Ярмарка (Истоки)
Ярмарка (Истоки)
1. Присоединение к детям.
– Мне очень приятно начать самый добрый урок «Истоки». Я рада видеть ваши заинтересованные взгляды слышать ваши голоса. Это всё вселяет в меня добрую надежду на то, что у нас всё получится. Желаю вам успеха!
2. Основная часть.
1) Актуализация изученного.
– Какую большую тему мы сейчас проходим на уроке? (Труд земной)
– С чем мы уже познакомились? (Сев и жатва. Братья наши меньшие. Ткачихи – рукодельницы. Мастера – плотники. Кузнецы – умельцы. )
Кузнецы выковали топоры и пилы так необходимые плотникам. Плотники срубили дом без которого не обойдутся кузнецы. Ткачихи наткали полотна, чтобы одеть земледельцев. А земледельцы собрали богатый урожай, который прокормит всех.
Каждый рад предложить другому плоды своего труда – показать товар лицом. Где же это сделать? Послушайте
2) Присоединение к теме урока.
Звучит грамзапись русской народной песни «Коробейники»
3) Формирование образа ярмарки.
Из истории ярмарки.
– Что такое ярмарка? Обратимся к словарю. (Регулярно в одном месте и в одно время устраиваемый большой торг с увеселениями, развлечениями)
– Издавна покровительницей ярмарки и торгами считалась Параскева Пятница. День её памяти отмечается 10 ноября. Послушайте рассказ о Параскеве Пятнице.
1. Параскева Пятница. Так нарекли девочку, родившуюся в 3 веке в городе Икония (сейчас он находится в южной турции). Её родители особо почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого означает «пятница». Параскева повзрослев,посвятила себя служению христианской вере. Поскольку ей выпало жить во времена жестокого преследования христиан, то повторилась у неё и судьба христианских мучеников: её пытали, истязали за веру и казнили.
2. На Руси Параскева Пятница почиталась особо, преимущественно женской частью населения. Существовало поверье, что Пятница ходит по земле в виде молодой красивой крестьянки и примечает, кто как живет, как соблюдает христианские правила и обычаи, богоотступников наказывает, а благочестивых награждает. Русские иконописцы изображали Параскеву Пятницу высокой, строгой, в белом одеянии, с лучезарным венком на голове.
3. В народе её считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. Крестьянки говорили: «Параскева – бабья святая!». В день её памяти не работали.
4. Во имя святой мученицы Параскевы Пятницы ставили на развилке, на распутье часовенку или крест с образом. И эти дорожные перекрёстки и развилки так и называли – «пятницами». У «пятницы» встречали и до «пятницы» провожали родных и друзей. Отсюда и пошла поговорка «Семь пятниц на неделе». Это говорили о тех, кому часто приходилось встречать и провожать гостей.
5. В Мокве же и в других городах в день Паракевы Пятницы устраивали ярмарки. По преданию, на ярмарки вывозили изображение Святой Парасковии, обвешанное платками и лентами.
Показ иконы Параскевы Пятницы.
О ярмарках в г. Сольычегодске.
В 17-19 веках в старом городе Сольвычегодске проводились за один год три ярмарки. Алексеевская устраивалась перед началом полевых работ (7-14 марта по ст. ст. ), Прокопьевская приурачивалась к престольному празднику (7-10 июля). Она была своеобразным «смотром невест» и местом найма на работу перед уборкой урожая. Введенская ярмарка проводилась после уборки урожая. На ярмарки собиралось до 2-2,5 тысяч человек из Сольвычегодской, Красноборской, Устюжской округи. На ярмарках основными товарами были:сибирские меха, лодки, дрова, изделия из металла, лён, хлеб, всегда ценившиеся наСевере кадки с брусникой и клюквой, плетёные корзины с вкусными пряниками, холстины и расписные дугиярче солнца блестят, переливаются красками игрушки – деревянные, глиняные, соломенные, тряпичные…
Ярмарки в Сольвычегодске продолжалися и в начале 20 века. В памяти старожилов сохранились воспоминания о больших балаганах, выстраиваемых специально к ярмарке на торговой площади, о богатых и разнообразных товарах, выставляемых на продажу купцами и крестьянами из ближних деревень и дальних краёв. Ярмарка собирала множество людей и была не только местом торга, но и настоящим праздником.
С 1993 года в Сольвычегодске была возрождена знаменитая Прокопьевская ярмарка с разнообразными товарами прикладного искусства. Во время этой ярмарки проводится праздник – фестиваль Козьмы Пруткова.
3. Рессурсный круг.
Подготовительный этап:
– Представим себе шумную ярмарку где-нибудь в приволжском Семёнове, в Красном на Волге В Сергиевом Посаде, в Сольвычегодске или в самой белокаменной Москве.
– Давайте встанем в ресурсный круг, совершим экскурсию на ярмарку, постараемся увидеть красоту людей, разнообразие её товаров, прикоснуться к веселью, ощутить себя её частичкой, определить свои ощущения.
Основной этап: -я вижу…-я слышу…-я чувствую…(передаём деревянную ложку)
Рефлексия:
-Что особенно запомнилось?
– Было ли ощущение, что вы находитесь на настоящей ярмарке?
– Что мешало общению?
4. Игровая программа.
– Желаю вам удачной торговли и весёлого отдыха на ярмарке!
1. На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
2. Эй, не стойте у дверей
Заходите к нам скорей!
3. И со всех концов земли
Все на ярмарку пришли!
Народ собирается!
Наша ярмарка открывается!
Сценка «Фома и Ерёма»
4. Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке товары!
Пышут жаром самовары!
Сценка «Продавцы»
Купля – продажа
Четыре кумы
5. Вдоль ярмарки во конец
Шел удалой молодец.
Не товар продавать –
Себя людям показать!
Коробейник:
6. Бубны! Бубны!
Трещетки! Ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Становитесь в ряд!
Выбирайте подряд!
Красиво – приятно,
Для всех занятно!
Дети подходят к коробейнику, берут музыкальные инструменты, поют и играют на музыкальных инструментах русские народные песни.
7. Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
5. Заключительная часть. Рефлексия.
Звучит грамзапись русской народной песни.
Метки: Воспитательная работа