Образовательно-воспитательная программа по патриотическому воспитанию "Я и моя Родина" для начальных классов, ч. 1
Образовательно-воспитательная программа по патриотическому воспитанию "Я и моя Родина" для начальных классов, ч. 1
Новизна
программы – интеграция основных видов деятельности обучающихся: урочной, внеурочной, внешкольной и общественнополезной. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина.
Формирование чувства патриотизма в системе воспитательной работы осуществляется посредством реализации деятельностного подхода.
Младшему школьнику нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая и досуговая.
Для раскрытия личностных качеств обучающегося программа включает новые виды деятельности: проектно-исследовательскую, поисково-конструкторскую, творческую.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Важнейшие черты детского поведения – это стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. И это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение.
Цель программы: формирование основ патриотизма и гражданского самосознания у младших школьников, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Калужского края чувства гордости за достижения своих граждан.
Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:
– формирование у обучающихся системы знаний о своей Родине, своего народа, своей семьи;
– воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения;
– формирование потребности в здоровом образе жизни.
– воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.
Представленные задачи можно решить в ходе учебного школьного процесса, особенно при преподавании гуманитарных дисциплин. В начальных классах этими дисциплинами являются русский язык, изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир, музыка.
Урок был и остается важнейшим звеном в системе воспитательной работы с учащимися. Именно на уроках должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина
– строителя и защитника Отечества.
Данная программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов. А именно:
Личностные результаты:
– воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
– становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
– уважительное отношение к иному мнению, истории, культуре других народов, родной природе;
– потребность ведения здорового образа жизни.
Метапредметные результаты:
– использование основных интеллектуальных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение для осуществления целей и задач учебной деятельности;
– умение слушать собеседника и вести диалог;
– овладение навыками смыслового чтения;
– умение формулировать собственное мнение и позицию;
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
– ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке;
– открытие родного языка как предмета изучения;
– осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры;
– осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
– понимание особой роли России в мировой истории;
В ценностно-ориентированной сфере:
– формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
– осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
– формирование представлений о Родине;
– природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Для достижения указанных результатов в системе учебников «Школа России» с 1 по 4 класс предусмотрены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.
1. Учебно-методический план с воспитательными задачами
Класс | Предмет | Тема (раздела) | Кол-во часов | Воспитательная задача | Форма реализации |
1 класс | Русский язык | «Алфавит» | 1 ч | – Становление первоклассника гражданином своего города, своей маленькой Родины. – Воспитание любви к своей Родине, гордости за неё. |
Урок – игра «Русский язык – это наша гордость» |
Литератур ное чтение |
«Сказки, загадки, небылицы» | 7 ч | – Воспитание любви к своей Родине, через произведения фольклорных жанров. – Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов. |
Конкурс стихов «Родина моя» |
|
Окружаю щий мир |
«Что и кто?» | 20 ч | – Формирование уважительного отношения к населённому пункту. – Ознакомление с флорой и фауной нашей страны, города. – умение сравнивать, различать и описывать герб и флаг России. |
Урок – путешествие «Наша маленькая Родина» |
|
Физическая культура | «Легкоатле тические упражнения» |
14 ч | – физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни; – приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми. |
Уроки на свежем воздухе с использованием народных игр («У медведя во бору», «Золотые ворота») | |
Внеурочная и внешколь ная деятель ность |
«Наша Родина» | 5 ч | – физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни; - становление первоклассника гражданином своего города, своей маленькой Родины. |
Праздник "День знаний". Беседа "Малоярославец – мой город". |
|
2 класс | Русский язык | «Части речи» | 30 ч | – Воспитание любви к своей Родине, гордости за Отечество; – Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России |
Урок – путешествие
«Имя существительное» |
Литературное чтение | «Устное народное творчество» | 15 ч | – Воспитание любви к своей Родине, через произведения фольклорных жанров. – Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов. |
Урок – сказка «Русские народные сказки»
|
|
Окружающий мир | «Где мы живём?» Родная страна | 4 ч | – умение различать государственные символы России; – анализировать информацию учебника о многонациональном составе населения страны; |
Конкурс фотографий «Памятные места моего села, района» | |
Физичес кая культура |
«Лыжная подготовка»
|
12 ч | – формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня; – влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей; – укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия. |
Уроки на свежем воздухе с использование народных игр («Царь горы», «Снежный город») |
|
Внеуроч ная и внешколь ная деятель ность |
«Памятники нашего города» | 5 ч | – изучение истории родного края; – физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни; – развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. |
Урок – экскурсия в музей города, в парк 1812 года | |
3 класс | Русский язык | «Предложение и словосочетание» | 14 ч | – умение определять тему и главную мысль текста; – умение составлять тексты о родном городе, его истории, природе; – воспитание любви к Родине. |
Урок – экскурсия «Предложение. Текст» (на примере отрывка из рассказа Ушинского) |
Литературное чтение | «Поэтическая тетрадь» | 11 ч | – умение через стихотворения передавать не только чувства авторов, но и свои; – формирование представлений об истории и современности России. |
Конкурс стихов «О Великой Отечественной Войне» |
|
Окружающий мир | «Золотое кольцо России» | 3 ч | – познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями; – умение с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца; – содействовать патриотическому воспитанию учащихся. |
Урок-экскурсия «Золотое кольцо» (ИКТ-экскурсия) |
|
Физичес кая культура |
Кроссовая подготовка | 14 ч | – приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, – формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта; – укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия. |
Уроки на свежем воздухе с использование народных игр («Жмурки», «Пятнашки») |
|
Внеуроч ная и внешколь ная деятель ность |
Урок мужества "День защитника Отечества" | 1 ч | – физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни; – развитие чувства гордости за защитников нашей Родины. |
Конкурс «А ну-ка мальчики» | |
4 класс | Русский язык | «Имя существительное» | 40 ч | – умение толковать значение образных выражений и пословиц; – формирование знаний о городах – героях нашей страны, о том, как героически сражались защитники в далёком 1941 году, о великой Сталинградской битве и о том, какими стали эти города спустя много лет. |
Урок – путешествие “Определение падежа и склонения имён существительных в единственном числе” |
Литературное чтение | «Родина» | 8 ч | – умение читать выразительно стихи, передавая чувство гордости за своих предков; – умение рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. |
Поэтический вечер | |
Окружающий мир | «Родной край – часть большой страны» | 15 ч | – знакомство с политической картой России, с географическим положением и достопримечательностями своей малой Родины; – умение по карте рассказывать о своей Родине. |
Урок-путешествие «По родному краю» | |
Физичес кая культура |
Гимнастика с элементами акробатики | 12 ч | – физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни; – приобщение к самостоятельным занятиям подвижными играми; – укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия. |
Уроки на свежем воздухе с использование народных игр («Салки с мячом», «Воробьи и вороны») |
|
Внеуроч ная и внешколь ная деятель ность |
"Преданья старины глубокой". | 2 ч | – расширение краеведческих знаний обучающихся; – воспитание уважительного отношения к прошлому Родины; – развитие их творческих способностей; |
Праздник русских традиций "Преданья старины глубокой". |
Метки: Воспитательная работа