«Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!»
«Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!»
Цель: Обобщить знания учащихся по отечественной истории, предложив дать характеристику некоторых важнейших исторических этапов развития России с помощью литературных произведений.
Задачи:
– Способствовать формированию ценностной ориентации на ответственное и уважительное отношение к историческим событиям и вклада этих событий в мировое культурное наследие в условиях массового общества;
– Способствовать формированию желания познавать многообразие исторических событий отечественной истории на принципах гуманизма, толерантности и открытости;
– Способствовать формированию умения делать оценочные выводы на основе ранее полученных знаний и собственной системы ценностей;
– Способствовать совершенствованию познавательных умений учащихся, умения объяснять исторические факты с точки зрения отечественной литературы, анализировать события в контексте мировой истории;
– Показать межпредметные связи (история и литература) и гуманистический характер развития российской художественной культуры; дать оценку ключевым тенденциям развития отечественной истории;
– Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.
Оформление:
- цветы
- книжная выставка
- магнитофон,
- проектор и экран для показа тематических видеоэпизодов и презентации.
Опережающие задания для учащихся:
- Подобрать подходящие по тематике литературные произведения (в виде поэзии и прозы) и выучить фрагмент наизусть, предварительно посоветовавшись с преподавателем.
- Подготовить тематическую презентацию.
План проведения:
- Вступительное слово преподавателя, в котором необходимо объяснить тематику классного часа, донести до учащихся цель и задачи данного классного часа.
- Необходимо дать инструкции к опережающему заданию для учащихся: подобрать и выучить литературные произведения, подходящие к тематике классного часа.
- Эпиграфом к данному классному часу является строки из произведения А. С. Пушкина
«Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!»
- Ведущий классного часа – преподаватель, рассказ ведущего прерывается выступлениями учащихся (стихи, подходящие и раскрывающие сущность того или иного исторического события), подходящими по тематике классного часа, музыкальными произведениями, презентацией слайдов и видео – сюжета.
- Заключительное слово преподавателя, анализ классного часа.
Ход классного часа:
Звучит музыка. «Гляжу в озёра синие»
Преподаватель:
О, Русская земля! Что это? Вздох древнего летописца при виде княжеской усобицы, или голос поэта в год новой беды? А может быть раздумья сегодняшнего молодого человека, который предчувствует какую ответственность возлагают ему на плечи история и современность, какие тревоги и победы суждено пережить его отечеству?
И современники, и тени
В тиши беседуют со мной.
Острее стало ощущенье
Шагов истории самой.
Она своею тьмой и светом
Меня омыла и ожгла.
Всё явственней её приметы,
Понятней мысли и дела.
Мне этой радости доныне
Не выпадало отродясь.
И с каждым днём нерасторжимей
Вся та преемственная связь.
Как словно я девчонка в шубке
И за тебя, родная Русь.
Как бы за бабушкину юбку,
Спеша и падая, держусь.
Наш сегодняшний классный час будет посвящён теме патриотизма в русской поэзии. История и литература шагают рука об руку. Поэтому мы с вами заслушаем литературные и музыкальные произведения, посвященные теме патриотизма. И начнём мы с древнейшей истории. Гражданственностью и патриотизмом всегда славилось русское слово. Перечитайте страницы русских летописей. Вспомните начало всех начал – «слово о полку Игореве».
Ученик № 1
Звучит отрывок из «Слово о полку Игореве»
Над широким Бергом Дуная,
Над великой Галицкой землёй
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:
«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю – речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклоняясь к Каяле, омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь – князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».
Преподаватель:
Многое видела Россия на своём веку за долгие столетия. Бесчисленные кони кочевых племён соединялись в огромный поток – всемирный потоп татаро – монгольской конницы. Западные захватчики чёрно оспой ядер пятнали прекрасные башни Пскова и Новгорода. С юга шли ханы и паши. Отовсюду! Из века в век! Не было, казалось, у России ни клочка земли, неведомой врагам.
Но Россия на удивление врагам подымалась перед ними всё могущественнее и величественней. Колокола гремели то в честь победы Александра Невского на Чудском озере, то в честь победы Дмитрия Донского на Куликовом поле.
Ученик № 2
Звучит отрывок А. Блок «На поле Куликовом».
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной.
За развивающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молнии боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск, и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжёл, как перед боем,
Теперь твой час настал. Молись!
Преподаватель:
В глухих костромских лесах блуждали польско – шведские отряды. Там неугасимой под метелью верой билось – и бьётся в поучение нам доныне – сердце Ивана Сусанина. Русский человек учился быть гордым подвигами соотечественников.
Ученик № 3.
Звучит отрывок «Иван Сусанин» К. Рылеев.
«Куда ты ведёшь нас? Не видно не зги!»…
«Туда, куда нужно! – Сусанин сказал –
Убейте! Замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит!
«Умри же! – сарматы герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя засверкали. –
Погибни предатель! Конец твой настал!»
И твёрдый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!
Звучит музыкальная композиция «Русское поле»
Преподаватель:
Побывал в Москве Наполеон, но уходя из Москвы, русские люди верили, вдохновлённые гением Кутузова, верили в окончательную победу. Наполеон писал в своем дневнике «Французская армия показала себя способной одержать победу, а русские доказали свое право считаться непобедимыми».
Ученик № 4
отрывок. М. Ю. Лермонтов «Бородино».
Скажи – ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром, французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия про день Бородина!
– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы.
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Просмотр видеоэпизода «Бородинское сражение»
Преподаватель:
Русское слово всегда было под стать своему великому народу! Так было и в трудные времена становления русского государства. Так было и в блистательном ХIХ веке, когда гением А. С. Пушкина русское слово раскрылось в блистательном величии.
Так было и в бурном, жестоком ХХ веке. Как много испытаний он принёс нашей стране, нашему народу! Две мировые войны и между ними революции, Гражданская война, военная интервенция стран Антанты.
Ученик № 5.
Стих Г. Артёмовская «Русь».
Стонет Русь Святая, стонет слёзы льёт,
Нищая, больная, сыновей зовёт…
После славы громкой и былых побед –
По миру с котомкой ходит много лет.
Храмы осквернили. Царь с семьёй убит.
Верных перебили. Произвол царит…
Не шумят знамёна с ликами икон,
По ступеням трона – вражий легион.
Родина страдает, в рубище она,
К господу взывает нищая страна.
Показ видеоэпизода «Гражданская война в России»
Преподаватель:
Всё преодолела русская земля! Выдержала все невзгоды и страдания русский народ. Но вновь качнулись весы истории…
Напав на СССР, фашизм ставили своей задачей уничтожение национальной самостоятельности братских народов, прежде всего первого среди равных – русского народа. Вот почему утверждение исторического и культурного значения русской нации, любви к родине и патриотизма явилось могучим духовным оружием. Как оно свежо и сейчас, патриотическое слово грозовых лет!
Ученик № 6.
Максим Упеник «О вы, штандарты дедовских побед»
О вы, штандарты дедовских побед,
России величавая отрада!
Развея гитлеровский бред,
Меж вас пылает знамя Сталинграда!
Огни горят, как ордена,
Он истинный наследник вашей славы.
В нём ветер, залетевший от Полтавы,
И дым пороховой Бородина…
Преподаватель:
И сейчас мне бы хотелось рассказать о некоторые факты о победе над фашистами. Рассказ писателя Сергея Алексеева «Победа».
«– Сержант Егоров!
– Я сержант Егоров!
– Младший сержант Кантария!
– Я младший сержант Кантария!
Бойцов вызвал к себе командир. Советским солдатам доверялось почётное задание. Им вручили боевое знамя. Это знамя нужно было установить на здании рейхстага. Бойцы взяли под козырёк и ушли. Многие с завистью смотрели им вслед. Каждый сейчас хотел быть на их месте.
У рейхстага идёт бой. Пригнувшись, бегут Егоров и Кантария через площадь. Вдруг фашисты открыли бешеный огонь и знаменосцам приходится залечь за укрытие. Тогда наши бойцы вновь начинают атаку, и Егоров и Кантария бегут дальше.
Вот они уже на лестнице. Подбежали к колоннам, подпирающим вход в здание. Кантария подсаживает Егорова, и тот пытается прикрепить знамя у входа в рейхстаг.
– Ох, выше бы! – вырывается вздох у наблюдавших бойцов.
И, как бы услышав просьбу товарищей, Егоров и Кантария снимают знамя и бегут дальше. Они врываются в рейхстаг и исчезают за его дверьми.
Бой идёт уже на втором этаже. Проходит несколько минут, и в одном из окон вновь появляется красное знамя. Появилось, качнулось, и снова исчезло. Забеспокоились солдаты. Что с товарищами? Не убиты ли? Проходит минута, две, десять. Проходит тридцать минут, но ни Егорова, ни Кантарии, ни знамени больше не видно.
И вдруг радостный крик вырывается у сотен бойцов. Знамя цело. Друзья живы. Пригнувшись, они бегут на самом верху здания – по крыше. Вот они выпрямились во весь рост, держат знамя в руках и приветственно машут товарищам.
Потом вдруг бросаются к застеклённому куполу, который поднимается над крышей рейхстага, и осторожно начинают карабкаться ещё выше.
– Правильно, туда его – к самому небу! – кричат солдаты. – Выше, братишки, выше!
На площади и в здании рейхстага, на самом верху, в весеннем небе над побеждённым Берлином уже уверенно развевалось Знамя победы.
Два советских воина, русский рабочий Михаил Егоров и грузинский юноша Милитон Кантария, а вместе с ними и тысячи других бойцов разных национальностей, сквозь метель и непогоду войны принесли его сюда. В самое фашистское логово, и установили на страх врагам символ непобедимости советского оружия».
Показ видеоэпизода «Берлинская операция»
Преподаватель:
Страна посылала свою армию воевать в Афганистан, как до этого посылала военных в Эфиопию, в Анголу, Египет. 15 февраля 1989 года наши войска официально выведены из Афганистана. Последним через границу перешёл генерал Борис Громов.
Ученик № 6
Ф. Глинка «Исчезли мира дни счастливые»
Исчезли мира дни счастливы, Пылает зарево войны:
Простите, веси, паствы, нивы! К оружью, дети тишины!
Теперь, сейчас же мы, о други! Скуём в мечи серпы и плуги:
На бой теперь иль никогда! Замедлим час – и будет поздно!
Уж близко, близко время грозно: Для всех равна беда!
Преподаватель:
И в наши дни льётся кровь наших солдат, нашего народа… Чечня, Будёновск, Первомайск, Москва, Беслан, Цхинвали… И снова перед нами задача, как перед нашими предками, не дать уничтожить мир, сплотиться и победить.
Показ видеоэпизода «Чеченская война 1994 – 1996 гг. »
Преподаватель:
Заповедный край русской земли врагам только снился. Её чистое небо и живая вода, её заповедная область народного духа, национального самосознания.
Сложны пути поэзии. Но у великого народа может быть только великое Слово – народное, вдохновенное, патриотическое. О, Русская земля!
Касаясь трёх великих океанов, Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов, непобедима, широка, горда.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть…Но эти три берёзы При жизни никому нельзя отдать.
Звучит песня «Березы» гр. «Любэ».
И. А. Косова, ГБПОУ МО"Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум", г. Павловский Посад, Московская область
Метки: Воспитательная работа