Развитие связной речи младших школьников
Развитие связной речи младших школьников
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.
Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.
Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.
Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи.
В развитии речи выделяются три линии:
– работа над словом;
– работа над словосочетанием и предложением;
– работа над связной речью.
Слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарём учащихся придаётся очень большое значение. Особенность словарной работы в начальной школе (как, впрочем, и многих других видов по развитию речи) состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.
Словарная работа включает в себя четыре направления:
– обогащение словаря, т. е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;
– уточнение словаря, т. е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
– активизация словаря, т. е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
– устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.
Все эти направления работы тесно связаны между собой. Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение. Работа над словосочетанием ведёт учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.
Упражнения с предложениями можно разделить на три группы:
– Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций.
– Конструктивные упражнения – это построение предложений на основе усвоенных закономерностей. С помощью этих упражнений школьники учатся строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретическими сведениями. Школьники учатся перестраивать предложения, расширять их, объединять.
– Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Строя предложения, школьники опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности.
Все указанные упражнения идут параллельно на всех этапах обучения в школе. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, – систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенным, сформирует это упражнение. И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку учащихся к связной речи. Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их.
Основные умения, которые относятся к связной речи учащихся:
– Умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства; умение писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.
– Умение собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализует замысел, и отбрасывать второстепенное.
– Умение спланировать работу – сначала в общих чертах, затем составить план, записать его, расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, построить свой рассказ, своё изложение или сочинение.
– Подготовить языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописание трудных слов.
– Составить весь текст – правильно распределить время для сочинения, сосредоточиться и не пропустить чего-то существенного, постепенно и последовательно развёртывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой, следить за орфографией и пунктуацией, записывать текст с соблюдением полей и красной строки, требований каллиграфии.
– Умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее.
Выделим общие задачи учителя в развитии речи учащихся:
– Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ.
– Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.
– Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
– Вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым материалом.
– Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Главные требования к речи учащихся:
– содержательность;
– логичность;
– точность;
– выразительность;
– ясность;
– правильность.
Оценивая выполнение речевых упражнений учащимися, следует учитывать все перечисленные требования как критерии овладения речью.
Речь тесно связана с процессом мышления.
Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т. е. мыслить. Понятийное мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.
Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления. Психолог Н. И. Жилкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».
Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.
Таким образом, в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение следующими сторонами текста:
– Информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.
– Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста.
– Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.
– Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Все речевые умения тесно связаны между собой. Особенность данного обучения состоит в том, что оно строится с учётом связей между формируемыми умениями. Усвоение этих связей учащимися рассматривается как одно из важнейших условий осознанного овладения ими, и, следовательно, овладения текстом и речью в целом.
В процессе формирования умений предметом рассмотрения становятся данные связи:
а) связь содержательной и операционной сторон формируемого умения;
б) связи соподчинения между умениями, выделение ведущих среди них;
в) связи между умениями воспринимать, излагать и создавать текст.
Установление связи между содержательной и операционной сторонами умения выражается в том, что выполнение тех или иных действий (операционная сторона) опирается на теоретические знания, лежащие в основе умения (на содержательную сторону). Содержательную сторону речевых умений составляют знания о тексте и требованиях к его созданию и воспроизведению. В связи с этим в каждом классе обучение начинается с работы над текстом как речевой единицей, с выделения его основных признаков (идейно-тематического единства, наличия заголовка, структурных частей, связей между частями и предложениями). Таким образом, учащиеся постепенно овладевают признаками текста, углубляют знания о тексте от класса к классу. Знания о признаках текста носят практический характер и выступают основой для определения тех операций, которые необходимо выполнить при работе над изложением или сочинением.
Осознанному овладению речевыми умениями способствует усвоение соподчинённости между ними, выделение ведущих умений. В качестве ведущих в комплексе речевых умений выступают умения раскрывать тему и главную мысль текста (в изложении и сочинении) и умение определять тему и идею при восприятии текста. С целью осознания учащимися данных умений как ведущих в методике работы с текстом предусматриваются специальные приёмы:
– подбор заголовка, отражающего главную мысль текста;
– установление зависимости содержания, построения и речевого оформления текста от его идеи при подготовке к изложениям и сочинениям и в процессе их совершенствования, а также при анализе авторских текстов;
– определение роли и значения каждого формируемого умения для овладения ведущими.
В качестве приёма, обеспечивающего осознание цели, условий высказывания, возможного адресата, применяется создание искусственной речевой ситуации. Ориентировка в речевой ситуации способствует возникновению мотива, побуждающего к высказыванию, и конкретизирует задачи построения текста.
Определённая связь существует между умениями воспринимать, излагать и создавать текст, то есть между изложениями и сочинениями, а также между различными видами изложений и сочинений. Овладение данными умениями строится на основе усвоения учащимися последовательности действий над текстом: определения темы и главной мысли, выделения слов и предложений, важных для их раскрытия, деления текста на части, составления плана. Связь между умениями осознаётся путём сравнения выполняемых операций и выделения среди них сходных и специфических для того или иного вида работы с текстом. Приёмом, способствующим усвоению названных связей, служит составление памяток работы над пробным изложением, над кратким изложением, над сочинением.
Важное место в системе работы по развитию связной речи отводится урокам редактирования текста. Обучение совершенствованию текста предусматривается с 1 класса, и предполагает обучение редактированию всех сторон текста: содержания, структуры и речевого оформления. Уроки редактирования являются логическим продолжением уроков обучения изложениям и сочинениям и ставят задачу совершенствования формируемых на них умений.
Все уроки обучения связной речи входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. В то же время формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование речевых умений, исходя из которых, выбираются виды упражнений в связной речи.
Роль сочинений в развитии речи учащихся.
Деятельность учителя на уроке должна быть чётко направлена на развитие самостоятельности, творчества школьников, широкое вовлечение их в живой процесс тесного сотрудничества с учителем, друг с другом. Творческая деятельность должна взволновать ученика. Вызвать потребность самовыражения. Важную роль в этом играют сочинения.
Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические правила. Готовясь к устному рассказу или письменному сочинению, школьники учатся:
– Понимать заданную тему или находить свою собственную, определять её содержание и объём, её границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа, сочинения.
– Подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать своё отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию.
– Накапливать материал: наблюдать, выделять из своего опыта главное – то, что относится к избранной теме; осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения.
– Располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность.
– Отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст.
– Орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования.
– Обнаруживать недочёты и ошибки в своём сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное. (Приложение №1)
Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирование коммуникативно-речевых умений учащихся.
Сочинения различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку. (Приложение №2)
Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам. Предлагаю следующие тематические группы и темы сочинений:
1) Творческие:
– Что такое доброта?
– Что такое красота?
– Хочу всё знать. А зачем?
– Меня особенно волнует…
– Мои три желания.
– Где бы я хотел побывать? Почему?
– Самая дорогая вещь в нашем доме.
– Чтобы я рассказал африканским детям о зиме.
– Три чудесных цвета.
– Кто ночью не спит?
– Путешествие осеннего листочка.
– Я – Солнце.
– Широка страна моя родная.
2) Репродуктивные:
– Что я знаю о белке.
– Любимое математическое действие.
– Мой верный друг.
– Как зимуют звери.
– Мои игрушки.
– Наша дружная семья.
3) Фантограммы.
– Что было бы, если бы – я увидел, что книга плачет?
– авторучка подсказывала?
– дорога поднялась в небо?
– всегда побеждало зло?
– я был добрым волшебником?
– исчезло солнце?
4) Сочинение-рассуждение:
– Почему осенью с деревьев опадают листья?
– Почему идёт дождь?
– Почему я люблю книги?
– Почему меня так назвали?
– Почему нужен друг?
5) Сочинение-описание:
– Моя любимая игрушка.
– Первый снег.
– Наша классная комната.
– Дом, в котором я живу.
– Новогодняя ёлка.
Речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интереса к нему, здоровая речевая среда.
Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.
Таким образом, занятия по развитию речи – это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания. Предложения, связную речь. В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.
Разработка урока по русскому языку во 2 классе (развитие речи).
Тема урока: Развитие речи. Сочинение – описание «Первый снег» (по наблюдениям).
Цель урока: формирование умения писать сочинение на материале непосредственных наблюдений, формирование умения систематизировать собранный материал, определять основную мысль сочинения.
Задачи урока: развивать творческие способности учащихся; развивать чувство прекрасного; формировать связную правильную речь учащихся; создавать благоприятный психологический климат, способствующий формированию личности учащихся.
Оборудование урока: репродукция картины А. Пластова «Первый снег»; альбом с собранными материалами; выставка иллюстраций и детских рисунков; книжная выставка; музыкальный альбом П. И. Чайковского «Времена года»; снежинки вырезные, слайды, презентация
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. Проверка домашнего задания. | – Ребята, вспомните ваше домашнее задание.
Прочитайте четверостишие: «Белый снег, пушистый, В воздухе кружится, И на землю тихо Падает, ложится». |
– Понаблюдать, как падает первый снег. – Найти описание первого снега, снежинок. – Нарисовать рисунки. – Вырезать снежинки. Чтение хором вслух. |
Оформлена выставка рисунков, книг, альбом с собранными материалами. Слайд № 1 |
2. Постановка учебной задачи. | – Как вы думаете, какая задача будет стоять перед вами на уроке? – Чему будете учиться? |
Ответы детей. – Будем писать сочинение о том, как падал первый снег. – Как выглядят снежинки. – Как красиво на улице, когда падает снег. |
|
3. Целеполагание. | – Кому понравилось наблюдать за снегопадом? – Чем вам запомнился первый снегопад? – Сегодня мы будем писать сочинение-описание первого снега. В своих работах вы должны будете так рассказать о первом снеге, чтобы все представили всю красоту и прелесть первого снега. |
Ответы детей. Учащиеся коротко рассказывают о своих впечатлениях, используя свои рисунки, наработки. |
Работа с выставкой рисунков, книг. |
4. Беседа по картине. | Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника А. Пластова «Первый снег». – Какие чувства, желания рождает у вас эта картина?
– Художник даёт нам возможность почувствовать красоту первого снега, красоту жизни. |
Рассматривание репродукции картины А. Пластова «Первый снег».
Ответы детей. – Чувства радости, восторга. – Хочется ощутить прикосновение лёгких снежинок. Чтение отрывка из стихотворения Н. Брауна: – Разве снег, с высот летящий На леса, поля и чащи, Разве он, как мёртвый мел, Только бел, бел, бел? Весь игольчатый с мороза, На заре он нежно-розов. Он вдали, в тени, в низине Голубой и даже синий! |
Репродукция картины А. Пластова «Первый снег». |
5. Лексическая подготовка. | – О чём мы будем рассказывать в сочинении? – Как будет называться сочинение? – Первый снег (что делает?)… – Какие слова можно использовать вместо слова «падает»? – Как выглядит небо во время снегопада? – Что такое снег? – Как снежинки опускаются с неба на землю? – Как выглядят снежинки?
|
Ответы детей. – О первом снеге. – Давайте так и назовём «Первый снег». – Летит, падает. – Кружится, сыплется, опускается, вьётся, порхает… – Как большое пуховое одеяло… – Снег – это много красивых снежинок. – Медленно, плавно, бесшумно… – Они крупные, пушистые, мохнатые, белые, блестящие, сверкающие, чудесные, воздушные… |
Запись слов на доске.
Слайд № 2 |
6. Обсуждение структуры сочинения. | – На какой вопрос вы должны будете ответить в своём сочинении?
– Как начать сочинение? О чём написать во вводной части?
– О чём напишем в основной части? – Как можно закончить сочинение?
– Что поможет вам в написании сочинения? |
Ответы детей. – Как выглядит первый снег? – В чём его красота? – Вот и зима. – Здравствуй, зимушка – зима! Мы тебя так долго ждали. – Будем описывать первый снег. – Как выглядят снежинки. – Выразить свои чувства, эмоции. – Написать, какой первый снег замечательный. – Наши наблюдения, оформление урока, словари. – Наша беседа. |
Памятки при работе с сочинением. Слайд № 3,4 |
7. Самостоятельная работа. | – Великий русский композитор П. И. Чайковский написал замечательное произведение «Времена года». – Думаю, что тихое звучание этого произведения поможет вам выразить ваши впечатления и чувства ещё ярче, точнее. |
Составление и запись текста. | Слушание. П. И. Чайковский «Времена года» |
8. Самопроверка. | – Прочитайте ваше сочинение. – Проверьте каждую часть. – Нравится ли вам ваше сочинение? |
Дети по желанию зачитывают вслух. |
Фрагменты детских сочинений.
«… Тихо ложатся на землю пушистые снежинки. Они такие крохотные, белоснежные, блестящие и очень узорчатые. Я рада смотреть на них!» (Инна Авраменко).
«… Первый снег падает медленно и красиво. Он такой мягкий и пушистый. Снежок белый-белый и очень блестящий. Мне этот снег так нравится!» (Кристина Фомкина).
«… Первый снег так красив! Снежинки белые, чудные, пушистые. Снежный ковёр покрыл всю землю. Хороша зимушка – зима!» (Сергей Быстров).
После проверки сочинений учителем, учащиеся оформляют свои работы, готовят выставки.
Метки: Воспитательная работа