РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ
Аннотация
В данной работе рассматривается актуальная проблема – формирования экологической компетентности одаренных детей. Для того чтобы химическое и биологическое образование стало развивающим, т. е. нацеленным на создание условий для развития творческих способностей школьника важно показывать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека с природными объектами, включение их в такое взаимодействие. Изучив технологию индивидуального стиля учебной деятельности, технологию сотрудничества, проблемного обучения, критического мышления, проектного обучения, я поняла, что ни одна теория, изолированно применённая, не решает полностью задачи развивающего обучения и воспитания. Кроме того, не всякая теория может быть применена в чистом виде любым другим педагогом, кроме автора, создателя этой методики или технологии. Именно поэтому моя работа – не открытие нового, а разумное сочетание известных педагогических технологий и приёмов, преломленных через деятельностный подход к учению, т. е усвоение знаний через активную познавательную деятельность одаренных детей. В своей работе я хочу представить оригинальную модель воспитания учащихся природой – создание творческого пространства (образовательной среды) для самореализации внутреннего творческого потенциала школьника, удовлетворения его эстетических, познавательных и физических потребностей, снятия состояния психологической защиты и нервно-психического напряжения средствами общения и непосредственного контакта с природными объектами в условиях научно-исследовательской деятельности.
Надеюсь, что моя работа позволит сформировать экологическую компетентность не только одаренных ребят, но и большинства школьников и будет способствовать повышению качества образования.
«Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь»
Компетенция – это определённая область (сфера) окружающей действительности или деятельности. Экологическая компетентность представляет собой потенциал и опыт видов действий учащихся экологической направленности. [1]
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [2] Одно из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» связано с поддержкой талантливых детей. Каждый одаренный ребенок – это личность, требующая особого подхода. Работа с одаренными детьми должна быть четко спланированной, поэтапной и системной.
Цель работы: создание творческого пространства (образовательной среды) для самореализации внутреннего творческого потенциала одаренного школьника средствами общения и непосредственного контакта с природными объектами в условиях познавательно – исследовательской деятельности личностно-ориентированного обучения.
Задачи 1. Формирование интереса к родному краю, осведомлённости о его экологических проблемах. 2. Развитие у одаренных учащихся познавательной сферы через формирование психофизиологических свойств. 3. Обучение одаренных детей получению знаний с опорой на свои индивидуальные особенности и возможности. 4. Формирование умений и навыков исследовательской и опытнической работы. 5. Формирование основ знаний о том, как люди взаимодействуют с природой. 6. Формирование опыта участия и опыта использования приобретённых знаний и навыков для осуществления позитивных мероприятий, направленных на решение вопросов и проблем, связанных с охраной окружающей среды.
В нашей школе несколько лет мы работаем с детьми по программе «Одаренные дети» и в течение двух лет по программе «Научно-исследовательское общество» – «НИО». Школа является муниципальной инновационной площадкой по научно-исследовательской работе. За эти годы сформировалась система работы с ребятами по выявлению и развитию способностей одаренных учащихся. Формирование экологической компетентности одаренных детей начинается с начальной школы (научно-исследовательская работа по программе «НИО», работа секции «начальных классов», летний экологический лагерь), среднего звена (научно-исследовательская работа по программе «НИО», учебно-опытный участок, кружок «Юный эколог»), старшего звена (научно-исследовательская работа по программе «НИО», школа одаренных детей). Группа ребят, начиная с начальной школы, занимающаяся научно-исследовательской работой, к 11 классу делает осознанный выбор предмета для итоговой аттестации. Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять, и таким образом мы можем выявить потенциал и работать с одаренными детьми. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и, конечно, учителя. Формирование экологической компетентности через научно-исследовательскую деятельность одаренных учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется химией и биологией, помочь претворить их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Это возможно сделать в рамках урочной и внеурочной деятельности по учебным предметам – химии и биологии. При переходе России на модель устойчивого развития экологическое образование и просвещение населения приобретают приоритетное значение. В своей работе я стараюсь воспитывать у учащихся экологоцентрическое мышление и признание особой социальной ценностью жизнь как таковую, экологические блага и здоровье человека.
Экологическая компетентность | |
Биология | Химия |
Соблюдение правил поведения в природе, участие в мероприятиях по сохранению естественной природы, понимание последствий деятельности человека в окружающей среде, использование природных ресурсов, оценку влияния собственных поступков на живые организмы и экосистемы, моральную ответственность за сохранение биоразнообразия как основы устойчивости биосферы. | Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определение возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотное поведение в окружающей среде; критическую оценку достоверности химической информации, поступающей из разных источников. |
Описание основных методов и методик, используемых в представляемой работе
В процессе формирования экологической компетенции одаренных учащихся при изучении химии и биологии я использую следующие методы обучения:
1). Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором я организую относительно самостоятельную поисковую деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. [3] При этом структура обучения следующая: создание проблемной ситуации и постановка проблемы; выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких; опытная проверка принятых гипотез; обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и на практике. Проблемное обучение на уроках биологии и химии для формирования экологической компетентности провожу через решение экологических задач. Задача – это тренажер мыслительной деятельности. Самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Пример экологической задачи: Большой ущерб водным организмам наносят соединения мышьяка. Особенно ядовиты соединения мышьяка (III) Предложите способ очистки сточных вод от арсенатов и арсенитов, принимая во внимание, что мышьяк является аналогом фосфора. Мой опыт работы с применением технологии проблемного обучения на уроках химии и биологии показывает, что она дает положительные результаты, способствует развитию творческой активности ребят, развитию исследовательских
навыков, способности мыслить неординарно.
2) Метод проектов я использую на уроках химии и биологии и во внеурочное время для формирования экологической компетентности. Использую два вида урочных занятий для организации проектной деятельности. Первый вид – проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы. Оптимально использовать такие уроки 1–2 раза в год по какой-то определенной теме. Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам экологического содержания – это межпредметные проекты. Проектный урок я использую на заключительных уроках при изучении большой темы.
Например при изучении темы «Химическая технология и экология» по химии в 10 классе, дети делали свои проекты: «Атмосфера. Основные загрязнители атмосферы», «Охрана почвы», «Гидросфера. Источники и виды загрязнения воды» – с использованием программы PowerPoint и представляли проект-презентацию. Пример проектного урока по природоведению при изучении темы в 5 классе «Освоение природы человеком» – групповая работа учащихся по подготовке своих мини-проектов по темам «Роль современной науки в жизни человека», «Человек – часть природы», «Влияние человека на биосферу». Лауреат PEDOLIMP Международной педагогической творческой олимпиады конкурса «Наука вокруг нас» (средняя школа) – учебный проект «Исследование воды» 2012 год http://www. pedolimp. ru/results. php?kid=307&;knum=2 Победитель конкурса «1001 идея нестандартного занятия с детьми» в рамках 12-го Всероссийского августовского интернет – педсовета – идея «Лекарственные растения в легендах» 2013 год http://pedsovet. org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,77109/Itemid,6/ , III место в общероссийском конкурсе Методического Объединения Учителей «Эврика» «Современный урок химии» – учебный проект 2013 год. Участница Краевого конкурса ККИДППО фестиваль «Сохраним окружающую среду!» – Практический природоохранный проект «Чистый мир своими руками!» 2013 год. 3) Организация научно-исследовательской деятельности осуществляется во внеурочное время с использованием индивидуального подхода к одаренным учащимся. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. В школе ребята под моим руководством занимаются научно-исследовательской деятельностью по формированию экологической компетентности в течение 10 лет. Я провожу исследовательские уроки, на которых одаренные учащиеся, обобщают результаты своих исследований. Это ведет к пропаганде не только знаний, но и исследовательской работы. Например, на уроке химии в 9 классе «Природные источники углеводородов» дети проводят исследование влияния нефтепродуктов на перо птицы. Или на уроке биологии в 8 классе «Экологическая безопасность и продукты питания» ребята проводят исследование продуктов на содержание пищевых добавок.
Структура исследовательской деятельности | Структура проектной деятельности |
1. Выявить проблему и определить направления исследования | 1. Анализ проблемной ситуации и планирование работы |
2. Сформировать основные вопросы – определить сферу исследования. | 2. Выполнение запланированных действий проектного замысла. |
3. Выработка гипотезы. | 3. Оценка результатов проекта. |
4. Определить методы исследования. | 4. Рефлексия индивидуальной деятельности. |
5. Проведение экспериментальной работы. | 5. Результат способа решения – презентация, альманах и др. |
6. Сбор и обработка экспериментальных данных. | |
7. Анализ и обобщение результатов исследования. | |
8. Отчет по результатам исследования с использованием презентации. | |
9. Защита научно-исследовательской работы. |
В научно-исследовательской работе содержатся обязательные элементы научного исследования – постановка цели; формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы. Исследовательские работы подразумевают большую самостоятельность одаренных учащихся, как при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Результат работы – победы моих ребят с научно-исследовательскими работами в муниципальных, зональных и региональных научно-практических конференциях.
В результате моего опыта работы по развитию экологической компетентности одаренных учащихся при изучении химии и биологии делаю следующие выводы:
1. Необходимость применения проблемного обучения, проектной методики, научно-исследовательской работы в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности одаренного учащегося, его подготовки к самореализации в экологической деятельности.
2. Формирование экологической компетентности находит все более широкое применение при обучении одаренных учащихся химии и биологии, что обусловлено характерными особенностями, описанными выше.
3. Предложенная модель формирования экологической компетентности ориентирует не столько на формирование экологических знаний, но и на развитие субъектного опыта практического участия в улучшении состояния окружающей среды, выявления и содействия решению экологических проблем.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Ермаков Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся: теория и практика. – М. , МИОО, 2009.
2. Рабочая концепция одаренности. М. , 2003. Концепция разработана авторским коллективом: Д. Б. Богоявленская (ответственный редактор), В. Д. Шадриков (научный редактор). Ю. Д Бабаева, А. В. Брушлинский. В. Н. Дружинин, И. И. Ильясов, И. В. Калиш. Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, А. А. Мелик-Пашаев. В. И. Панов, ДВ. Ушаков, М. А. Холодная, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич. Источник: http://mybloginfo. ru
3. Яруллина Н. А. Формы и методы работы с одарёнными детьми. Уфа. : Китап, 2009.