Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Воспитание гражданина– патриота своего отечества

Воспитание гражданина– патриота своего отечества Воспитание патриотических чувств сегодня – это социальная потребность Российского общества. И нам с вами необходимо воспитывать патриотов, потому что годы идут очень быстро: сегодня наши дети сидят за партами, а завтра от них будет зависеть безопасность и благополучие государства.

Быть патриотом – это значит любить свою Родину, уважать славное историческое прошлое, ценить культуру, любить свой родной язык, природу своей родной страны и ее несметные богатства. Патриот – это человек, готовый защитить свое отечество, постоянно осознающий себя частицей своего народа.

Эти черты формируются у подрастающего поколения радио, телевидением, печатью, немалое влияние на воспитание патриотических чувств своих детей оказывают родители. Но особая роль принадлежит школе, которая проводит работу по патриотическому воспитанию с 1 по 11 класс. Каждый учебный предмет должен внести свой вклад в дело воспитания патриотических чувств учащегося.

Русский язык также располагает определенными возможностями для развития патриотических чувств учащегося. Перед уроками русского языка ставятся следующие задачи, направленные на патриотическое воспитание учащихся:

  1. формировать у детей любовь и преданность Родине;
  2. развивать у них любовь и уважение к народу, к героическому прошлому нашей Родины;
  3. воспитать любовь к русскому языку;
  4. воспитать любовь и бережное отношение к родной природе;
  5. формировать у учащегося готовность трудиться на благо Родины и беззаветно защищать ее.

В нашем предмете имеются два типа учебного материала, который можно использовать для патриотического воспитания школьников: во-первых, сведения о русском языке, сообщаемые на первых уроках в начале каждого учебного года, во вторых, дидактический материал, используемый для целей обучения: тексты упражнений учебника, диктантов и изложений, а также темы сочинений и темы составления предложений.

Общие сведения о языке и о функциях русского языка создают условия для формирования, во-первых, любви и уважения к русскому языку, во-вторых, уважение к другим языкам и народам, их носителям.

Дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащегося, формируя любовь и преданность к Родине, любовь к родной природе, гордость героическими и трудовыми подвигами людей, готовность встать на защиту Отечества.

Воспитывает учащихся и их деятельность по сбору материала на патриотические темы (составление тематических словариков, подбор художественного и публицистического текстов патриотического содержания, запись рассказов героев войны и труда), который используется на уроках при составлении предложений и при написании сочинений. Не меньшее значение имеет развитие у школьников настойчивости в преодолении учебных трудностей как шаг к воспитанию у них желания трудиться на благо Родины.

Отдельные виды работы, применяемые на уроках русского языка, тоже способствует формированию у учащегося патриотических чувств: раскрытие семантики общественно-политических слов, составление предложений на патриотические темы (в связи с подготовкой к сочинениям, с работой по закреплению сочетаемости общественно-политических слов), написание изложений и сочинений. При составлении предложений целесообразно назвать конкретную тему, либо дать слова, которые необходимо использовать.

Разумеется, работа над отдельными словами, предложениями, текстом патриотического содержания не решает всех воспитательных задач, стоящих перед уроками русского языка. Она должна сочетаться с внеклассными мероприятиями, проводимыми в школе.

Воспитательная работа на уроках русского языка требует постоянного внимания, она должна сочетаться с изучением материала и формированием у детей правописных и речевых умений. Учителю необходимо следить за экономным расходованием времени урока, не допуская пространственных рассуждений по поводу грамматической темы или воспитательной цели урока.

В процессе патриотического воспитания на уроках русского языка, учитывая специфику нашего предмета, используются следующие методы:

1. попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;

2. фронтальная беседа, раскрывающая патриотический смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинение;

3. словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом, упорными знаниями успехов или преодолевающих учебные трудности, собравших интересный патриотический материал для уроков русского языка;

4. внеурочные встречи с героями войны, служащие материалом для составления предложений и для написания сочинений;

5. написание сочинения на патриотические темы, например о Родине, о Великой Отечественной войне.

Воспитание любви к Родине – это утверждение в сознании молодого поколения гордости за нашу родину, понимание перспектив развития нашего общества, вооружение школьников знанием того, что происходит в нашей стране, пробуждение стремления самому активно участвовать в труде на благо Родины.

Огромное значение для воспитания патриотизма имеет тот дидактический материал, которым оперирует учитель на уроке. Маленький мир повседневной жизни детей на уроках русского языка неизмеримо расширяется благодаря обращению к словам, словосочетаниям и предложениям, относящимся к общественно-политическим явлениям жизни нашей страны. Дидактический материал, предлагаемый для разбора, ненавязчиво вводит учащегося в мир общественной жизни, пробуждает его сознание как будущего гражданина, воспитывает нравственные идеалы. Анализируя тексты на темы, отражающие общественно-политическую жизнь страны, ученики овладевают соответствующей лексикой и усваивают форму выражения мыслей, связанных с темой любви к Родине.

Специально организованная словарно-семантическая работа над публицистической лексикой также является инструментом, с помощью которого учитель использует уроки русского языка в целях идейно-политического воспитания. Отбираются слова, ставшие символами нашей действительности, и всесторонне анализируются: раскрывается их лексическое значение, историческая судьба; их употребление в разных функциональных стилях. Такую работу можно организовать, например, со словами и словосочетаниями: герб, флаг России, Государственная Дума, демократия, Конституция РФ, депутат и др.

Неоценимым средством воспитания любви к Родине являются уроки развития связной речи – подготовка, проведение и анализ изложений и сочинений на темы общественно-политического характера. Эта работа способствует формированию обобщенного представления о патриотизме, учит строить связные тексты – рассуждения публицистического жанра, в которых находит отражение мировоззрение и идейная позиция автора.

Таким образом, уроки русского языка помогают учащемуся овладеть умением строить связные высказывания на общественно-политические темы.

В курсе русского языка 5-9 классов можно выделить два этапа работы над воспитанием патриотизма.

На I этапе (5-7 класс) происходит подготовительная работа по накоплению языкового материала, второй этап (8-9 классы) предлагает формирование умений в связном изложении рассуждать на общественно-политические темы, носящие обобщающий характер.

В 5 классе многие тексты служат воспитанию нравственных начал: честности и взаимопомощи (упр112), чуткости и отзывчивости к чужому горю (упр. 151), трудолюбия (упр. 82, 90) и др. Сюда же примыкают упражнения на материале пословиц о труде, о нравственных правилах (упр. 385, 488 и др. ). Весь этот дидактический материал позволяет провести беседы на темы нравственности.

Чувство своего места в этом мире воспитывается также в работе над сочинением «Кем бы я хотел стать и почему?» (упр. 477).

Этот материал, а также связные тексты и отдельные предложения дают учащемуся образцы языкового выражения высказываний на общественно-политические темы, обогащают словарь учащегося общественно-политической лексикой.

Работа в 6 классе продолжается в нескольких направлениях. В учебниках для 6 класса включено 15 текстов под общей рубрикой «Отечество мое», направленных на осознание величия нашей Родины, воспитывающих чувство гордости. Среди этих текстов много таких, которые рисуют малые и большие уголки нашей Родины, показывают их красоту или значение в жизни страны.

Многие из этих текстов представляют образцы публицистического стиля, эмоционально воздействуют на ученика, влияют на формирование у него умений передавать личное отношение , на усвоение разнообразной общественно-политической лексики.

Особое значение для воспитания гордости за нашу Родину имеют тексты о защите Отечества.

Из этих текстов учащиеся не только узнают о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне, но и в силу эмоционального их воздействия проникаются мыслью о том, что защита Отечества – их обязанность.

Многие тексты дают учащимся знания об истории нашей Родины, ее культуре (циклы текстов о развитии книгопечатания в нашей стране, о замечательных народных мастерах прикладного искусства). Разделы «Лексика», «Словообразование», параграфы, посвященные словообразованию существительных, и др. расширяют словарный запас детей, обогащая его общественно-политической лексикой.

Любовь к родному языку – одно из проявлений патриотизма. Еще К. Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины в духовной жизни народа.

Говоря о воспитании любви к русскому языку, мы будем говорить и об овладении понятиями, и о воспитании чувства любви к русскому языку как общественному явлению через воспитание любви к предмету «русский язык».

Любовь самого учителя к своему предмету, его увлеченность наукой, основы которой он преподает, вызывает ответную любовь учащихся к этой науке, интерес к ее изучению.

Важно обращать внимание на факты влияния на современный русский язык других языков, равно как и влияния нашего языка на язык других народов. Осознание учащимися роли русского языка в современном мире способствует воспитанию уважения, любви к русскому языку.

Школьный курс русского языка обладает большими возможностями для воспитания любви к предмету «русский язык», а через него к явлению «русский язык». Например, при изучении раздела «Орфография».

Ученику можно показать достойную восхищения стройность лингвистических законов, которые существуют в языке и по которым он продолжает развиваться, объяснить, что язык является одновременно и орудием общения, и орудием обобщения. Он позволяет нам передавать друг другу самые сложнейшие идеи и понятия и дает возможность закрепить их в определенных внешних формах слов, словосочетаний и предложений, свободно оперировать ими.

Ребенок любит тайну. Таких тайн много в системе русского языка: например, какая связь между словами внушить и ухо, утроба и внутри;

­– почему одни слова мужского рода, другие – женского рода, третьи – среднего рода;

почему в одних языках (русский, немецкий) три рода, в других (французский) – два, в третьих (английский) – фактически нет ни одного;

– всегда ли под буквой Й скрывается только «согласный ЙО?

– как создаются новые слова в русском языке?

Важно разумно использовать элементы занимательности для привлечения внимания учащихся к изучаемым явлениям языка. Например, стихи о написании слов, которые не употребляются без НЕ.

Много объективных возможностей воспитания любви к русскому языку заключено в изучении функционирования языковых явлений в речи, особенно в языке художественных произведений.

Изучая тему «Словообразование» мы покажем, как использует поэт слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изучая части речи, покажем употребление их в поэтических произведениях.

Впечатления поэта от использования слов в поэзии помогают ученику понять красоту поэтической речи, восхищаться глубиной и точностью изображения жизни с помощью слова.

Приемами, помогающими воспитать чувство любви к русскому языку, являются:

во-первых, проблемный, занимательный по форме рассказ учителя о языковых явлениях (например: когда вы говорите и пишете, что вам приходится делать?);

во-вторых, выбор ярких по содержанию и форме занимающихся примеров. Это могут быть пословицы, поговорки, афоризмы (по теме «Язык – речь»);

в-третьих, тексты, подобранные для упражнений, должны рассказывать об интересных лингвистических явлениях, об открытиях выдающихся лингвистов, о связи русского языка с историей и жизнью Родины, знакомить учащихся с высказываниями выдающихся людей о русском языке, увлекать учащихся целесообразной формой разнообразных по стилю текстов;

в-четвертых, есть ряд упражнений, каждое из которых можно считать специфическим приемом воспитания любви к русскому языку. Это такие упражнения, как комплексный анализ текста.

Таким образом, только сочетание разнообразных приемов и методов обучения, тщательный подбор дидактического материала, подход к предмету «русский язык» в полном его объеме поможет учителю воспитать у учащихся любовь к русскому языку.

Метки: Воспитательная работа