Классный час на тему: «Толерантность – путь к миру и согласию»
Классный час на тему: «Толерантность – путь к миру и согласию»
Форма проведения – круглый стол .
Проблемный вопрос: ТОЛЕРАНТНЫ ЛИ МЫ?
Цели:
познакомить учащихся с понятием "толерантность", с основными чертами толерантной личности;
развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Задачи:
– дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
– развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
– воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
– развитие уважения к своим правам и правам других людей.
Ход классного часа:
Приветствие.
1. Вступительное слово учителя.
Тема нашего классного часа: «Толерантность – путь к миру и согласию»
Обратите внимание на плакат. На нем запись : 16 ноября – Международный день толерантности.
Не всем, может быть, знакомо это слово, но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития каждого человека в отдельности, группы, общества в целом.
2. Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
Каждой команде были даны карточки , на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
Что общего в этих определениях?
Ответ: умение жить в мире и согласии со всем миром.
Когда же это будет возможным?
3. Давайте послушаем сказку .
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
– Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
– Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. . .
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. . . Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
– Вот выбирай, – сказал волшебник, – одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
– Они все прекрасны, – сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать. . .
– Твоя правда, – ответил волшебник, – они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответ: потому что в мире и согласии можно лишь тогда , когда в нашей жизни будут царить доброта и любовь. )
– Ну а как с этим дела обстоят у нас сейчас?
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. . .
4. Сценка "Перед вами две дороги. Выбирайте. . . "
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
– Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка.
– Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, – ответил молодой человек, сжав её руку.
– Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.
– А нам-то что? Он сам виноват.
– Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
– Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
– Я всё равно подойду. – Девушка вырвала руку.
– Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с "всякими". Пойдём отсюда, – он попытался увести её
– Знаешь что, я. . . Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
– Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой.
– Я сломал её. . . кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
– Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать "скорую".
– Спасибо, леди, спасибо. . .
– Послушай, – обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, – у тебя нет "мобильника"?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. . . – Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
– Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
– У вас открытый перелом, – проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, – она быстро пошла к телефонному автомату.
– Девушка! – окликнул её мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась. – Вы обязательно найдёте себе счастье.
– Почему молодой человек отказался помочь?
– Как бы вы поступили в этом случае?
– Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
– Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.
5. Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждой команды на столах лежат карточки , на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:
Терпимость
Бессердечность
Конфликт
Сострадание
Прощение
Вспыльчивость
Желание что-либо делать вместе
Милосердие
Злорадство
Ложь
Сотрудничество
Уважение прав других
Раздражение
Принятие другого таким, какой он есть
Зависть
Итак, толерантная личность обладает следующими качествами _______________
( Ребята зачитывают свои ответы)
6. А теперь давайте проведем анализ анкет, которые вы заполняли накануне.
(Каждая из команд зачитывает вопросы и ответы , все остальные комментируют)
7. Российская Федерация– многонациональная, в которой проживают представители более ста народов. Каждый народ, сформировавшийся на территории нашей страны, имеет свои особенности культуры, традиций, обычаи. Важно знать, понимать особенности этнического самосознания и поведения других народов.
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.
Вот пример особенностей проявления этнического поведения. Этот пример мы можем разыграть по ролям.
Разыгрывается сценка
Представим себе, что в трамвай входят русский, немец, татарин и грузин, все принадлежащие к европеоидной расе, одинаково одеты, пообедавшие в одной столовой и с одной и той же газетой под мышкой.
Допустим, что в трамвае появляется молодой человек, который начинает некорректно вести себя по отношению к даме. Как будут действовать персонажи?
Грузин – схватит обидчика за грудки и попытается выбросить его из трамвая.
Немец – брезгливо сморщиться и начнет звать милицию.
Русский – скажет несколько сакраментальных слов.
Татарин – предпочтет уклониться от участия в конфликте.
Конечно «чужие» особенности этнического самосознания и поведения могут вызывать различные реакции, в т. ч. и отрицательное отношение. Но в этом и состоит задача, чтобы учиться это понимать и быть терпимым.
8. Давайте подумаем, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
– Нет, ссоримся _______________
Все ли можем спокойно выслушать друг друга?
Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
– Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
– Как можно избежать драки?
( Обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся. )
А я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка. Как вести себя в конфликтной ситуации?
Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
Имей терпение выслушать собеседника.
Спокойно объясни свою точку зрения.
Подумай, из-за чего возник спор.
9. Посмотрим, как в жизни можно эти правила применить . Проведите инсценировку следующей сцены:
Ира принесла в школу новый телефон ,полученный в подарок накануне. Друзья захотели его посмотреть. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Ира , увидев это, страшно разозлилась.
Предложите свои пути решения конфликта.
10. "Дерево толерантности"
Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности. (Листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе. )
11. А в заключение наши пожелания:
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
И всё это вам поможет жить в мире с собой и окружающими!
При подготовке классного часа были использованы материалы , опубликованные в интернете.
О. С. Демченко, МОУ СОШ № 3 МО, Ейский район, г. Ейск, Краснодарский край
Метки: Воспитательная работа