Классный час в форме устного журнала «Современный школьный этикет»
Классный час в форме устного журнала «Современный школьный этикет»
Цели:
1. Закрепить знания учащихся о правилах поведения в школе;
2. Представить результаты работы учащихся над индивидуальными темами в рамках проекта.
Задачи:
1) Закрепить понятия «этикет» и «школьный этикет», познакомить с историей этикета;
2) Развивать внимание, мышление и речь учащихся;
3) Развивать умение анализировать свои поступки, поведение других людей и делать выводы;
4) Воспитывать самостоятельность, честность, ответственность, взаимопомощь;
5) Познакомить с понятием «уместность» в отношении правил этикета;
6) Закрепление навыков работы на компьютере, создания слайдов для презентации;
Оборудование:
1) Ноутбук
2) Презентация по теме
3) Проектор
4) Материалы работы учащихся по индивидуальным темам в рамках проекта (теоретические сведения, слайды презентации, рисунки, картинки)
5) Аудиозаписи: Сергей Козлов «Сказка про ёжика и медвежонка» («Большое спасибо!»); песня К. Ермаков «Песня Алёши про волшебные слова» из мюзикла «Волшебное слово»
6) Таблички с результатами анкетирования учащихся по проблеме
Ход классного часа
Слайд 1
Мнения разных людей о том, как одеваться, как вести себя с другими людьми, часто расходятся. Одним, кажется лучше поступить так, другим иначе. А спорить тут особенно нечего. Дело в том, что существуют определенные правила поведения, которые называются словом «этикет».
Слайд 2
Этикет – определённые правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и следовать им в различных ситуациях; установленный порядок поведения, удобный для всех. Итак, мы поговорим сегодня о правилах этикета, но не обо всех, а только о правилах школьного этикета.
Слайд 2 (щелчок)
Школьный этикет – правила поведения в школе.
Каждый из вас работал над своей темой в рамках общей темы: «Современный школьный этикет». Вам нужно было составить рассказ о правилах поведения подобрать подходящие картинки и оформить его; сделать фотографии, подобрать пословицы, поговорки, высказывания и стихотворение по теме и оформить слайды. Результаты нашей работы мы представим сегодня в нашем устном журнале, который так и называется «Современный школьный этикет».
Первые правила возникли сотни лет назад. Поэтому первая страница нашего устного журнала называется «История этикета».
Слайд 3
Страница 1. История этикета (кл. рук)
Историю этикета принято отсчитывать примерно с 16 века. Тогда этикет означал свод правил при дворе монарха, своего рода церемониал.
В Древней Руси первые письменные правила поведения были составлены князем Владимиром Мономахом в 12 веке. В своих «Поучениях» мудрый князь писал: «Где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего. Чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, – простой ли человек, или знатный – угостите пищей и питьем. Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово. Старых чти, как отца, а молодых, как братьев»
В России свод правил гражданина был изложен в XVII веке в книге «Домострой». Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла» Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай».
При Петре I для молодых дворян в 1717 году была издана книга «Юности честное зерцало». В этой книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Так, например, в книге рекомендовалось: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало», «когда тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому», «над яством не чавкай как свинья и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори», «не облизывай перстни и не грызи костей, но обрежь ножом».
– С чего начинается ваше общение с учителями, воспитателями, ребятами в школе?
(учащиеся отвечают)
Поэтому вторая страница нашего журнала называется «Правила приветствия и расставания». Над этой темой работала_____
Слайд 4, 5
Страница 2. Правила приветствия и расставания (Москаленко Е. )
Слова приветствия мы произносим по нескольку раз в день. С приветствия начинается любой разговор. Варианты приветствий: слова, жесты, мимика.
Забывать о приветствии нельзя, ни при каких обстоятельствах, даже если встреча была случайной, даже если вы спешите или встретились случайно, на улице. Младший первым приветствует старшего по возрасту; входящий в комнату – присутствующих; уходящий прощается с остающимися.
Слова приветствия нужно произносить четко и внятно, глядя при этом на того, кому они адресованы. Считается неприличным при приветствии отводить взгляд в сторону. Слова приветствия, как правило, сопровождаются улыбкой. Невежливо стоять боком, а тем более спиной к тому, кто вас приветствует. Нужно повернуться к человеку и улыбнуться.
Ученик, придя в школу, должен поприветствовать не только своего учителя, но и всех взрослых, работающих в школе, сказав: «Здравствуйте!» Обращаясь к одноклассникам, можно сказать: «Привет!» Расставаясь, нужно взрослым сказать: «До свидания!», ребятам можно сказать: «Пока!»
Слайд 6
– При подготовке к классному часу мы попытались выяснить, как обстоят дела с культурой поведения в школе в нашем классе и провели анкету, в которой нужно было продолжить предложение. Первое утверждение: Я здороваюсь с учителями, ребятами и гостями школы _______________
Да Иногда Нет
(табличка прикрепляется на доску)
– На что мы в первую очередь обращаем внимание при встрече с человеком, когда, например, в класс приходит новый ученик?
(учащиеся отвечают)
Поэтому третья страница нашего журнала называется «Внешний вид». Над этой темой работала_____
Слайд 7, 8
Страница 3. Внешний вид (Столбова А. )
В школе ученик должен выглядеть соответствующим образом. Форма должна быть простой и удобной. Для уроков физкультуры должна быть спортивная форма и обувь. Спортивную форму можно одевать только на уроки физкультуры .
Школьную форму надо содержать в порядке. Она должна быть чистой и поглаженной, к ней пришиты все пуговицы. В красивой и ухоженной форме приятно заниматься на уроках.
Мальчики должны быть аккуратно подстрижены и причесаны . Если у девочки стрижка, волосы должны быть причесаны , не растрепаны . Если у девочки длинные волосы , они должны быть уложены красиво : в косы или собраны на голове аккуратно.
Войдя в школу, нужно переобуться в сменную обувь, снять верхнюю одежду.
Слайд 9
– И снова результаты анкетирования. Второе утверждение: Я стараюсь выглядеть опрятно, слежу за своим внешним видом _______________
Да Иногда Нет
(табличка прикрепляется на доску)
– Что вы можете сказать о человеке, когда вы учитесь в одном классе?
(учащиеся отвечают)
Поэтому четвёртая страница нашего журнала называется «Поведение на уроке». Над этой темой работал_____
Слайд 10, 11
Страница 4. Поведение на уроке (Черняков А. )
Урок начинается со звонком. Подготовиться к уроку нужно на перемене.
На уроке надо не лениться, а учиться. Не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Если необходимо задать вопрос или дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя.
Когда учитель или другой взрослый входит в класс, учащиеся встают, приветствуя его. Когда кто-то из взрослых покидает класс, все ученики также должны встать.
На уроке ни в коем случае нельзя пользоваться сотовым телефоном.
Никогда не жуйте жевательную резинку на уроке. Ничего не ешьте и не пейте, надеясь, что учитель не заметит этого. Даже если вы очень проголодались, дождитесь перемены.
Слайд 12
– И снова результаты анкетирования. Третье утверждение: Я получаю замечания по поведению на уроках _______________
Да Иногда Нет
(табличка прикрепляется на доску)
– Когда вы общаетесь друг с другом, могут случаться ссоры и обиды. Что помогает помириться?
(учащиеся отвечают)
Поэтому пятая страница нашего журнала называется «Извинения». Над этой темой работал_____
Слайд 13, 14
Страница 5. Извинения (Мазынин Д. )
Нужно извиниться, если причинил другому беспокойство, помешал, обидел. Для этого используются слова: «Извините!», «Простите!»
Если опоздал на урок, нужно постучаться, извиниться за опоздание и попросить разрешения войти в класс.
Если обидел товарища, то нужно попросить прощения со словами: «Прости меня, пожалуйста! Я больше так не буду».
Если испортил или сломал чужую вещь, нужно кроме слов извинения, попытаться исправить поломку.
Извиниться – значит понять свою вину, но не любого извинившегося можно извинить. Если человек извиняется несерьёзно, со смехом, только для того, чтобы от него отстали, то в следующий раз он снова может совершить плохой поступок.
Слайд 15
– И снова результаты анкетирования. Четвёртое утверждение: Я могу извиниться, если кого-то обидел _______________
Да Иногда Нет
(табличка прикрепляется на доску)
– В школе вы проводите много времени. Можно сказать, что это ваш второй дом. Что важно, чтобы вам и другим было приятно находиться в школе?
(учащиеся отвечают)
Поэтому шестая страница нашего журнала называется «Поддержание чистоты и порядка». Над этой темой работала_____
Слайд 16, 17
Страница 6. Поддержание чистоты и порядка (Банникова Т. )
Школа – это не только учителя и ученики, это классы с партами и стульями, коридоры со стендами и картинами. Придя в школу 1 сентября , мы видим , что там все выкрашено и вымыто.
Ученики должны бережно относиться к школьному имуществу: не писать на парте и стенах, не ломать мебель, убирать за собой мусор. Относитесь к имуществу школы как к своему собственному.
У ученика должен быть порядок не только на парте, но и под партой. Учебники и тетради, другие учебные вещи аккуратно складывать на парту. Учебники обернуты, с закладкой. Тетради и дневник подписаны и обернуты. Портфель под партой, в нем остальные учебные принадлежности.
Слайд 18
– И снова результаты анкетирования. Пятое утверждение: Я стараюсь не сорить в школе и поддерживать порядок _______________
Да Иногда Нет
(табличка прикрепляется на доску)
– В школе важно правильно вести себя не только на уроках, но и в других местах. Например, в столовой.
Поэтому седьмая страница нашего журнала называется «Поведение в столовой». Над этой темой работал_____
Слайд 19, 20
Страница 7. Поведение в столовой (Довбня А. )
Соблюдать правила поведения за столом необходимо, потому что они помогают нам хорошо выглядеть и показывают наше уважение к другим людям.
Основные правила:
Мыть руки перед едой.
Садиться за стол аккуратно и чисто одетым.
Перед едой пожелать всем «Приятного аппетита!»
Есть и пить надо беззвучно и аккуратно, стараться не оставлять на столе следов пищи.
Не склоняться низко над тарелкой.
Нельзя говорить громко или с полным ртом.
Не спешить в еде, но и не есть слишком долго.
После еды убрать за собой посуду, протереть стол.
После еды говорить «Спасибо!»
Слайд 21
– И снова результаты анкетирования. Шестое утверждение: Я культурно веду себя в столовой _______________
Да Иногда Нет
(табличка прикрепляется на доску)
– Говорят, что надо вести себя с другими так, как хотел бы, чтобы другие вели себя с тобой. Любому человеку приятно слышать своё имя. Какое обращение вам нравится?
(учащиеся отвечают)
Что говорят правила этикета? Восьмая страница нашего журнала называется «Обращение друг к другу». Над этой темой работал_____
Слайд 22, 23
Страница 8. Обращение друг к другу (Шергин А. )
Нужно поддерживать с одноклассниками добрые дружеские отношения, оказывать необходимую помощь, уважать друг друга. Нужно стараться говорить в адрес друг друга больше приятных, добрых слов. Не употреблять грубых, обидных, неприличных слов, даже в споре. Тем более нельзя распускать кулаки и драться.
К учителям принято обращаться на «Вы» и по имени-отчеству, на это не влияет возраст учителя. С одноклассниками общайтесь так, как хотите, чтобы общались с вами. Хотите по имени, хотите по фамилии, и уж совсем не следует по прозвищу, особенно, если оно обидное.
Слайд 24
– И снова результаты анкетирования. Седьмое утверждение: При общении с ребятами в школе я использую клички и прозвища _______________
Да Иногда Нет
(табличка прикрепляется на доску)
Слайд 25
Следующая страница нашего журнала – «Литературная».
Страница 9. Литературная (кл. рук. )
– Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом – грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся. Послушайте, пожалуйста, запись «Сказки про ёжика и медвежонка» Сергея Козлова «Большое спасибо!» и ответьте на вопросы: Можно ли зайца назвать воспитанным, культурным? Что он сделал неправильно?
(учащиеся отвечают)
– Сейчас давайте подведём итоги анкетирования. Посмотрите на таблички с результатами и скажите, какие правила ребята нашего класса соблюдают, а какие не всегда или совсем не соблюдают.
(учащиеся отвечают)
– Над какими правилами мы должны работать в классе?
(учащиеся отвечают)
– А нужны ли вообще правила этикета? Для чего?
(учащиеся отвечают)
Знать правила необходимо. Тогда всем окружающим будет хорошо с нами. И нам самим будет хорошо и радостно среди людей.
Слайд 26
Наш классный час заканчивается и последняя страница нашего журнала – «Музыкальная».
Страница 10. Музыкальная (кл. рук. )
– Я предлагаю вам послушать песню К. Ермакова «Песня Алёши про волшебные слова» из мюзикла «Волшебное слово» и ответить на вопросы: Какие волшебные слова прозвучали в песне и сколько раз? Какое из этих слов уместно будет употребить в конце нашего классного часа?
(учащиеся отвечают)
Слайд 27
– Спасибо за внимание! – Спасибо за помощь! – Спасибо за работу!
Анкета по культуре поведения в школе
Фамилия, имя, класс ________________________________________________
1. Я здороваюсь с учителями, ребятами и гостями школы _______________
Да
Иногда
Нет
2. Я стараюсь выглядеть опрятно, слежу за своим внешним видом _______________
Да
Иногда
Нет
3. Я получаю замечания по поведению на уроках _______________
Да
Иногда
Нет
4. Я могу извиниться, если кого-то обидел _______________
Да
Иногда
Нет
5. Я стараюсь не сорить в школе и поддерживать порядок _______________
Да
Иногда
Нет
6. Я культурно веду себя в столовой _______________
Да
Иногда
Нет
7. При общении с ребятами в школе я использую клички и прозвища _______________
Да
Иногда
Нет
Дата:
Подпись:
С. А. Савельева, ОГБОУ "Рязанская школа-интернат", г. Рязань
Метки: Воспитательная работа