Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Методическая разработка урока "О чём говорят стихи". Поэзия С. Я. Маршака

Методическая разработка урока "О чём говорят стихи". Поэзия С. Я. Маршака

Цели.

Познакомить детей с творче­ством С. Я. Маршака; показать многогранность поэзии; совершенствовать навык чтения; расширять и активизировать словарный запас детей; развивать память, воображение; воспитывать любовь к кни­ге, к чтению, уважение к труду автора.

Оборудование. Презентация к уроку, портрет писателя, иллюстрации к стихот­ворениям; книги С. Я. Маршака; схема-опора; рисунки учеников.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительная беседа «Как бы жили мы без книг»

Учитель читает отрывок из сти­хотворения С. В. Михалкова "Как бы жили мы без книг".

Учитель.

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б все исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До веселых повестей. . .

Ты хотел развеять скуку.

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку,

А ее на полке нет!

Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

б) Кто дарит нам многообразие детских книг? Вспомните, как называют людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (писатели).

Кто пишет стихотворения о природе, о детях, обо всем, что нас окружает? (поэты).

в) А теперь закончить предложения (слайд 3).

Сказки пишут. . .

Басни сочиняют . . .

Переводят с других языков . . .

Театральные пьесы пишут . . .

Статьи в газеты и журналы пишут. . .

Д. Сказочники.

Баснописцы.

Переводчики.

Драматурги.

Журналисты.

III. Постановка целей

– Подумайте, а может ли один человек делать все, что мы перечислили?

Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и драматург, лирик и переводчик.

Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихами, сказками и пьесами.

IV. Изучение нового материала.

Знакомство с биографией С. Я. Маршака. (слайд 4 – 5)

Родился С. Я. Маршак 3 ноября 1887 г. в Воронеже. В семье Якова Мироновича Маршака было 6 детей. Стихи начал сочинять в 4 года. В 11 лет его семья переезжает в Петербург, и он поступает в гимназию. В 1912г совсем молодым человеком поехал учиться в Англию. Чтобы лучше изучить язык, он пешком совершает по Англии большое путешествие. Он знакомиться с английским детским фольклором, полным юмора: стихи, песенки, потешки, прибаутки.

Позднее он возвращается на Родину в Краснодар. Работает в местной газете. Здесь они впервые создают театр для детей «Детский городок». Маршак пишет пьесы-сказки для театра. Так он понимает, что его настоящее дело в жизни – работать для детей, писать для них книжки, учить их, помогать им, расти, радовать и воспитывать их. Он работает в журналах: «Чиж», «Ёж», «Новый Робинзон». На его страницах печатались рассказы Б. Житкова, В. Бианки, Е. Шварца, Е. Чарушина и др. Выходят стихи Маршака «Пожар», «Цирк», «Детки в клетке»

Родина высоко оценила литературные труды С. Я. Маршака. Был награжден двумя орденами и медалями, его книги отмечены Государственной и Ленинской премиями.

V. Работа с выставкой книг. (слайд 6)

У. Да, хорошая книга – это праздник, это радость для детей и взрослых. Сегодня у нас на выставке книги С. Я. Маршака, многие из которых вы читали дома. Книги стоят неправильно. Не видно названий. Надо их перевернуть. Послушайте, о какой сказке идет речь.

Тур «Угадай сказку»

1. Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо

Жили-были серый еж

И его ежиха.

Серый еж был очень тих

И ребенок был у них

Очень тихий ежик. «Тихая сказка»

2. Какая сказка-пьеса написана по мотивам словацкой сказки? «12 месяцев»

3. К какой сказке С. Я. Маршака эта пословица подходит по смыслу?

Кошке – игрушки, мышке – слезки. «Сказка о глупом мышонке»

4. А теперь по чей-то дом

Разговор мы заведем,

В нем богатая хозяйка

Припеваючи жила,

Но беда пришла нежданно

Этот дом сгорел дотла. «Кошкин дом»

5. Как вы думаете, иллюстрация сделана к сказке «Теремок» С. Я. Маршака или русской народной сказке?

6. Под праздник, под воскресный день,

Пред тем как на ночь лечь,

Хозяйка жарить принялась,

Варить, тушить и печь.

Стояла осень на дворе,

И ветер дул сырой.

Старик старухе говорит:

– Старуха, дверь закрой! « Старуха, дверь закрой!»

-А сочинил эти книги самый любимый у ребят, ставший самым знаменитым среди детских писателей нашей страны поэт С. Я. Маршак. Это он, Маршак, написал уже заученные давно наизусть миллионами взрослых и ребят стихи о мяче «Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь. », «1 сентября», «Багаж». Строчки его стихов сами запоминаются и кажется, что их не сочинил поэт – просто они были всегда, кто не знает почтальона «с толстой сумкой на ремне» или рассеянного с улицы Бассейной. Такой он смешной и запоминающий с самой первой строчки.

VI. Тур «Продолжи словечко» (слайд 7)

А сейчас обратимся к теме нашего урока «О чем говорят стихи?»

«О чем говорят стихи?– Не знаю, брат.

Ты их прочти, коли

Придет охота,

Стихи живые сами говорят

И не о чем-то говорят,

А что-то».

Вспомним некоторые стихи С. Я. Маршака (слайд 8)

– Я читаю отрывки, а вы заканчиваете.

1. Собирались лодыри

На каток,

А попали лодыри

На каток

2. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «5» на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он, Это он

Ленинградский почтальон.

3. Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

4. А это веселая птица – синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек

5. Воды обыкновенной

В стаканчик набери.

Пускать из мыльной пены

Мы будем пузыри.

VII. Выступления детей. Чтение стихов наизусть (слайд 9)

– А сейчас послушаем стихотворение «Детки в клетке»

– Как вы понимаете название стихотворения? О ком они? (О животных) Где живут эти звери? Назовите еще стихи, где герои животные. («Вакса-Клякса», «Пудель», «Кот и лодыри», «Где обедал воробей?»)

VIII. Стихи о природе, о Родине (слайд 10-15)

Солнце вешнее с дождем

Строят радугу вдвоем –

Семицветный полукруг

Из семи широких дуг.

Все цвета радуги, все краски и оттенки природы по-новому засверкали перед нами, когда мы прочитали «Разноцветную книгу», «Круглый год». Все стихи проникнуты большой любовью к природе.

– О какой по цвету странице рассказали? О чем она? (О природе, о Родине).

Выступления детей. Чтение стихов наизусть.

IХ. Стихи о профессиях.

– О самых важных вещах нашей жизни ребята узнают из стихов «Почта», «Пожар», «Как печатали вашу книгу», «Праздник леса»

Х. Тур «Артистический»

Самуил Яковлевич Маршак умный, добрый волшебник, который побеждает зло насмешкой, отводит, смягчает беду шуткой.

(Сценка «Багаж»).

– Сочувствует ли автор этой даме?

(Нет, она грубая, злая, о чем свидетельствуют ее слова)

С. Я. Маршак изображает героев смешными для того, чтобы посмешить читателей. Чтобы они стали лучше, чтобы мы старались на них не походить.

ХI. Стихи о детях.

– Что объединяет эти стихи?

«1 сентября», « Дети нашего двора», « Мастер-ломастер», «Друзья-товарищи», «Кот и лодыри». Это стихи о детях, которые ведут себя по – разному « хорошо и плохо» (Сценка «Кот и лодыри»)

Каждая новая встреча со стихами Маршака – это опять радость и удовольствие. А каждый стих, который ещё не был известен вам – это новый дорогой подарок старого доброго друга. И ещё не раз с уважением и гордостью вспомним о том, что у нас в стране жил и трудился для вас замечательный человек С. Я. Маршак.

XII. Тур «Конкурс знатоков » (слайд 17 – 18)

– Разгадай кроссворд по загадкам Маршака, ты узнаешь, о чём следующее стихотворение.

1. Всегда шагаем мы вдвоём

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

а ночью – под кроватью. (Сапоги)

2. Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седёлка на носу. (Очки)

3. Шумит он в поле и в лесу,

а в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

покуда он идёт. ( Дождь)

4. Была зелёной, маленькой,

Потом я стала аленькой,

И вот теперь я спелая. (Вишня)

5. Принялась она за дело,

завизжала и запела.

Ела, ела, дуб, дуб

Поломала зуб, зуб. (Пила)

6. В Полотняной стране

по реке Простыне

плывёт пароход

то взад, то вперёд,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать! (Утюг)

– Какое слово получилось по вертикали? (Подвиг). Как вы думаете, о какой книге мы будем сейчас говорить? Рассказ, о каком – то хорошем человеке. По иллюстрации видно, что он спас девочку на пожаре. Знакомство с книгой по плану.

XIII. Чтение стихотворения. «Рассказ о неизвестном герое» Внимательно прочитаем, правильно мы определили содержание книги. Храбрый не тот, кто страха не знал, а кто узнал и навстречу ему идёт.

Итог: О чем стихи С. Я. Маршака? Чему учат его стихи? Какие стихи вам больше понравились? Объясните свой выбор. Дать самооценку своей работы.

Метки: Воспитательная работа