Театрализованный классный час "Они были молодыми"
Театрализованный классный час "Они были молодыми"
Голос ведущего:
Вам, поколение молодых, из-за школьных парт шагнувших на дороги страшной войны. Вам, чья молодость прошла в сражениях. Вам, не щадившим своих жизней во имя свободы Родины, посвящается…
«На сцене пары, танцующие вальс. Выпускной вечер. Заканчивается танец, в глубине сцены ребята становятся цепочкой, берут друг друга под руки (имитируют встречу рассвета), юноши и девушки медленно движутся к переднему краю сцены:
– Какое утро! Какой рассвет! Вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь!
– Все когда-нибудь кончается, но это и не плохо – ведь дальше будет настоящая жизнь!
– Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдет, мы все институты закончим. Вырастем….
– Может кто и замуж выскочит.
– Ага, или женится.
– Не, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика.
– А я вот хочу летчиком быть, испытателем.
– А я вот на учителя пойду, зачем нам в мирное время военные профессии?
– А я мечтаю приносить людям добро.
– А я хочу……
Фонограмма: взрывы, вой сирены, звучит песня «Священная война». На фоне песни голос Левитана об объявлении войны.
Юноша: Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае…
Девушка: Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово « война».
Юноша: Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства ребята
В сорок первом году.
Юноша: Вышел мальчик из дому
В летний день, в первый зной,
К миру необжитому
Повернулся спиной.
Улыбнулся разлуке,
На платформу шагнул,
К пыльным поручням руки,
Как слепой протянул.
Не высокого роста
И в кости не широк,
Ни какого геройства
Совершить он не смог.
Но с другими со всеми,
Не окрепший еще,
Под тяжелое бремя
Он подставил плечо:
Под приклад автомата,
Расщепленный в бою,
Под броню для наката,
Под Отчизну свою.
Был он тихий и слабый,
Москва без него
Ничего не смогла бы,
Не смогла ничего.
Девушка: Не знаю, где я нежности училась –
Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы,
Идет в шинели молодость моя.
В моих глазах – обугленные трубы.
Пожары полыхают на Руси.
И снова не целованные губы
Израненный мальчишка закусил.
Нет! Мы с тобой узнали не из сводки
Большого отступления страду.
Опять в огонь рванули самоходки,
Я на броню вскочила на ходу.
А вечером над братскою могилой
С опущенной стояла головой…
Не знаю, где я нежности училась –
Быть может на дороге фронтовой.
Группой ребят исполняется песня «Фронтовой вальс». Две пары танцуют. На танцующих парнях гимнастерки, пилотки, на девушках белые халаты и косынки.
Фронтовой вальс.
Легкий школьный вальс,
Помню как сейчас.
У него судьба была такая:
Помню как сейчас
Наш десятый класс
Закружила вьюга фронтовая.
Фронтовой санбат
У лесных дорог
Был убит тоскою и прокурен,
Но сказал солдат,
Что лежал без ног:
«Мы, сестра, с тобой
Еще станцуем».
А сестра, как мел,
Вдруг запела вальс
Голос дрогнул, закачался зыбко.
Это я для вас
Пропою сейчас.
А слеза скатилась на улыбку.
Сколько лет прошло,
Не могу забыть
Тот мотив, который пелся с болью.
Сколько лет прошло
Не могу забыть
Мужество солдатское и волю.
Ведущий: За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний более 3,5 миллионов наших ровесников были награждены орденами и медалями Советского Союза. Семь тысяч удостоены звания Героя Советского Союза.
Девушка: Как разглядеть за днями след нечеткий?
Хочу приблизить к сердцу этот след.
На батарее были сплошь – девчонки.
А старшей было восемнадцать лет.
Лихая челка под прищуром хитрым,
Бравурное презрение к войне…
В то утро танки вышли прямо к Химкам.
Те самые, С крестами на броне…
И старшая, действительно старея,
Как от кошмара заслоняясь рукой,
Скомандовала тонко: « Батарея – а – а!
Ой, мамочка! Ой, родная! . . . Огонь!»
И – залп! . . . И тут они заголосили,
Девчоночки запричитали всласть.
Как будто бы вся бабья боль России
В девчонках этих вдруг отозвалась! . . .
Кружило небо – снежное, рябое.
Был ветер обжигающе горяч.
Былинный плач висел над полем боя,
Он был слышней разрывов – этот плач!
Ему – протяжному – земля внимала,
Остановись на смертном рубеже.
– Ой, мамочка! . . .
– Ой, страшно мне! . . .
И снова: – Батарея-а-а!. . .
…И уже пред ними, посреди земного шара,
Левее безымянного бугра
Горели неправдоподобно жарко
Четыре черных танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями,
Бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали и стреляли,
Размазывая слезы по щекам.
И падали. И подымались снова.
Впервые защищая наяву
И честь свою (в буквальном смысле слова).
И Родину. И маму. И Москву.
Весенние пружинящие ветки,
Торжественность венчального стола.
Неслышанное: « Ты моя – навеки! . . . »
Несказанное: « Я тебя ждала…!»
…И ласточку. И дождик над Арбатом.
И ощущенье полной тишины…
Пришло к нам это после. В сорок пятом.
Конечно к тем, кто сам пришел с войны.
Всеми участниками исполняется песня «Нам нужна одна победа» (Б Окуджава)
Юноша: Время, одновременно героическое и трагическое, чеканило характер вчерашних школьников решительно и жестоко. Прямо из школы они шагнули в бессмертие.
Девушка: Девятиклассник Саша Чекалин, боец истребительно батальона, разведчик, пел на эшафоте.
Юноша: Юная зенитчица Мария Барсукова вступила неравный бой с фашистами. Пламя поглотило девушку раньше, чем замолчал ее пулемет.
Девушка: Наводчик орудия Андрей Корзун во время ожесточенного боя своим телом погасил пламя, предотвратив взрыв ящиков с боеприпасами. Он удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.
Юноша: «Это счастье – умереть за свой народ!» – бросила на допросе в лицо своим палачам Зоя Космодемьянская. Удостоена звания Героя Советского Союза посмертно.
Девушка: «3 февраля 1943 года гвардии рядовой 254 Гвардейского стрелкового полка 56 Гвардейской стрелковой дивизии Александр Матросов в решительную минуту боя с немецко-фашистскими захватчиками, прорвавшись к вражескому дзоту, закрыл своим телом амбразуру, пожертвовал собой и тем обеспечил успех наступающего подразделения. Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии рядовому товарищ Александру Матросову присвоено звание Героя Советского Союза.
Юноша: Зимний ветер свистал на откосах.
Мы лежали в цепи огневой.
С нами был комсомолец Матросов,
Друг – товарищ, боец рядовой.
Командир наш испытанный бледен,
Неужели мы здесь не пройдем?
Вражий дзот на дороге к победе
Косит русские цепи огнем.
Не пройти сквозь пулеметов,
Но Матросов рванулся вперед,
Прямо к черному вражьему дзоту
Друг – товарищ бесстрашно ползет.
Вражьи пули свистят на откосах,
Лютой злобой к герою полны.
Но отважный гвардеец Матросов
Поднялся у бетонной стены.
И рванувшись в атаку за другом,
В этот миг услыхали друзья,
Что свинцовая кончилась вьюга,
Огневая замолкла струя.
Это трепетом сердца живого
Наш Матросов закрыл пулемет.
Никогда своего рядового не забудет российский народ!
Девушка: Девятнадцатилетний Владимир Ермак повторил подвиг Александра Матросова, закрыв грудью амбразуру Вражеского дзота. Удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.
Юноша: О доме сержанта Павлова в Сталинграде знают все. Фашисты подвергли дом сокрушительному артиллерийскому и минометному обстрелу, бомбили его с воздуха, непрерывно атаковали, но его защитники стойко отражали бесчисленные атаки врага и не позволяли гитлеровцам прорваться к Волге на этом участке. Эта небольшая группа, отмечал командующий армией В. И. Чуйков, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа.
Девушка: Связисту штаба, комсомольцу Матвею Путилову в разгар боя при исправлении повреждений линии связи миной раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва и, теряя сознание, зубами соединил оба конца провода.
Девушка: Оно приходит неожиданно – несчастье,
В разгаре боя вдруг оборвалась,
Оставив штаб отрезанным от части,
С большим трудом налаженная связь.
Порвался провод и умолк, запутан,
А немцы рядом, немцы жмут как раз
– Восстановить, не медля ни минуты!
Сержанту Новикову отдан был приказ.
И он пошёл окольною тропою,
Он понимал, что он не чародей,
Но в этот час он был властитель боя:
В его руках была судьба людей.
Он отыскал разрыв и поднял провод,
Соединил отдельных два конца.
Колючая, певучая, как овод,
Шмыгнула пуля возле храбреца.
И началось! Запело, засвистало.
Посыпал густо вражеский свинец.
«Не отступлюсь! Во что бы то ни стало
Налажу связь!» В ответ решил боец.
А немцы шли, блестя стальными лбами,
Сквозь дикую метелицу стеной.
Тогда он стиснул два конца зубами
И принял бой, неравный, дерзкий бой.
Его нашли, когда уже смеркалось.
В руках винтовка, поднятый прицел.
В зубах был провод. Связь не прерывалась.
Вблизи валялась груда вражьих тел.
Он тихо умер, чуть назад отпрянув,
Прижавшись к ели и оледенев,
Но на лице его, спокойном и упрямом,
Не ужас был, а ненависть и гнев.
Исполняется песня «До свидания, мальчики». Во время звучания песни на сцену выходят старшеклассники в военной форме, встают спиной к залу, в руках зажженные свечи и письма – треугольники.
Ведущий: Казалось, было лишь вчера –
И песни у костра,
И школьных вальсов вечера.
И встречи до утра.
И вот в свои 17 лет
Я встал в солдатский строй.
У всех шинелей серый цвет,
У всех один покрой.
Старшеклассники по очереди разворачиваются лицом к залу и читают письма.
- «Это последнее мое письмо. Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем – я и Пашка, сидим в изуродованном танке, жара невыносимая…»
- «… Завтра я умру, мама. Ты прожила 50, а я лишь 24. Мне хочется жить, ведь я так мало сделала… Они издевались надо мной, но я ничего не сказала…
- «2 часа ночи, получил донесение, что враг в 4 км с левого фланга…Мы стоим на пятачке одной ногой, другую поставить некуда, зарево по всему горизонту, ребята пока спят, мы тертые калачи, нас просто так не испугаешь».
- «Милая моя мамочка, сегодня получила твое письмо с фотографией. Я то и дело достаю ее из кармана гимнастерки. Машенька пусть не надрывается, я после ранения осторожнее стала… А насчет денег не беспокойся, они мне только после войны понадобятся – платьице хорошее купить…»
- «Здравствуй, моя Варенька! Нет, мы не встретимся с тобой. Из трех танкистов остался один я. Никогда я не прожил бы так хорошо, если бы не ты, Спасибо тебе, родная. Придет время, люди залечат раны, вырастят новые сады, новые песни будут петь…»
- «Родная мамулька и Ленуська, Я очень скучаю, вы мне часто снитесь. Но вы не грустите, и очень рада от сознания, что сама лично принимаю участие в разгроме врага, который заставил тебя и много миллионов нашего народа так переживать…»
- «Братишки, черноморцы дорогие! Не думайте, что я попал в плен здоровым! Сегодня меня не будет. Останетесь вы, морячки – черноморцы. Братишки, Колька, балтиец дорогой, помни меня, береги мать…
- Здравствуйте, дорогие мои! Меня в феврале арестовали, мне было очень тяжело, мамочка, но я перенесла это. Каждый день ожидала расстрела, о жизни больше не думаю. Я исполнила свой долг, милые мои, вы гордитесь тем, что я не запятнала вашей фамилии и своей чести…»
- «Я воюю более 300 дней, за это время изменилась страна, изменились люди, Изменился я. Никто не скажет, что десять месяцев назад я был юношей, который ничего не знал, кроме мечты об учебе и любимой девушке. Но моя молодость служит делу человечества…
- «Мамулька, родная, с Новым 1945 годом! Не падай духом, скоро вернусь, до Берлина не далеко. Роднулечка, за меня не беспокойся, живу хорошо по–прежнему. Ну, а кончится война, я так заготовлю тебе почву на хорошего жениха, только непременно веселого…»
- «У вас, оставшихся в живых, будет такая красивая жизнь, как цветы, яркая – яркая…» (бросает письмо и гасит свечу, далее говорит тихим голосом) А мне было 24…
- «Не плач, мама! Я смерти не боюсь, ты получишь письмо, а меня уже не будет на свете. А как бы хотелось еще пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь. Ладно, отбрасываю мечты…» (бросает письмо и гасит свечу)
- «Представляешь, только вот подошел политрук и сунул мне два печенья, откуда достал – не представляю, но не съел, принес мне…» (бросает письмо и гасит свеч, далее говорит тихим голосом) Меня нашли у кукурузного поля – кровавая дыра во лбу и семь штыковых проколов, а в кармане это письмо.
- «У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой к тебе любовью, твой Иван…» (бросает письмо и гасит свечу)
- «Нас пытали, терзали, прокалывали раскаленным железом, вывертывали руки, а мы пели песни, да говорили: « Смотрите, друзья, если кому удастся вырваться отсюда, не забудьте рассказать, что моряк – это сталь, и нас не согнет никакая сила. За Родину!» (бросает письмо и гасит свечу)
- « В будущем году соберемся снова все вместе: и папа, и я, и ты с Ленусей, тогда будет о чем поговорить. Крепко – крепко целую вас, самых дорогих и любимых…» (бросает письмо и гасит свеч, далее говорит тихим голосом) Не пришлось, мне было всего 20…
- «Труп мой будет в городе Острове за тюрьмой, у дороги. Будет надето, мамочка, мое шерстяное платье и тобой купленная мне на девятнадцатилетие трикотажная кофточка. Ваша дочь Зоя, прощайте, прощайте» (бросает письмо и гасит свечу)
- «Сегодня по приказу наркома мне присвоено новое воинское звание. Можешь встречать меня старшим лейтенантом…» (бросает письмо и гасит свечу)
- «Пишите, как будет свободное времечко. Привет всем знакомым и родным, остаюсь по – прежнему ваша курносая Сашка…» (бросает письмо и гасит свеч, далее говорит тихим голосом) До 22 мне осталось дожить 3 месяца.
Юноша: Наша молодость была не длинной,
Покрывалась ранней сединой,
Нашу молодость рвало на минах,
Заливало таллиннской волной.
Наша молодость неслась тараном –
Сокрушить германский самолет,
Чтоб огонь ослабить ураганный, -
Падала на вражий дзот.
Прямо сердцем дуло прикрывая,
Падала, чтоб армия прошла…
Страшная, неистовая, злая –
Вот какая молодость была…
Девушка: Юные безусые герои,
Юными остались вы вовек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной.
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие, стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Сколько вас, попробуй, перечисли.
Не сочтешь. А в прочем все равно
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В сердце, в песне, постучавшейся в окно.
Юноша: Все помнится, ничто не позабыто,
Все помнится, никто не позабыт
И днем и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.
Неугасима память поколенья
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания.
Далее вокальной группой исполняется песня «Мне кажется порою, что солдаты…»
Девушка: Не обожженные сороковыми,
Сердцами, вросшими в тишину, -
Конечно, мы смотрим глазами иными
На нашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес.
Конечно, мы смотрим иными глазами –
Такими же, полными слез.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Аджиева М. А. 50 сценариев классных часов, Москва, Центр «Педагогический поиск», 2000 г.
Метки: Воспитательная работа