Информационно-образовательный портал
e-mail: mail@infobraz.ru

Профилактика суицидов. Предотвращение самоубийства подростков

Профилактика суицидов. Предотвращение самоубийства подростков

Цели занятия:

– дать школьнику знания о суициде и способах его предотвращения;

– способствовать формированию активного са­мосознания и навыков волевой саморегуляции;

– помощь подросткам в понимании, осознании адекватности своей самооценки;

– тренировка способности к само­раскрытию.

Оборудование

Проектор, экран, раздаточный материал.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка

Введение в атмосферу тренинга. Приветствие

Ведущий приветствует всех и просит учащихся по­казать условным сигналом свою готовность к работе.

– Сегодня мы будем обсуждать очень трудную проблему. Мы попробуем разобраться в том, что такое суицид и суицидальная попытка, мы попытаемся научиться распознавать признаки надвигающейся опасности, мы узнаем, что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода.

Практическая часть

Для того чтобы удержать друга или знакомого от самоубийства, надо немного разбираться в человеческой психологии. Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основных вещи:

1. Нам нужно, чтобы нас любили.

2. Нам нужно хорошо к себе относиться.

На наше поведение оказывают воздействие два основных принципа:

1. Наше поведение зависит от того, как мы к себе относимся.

2. Поведение каждого человека имеет цель; наши поступки не происходят “просто так”, каждый человек несет персональную ответственность за свои решения.

Если руководствоваться этими очень важными соображениями и ясно представлять себе их реальный, практический смысл, то можно чуть лучше разобраться, почему некоторые подростки хотят уйти из жизни.

Формирование у учащихся пред­ставлений о персональном решении и навыка отстаивать свое решение.

Учащимся предлагается об­судить такую ситуацию: «Представь, что ты нахо­дишься в гостях у своих друзей, вечер в самом раз­гаре. Однако ты живешь очень далеко. Не стоит ли покинуть друзей пораньше?» Обобщая высказыва­ния учащихся, следует обратить их внимание на не­обходимость уметь прогнозировать последствия своего решения. Нужно обсудить с учащимися, сто­ит ли в таком случае объявлять всем о своем реше­нии (друзья, отговаривая, помешают его выполнить). Подумайте, какими способами можно отстаивать свое решение (лучший способ – приступить к его выполнению).

Упражнение «Мой щит»

Цель: формирование у учащихся навыка принятия персональных реше­ний.

Участникам предлагается какая-либо ситуация (на­пример, друзья приглашают на дискотеку, но у тебя другие планы), а также несколько бумажных листов (набор щитов) с готовыми вариантами ответов.

Я– сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение («Мне приятно, что ты меня пригла­сил, + но я не могу пойти, + так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино!»).

Встречный вопрос + отказ («Ты думаешь мне не хочется пойти? + Хочется, но не могу!»).

Анализ ситуации, почему группа хочет, чтобы ты согласился с предложением («Вам, наверное, инте­ресно узнать мои музыкальные вкусы?»).

Затем рассматривается еще одна ситуация (напри­мер, во дворе тебе предлагают покурить сигарету с наркотиком). Учащиеся отвечают по образцу.

Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям, которые чувствуют себя чужими и дома, и в школе, и во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, “невовлеченность”. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Оттого, что самооценка их снизилась, даже те проблемы, которые раньше решались походя, теперь становятся для них неразрешимыми.

Некоторые подростки сравнивают это тревожное, неприкаянное состояние с ощущением тонущего, который захлебнулся и идет ко дну, или же человека, у которого судорожно сжимается от тоски сердце. Как ты думаешь, что для них в это нелегкое время самое главное? Ты угадал – Друг.

Самооценка – это то, как ты оцениваешь себя сам.

На чем основывается наша самооценка?

– Наша самооценка – это наше самоощущение. То, как мы воспринимаем себя, нашу жизнь, наши чувства по отношению к друзьям – все это воздействует на нашу самооценку.

– Наша самооценка – это и то, каким мы представляемся другим. Наша самооценка зависит от того, как к нам относятся наши друзья, учителя, родители или воспитатели, что они о нас говорят.

Подумай, как изменится твоя самооценка в зависимости от следующих обстоятельств:

твои родители тебя хвалят;

ты завалил экзамен;

твои друзья “за тебя горой”;

учитель физкультуры кричит на тебя;

ты считаешься самой хорошенькой девушкой в классе;

кто-то назвал тебя “психом”;

тебя избрали в совет класса;

ты подвел приятеля.

Декларация самоценности

Декларация моей самоценности

Я – это Я.

Во всём мире нет никого в точности такого же, как Я.

Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому всё, что исходит от меня, – это подлинно моё, потому что именно Я выбираю это.

Мне принадлежит всё, что есть во мне: моё тело, включая всё, что оно делает; моё сознание, включая все мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, – тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, – вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращённые к другим людям или ко мне самому.

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи.

Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.

Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы всё во мне содействовало моим интересам.

Я знаю, что кое – что во мне озадачивает меня и есть во мне что – то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать всё больше и больше разных вещей о себе.

Всё, что Я вижу и ощущаю, всё, что Я говорю и что делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, – это моё. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

Когда Я вглядываюсь в своё прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил, и что делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что это не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что – то новое в себе самом.

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею всё, чтобы быть близким другим людям, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.

Я – это Я, и Я – это замечательно.

Теперь ты знаешь о суициде очень много чрезвычайно важного. Без информации и правильного понимания происходящего трудно правильно построить свое поведение в кризисных ситуациях.

И. Ю. Шенцова, МОБУ СОШ №1 г. Лабинск, Краснодарский край

Метки: Воспитательная работа