Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Интегрированный урок "Сказочная страна"

Интегрированный урок "Сказочная страна"

Цель

: интегрировать знания музыки, ИЗО, литературного чтения по восприятию сказки в цветовом и музыкальном выражении.

Задачи:

Обучающая – учить видеть разные настроения в музыке, картинах, слове, закреплять умения работать по картине, работать в технике изопластилин;

Развивающая – развивать образное музыкально-художественное воображение, совершенствовать тонкую моторику, творческие способности.

Воспитательная – воспитывать интерес к поэтическому слову

Оборудование:

Портреты А. С. Пушкина, Н. А. Римского– Корсакова, картины В Конашевич «33 богатыря», М. Врубель «Царевна-Лебедь», фонограмма из оперы Н. А. Римского– Корсакого «Три чуда»

Материалы:

Картон, пластилин, акварель, помазок, трафареты на каждого ученика

Ход урока.

1. Организационная часть «Рождение сказок»

– Добрый день, ребята!

Посмотрите , как сегодня ярко светит солнышко, как оно улыбается нам. Улыбка дарит всем настроение и активность в работе. Давайте улыбнемся друг другу и подарим хороший настрой. Раз, два, три.

Молодцы! Садитесь.

Сцена «Няня и Пушкин» ,звучит музыка.

Няня вяжет. Пушкин (ученик ) ходит, размышляет, читает:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

– Ребята, вы узнали участников этой сцены?(Да, это А. С. Пушкин и его няня Арина Родионовна)

– Арина Родионовна была большой мастерицей рассказывать сказки . И повзрослев , Пушкин скажет: «Что за прелесть эти сказки!»

2. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы с вами заглянем на страницы пушкинской «Сказке о Царе Салтане», узнаем чудеса, которые там происходили, и как их передал поэт, композитор и художник. Герои из сказки помогут нам создать свое чудо на бумаге, с помощью трафаретов

. Ребята, вы правильно угадали Арину Родионовну и ее воспитанника.

За вашу внимательность и сообразительность герои вам дарят основу для «чуда»(Каждый ученик получает шаблон)

Практическая работа. Рисование моря.

– Какие техники рисования моря вы знаете?(По -мокрому, по– сухому)

-А мы сегодня будем рисовать море используя отпечатки от помазка. (Ребята создают море в течении 5-7 минут)

Молодцы !Продолжаем путешествие дальше.

3. «Сцена 33 богатыря»

Игра «Слушая звуки музыки»

А. С Пушкин написал в стихах много замечательных сказок, среди них «Сказка о царе Салтане». По этой сказке была написана замечательная опера, которая называлась также. А написал ее великий русский композитор Николай Андреевич Римский– Корсаков. (фото на доске вывешивается)

Композитор с помощью чего звуков(карточка), а художник с помощью красок (карточка) могут передать одну и туже картину, передать одно и то же настроение.

(Вывешиваю на доску 3 картины: портрет, натюрморт, В. Конашевич «33 богатыря»)

Давайте посмотрим фрагмент из оперы Н. А. Римского– Корсакокго и определим к какой из представленных картин созвучна эта музыка по настроению. После окончания мелодии учащиеся высказывают свое мнение , поднимая карточки с порядковыми номерами картин 1,2,3.

– у каждого из вас на столе карточки с порядковыми номерами картин 1,2,3. Поднимите карточку с тем номером картины ,какая вы считаете созвучна с музыкой( Карточка 2)

– Картину вы определили верно. Это картина В . Конашевича «33 богатыря»(Остальные картины убираются, работа по иллюстрации)

– Кого вы видите на картине?(Богатырей)

– Во что они одеты? (Кольчуга, шлем)

– Кто во главе войска?(Дядька Черномор)

– Как изобразил их художник? (Гордо ,величаво, мужественно)

– Какие использовал краски?(Яркие, желтые, красные, радостные, торжественные)

– Как идут богатыри?(Строем ,парами, друг за другом)

– Кто любуется войском? (Князь Гвидон)

– Откуда выходят богатыри?(Из моря)

– Как передал художник море, в каком оно состоянии? (Море вскипает, бушует, плещет. На картине видны волны. Использованы синие белые, черные, фиолетовые краски)

– А как в музыке композитор передал это чудо7 Как музыка передает содержание картины? (В музыке слышатся грозные войны, морской прибой. )

– Какой темп музыки? (Быстрый , четкий . Музыка богатырей мужественная, торжественная, похожа на марш. )

– Молодцы! Музыка рисует гордую поступь богатырей. Это храбрые защитники волшебного города Леденца.

Послушайте, как поэт описал появление чуда (ученик):

…море вздуется бурливо,

закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой

Разольется в шумном беге

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя

33 богатыря.

Все красавцы удалые

Все равны , как на подбор

С ними дядька Черномор.

– Ребята, вы правильно отгадали картину «33 богатыря» и в подарок от них вы получаете трафареты волны.

Практическая работа. (5 минут)

С помощью трафаретов отделяем волны на листе.

Прикладываем трафарет к листу и аккуратно прорисовываем внутри.

– Молодцы, отложим наши работы сохнуть и немножко отдохнем.

4. Физминутка.

Ветер по морю гуляет (руки вверх)

И кораблик подгоняет(руки по бокам– плывут)

Он бежит себе в волнах (2 раза присесть)

На поднятых парусах(встать)

Мимо острова крутого(повернуться вокруг себя)

Мимо города большого()руки в стороны

Пушки с пристани палят

Кораблю пристать велят. (сесть)

5. Сцена «Белочка»

Чтение с доски отрывка из сказки.

В Волшебном городе Леденец было 3 чуда. Еще одно из них мы узнаем прочитав отрывок из сказки.

(Один ученик читает возле доски с указкой , все остальные следят пальчиками):

Ель растет перед дворцом

А под ней хрустальный дом

Белка там живет ручная,

Да затейница такая,

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет.

А теперь закройте глазки и послушайте как Н. А. Римский-Корсаков изобразил волшебную белочку в опере(Слушаем фрагмент)

– Какая музыка белочки?(Светлая, прозрачная, хрупкая)

– В музыке белочки есть «присвисточки». Ее исполняет музыкальный инструмент флейта-пиколло. Что означает «маленькая флейта». Голосок у нее тонкий, свистящий, светлый. (Да сразу представляешь красивую, пушистую белочку)

– В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том как она поет.

Послушайте фрагмент из сказки (ученик):

…белочка при всех золотой грызет орех

Изумрудец вынимает, а скорлупку собирает

Кучки равные кладет и с присвисточкой поет

При честном, при всем народе:

«Во саду ли, в огороде».

Пение русской народной песни.

– Песенка белочки это русская народная песня «Во саду ли , в огороде».

Давайте исполним отрывок из этой песни:

Во саду ли , в огороде

Девица гуляла,

Невеличка, круглоличка

Румяное личко.

Во саду ли , в огороде

Девица гуляла

У ней русая коса

Лента голубая

Ай-лю-лю, Ай-лю-лю

Лента голубая.

– Молодцы ,белочка за вашу песню дарит нам трафареты –ракушки.

Практическая работа в технике изопластилин.

– Для создания нашего чуда потребуется пластилин(карточка на доске)

– Какие приемы работы с пластилином вы знаете?(Разминание, раскатывание, сплющивание. )

– Молодцы! А сегодня мы будем рисовать пластилином . Как называется такая работа –рисование пластилином?(Изопластилин– карточка вывешивается на доску)

– Сначала разомнем пластилин руками, а затем начинаем его примазывать по трафарету. После того как весь трафарет прорисован, убираем его.

6. Пальчиковая гимнастика.

Мы с вами читали стихи-были поэтами, рисовали-были художниками, а , сейчас , представьте , что вы композиторы.

Ножки вместе, ровно спину.

Мы сидим за пианино

Мы разучиваем гамму

Ножки вместе, спину прямо

До ,ре, ми фа, соль, ля, си, до.

Дети держат кисти рук над партой. По-очереди слегка ударяют каждым пальцем о парту, как – будто играют гаммы.

7 Сцена «Царевна– Лебедь».

Чтение стихотворения из сказки

Тексты у детей на парте . Включается, начитанный на магнитофон, текст, дети следят.

Третье чудо волшебного города Леденца мы узнаем, прочитав отрывок:

За морем царевна есть

Что не можно глаз отвесть

Днем свет божий затмевает

Ночью землю освещает

Месяц под косой блестит

А во лбу звезда горит

А сама– то величава,

Выступает будто пава

А как речь то говорит

Словно реченька журчит.

Вывешиваю картину.

– Что за 3 чудо города Леденца?(Царевна– Лебедь)

– Почему ее назвал автор чудом?(Царевна эта необычная, волшебная. Это и человек, и птица, птица-лебедь. )

Учитель обращает внимание на переливчатость цвета, на то , как появляется из перьев лицо царевны, как она превращается в девушку.

Давайте послушаем появление царевны в опере Н. А. Римского-Корсакова.

Слушание фрагмента

– Какой темп мелодии?(певучий, медленный)

– Да, музыка ее изящная, сказочная, грациозная. Ведь лебедь –это удивительно красивая, грациозная птица. В музыке мы слышим как мелодия то взлетает вверх, то падает вниз. Будто это взмахи сказочной птицы. А когда птица лебедь превращается в прекрасную девушку , ее музыка становится ещё более ласковой, теплой и человечной.

Практическая работа в технике изопластилин.

Работа в технике изопластилин

Царевна –лебедь дарит вам трафарет звезды. С помощью трафарета и пластилина мы нарисуем звезду, а вы украсите ее сами как подскажет вам фантазия.

8. Выставка работ.

– Как мы можем назвать словом чудо, которое у нас получилось?(Морское чудо)

– Ваши работы вызвали у меня в душе отклик, который я могу выразить в музыке звуками. Послушайте. (игра на фортепиано)

9. Итог.

– С каким произведением познакомились?(Сказка о царе Салтане)

– С помощью чего можно передавать одно и тоже событие?(слов,звуков, красок)

– Из каких материалов создано наше « морское чудо»?(Краски пластилин)

– Как называется работа рисование пластилином? (Изопалстилин)

– С помощью чего мы рисовали пластилином? (С помощью трафаретов)

– Молодцы, спасибо за урок. Вы очень хорошо работали и заслужили подарок – ещё одно чудо – сказочный пирог.

Литература и ссылки.

1. А. С. Пушкин. Сказки. Издательский дом «Проф-Пресс», Ростов –на– Дону, 2007.

Метки: Воспитательная работа