 УК РФ). (слайд № 7) В случае совершения преступления по неосторожности виновное лицо либо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит такой возможности, хотя должно было и могло бы их предвидеть, если бы проявляло необходимую внимательность и предусмотрительность (статья 26 УК РФ).

Закон поощряет добровольный отказ от совершения преступ­ления, но ужесточает наказание за повторное совершение престу­плений, за преступное посягательство на детей, беззащитных или беспомощных людей, за особо жестокие, садистские преступления, соучастие, за групповые преступления. (слайд № 8) Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в со­вершении умышленного преступления (статья 32 УК РФ). Соучастие возможно только в умышленных преступлениях. (слайд № 9) Соучастниками пре­ступления являются: исполнитель, организатор, подстрекатель, по­собник. Ответственность соучастников в преступлении определяется характером, степенью их участия в преступлении (статья 33 УК РФ).

Групповыми признаются преступления, совместно совершенные двумя или более исполнителями, объединившимися в группу без предварительного или с предварительным сговором.

(слайд № 10) Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребенок в возрасте младше 14 лет не может быть осужден за совершение преступления. Законодатель предпола­гает, что до 14 лет ребенок еще недостаточно ответственен за свои поступки. Однако если ребенок до 14 лет постоянно совершает про­тивоправные действия, он может быть поставлен на учет в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

(слайд № 11) Дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за совершение убий­ства, умышленного причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищения человека, изнасилования, разбоя, грабежа, кражи, вымогательства, угона автомобиля, хулиганства при отягчаю­щих обстоятельствах, умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества, повлекшего тяжкие последствия или совершенно­го опасным способом, хищения огнестрельного оружия и взрывных устройств, взрывчатых и наркотических веществ, терроризма, захвата заложника, заведомо ложного сообщения об акте терроризма, ван­дализма, а также за приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения. В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет (статья 20 УК РФ).

В Уголовном кодексе есть Общая часть, в которой даются понятия преступления, соучастия, вины, перечисляются меры наказания и т. д. , и Особенная часть, в которой содержатся определяющие признаки конкретных видов преступлений и устанавливающие ответственность за них.

(слайд № 12) Наказание применяется не только в целях восстановления спра­ведливости, но и как средство исправления осужденных и преду­преждения совершения новых преступлений (раздел III УК РФ). Уго­ловный кодекс устанавливает для несовершеннолетних, например, следующие виды наказаний: штраф; обязательные работы; исправи­тельные работы; лишение права заниматься определенной деятель­ностью; арест; лишение свободы на определенный срок.

(слайд № 13) К несовершеннолетнему, который впервые совершил тяжкое пре­ступление, могут быть применены вместо мер уголовного наказания принудительные меры воспитательного воздействия: предупреж­дение, передача под надзор, возложение обязанностей загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление особых тре­бований к поведению несовершеннолетнего.

При наличии исключительных обстоятельств, относящихся к лич­ности несовершеннолетнего, суд может назначить более мягкое на­казание, чем предусмотрено законом.

(слайд № 16) Кража – это тайное, то есть скрытое от потерпевшего и окружаю­щих лиц, хищение чужого имущества. Несовершеннолетние, совер­шившие ее, могут быть наказаны либо штрафом (до 500 минимальных окладов), либо исправительными работами (до 1 года), либо арестом (до 4 месяцев), либо лишением свободы (до 3 лет). Кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору или с незаконным проник­новением в жилище, помещение или хранилище, влечет за собой более строгое наказание – до 6 лет лишения свободы (статья 158 УК РФ).

(слайд № 17) Грабеж – это открытое хищение имущества подростком, наказание может быть назначено в виде исправительных работ (до 1 года), либо ареста (до 4 месяцев), либо лишения свободы (до 4 лет) (статья 161 УК РФ). Более суровое наказание (до 7 лет лишения свободы) влечет за собой совершение грабежа с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия группой лиц по предварительному сговору, а также с незаконным проникно­вением в чужое жилище, помещение или хранилище.

Уголовное наказание преследует цель исправления нарушителя и учитывает к тому же возрастные особенности несовершеннолетних, поэтому уголовное законодательство предусматривает ряд мер, на­правленных на смягчение ответственности подростков.

К примеру, несовершеннолетним не могут быть назначены такие виды наказания, как лишение свободы сроком на 10 лет, ограниче­ние свободы, конфискация имущества, смертная казнь и некоторые другие. Штраф может быть назначен только при наличии у осужден­ного подростка самостоятельного заработка или имущества, которое можно с него взыскать. (слайд № 18)Для подростков до 18 лет предусмотрены сокращенные сроки отбывания таких наказаний, как арест (от 1 до 48 месяцев), исправительные работы, отбываемые по месту работы осужденного до 1 года, а также обязательные работы, назначаемые в форме посильной для несовершеннолетнего работы в свободное от учебы или основной работы время на срок от 40 до 160 часов. При этом арест назначается только тем лицам, которые достигли к момен­ту вынесения судом приговора 16-летнего возраста.

IV. Обсуждение ситуации

Для обсуждения предлагается ситуация:

«Знакомый несовершеннолетних Алексея и Владика давно наблюдал за квар­тирой, которая большую часть времени была свободна. Он знал, что квартира неплохо обставлена, в ней есть драгоценные вещи. В один из дней ребята подошли к дверям квартиры. . . »

Важно ли чем закончилась эта история? Ясно одно: преступление совершено группой лиц по предварительному сговору, поскольку в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совершении преступления. В качестве организатора преступления выступает знакомый, который предложил исполнителям (Алексею и Владику) совершить преступление. Он нашел квартиру и, видимо, знал, что в ней никого нет. Таким образом, он должен нести ответственность как организатор данного преступления, независимо оттого, было оно доведено до конца или нет. Кроме того, если он достиг 18 лет, то он должен нести ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления, если будет установлено, что он сделал это путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, который при­вел ребят к совершению преступления (ч. 1 ст. 150 УК РФ).

Ребята могут быть признаны виновными за совершение грабежа, то есть открытое похищение имущества, совершенное группой лиц по предварительному сговору с незаконным проникновением в жилище (п. «а», «б» ч. 2 ст. 161 УК РФ). Данное преступление доведено ими до конца – они украли кошелек в присутствии хозяйки и вынесли его из квартиры. Здесь налицо все признаки преступления и признаки состава преступле­ния: ребята посягали на собственность хозяйки квартиры. Они сделали это умышленно, так как знали и понимали, для чего идут в эту квартиру. И даже когда увидели хозяйку, все равно довели свое преступление до конца. Для соучастия не имеет значения, кто конкретно взял кошелек. Главное, что необходимость украсть вещи из квартиры охватывалась умыслом обоих исполнителей. Наконец, все являются субъектами пре­ступления, поскольку достигли возраста уголовной ответственности.

Данное преступление относится к числу тяжких. За него установ­лено суровое уголовное наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет со штрафом либо без такового.

В то же время при назначении наказания суд учитывает харак­тер, степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность. Организатор преступления, как говорилось выше, должен понести более суровое наказание, ребята – исполнители пре­ступления понесут более мягкое наказание, так как они совершают преступление впервые, несовершеннолетние.

V. Информация о состоянии правонарушений в школе, районе, городе Подростки все чаще втягиваются в наркобизнес, порнобизнес, незаконный оборот оружия, боеприпасов, криминальную торговлю автомобилями и запчастями. Растут число и тяжесть насильственных и корыстно-насильственных преступлений, преступлений, совершен­ных в группах, под руководством взрослых. Действия подростков от­личают крайняя жестокость, дерзость, агрессивность. За последние годы число умышленных убийств увеличилось на 103%, разбойных нападений – на 108%, тяжких телесных повреждений – на 80%, грабе­жей – на 37%. Наблюдается увеличение числа преступлений, совер­шенных девочками-подростками. Естественно, что сказывается резкое падение уровня жизни подавляющей части населения, социальная незащищенность, неуверенность в завтрашнем дне, увеличивающий­ся разрыв между политикой государства и интересами его рядовых граждан. Дети это видят и ощущают на себе. По данным криминологи­ческих исследований, около 80% от числа доставляемых в приемники-распределители для несовершеннолетних – дети в возрасте до 14 лет, все из неблагополучных семей, многие страдают зависимостью от ал­коголя, наркотических веществ и токсических средств.

VI. Подведение итогов

Дополнительный материал

(слайд № 19)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

(Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. ;

в редакции федеральных законов от 21 марта 2005 года № 21-ФЗ,

от 22 апреля 2005 года № 38-ФЗ).

{Извлечения)

РАЗДЕЛ 1

Глава 2

Статья 2. 1. Административное правонарушение (слайд № 20)

1. Административным правонарушением признается противоправное,

виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за

которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федера-­

ции об административных правонарушениях установлена административная

ответственность.

2. Юридическое лицо признается виновным в совершении администра­-

тивного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не ос­вобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от админи­стративной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Статья 2. 2. Формы вины (слайд № 21)

1. Административное правонарушение признается совершенным умыш­ленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и же­лало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвраще­ние таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Статья 2. 3. Возраст, по достижении которого наступает администра­тивная ответственность (слайд № 22)

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершив­шем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до во­семнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответствен­ности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федераль­ным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Статья 2. 7. Крайняя необходимость (слайд № 23)

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимо­сти, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интере­сам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Статья 3. 2. Виды административных наказаний (слайд № 24)

1. За совершение административных правонарушений могут устанавли­ваться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) административный арест;

6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

7) дисквалификация.

8) административное приостановление деятельности.

С. В. Кудрявцева, МБОУ СОШ №2, с. Кривополянье, Чаплыгинский район, Липецкая область

Метки: Воспитательная работа