Классный час «Свобода и ответственность». 9 – 11 классы
Классный час «Свобода и ответственность». 9 – 11 классы
Если Вы достаточно умны, чтобы сказать: "Да!",
то я не достаточно глуп, чтобы сказать: "Нет!".
(Владимир Борисов)
Игла испорченного компаса не дрожит.
Свободна от ответственности.
(Станислав Ежи Лец)
Цель:
Дать старшеклассникам возможность задуматься над понятиями «свобода» и «ответственность», соотнести эти категории.
Ход занятия:
Занятие начинается со вступительного слова, в котором учитель сообщает о цели встречи и обозначает все многообразие подходов к теме. Для того чтобы активизировать ребят на собственные размышления о понятии «свобода», учитель предлагает познакомиться с определениями данного понятия, взятыми из различных словарей.
Свобода – это:
– отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;
– сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;
– способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;
– реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;
– не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;
– степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;
– наличие прав и их гарантированность;
– один из основополагающих принципов правового государства.
Учащимся предлагается выбрать из указанных вариантов тот, который наиболее близок им, и обосновать свою точку зрения. Если среди предложенных нет определения, которое отражало бы личное понимание категории «свобода», ребята пытаются сами сформулировать его.
Примеры из высказываний: «Удовлетворение личных потребностей напрямую связано с самостоятельностью и ответственностью человека за свои поступки, поэтому свобода – это не только независимость, но и воля, готовность выполнять свои обязанности».
«Если каждый будет думать, что свобода – это только отсутствие ограничений, то в мире будет хаос».
«Безграничная свобода невозможна, она слишком близка к тому, чтобы делать зло другим людям».
Учитель. Свобода – категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.
Бесконечно число словосочетаний со словом «свобода».
Вместе с классом учитель вспоминает ставшие привычными выражения: «свобода личности», «свобода духа», «политические свободы», «свобода слова», «свободное время» и т. д.
В ценности и значимости этого понятия вряд ли кто-то усомнится. Лишение свободы – одно из самых тяжких наказаний в жизни человека. Каждый из нас готов сейчас вкладывать в это понятие свои смыслы, но с течением времени наши взгляды могут изменяться, и эта трансформация объясняется, кроме прочего, тем, что в течение жизни изменяется число предоставляемых человеку свобод.
Попытаемся проанализировать подобные изменения на примере своей жизни. Заполним таблицу.
Таблица
Я свободен в принятии решений | ||
Раннее детство | Настоящее время | Взрослая жизнь |
Таблица заполняется либо индивидуально, либо в ходе общего обсуждения. Делаются выводы об увеличении с возрастом не только числа предоставляемых свобод, но и степени их серьезности, глубины, смысла, а соответственно – возрастает личная ответственность за совершаемые поступки.
Вопросы для обсуждения: 1. За что мы ценим свободу?
2. Может ли человек быть абсолютно свободен?
3. В чем проявляется стремление к абсолютной свободе?
4. Что ограничивает это стремление?
Учитель. Стремление человека к свободе подталкивает его к попыткам расширить круг своих свобод. Какие пути для этого возможны?
Обычно ребята называют целый список возможностей: богатство, авторитет, знания, власть, творчество, преступления и т. д. Целесообразно рассмотреть все предлагаемые пути и обсудить их с точки зрения приемлемости в современных условиях, оправданности, целесообразности для личности.
В ходе таких рассуждений непременно возникает понятие ответственности.
Учитель. Понимание ответственности как особого социального и морально-правового отношения личности к обществу не может возникнуть в жизни человека спонтанно. Оно формируется в ребенке в процессе воспитания в течение длительного времени – через принятие в свою жизнь тех требований, которые предъявляются к детям со стороны взрослых, сверстников.
Самое привычное, повседневное понимание ответственности – это способность отвечать. Но в таком случае естественно возникают вопросы: «За что и перед кем?» Есть ли обстоятельства, за которые мы не обязаны брать на себя ответственность? Что включает в себя понятие «ответственный человек»?
Класс разбивается на четыре микрогруппы, каждая из которых предлагает свои варианты ответов на один из вопросов:
– «Я ответственен за. . . » (за что я могу и готов принять на себя ответственность);
– «Я ответственен перед. . . » (перед кем и перед чем я готов быть ответственен);
– «Я не обязан нести ответственность за. . . » (за какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать ответственность на себя);
– «Ответственный человек – это. . . » (какие качества личности соответствуют такому определению человека).
После работы в группах предложенные варианты выносятся на общую схему на доске, подробно обсуждаются, при необходимости дополняются некоторыми характеристиками. Таким образом выстраивается своеобразный «круг ответственности».
В качестве обобщения и эмоциональной точки в занятии участникам предлагается выразить свое отношение к рассмотренным категориям через написание синквейнов (нерифмованных пятистиший по правилам). Если это первый опыт такой работы, целесообразно предложить создать варианты в микрогруппах.
Правила написания синквейна:
1-я строка: название темы, выраженное одним словом (существительным или местоимением);
2-я строка: определение темы в двух прилагательных или причастиях;
3-я строка: три глагола, показывающие действия в рамках данной темы;
4-я строка: фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме;
5-я строка: завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Темы (первые строки) задаются исходя из тех ключевых слов, которые оказались самыми значимыми для ребят в течение занятия. Варианты созданных синквейнов зачитываются.
Примеры синквейнов на темы СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ВЫБОР:
Свобода. Независимая. Самостоятельная. Мыслить. Делать. Быть. Всего дороже на свете. Полет. |
Ответственность. Самостоятельная. Честная. Была. Есть. Будет. Тяготит тебя или радует. Свобода. |
Свобода. Независимая. Достойная. Думать. Говорить. Действовать. Свобода – право каждого человека. Независимость. |
Ответственность. Надежный. Обязательный. Обещаю. Выполню. Смогу. Всегда отвечу за слова! Исполнительность. |
Достоинство. Личное. Возвышенное. Ценить. Отвечать. Уважать. Достигай величия любой ценой. Честь. |
Достоинство. Надежный. Уверенный. Уважать. Действовать. Решать. Должно быть в человеке. Самоуважение. |
Выбор. Уверенный. Свободный. Подумать. Решить. Принять. Готов ты сделать выбор? Решай! |
Выбор. Свободный. Достойный. Искать. Пробовать. Действовать. Ответственное решение здравомыслящего человека. Поиск. |
ЭССЕ НА ТЕМУ «СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
– Ты кто?
– А ты что, не видишь? Я Свобода.
– Какая ещё Свобода? Не знаю таких.
– «Какая-какая» – обижается Свобода. – Я разная. Я свободная. Я ученическая. Я учительская. Я необходимая.
– Да поняла я. Ты толком говори.
Свобода теряется и чешет в затылке.
– Ну в общем так, – наконец говорит она.
– Понятно, – ехидничает собеседница.
– Нет, ты слушай, – Свобода машет руками, – Во-первых, я осознанная необходимость.
– Знаем, читали, – собеседница зевает.
– Во-вторых, смотри, ученики свободны делать всё, что не запрещено. Учителя тоже.
– Подерутся.
– Нет, не подерутся, – у Свободы на лице выражение «Всё знаю, но объяснить не могу» – Понимаешь, свобода, она ограничена. Свободой. Понимаешь? Ну например. . . Например, ученик свободен учиться, а учитель учить. А вот если их свободы пересекаются, то директор свободен разбираться как захочет. В пределах разумного, конечно.
– Нет! Это ты не понимаешь! Тут уже я появляюсь.
– А ты-то кто такая умная?
– Я? – гордо, – Я Ответственность.
– И чё?
– Да ни чё! Ты сядь и спокойно подумай: ну куда ты, Свобода Батьковна, без меня, без Ответственности? Это же Произвол получается.
– Ммм. . . – Свобода напряженно мыслит, – Наверно. . .
– Ты не мычи, ты головой подумай, – Ответственность откровенно развлекается. – Вот взял человек Свободу, должен взять и Ответственность. Тот же твой ученик: свободен учиться? Пусть отвечает за то, что не учится. Взялся учитель работать, пусть отвечает за качество работы. И пусть не обижаются.
– Слу-ушай! – радуется Свобода. – Да это же закон природы!
– Угу.
– Это же здорово!
– Угу.
– Это же. . .
– Да ясно, ясно. . . Заболтались мы с тобой, пошли лучше кофе пить.
– Ответственность, я тебя обожаю!
– Скажи проще: ты без меня не можешь, – Ответственность пытается освободиться из объятий Свободы.
– Ага, и это тоже! Пошли кофе пить!
И. В. Алексахина, МОУ "Георгиевская гимназия", г. Егорьевск, Московская область
Метки: Воспитательная работа