Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Менеджеру школы
  • Воспитание трудолюбия у младших школьников, формирование представлений о личностной и социальной ценности труда, потребности в деятельности на благо общества

Воспитание трудолюбия у младших школьников, формирование представлений о личностной и социальной ценности труда, потребности в деятельности на благо общества

Воспитание трудолюбия у младших школьников, формирование представлений о личностной и социальной ценности труда, потребности в деятельности на благо общества

В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть слова В. А. Сухомлинского: « Нет и быть не может воспитания вне труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать» и К. Д. Ушинского: «Но воспитание не только должно внушать воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно дать еще ему и привычку к труду».

Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде – действующий характер морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. В педагогике детально раскрываются функции трудового воспитания, в частности, обращается внимание на следующие вопросы: труд оказывает благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показали, что физический труд укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность. Активное включение человека в трудовой процесс приводит в движение его сущностные силы. Развиваются интеллект, рецепторы, мышцы, ловкость рук и ног, эмоциональные и волевые сферы. Все это повышает интерес школьников к труду.

Воспитательная функция труда заключается в развитии, закреплении и у учащихся в ходе трудового процесса общественно-ценных качеств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности. Каждый воспитанник готовится стать членом трудового коллектива.

Таким образом, трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирований разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирование у них добросовестного отношения к труду, проявлению в нем инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.

Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью.

Трудовое воспитание – это процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного труда с целью передачи им производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них трудолюбия.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности – учении. В начальной школе ребенок усваивает специальное психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, физкультуру, рисование, ручной труд и др. виды учебной деятельности. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств, но уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении. В школе он приобретает определенный социальный статус. Меняется весь уклад жизни ребенка. Вступая в этот возраст, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность для него становится ведущей. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых.

Младший школьный возраст – это самоценный период. В это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими, начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. В период младшего школьного возраста происходит естественный всплеск его творческой активности.

Школа по самой своей сути должна быть общеобразовательной, трудовой. Трудовое воспитание в ней неразрывно связано с жизнью и производственным трудом. Ведущим условием воспитательной эффективности детского труда является его содержательность, личностная и общественно-полезная значимость, современная техническая и технологическая оснащенность, организация, высокая производительность.

Известно что, чем более современным и рентабельным является производство, тем более четко организована жизнь коллектива, в котором участвуют школьники, тем выше эффективность воспитания труда. Психологический закон организации детского труда требует, чтобы школьники непременно добивались успеха, могли проявить творчество, так как успех формирует самостоятельность, уверенность в себе, закрепляет умения и навыки, воспитывает потребность в труде.

Важный педагогический закон заключается в том, чтобы дать детям возможность осознать значимость целей труда, своего участия в нем, зависимость достижения успеха от коллективных усилий. Школьнику надо убедиться на практике в том, что интересы коллектива и его личные неразрывно связаны, формировать в себе чувство коллективизма. В качестве основных стимулов труда выступают стремление к личному успеху, пробуждение чувства долга, ответственности перед коллективом и самим собой. Параллельно с мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в младшем школьном возрасте совершенствуется два других личностных качеств ребенка: трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие возникает при повторяющихся успехах, при приложении достаточных усилий и приучении ребенком поощрения за это.

Трудолюбие в начальный период школьного обучения развивается и укрепляется в учении и труде. Благоприятными условиями для развития у школьников трудолюбия является то обстоятельство, что вначале учебная деятельность представляет для них большие трудности, которые нужно преодолевать. Перечислю некоторые из них – это адаптация к новым условиям жизни; проблемы, связанные обучением чтению, счету, письму; новые заботы, возникающие у ребенка в школе и дома. В развитии у детей этого качества большую роль играет разумная система поощрения ребенка за успехи. Она должна быть ориентирована на те достижения, которые трудны, определяются прилагаемыми усилиями. Немаловажное значение приобретает и вера ребенка в свои успехи. Ее постоянно должен поддерживать учитель.

Трудолюбие возникает и тогда, когда ребенок получает радость от труда. Стимулами, подкрепляющими успехи в этих видах деятельности, должны выступать те, которые порождают у младших школьников положительные эмоции.

Основными механизмами осуществления трудового воспитания является: техническое мышление, разнообразные виды интеллектуальной и физической деятельности, нравственное отношение к труду, общение в трудовом коллективе на основе взаимодействий. Техническое мышление обеспечивает накопление знаний и опыта по эффективной организации труда, осмысление результатов этой деятельности. Мыслительная деятельность в труде формирует творческое отношение к делу, порождает эмоциональный подъем, самоотдачу.

Организованная трудовая деятельность формирует умение, навыки, привычку к трудовому усилию. Ее следствием является такой специфический механизм воспитания как отношение к труду. Среди отношений важными являются такие, как ответственность за результаты труда, трудовая дисциплина, эстетическая оценка продукта, точность, упорство, воля. Отношения ребенка в труде к себе и делу основывается на свойствах и чертах его характера.

Содержание трудового воспитания складывается из основных видов детской трудовой деятельности. На первом плане учебный труд. Интеллектуальный труд для многих учащихся кажется более тяжелым, чем физическая работа. Но для детей приобретение умений и навыков интеллектуального труда – важнейшее средство подготовки к труду на современном производстве. В школе осуществляется еще и специальное трудовое обучение. Уже в начальных классах на уроках труда учащиеся приобретают элементарные навыки работы с бумагой, картоном и другими природными материалами. Дети ремонтируют наглядные пособия, изготавливают полезные вещи. Это посильный общественно– полезный труд закладывает основы трудолюбия, умение и желание работать. Общественно-значимой работой школьников является также изготовление игрушек, подклейки книг в библиотеке, изготовление кормушек для птиц. В такой деятельности дети учатся делать добрые дела, у них формируется понимание необходимости сочетания личного интереса с общественным. Бытовой труд помогает ребенку понять, что всякие нужные людям труд почетен, и уважаем в обществе. Такая деятельность учащихся в школе включает уборку помещений, дежурство по школе, уборка мусора за собой и на прилегающей к школе территории.

В процессе трудового обучения учащиеся должны следить за порядком на рабочем месте, убирать за собой после работы. Фактором, побуждающим ребенка к бытовому труду, становится сознание необходимости собственным трудом свои потребности. Положительное влияние на детей оказывает чистота и порядок, рукотворная красота окружающей обстановки

Так что же такое трудолюбие? Трудолюбие – результат трудового воспитания и обучения, выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной мотивационно – потребностной сферой, в глубоком понимании большой преобразующее – воспитательной силы труда, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении преград, встречающихся в процессе трудовой деятельности.

Таким образом, трудолюбие включает в себя следующие структурные компоненты:

– потребность в трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы.

– понимание пользы труда для общества и для себя.

– наличие трудовых умений и навыков, их постепенное совершенствование.

Развитие ребенка до степени трудолюбия означает овладение им общими и специальными трудовыми знаниями, умениями и навыками, психологическую готовность к трудовой деятельности, способность получения удовлетворения и удовольствия от труда.

Например, воспитание положительного отношения к труду и привитие соответствующих навыков возможно только в семейных условиях.

Идеалом семейного воспитания является разностороннее воспитание детей. Семья, будучи первой воспитательной средой, в жизни ребенка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Исследования свидетельствуют, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для воспитания трудолюбия у младших школьников, для развития его физических качеств. Дети охотно ухаживают за посевами, посадками, животными, собирают урожай, учатся вязать, шить, ремонтировать свою одежду, бытовые приборы, готовить еду, наводить и поддерживать порядок в окружающей обстановке и т. п.

Негативно сказываются на развитии ребенка переоценка его возможностей, передозировка трудовых обязанностей. Родителям следует воздерживаться от споров, в присутствии младшего школьника, кто что делает и не делает в семье. Так как ребенок принимает все всерьез и делает свои выводы о тяготах труда, о нежелании близких людей трудиться. Родителям нужно занимать детей не только уроками и «воспитательными» поручениями, но и просто работать вместе с ним: дома, на даче, в гараже, в мастерской и т. д. главное помнить, что лучше воспитывает та работа, которая по душе и выполняется с радостью. Это очень важно. Дети любят работу взрослых и нуждаются не только в детских игрушках, но и во «взрослых» инструментах. Это можно учесть, выбирая детям подарки.

Известно, дети всех возрастов, в том числе начальных классов, очень любят различные состязания. Трудовое соревнование помогает увлечь детей делами, требующего длительного напряжения. Кроме того, соревнуясь, друг с другом, дети приучаются выполнять свою работу хорошо, тщательно, красиво и скоро.

В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и многие другие полезные качества. Труд нужен и для того, чтобы помогать родителям по дому, и для успешного учения в будущем. Активное участие ребенка младшего школьного возраста в домашней работе является хорошей школой для общей психологической подготовки в самостоятельной будущей жизни.

Труд должен радовать школьника своим хорошим результатом и той пользой, которую он приносит окружающим. Важно, чтобы в домашней трудовой деятельности младшего школьника находили отражение и применялись знания, умения, которые он приобретает в школе. Домашний труд от этого сделается более привлекательным, и в большей степени будет способствовать закреплению получаемых теоретических знаний на практике, воспитанию у детей трудолюбия.

Воспитание трудолюбия не заканчивается выше перечисленными методами, средствами. Это работа продолжается под руководством учителя в содружестве с родителями.

Список литературы

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М. , 1985. – 237 с.

2. Бабанский Ю. К. Педагогика. – М. , 1983. – 608 с.

3. Бим – Бад Б. М. Мудрость воспитания. М. , 1987. – 288 с.

4. Бушмин З. П. Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства. // начальная школа. – 2000. – №5. – с. 88.

5. Гаврилычев Г. Ф. Современный школьник, какой он? //Начальная школа. – 2004. – №3. – с. 13 – 16.

6. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и семейного консультирования. – М. , 2004. – 320 с.

7. Ковалев А. Г. Психология семейного воспитания. – Минск, 1980. – 256 с.

8. Коджаспиров Г. М. Педагогика. – М. , 2004. 528 с.

9. Козлов Е. В. Особенности осознания детьми роли денег, труда и их взаимосвязи. // Начальная школа. – 2000. – №1. – с. 22 – 24.

10. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М. , 2003. – 464 с.

11. Куликова Г. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М. , 2000. – 232 с.

12. Лихачев Б. Г. Педагогика. – М. , 1998. 464 с.

13. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. – М. , 1988. – 256 с.

14. Макаренко А. С. О воспитании. – М. , 1988. – 304 с.

15. Макаренко А. С. Трудовое воспитание. – Минск. , 1977. – 256 с.

16. Матейчек З. Родители и дети. – М. , 1992. – 320 с.

17. Мухина В. С. Возрастная психология. – М. , 2000. – 456 с.

Метки: Воспитательная работа