Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Формирование гражданской идентичности личности школьника на уроках русского языка и литературы

Формирование гражданской идентичности личности школьника на уроках русского языка и литературы

Вступление

(Слайд 1)

Современные дети – представители иной культуры, которая проникает в их сознание благодаря работе с персональным компьютером, с современной аудио– и видеотехникой, с сотовой системой связи и современными коммуникациями. Они знакомятся с содержанием произведений через краткие аннотации и пересказы, в лучшем случае – через экранизации. Мир эмоциональных переживаний подростка в значительной мере обеднен и нуждается в большой эмоциональной насыщенности и подкреплении смысловой основой. Разные поколения становятся мало интересными друг для друга, все больше наблюдается непонимание и протест.

(Слайд 2) Между тем именно от роста сознательности и социальной активности граждан России, особенно молодежи, в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства. Потому как никогда актуальны слова Н. А. Некрасова:

«А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Довольно даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!»

Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова "патриотизм" призваны образовательные учреждения, т. к. детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине.

Патриотическое и гражданское воспитание на уроках русского языка

(Слайд 3) «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка. . . », – писал К. Д. Ушинский. С этим нельзя не согласиться. Поэтому огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.

Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других дисциплин. На уроках русского языка решается проблема патриотического воспитания.

В процессе воспитания гражданственности и патриотизма на уроках русского языка, учитывая специфику нашего предмета, используются следующие методические приемы:

1. попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;

2. фронтальная беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения;

3. написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.

Воспитание гражданственности и патриотизма как нельзя лучше проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Планируя учебный материал, мы одновременно решаем и эти воспитательные задачи, чему способствуют дидактические материалы, тексты диктантов, изложений, сочинений, таких, как: «Наш герб», «Наш флаг», «Слово о России», «Юные герои войны», «Этих дней не смолкнет слава», «Первый солдат в русской истории», «Первый русский генералиссимус» и другие.

(Слайд 4) Занятия по формированию гражданской идентичности мы организуем, используя, как традиционные, так и нетрадиционные формы. Это и тематические беседы, уроки пресс-конференции, уроки – заочные путешествия, уроки-презентации с использованием ИКТ-технологии, музыкального и визуального оформления. Это позволяет более эффективно воспринимать материал урока обучающимися и влиять на их эмоциональную сферу.

Если в 5 классе мы учим формулировать проблемные вопросы и отвечать на них, то в старших классах учащиеся уже составляют собственные электронные альбомы на заданную тему. (Слайды 5-8) Электронный альбом «Словарный запас русского языка» (10А класс, Мартынова Г. А. ). В процессе изучения раздела «Лексика» учащиеся выбирали для работы какой-либо пласт русского языка (диалектные слова, жаргонизмы, молодёжный сленг, устаревшие слова, просторечия) и должны были показать его связь с историей страны и с современными реалиями жизни.

Патриотическое и гражданское воспитание на уроках литературы

(Слайд 9) Литература несет в себе богатый учебный материал, который способствует патриотическому воспитанию школьников: сведения о биографиях известных писателей и исторических деятелей; произведения, которые отражают историю развития нашей страны и ее культуры, долгий и трудный путь народа к утверждению своей самобытности; шедевры нашей литературы, начиная с былин и сказаний Древней Руси и кончая произведениями о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг. ); тексты художественных произведений и публицистики, работа над семантикой общественно-политических слов, написание докладов, рефераты, диспуты, дискуссии.

(Слайд 10) Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – в русских народных сказках. Мной проводился урок в 5 «В» классе под названием: «Проект «Мои любимые русские сказки»» (5В класс – учитель Митрофанская А. П. ). Прямо на уроке учащиеся, объединившись в группы, создавали сборники своих любимых русских сказок и защищали свои проекты.

С особым интересом многие обучающиеся относятся к теме родной природы, её красоте и неповторимости. Подготовленное выразительное и осмысленное чтение наизусть, а также последующий анализ стихотворений о Родине, родной природе даёт возможность обучающимся прочувствовать эмоциональное состояние поэта через описание картин природы и передать свое восприятие к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу. Связь литературы и живописи вообще очень прочна. Невозможно изучать художественное произведение без опоры на иллюстрации. (Слайды 11-12) Электронный альбом «Русские художники-иллюстраторы» (5А класс – учитель Мартынова Г. А. ). Создавая этот электронный альбом, учащиеся не только познакомились с лучшими художниками-иллюстраторами русских народных сказок, но и пришли к выводу о богатстве и разнообразии русского народного творчества.

Но устойчивость и степень зрелости нравственного сознания достигается только тогда, когда знания обучающихся в области патриотизма приобретают форму личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения. Глубокому уяснению сущности патриотизма способствуют диспуты и собрания: на уроке русского языка в 10 классе мной проводился диспут «Патриотизм: знак вопроса», а на уроке литературы в 11 класс – читательская конференция «Можно ли на войне выжить и остаться человеком?» по повести В. Кондратьева «Сашка» и рассказу М. Шолохова «Судьба человека»; в них подросткам приходится самим отстаивать свои взгляды по вопросу патриотизма.

(Слайд 13) Формирование гражданской идентичности представляет широкое поле действия в век информационно-коммуникативных технологий. Обучающиеся охотно занимаются исследовательской деятельностью, а результаты оформляются в виде мультимедийных презентаций. Систематически проводится сбор материала о трудовом и боевом пути бабушек и дедушек, о героизме тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. Образ исторического времени, взятый ими из книг и кинофильмов, дополняется образом реального человека, с которым они могут встретиться в действительности.

В настоящее время идет поиск путей формирования гражданской идентичности. Поэтому мы применяем разные технологии: проектную, технологию проблемно-ценностных дискуссий, кейс-технологию. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременное формирование определенных личностных качеств. Очевидны преимущества проектной технологии: учащиеся стали самостоятельнее, проявляют больший интерес к предметам гуманитарного цикла, появился позитивный настрой, научная пытливость, коммуникабельность. С помощью технологии (проекта) мы создаем условия для самореализации личности.

(Слайд 14) Участие в школьных, муниципальных, областных, региональных и федеральных конкурсах, таких, как «Война в истории моей семьи», «Когда была война », «Горький хлеб блокады» (конкурсы сочинений); «Мы – граждане Российской Федерации», «Сохраним родную планету» (конкурсы эссе), «Земля российская талантами богата», «Шолоховская весна» (конкурсы чтецов); «Средь шумного бала» (конкурс театральных постановок), «Первые шаги в науку о языке» (научно-исследовательские проекты), «Грамотей» (общешкольный диктант ко Дню родного языка), «Юные таланты» (конкурс литературного творчества учащихся) и других позволяет достичь того, что знания детей в области патриотизма приобретают форму личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.

(Слайд 15) «Средь шумного бала» – городской конкурс театральных постановок. В 2014-2015 учебном году был посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Театральный коллектив нашей школы под руководством Митрофанской А. П. и Мальгиной Н. А. представил на конкурс театральную постановку «Я еще не хочу умирать», посвящённую детям блокадного Ленинграда. Активное участие в подготовке приняли ученики и родители 7Б и 7В классов.

(Слайды 16) Научно-исследовательские проекты «Первые шаги в науку о языке». Тематика ученических работ разнообразна: от духовной лексики до текстов рок-песен. Работа Михаила Тарасова «Ударение в словах церковно-славянской лексики»» (руководитель Мальгина Н. А. ) выдвигалась на премию губернатора Московской области.

(Слайд 17) Работа Марины Абдуразаковой «Функции эмоционально-экспрессивной лексики в текстах рок-песен» (руководитель Мартынова Г. А. ). Галина Александровна увидела увлечение своей ученицы роком и направила её в нужное русло, обратила внимание на то, что в творчестве ее любимых рок-групп, помимо хулиганских, есть и патриотические рок-песни.

(Слайд 18) Литературные вечера, разнообразные по форме, содержанию и особенностям подготовки, такие, например, как «Литературный венок России» (Нечаева А. А. ) помогают реализовать программу по формированию нравственных ориентиров во внеурочное время.

(Слайд 19) Участие обучающихся в подготовке и проведении мероприятий формирует их социальную активность, помогает развивать способности, дать таланту вырваться на свободу, стать человеком творческим, думающим.

Заключение

(Слайды 20-21) Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям.

Дискуссии о необходимости гражданского и патриотического воспитания детей и подростков то затухают, то разгораются вновь. А время неумолимо быстротечно и не позволяет медлить.

(Слайд 22) Мы должны успеть раньше других на чистом листе детских душ вписать самые нужные слова, вложить в головы самые важные мысли. . .

Успеть познакомить своих питомцев с богатством и разнообразием русского языка. Успеть привить любовь к родной природе, родным местам. Успеть показать красоту и богатство русской литературы, русского Слова.

Успеть сформировать самые сокровенные качества личности – патриотизм и гражданственность.

ЛИТЕАТУРА:

Гасанов, З. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З. Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59-63

Овчинникова, Н. П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н. П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. – №1. – С. 93– 101

А. П. Митрофанская, МБОУ СОШ №30, г. Подольск, Московская область

Метки: Воспитательная работа