Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа экологического воспитания. 5 класс

Программа экологического воспитания. 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для учащихся 5 классов – 66 ч. Преподавание кружка «Экология» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.

Актуальность кружка «Экология» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.

Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.

Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.

Цель кружка – освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений. Кроме того, нужно научить детей смотреть на природу глазами эколога, и не занимаясь экологией, понимать суть окружающих нас явлений. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;

воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.

Программа кружка призвана решить следующие задачи:

– расширение экологических представлений учащихся школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

– углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;

– обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, области.

В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.

В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе. Дети начинают также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.

С основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.

Структура программы экологического воспитания «Экология – наука о доме».

Программа построена по блоковой схеме, причем каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но в то же время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной.

Программа включает в себя четыре основных направления:

познавательно-занимательные занятия по экологическому воспитанию.

Воспитанники центра, играя, познают основы экологии. На занятиях

я даю образовательный материал;

нравственно-экологическое воспитание учит воспитанников бережному

отношению к природе, животным;

наглядная деятельность подразумевает совместное изготовление стенгазет, информационных листов, плакатов;

практическая деятельность формирует у детей навыки поведения на природе.

Учебно – тематический план программы

Наименование разделов

Кол-во час

Характеристика деятельности

1.

Выясняем, что такое экология

1

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда.

1

Моделирование основной цепочки связей с помощью учителя

2

Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком.

1

Самостоятельное моделирование основной цепочки связей на магнитной доске

2.

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения

3

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных

1

Наблюдение за деревьями, кустарниками, травянистыми растениями, насекомыми, птицами, зверями, другими животными.

4-6

Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов.

3

Игра: «Не топчи травку», «Угадай цветок».

7-8

Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.

2

Упражнения, закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных: гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс.

3.

Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение

9-10

Представители редких организмов. Они могут исчезнуть.

2

Дети выявляют особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т. д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны.

4.

Изучаем способы охраны природы

11-13

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы.

3

Выступление заранее подготовленных детей.

14-15

Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.

2

Заочное путешествие по заповедникам нашей страны и мира. Выступление заранее подготовленных детей

5.

Выясняем роль неживой природы в жизни живого

16-17

Солнце как источник тепла и света для живых существ. Роль света в жизни растений и животных.

2

Наблюдение за результатом заранее заложенного опыта

18-19

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных.

2

Прогулка «Воздух и его обитатели».

20-21

Вода и жизнь. Приспособление растений и животных к жизни в условиях недостатка

влаги.

2

Просмотр учебного фильма.

6.

Открываем жизнь в почве

22-23

Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты, их роль в поддержании почвенного плодородия.

2

Опытно-исследовательская работа: причины выхода червей на поверхность во время дождя, Конкурс рисунков «Невероятный жук».

Опытно– исследовательская деятельность: питательные вещества в почве. Игра: инсценирование стихотворения. Отгадывание загадок.

24-26

Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений

3

Опытно-исследовательская работа: рассматривание коры деревьев через лупу; этажи дерева, распознавание деревьев и кустарников по характерным признакам, рассматривание жилкования листьев с зарисовкой, определение высоты и толщины деревьев.

27

Знакомство с хвощами и плаунами.

1

Рассматривание гербарных образцов.

28-29

Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные, паукообразные

2

Презентация.

30-32

Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.

3

Заседание круглого стола. Игра «Собери лукошко»

Составление загадок о грибах.

Работа по таблицам.

7.

Изучаем экологические связи в живой природе

33-34

Экологические связи в живой природе на примере елового леса Понятия «прямые связи», «косвенные связи».

2

Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее».

35-36

Сеть питания, или пищевая сеть

2

Составление схем сети питания

37-38

Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.

2

Просмотр учебного фильма.

39-41

Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой

3

Конкурс рисунков «Эти удивительные животные»

42

Растения как барометры погоды и цветочные часы.

1

Беседа: «Растения – барометры»

8 .

Знакомимся с охраняемыми растениями и животными

43-45

Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания

3

Выступление заранее подготовленных детей.

46-47

Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений

2

Презентация

48-49

Охраняемые животные. Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны.

2

Выступление заранее подготовленных детей.

Конкурс рисунков охраняемых животных. Оформление альбома.

50-51

История спасения бобра, соболя, стерха – примеры активных действий человека по охране животного мира.

2

Чтение отрывков из книг

Знакомство с «Книгой рекордов Гинесса»

52-53

Путешествие по Ильменскому заповеднику.

2

Заочная экскурсия в Ильменский заповедник.

54-56

Что такое Красная книга? Красная книга Южного Урала.

3

Красная книга Южного Урала.

9.

Жизнь водоёма

57-59

Жизнь водоёма. Роль растений в охране водоёмов. Животные-фильтраторы.

3

Презентация

60

Растения и животные как индикаторы чистоты.

1

Беседа: «Растения и животные как индикаторы чистоты »

61

Поездка на озеро Зюраткуль. Фотоконкурс « Живая природа »

1

Экскурсия на озеро Зюраткуль.

62

Занятие: «Экологический вестник»

Судьба природы – наша судьба.

1

Выступление заранее подготовленных детей. Обсуждаем примеры экологических катастроф.

63

Экология сада и огорода.

1

Беседа: « Экология сада и огорода»

64-65

Выпуск стенгазеты обращения «Берегите природу»

2

Сбор материала для стенгазеты

66

Обобщение основных теоретических знаний.

1

Защита детских проектов на экологические темы.

Итого:

66

Содержание программы

5 класс – (66ч)

1. Выясняем, что такое экология (2ч)

Организм и окружающая среда.

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);связи между природой и человеком.

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком.

2. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения (6ч)

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.

3. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение (2ч)

Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т. д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны.

4. Изучаем способы охраны природы (5 ч)

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.

Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира (3-4 конкретных заповедника по выбору учителя и учащихся).

5. Выясняем роль неживой природы в жизни живого (6 ч)

Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособление животных к сезонным изменениям температуры. Светолюбивые и тенелюбивые растения. Роль света в жизни животных.

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.

6. Открываем жизнь в почве (11ч)

Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты – типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.

Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), с хвощами и плаунами.

Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные: речной рак, краб, мокрица, паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы).

Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.

7. Изучаем экологические связи в живой природе (10 ч)

Экологические связи в живой природе на примере елового леса («ель и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».

Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере ельника и других примерах по усмотрению учителя).

Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни елового леса: семена ели – лесные мыши, полевки – филин). Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.

Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковины улитки, сходство мух и ос, иглы ежа, панцирь черепахи, окраска и поза выпи и другие примеры по выбору учителя).

8. Знакомимся с охраняемыми растениями и животными (14 ч)

Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.

Лекарственные растения (например, валериана, плаун, Пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.

Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных, и меры их охраны.

История спасения бобра, соболя, стерха – примеры активных действий человека по охране животного мира.

Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (3-4 конкретных ботанических сада и зоопарка по выбору учителя и учащихся).

9. Жизнь водоёмов. (5ч. )

Жизнь водоёма. Роль растений в охране водоёмов. Животные-фильтраторы.

Растения и животные как индикаторы чистоты.

10. Учимся передавать свои знания другим ребятам (4 ч)

Подводим итоги работы за год (1ч. ) Обобщение основных теоретических знаний.

Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.

Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.

Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов.

Предполагаемые результаты.

Показателями высокой экологической культуры детей следует считать

– углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;

– обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

– интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их исходя из условий обитания – желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;

В пятом классе образовательное пространство еще более расширяется. Изучение взаимосвязей между растениями и животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме.

Формирование знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции.

Изучают экологические законы, которые помогают формировать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.

Строить взаимоотношения со своим окружением дети стараются в соответствии с кодексом чести юного эколога, который попытаемся разработать сами.

Формы и виды контроля

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:

– самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;

– игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;

– тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;

– участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;

– работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу

– составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.

Контроль над выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ.

Список литературы

1. 100 великих загадок живой природы/Автор-сост. Н. Н. Непомнящий. – М. : Вече, 2009.

2. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М. : Эгмонт Россия, 2010.

3. Белицкая Н. Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М. : Айрис-пресс, 2011.

4. Дмитриева О. И. , Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – М. : ВАКО, 2012.

5. Зотов В. В. Лесная азбука. – М. : «Орбита-М», 2009.

6. Зотов В. В. Лесная мозаика. – М. : Просвещение, 2012.

7. Красная книга Российской Федерации. – М. , 2011.

8. Книга природы: Рассказы/Сост. Ю. Дмитриев. – М. : Дет. лит. , 2011.

9. Книга рекордов Гиннеса 2011: Пер. с англ. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2011.

10. Мир живой природы/ Под ред. Т. Ниловой. – М. : «АСТ-Пресс», 2009.

11. Рубинштейн Н. Р. Рекорды животных. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2010.

12. Экология России. Хрестоматия. – М. , 2009.

13. Я познаю мир: Дет. энцикл. : экология, география,

животные, растения. -М. : Издательство АСТ, 2008

Метки: Воспитательная работа