Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

Аннотация

В данной работе рассматривается актуальная проблема – формирования экологической компетентности одаренных детей. Для того чтобы химическое и биологическое образование стало развивающим, т. е. нацеленным на создание условий для развития творческих способностей школьника важно показывать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека с природными объектами, включение их в такое взаимодействие. Изучив технологию индивидуального стиля учебной деятельности, технологию сотрудничества, проблемного обучения, критического мышления, проектного обучения, я поняла, что ни одна теория, изолированно применённая, не решает полностью задачи развивающего обучения и воспитания. Кроме того, не всякая теория может быть применена в чистом виде любым другим педагогом, кроме автора, создателя этой методики или технологии. Именно поэтому моя работа – не открытие нового, а разумное сочетание известных педагогических технологий и приёмов, преломленных через деятельностный подход к учению, т. е усвоение знаний через активную познавательную деятельность одаренных детей. В своей работе я хочу представить оригинальную модель воспитания учащихся природой – создание творческого пространства (образовательной среды) для самореализации внутреннего творческого потенциала школьника, удовлетворения его эстетических, познавательных и физических потребностей, снятия состояния психологической защиты и нервно-психического напряжения средствами общения и непосредственного контакта с природными объектами в условиях научно-исследовательской деятельности.

Надеюсь, что моя работа позволит сформировать экологическую компетентность не только одаренных ребят, но и большинства школьников и будет способствовать повышению качества образования.

«Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь»

Компетенция – это определённая область (сфера) окружающей действительности или деятельности. Экологическая компетентность представляет собой потенциал и опыт видов действий учащихся экологической направленности. [1]

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [2] Одно из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» связано с поддержкой талантливых детей. Каждый одаренный ребенок – это личность, требующая особого подхода. Работа с одаренными детьми должна быть четко спланированной, поэтапной и системной.

Цель работы: создание творческого пространства (образовательной среды) для самореализации внутреннего творческого потенциала одаренного школьника средствами общения и непосредственного контакта с природными объектами в условиях познавательно – исследовательской деятельности личностно-ориентированного обучения.

Задачи 1. Формирование интереса к родному краю, осведомлённости о его экологических проблемах. 2. Развитие у одаренных учащихся познавательной сферы через формирование психофизиологических свойств. 3. Обучение одаренных детей получению знаний с опорой на свои индивидуальные особенности и возможности. 4. Формирование умений и навыков исследовательской и опытнической работы. 5. Формирование основ знаний о том, как люди взаимодействуют с природой. 6. Формирование опыта участия и опыта использования приобретённых знаний и навыков для осуществления позитивных мероприятий, направленных на решение вопросов и проблем, связанных с охраной окружающей среды.

В нашей школе несколько лет мы работаем с детьми по программе «Одаренные дети» и в течение двух лет по программе «Научно-исследовательское общество» – «НИО». Школа является муниципальной инновационной площадкой по научно-исследовательской работе. За эти годы сформировалась система работы с ребятами по выявлению и развитию способностей одаренных учащихся. Формирование экологической компетентности одаренных детей начинается с начальной школы (научно-исследовательская работа по программе «НИО», работа секции «начальных классов», летний экологический лагерь), среднего звена (научно-исследовательская работа по программе «НИО», учебно-опытный участок, кружок «Юный эколог»), старшего звена (научно-исследовательская работа по программе «НИО», школа одаренных детей). Группа ребят, начиная с начальной школы, занимающаяся научно-исследовательской работой, к 11 классу делает осознанный выбор предмета для итоговой аттестации. Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять, и таким образом мы можем выявить потенциал и работать с одаренными детьми. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и, конечно, учителя. Формирование экологической компетентности через научно-исследовательскую деятельность одаренных учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется химией и биологией, помочь претворить их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Это возможно сделать в рамках урочной и внеурочной деятельности по учебным предметам – химии и биологии. При переходе России на модель устойчивого развития экологическое образование и просвещение населения приобретают приоритетное значение. В своей работе я стараюсь воспитывать у учащихся экологоцентрическое мышление и признание особой социальной ценностью жизнь как таковую, экологические блага и здоровье человека.

Экологическая компетентность

Биология

Химия

Соблюдение правил поведения в природе, участие в мероприятиях по сохранению естественной природы, понимание последствий деятельности человека в окружающей среде, использование природных ресурсов, оценку влияния собственных поступков на живые организмы и экосистемы, моральную ответственность за сохранение биоразнообразия как основы устойчивости биосферы.

Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определение возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотное поведение в окружающей среде; критическую оценку достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Описание основных методов и методик, используемых в представляемой работе

В процессе формирования экологической компетенции одаренных учащихся при изучении химии и биологии я использую следующие методы обучения:

1). Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором я организую относительно самостоятельную поисковую деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. [3] При этом структура обучения следующая: создание проблемной ситуации и постановка проблемы; выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких; опытная проверка принятых гипотез; обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и на практике. Проблемное обучение на уроках биологии и химии для формирования экологической компетентности провожу через решение экологических задач. Задача – это тренажер мыслительной деятельности. Самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Пример экологической задачи: Большой ущерб водным организмам наносят соединения мышьяка. Особенно ядовиты соединения мышьяка (III) Предложите способ очистки сточных вод от арсенатов и арсенитов, принимая во внимание, что мышьяк является аналогом фосфора. Мой опыт работы с применением технологии проблемного обучения на уроках химии и биологии показывает, что она дает положительные результаты, способствует развитию творческой активности ребят, развитию исследовательских

навыков, способности мыслить неординарно.

2) Метод проектов я использую на уроках химии и биологии и во внеурочное время для формирования экологической компетентности. Использую два вида урочных занятий для организации проектной деятельности. Первый вид – проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы. Оптимально использовать такие уроки 1–2 раза в год по какой-то определенной теме. Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам экологического содержания – это межпредметные проекты. Проектный урок я использую на заключительных уроках при изучении большой темы.

Например при изучении темы «Химическая технология и экология» по химии в 10 классе, дети делали свои проекты: «Атмосфера. Основные загрязнители атмосферы», «Охрана почвы», «Гидросфера. Источники и виды загрязнения воды» – с использованием программы PowerPoint и представляли проект-презентацию. Пример проектного урока по природоведению при изучении темы в 5 классе «Освоение природы человеком» – групповая работа учащихся по подготовке своих мини-проектов по темам «Роль современной науки в жизни человека», «Человек – часть природы», «Влияние человека на биосферу». Лауреат PEDOLIMP Международной педагогической творческой олимпиады конкурса «Наука вокруг нас» (средняя школа) – учебный проект «Исследование воды» 2012 год http://www. pedolimp. ru/results. php?kid=307&;knum=2 Победитель конкурса «1001 идея нестандартного занятия с детьми» в рамках 12-го Всероссийского августовского интернет – педсовета – идея «Лекарственные растения в легендах» 2013 год http://pedsovet. org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,77109/Itemid,6/ , III место в общероссийском конкурсе Методического Объединения Учителей «Эврика» «Современный урок химии» – учебный проект 2013 год. Участница Краевого конкурса ККИДППО фестиваль «Сохраним окружающую среду!» – Практический природоохранный проект «Чистый мир своими руками!» 2013 год. 3) Организация научно-исследовательской деятельности осуществляется во внеурочное время с использованием индивидуального подхода к одаренным учащимся. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. В школе ребята под моим руководством занимаются научно-исследовательской деятельностью по формированию экологической компетентности в течение 10 лет. Я провожу исследовательские уроки, на которых одаренные учащиеся, обобщают результаты своих исследований. Это ведет к пропаганде не только знаний, но и исследовательской работы. Например, на уроке химии в 9 классе «Природные источники углеводородов» дети проводят исследование влияния нефтепродуктов на перо птицы. Или на уроке биологии в 8 классе «Экологическая безопасность и продукты питания» ребята проводят исследование продуктов на содержание пищевых добавок.

Структура исследовательской деятельности

Структура проектной деятельности

1. Выявить проблему и определить направления исследования

1. Анализ проблемной ситуации и планирование работы

2. Сформировать основные вопросы – определить сферу исследования.

2. Выполнение запланированных действий проектного замысла.

3. Выработка гипотезы.

3. Оценка результатов проекта.

4. Определить методы исследования.

4. Рефлексия индивидуальной деятельности.

5. Проведение экспериментальной работы.

5. Результат способа решения – презентация, альманах и др.

6. Сбор и обработка экспериментальных данных.

7. Анализ и обобщение результатов исследования.

8. Отчет по результатам исследования с использованием презентации.

9. Защита научно-исследовательской работы.

В научно-исследовательской работе содержатся обязательные элементы научного исследования – постановка цели; формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы. Исследовательские работы подразумевают большую самостоятельность одаренных учащихся, как при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Результат работы – победы моих ребят с научно-исследовательскими работами в муниципальных, зональных и региональных научно-практических конференциях.

В результате моего опыта работы по развитию экологической компетентности одаренных учащихся при изучении химии и биологии делаю следующие выводы:

1. Необходимость применения проблемного обучения, проектной методики, научно-исследовательской работы в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности одаренного учащегося, его подготовки к самореализации в экологической деятельности.

2. Формирование экологической компетентности находит все более широкое применение при обучении одаренных учащихся химии и биологии, что обусловлено характерными особенностями, описанными выше.

3. Предложенная модель формирования экологической компетентности ориентирует не столько на формирование экологических знаний, но и на развитие субъектного опыта практического участия в улучшении состояния окружающей среды, выявления и содействия решению экологических проблем.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Ермаков Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся: теория и практика. – М. , МИОО, 2009.

2. Рабочая концепция одаренности. М. , 2003. Концепция разработана авторским коллективом: Д. Б. Богоявленская (ответственный редактор), В. Д. Шадриков (научный редактор). Ю. Д Бабаева, А. В. Брушлинский. В. Н. Дружинин, И. И. Ильясов, И. В. Калиш. Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, А. А. Мелик-Пашаев. В. И. Панов, ДВ. Ушаков, М. А. Холодная, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич. Источник: http://mybloginfo. ru

3. Яруллина Н. А. Формы и методы работы с одарёнными детьми. Уфа. : Китап, 2009.