Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Роль воспитателя в социализации глухих и слабослышащих детей в современном мире

Роль воспитателя в социализации глухих и слабослышащих детей в современном мире

В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли специального обучения и воспитания в подготовке учащихся к самостоятельной жизни, в решении проблем социализации детей с проблемами слуха. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей с проблемами развития.

Человек в современном обществе должен быть готов к овладению разными социальными ролями, к приобретению и смене профессий, должен уметь приспосабливаться к быстро изменяющимся обстоятельствам жизни. При хорошей адаптации он успешно выполняет социальные роли, имеет высокий социальный статус, психологическую удовлетворенность социальной средой.

Наши наблюдения и практика обучения глухих и слабослышащих детей показывают, что лица с недостатками слуха со сложными нарушениями развития испытывают значительные трудности при включении их в социум не только слышащих людей, но и в микросоциум глухих и слабослышащих.

Проблема социального развития глухих и слабослышащих детей при сложной структуре нарушений развития является значимым направлением в современной отечественной сурдопедагогике.

До последнего времени проблемы социального воспитания, социального развития ребенка с нарушениями слуха в сурдопедагогике не были объектом специального изучения, не разрабатывалось программно-методическое обеспечение этого процесса. На первый план выдвигалась проблема обучения глухих и слабослышащих языку, математике и другим учебным предметам. Достижения в социальной адаптации рассматривались чаще всего в качестве побочного результата обучения и воспитания школьников с нарушениями слуха. Однако результаты подобной работы, как показывает практика, не удовлетворяли педагогов и родителей. Вместе с тем известно, что этап детства особенно важен для становления личности, для освоения жизненных ценностей, норм, образцов поведения, для присвоения культуры общества. Процесс социализации начинается с самого рождения человека и продолжается всю жизнь; для данного процесса характерна последовательность постепенно усложняющихся этапов, их преемственность. Запаздывание с решением вопросов социализации на каждом этапе отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка.

Подготовить школьников с нарушением слуха, к жизни в обществе гораздо сложнее, чем их нормально развивающихся сверстников. Вместе с тем, целенаправленная работа по социализации необходима в силу изолированности этих детей (жизнь в интернате, в окружении неслышащих).

Л. С. Выготский определял последствия отклонений в развитии как «социальный вывих» и считал, что специальное воспитание должно быть подчинено социальному, слиться с ним, быть его составной частью.

В сурдопедагогике для детей дошкольного возраста были разработаны методики развития сюжетно-ролевой игры (Г. Л. Выгодский, 1964) и организации работы с родителями

Социальное воспитание детей должно пронизывать все разделы коррекционной работы, и педагоги должны акцентировать внимание детей на социальных отношениях в процессе сюжетно-ролевых, театрализованных и других игр, упражнений, формирующих партнерские отношения, навыки взаимодействия друг с другом.

Большое значение придается на взаимодействие детей с родителями. Семья играет важную роль в социализации неслышащего ребенка; родители формируют у детей навыки самообслуживания, положительное отношение к учебе, готовя детей к участию в бытовом и общественно-полезном труде.

Только подражая родителям, ребенок постепенно приобретает такие нравственные качества, как доброта, правдивость, дисциплинированность и трудолюбие. Следует иметь в виду, что представления о морали, которые слышащий ребенок может усвоить самостоятельно, не сформируются у детей с нарушениями слуха без специальной педагогической работы.

Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с отклонениями в психофизическом развитии. От взаимоотношений ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой.

Одной из эффективных организационных форм работы по адаптации неслышащих детей к жизни в обществе является экскурсия. Экскурсия позволяет проводить наблюдения, изучать предметы и явления природы в естественных или искусственно созданных условиях. Экскурсии в школах проводятся с целью закрепления, расширения и углубления имеющихся и приобретения новых знаний, а также для решения конкретных воспитательных задач, расширения сферы общения и социальных контактов глухих и слабослышащих учащихся. Тематика экскурсий может быть связана с учебным предметом, может носить более широкий, коррекционно-развивающий и воспитательный характер.

Учитывая психофизические особенности детей с недостатками слуха, специфику усвоения ими программного материала, проведение с ними экскурсий требует более тщательной подготовки. Она включает: определение ее цели, задач, содержания, методов; подготовку учащихся: рассказ о цели, содержании, организации экскурсии, о видах работы в ходе экскурсии, постановка вопросов, ответы на которые учащиеся должны найти во время экскурсии; продумывание форм контроля понимания школьниками изучаемого материала; определение содержания беседы, завершающей экскурсию, с целью закрепления усвоенного материала [3].

Эффективность проведения экскурсии с учащимися, имеющими нарушение слуха, определяется четкостью ее организации.

Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель собирает их, и в краткой беседе напоминает цель и задания, которые должны быть выполнены учащимися. После этого он может приступить к реализации плана экскурсии.

Центральным моментом экскурсии должно стать наблюдение. Основная задача воспитателя на экскурсии организовать наблюдения детей, т. е. направить их внимание на существенные стороны изучаемого объекта или явления. Это достигается путем постановки ряда вопросов-заданий, заставляющих детей внимательно рассмотреть весь предмет или явление в целом, сравнить его с другими предметами, найти сходства и отличия, рассмотреть его части и т. д. Содержание и система вопросов всецело определяются целью экскурсии.

В ходе экскурсии воспитатель дает словесные пояснения относительно наблюдаемого, вовлекает детей в общение, следит за выполнением индивидуальных заданий, оказывает помощь в случае затруднений. Результаты наблюдений, деятельности, общения обобщаются и закрепляются в словесной форме.

После экскурсии знания и речевой материал закрепляются при изготовлении альбомов, стендов, рисунков, организации выставки коллекций или поделок из собранных материалов, при написании отчетов, сочинений, а также в беседах, при чтении литературы по теме экскурсии.

Экскурсионные занятия по содержанию познавательного материала подразделяются на обществоведческие и природоведческие.

На обществоведческих экскурсиях очень важно показать школьникам, как на практике происходит разделение общественного труда, раскрыть специфику массовых профессий, помочь учащимся определить свое место в общественном труде. В результате этой работы должны быть сформированы общественно ценные отношения к труду и людям труда.

Природоведческие экскурсии знакомят школьников с многообразием окружающей природы, преобразующей природу деятельностью человека. Воспитатель приучает воспитанников по-хозяйски относиться к ее богатствам и приумножать их. Двухчасовые экскурсионные занятия достаточно удовлетворяют потребности организма детей в отдыхе, благотворно влияют на формирование такого важного для учебной работы качества, как наблюдательность, обогащают учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающем мире.

Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях учить школьников ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности [2].

Особое внимание воспитателем уделяется вопросу о дисциплине. Если экскурсия проводится впервые, надо сообщить детям, что экскурсия – это тот же урок, только проводится не в классе, а в природе. Поэтому на экскурсии необходимо соблюдать тишину при объяснении, не мешать товарищам. Необходима дисциплина и при передвижении к месту экскурсии. Если экскурсия проводится не впервые, всё же не мешает напомнить детям правила поведения, сделав особое предупреждение тем детям, которые плохо вели себя на предыдущих экскурсиях.

При подведении итогов экскурсии целесообразно остановиться на оценке дисциплины класса и отдельных учеников, наглядно показывая последствия плохого поведения (плохое усвоение материала, напрасная потеря времени, порча оборудования). Это содействует воспитанию сознательной дисциплины и бережного отношения к природе и школьному имуществу.

Таким образом, экскурсия – эффективная организационная форма воспитательной работы со школьниками с нарушением слуха. Учебные экскурсии развивают у детей наблюдательность, способствуют адаптации ребёнка в окружающем мире, обеспечивают уточнение и закрепление представлений.

Литература

1. Зыкова, Т. С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-II вида : пособие для учителя / Т. С. Зыкова, Э. Н. Хотеева. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 200 с.

2. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике : учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 352 с.

3. Сурдопедагогика : учеб. пособие для студентов дефектол. ф-в пед. ин-тов / Л. В. Андреева, К. А. Волкова, Т. А. Григорьева и др. / под ред. М. И. Никитиной. – М. : Просвещение, 1989. – 384 с.