Программа экологического воспитания. 5 класс
Программа экологического воспитания. 5 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для учащихся 5 классов – 66 ч. Преподавание кружка «Экология» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.
Актуальность кружка «Экология» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.
Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.
Цель кружка – освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений. Кроме того, нужно научить детей смотреть на природу глазами эколога, и не занимаясь экологией, понимать суть окружающих нас явлений. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;
воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
Программа кружка призвана решить следующие задачи:
– расширение экологических представлений учащихся школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
– углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
– обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, области.
В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.
В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе. Дети начинают также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.
С основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.
Структура программы экологического воспитания «Экология – наука о доме».
Программа построена по блоковой схеме, причем каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но в то же время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной.
Программа включает в себя четыре основных направления:
– познавательно-занимательные занятия по экологическому воспитанию.
Воспитанники центра, играя, познают основы экологии. На занятиях
я даю образовательный материал;
– нравственно-экологическое воспитание учит воспитанников бережному
отношению к природе, животным;
– наглядная деятельность подразумевает совместное изготовление стенгазет, информационных листов, плакатов;
– практическая деятельность формирует у детей навыки поведения на природе.
Учебно – тематический план программы
№ | Наименование разделов | Кол-во час | Характеристика деятельности |
1. | Выясняем, что такое экология | ||
1 | Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. | 1 | Моделирование основной цепочки связей с помощью учителя |
2 | Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком. | 1 | Самостоятельное моделирование основной цепочки связей на магнитной доске |
2. | Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения | ||
3 | Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных | 1 | Наблюдение за деревьями, кустарниками, травянистыми растениями, насекомыми, птицами, зверями, другими животными. |
4-6 | Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. | 3 | Игра: «Не топчи травку», «Угадай цветок». |
7-8 | Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. | 2 | Упражнения, закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных: гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. |
3. | Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение | ||
9-10 | Представители редких организмов. Они могут исчезнуть. | 2 | Дети выявляют особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т. д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны. |
4. | Изучаем способы охраны природы | ||
11-13 | Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. | 3 | Выступление заранее подготовленных детей. |
14-15 | Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов. | 2 | Заочное путешествие по заповедникам нашей страны и мира. Выступление заранее подготовленных детей |
5. | Выясняем роль неживой природы в жизни живого | ||
16-17 | Солнце как источник тепла и света для живых существ. Роль света в жизни растений и животных. | 2 | Наблюдение за результатом заранее заложенного опыта |
18-19 | Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. | 2 | Прогулка «Воздух и его обитатели». |
20-21 | Вода и жизнь. Приспособление растений и животных к жизни в условиях недостатка влаги. |
2 | Просмотр учебного фильма. |
6. | Открываем жизнь в почве | ||
22-23
|
Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты, их роль в поддержании почвенного плодородия. | 2 | Опытно-исследовательская работа: причины выхода червей на поверхность во время дождя, Конкурс рисунков «Невероятный жук». Опытно– исследовательская деятельность: питательные вещества в почве. Игра: инсценирование стихотворения. Отгадывание загадок. |
24-26 | Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений | 3 | Опытно-исследовательская работа: рассматривание коры деревьев через лупу; этажи дерева, распознавание деревьев и кустарников по характерным признакам, рассматривание жилкования листьев с зарисовкой, определение высоты и толщины деревьев. |
27 | Знакомство с хвощами и плаунами. | 1 | Рассматривание гербарных образцов. |
28-29 | Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные, паукообразные | 2 | Презентация. |
30-32 | Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников. | 3 | Заседание круглого стола. Игра «Собери лукошко» Составление загадок о грибах. Работа по таблицам. |
7. | Изучаем экологические связи в живой природе | ||
33-34 | Экологические связи в живой природе на примере елового леса Понятия «прямые связи», «косвенные связи». | 2 | Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее». |
35-36 | Сеть питания, или пищевая сеть | 2 | Составление схем сети питания |
37-38 | Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. | 2 | Просмотр учебного фильма. |
39-41 | Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой | 3 | Конкурс рисунков «Эти удивительные животные» |
42 | Растения как барометры погоды и цветочные часы. | 1 | Беседа: «Растения – барометры» |
8 . | Знакомимся с охраняемыми растениями и животными | ||
43-45 | Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания | 3 | Выступление заранее подготовленных детей. |
46-47 | Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений | 2 | Презентация |
48-49 | Охраняемые животные. Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны. | 2 | Выступление заранее подготовленных детей. Конкурс рисунков охраняемых животных. Оформление альбома. |
50-51 | История спасения бобра, соболя, стерха – примеры активных действий человека по охране животного мира. | 2 | Чтение отрывков из книг Знакомство с «Книгой рекордов Гинесса» |
52-53 | Путешествие по Ильменскому заповеднику. | 2 | Заочная экскурсия в Ильменский заповедник. |
54-56 | Что такое Красная книга? Красная книга Южного Урала. | 3 | Красная книга Южного Урала. |
9. | Жизнь водоёма | ||
57-59 | Жизнь водоёма. Роль растений в охране водоёмов. Животные-фильтраторы. | 3 | Презентация |
60 | Растения и животные как индикаторы чистоты. | 1 | Беседа: «Растения и животные как индикаторы чистоты » |
61 | Поездка на озеро Зюраткуль. Фотоконкурс « Живая природа » | 1 | Экскурсия на озеро Зюраткуль. |
62 | Занятие: «Экологический вестник» Судьба природы – наша судьба. |
1 | Выступление заранее подготовленных детей. Обсуждаем примеры экологических катастроф. |
63 | Экология сада и огорода. | 1 | Беседа: « Экология сада и огорода» |
64-65 | Выпуск стенгазеты обращения «Берегите природу» | 2 | Сбор материала для стенгазеты |
66 | Обобщение основных теоретических знаний. | 1 | Защита детских проектов на экологические темы. |
Итого: | 66 |
Содержание программы
5 класс – (66ч)
1. Выясняем, что такое экология (2ч)
Организм и окружающая среда.
Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);связи между природой и человеком.
Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком.
2. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения (6ч)
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.
3. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение (2ч)
Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т. д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны.
4. Изучаем способы охраны природы (5 ч)
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.
Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира (3-4 конкретных заповедника по выбору учителя и учащихся).
5. Выясняем роль неживой природы в жизни живого (6 ч)
Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособление животных к сезонным изменениям температуры. Светолюбивые и тенелюбивые растения. Роль света в жизни животных.
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.
6. Открываем жизнь в почве (11ч)
Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты – типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), с хвощами и плаунами.
Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные: речной рак, краб, мокрица, паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы).
Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.
7. Изучаем экологические связи в живой природе (10 ч)
Экологические связи в живой природе на примере елового леса («ель и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».
Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере ельника и других примерах по усмотрению учителя).
Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни елового леса: семена ели – лесные мыши, полевки – филин). Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.
Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковины улитки, сходство мух и ос, иглы ежа, панцирь черепахи, окраска и поза выпи и другие примеры по выбору учителя).
8. Знакомимся с охраняемыми растениями и животными (14 ч)
Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.
Лекарственные растения (например, валериана, плаун, Пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных, и меры их охраны.
История спасения бобра, соболя, стерха – примеры активных действий человека по охране животного мира.
Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (3-4 конкретных ботанических сада и зоопарка по выбору учителя и учащихся).
9. Жизнь водоёмов. (5ч. )
Жизнь водоёма. Роль растений в охране водоёмов. Животные-фильтраторы.
Растения и животные как индикаторы чистоты.
10. Учимся передавать свои знания другим ребятам (4 ч)
Подводим итоги работы за год (1ч. ) Обобщение основных теоретических знаний.
Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.
Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.
Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов.
Предполагаемые результаты.
Показателями высокой экологической культуры детей следует считать
– углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
– обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
– интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их исходя из условий обитания – желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;
В пятом классе образовательное пространство еще более расширяется. Изучение взаимосвязей между растениями и животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме.
Формирование знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции.
Изучают экологические законы, которые помогают формировать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.
Строить взаимоотношения со своим окружением дети стараются в соответствии с кодексом чести юного эколога, который попытаемся разработать сами.
Формы и виды контроля
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:
– самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;
– игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;
– тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;
– участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;
– работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу
– составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.
Контроль над выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ.
Список литературы
1. 100 великих загадок живой природы/Автор-сост. Н. Н. Непомнящий. – М. : Вече, 2009.
2. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М. : Эгмонт Россия, 2010.
3. Белицкая Н. Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М. : Айрис-пресс, 2011.
4. Дмитриева О. И. , Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – М. : ВАКО, 2012.
5. Зотов В. В. Лесная азбука. – М. : «Орбита-М», 2009.
6. Зотов В. В. Лесная мозаика. – М. : Просвещение, 2012.
7. Красная книга Российской Федерации. – М. , 2011.
8. Книга природы: Рассказы/Сост. Ю. Дмитриев. – М. : Дет. лит. , 2011.
9. Книга рекордов Гиннеса 2011: Пер. с англ. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2011.
10. Мир живой природы/ Под ред. Т. Ниловой. – М. : «АСТ-Пресс», 2009.
11. Рубинштейн Н. Р. Рекорды животных. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2010.
12. Экология России. Хрестоматия. – М. , 2009.
13. Я познаю мир: Дет. энцикл. : экология, география,
животные, растения. -М. : Издательство АСТ, 2008
Метки: Воспитательная работа