Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Менеджеру школы
  • Образовательно-воспитательная программа по патриотическому воспитанию "Я и моя Родина" для начальных классов, ч. 2

Образовательно-воспитательная программа по патриотическому воспитанию "Я и моя Родина" для начальных классов, ч. 2

Образовательно-воспитательная программа по патриотическому воспитанию "Я и моя Родина" для начальных классов, ч. 2

1.

Содержание деятельности

Реализация программы ведётся по 4 ступеням:

1 ступень – 1 класс «Маленький гражданин своей малой Родины»

Результаты 1 ступени:

Дети должны знать:

Права и обязанности школьника;

Понимать важность занятия физической культурой для здоровья;

Уметь контролировать свои поступки и организовать игру по правилам;

№ п/п

Предметные области

Основные задачи

Формы работы

1

Русский язык

– знакомить с историей семьи, школы, своего района;

– воспитывать уважение, чувство ответственности к семье, школе.

Урок –беседа

Урок –сказка

Урок – игра

2

Литературное чтение

– Воспитание любви к своей Родине, гордости за Отечество.

– Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).

Беседы

Конкурсы рисунков, стихов

Внеклассное чтение

3

Окружающий мир

– Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту.

– Первоначальное знакомство с символами нашей страны и нашего города – гербом, флагом, гимном.

Урок – путешествие

Урок – беседа

Урок – сказка

Урок – игра

4

Внеклассные и внешкольные мероприятия

-формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству;

– физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;

-консолидация деятельности школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей.

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Беседы

(«Моя малая Родина», «Мой дом, моя семья»…)

– конкурсы рисунков, стихов,

– классные часы

2 ступень – 2 класс «История родного города»

Результаты 2 ступени:

Дети должны знать:

Историю школы, района;

Понимать необходимость изучения своих истоков;

Уметь рассказать о традициях классного коллектива, детских объединений;

Понимать важность занятия физкультурой для здоровья;

№ п/п

Предметные области

Основные задачи

Формы работы

1

Русский язык

-Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

– Воспитание любви к своей Родине, гордости за Отечество.

– Становление ребенка, как гражданина Земли, своей большой Родины – России.

Урок – путешествие

Урок – экскурсия

Урок – беседа

Урок – сказка

Урок – игра

2

Литературное чтение

– Воспитание любви к своей Родине, гордости за Отечество.

– Формирование представлений об истории и современности России.

– Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).

Беседы

Конкурсы рисунков, стихов

Акции

Внеклассное чтение

3

Окружающий мир

– Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, истории, культуре, природе нашего города, страны.

– Формирование представлений об истории и современности Малоярославца.

– Воспитание любви к своей Родине, гордости за Отечество.

– Формирование знаний о городах-героях нашей страны.

– Знакомство с символами нашей страны и нашего города – гербом, флагом, гимном.

Урок – путешествие

Урок – экскурсия

Урок – беседа

Урок – сказка

Урок – игра

Доклады по различной тематике

4

Внеклассные и внешкольные мероприятия

– знакомство с существованием правил и законов, которые позволяют ориентироваться в окружающем мире.

– формирование патриотических чувств и сознания, на основе исторических ценностей и роли России в судьбе мира;

– изучение истории и культуры родного края;

– физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;

– показать роль родного края в Великой Отечественной Войне;

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Беседы

(«С чего начинается Родина?», «Моя малая Родина», «Мои земляки»)

– экскурсии в музеи;

– акции

– классные часы

3 ступень – 3класс «Как стать патриотом»

Результаты 3 ступени:

Дети должны знать:

Историю государственного флага и герба Росси, основные государственные праздники;

Понимать, что являются жителями Малоярославца, России;

Уметь рассказать некоторые праздники России;

Перечислить факторы, которые вредят его здоровью и здоровью его близких;

№ п/п

Предметные области

Основные задачи

Формы работы

1

Русский язык

– Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

– Воспитание любви к своей Родине, гордости за Отечество.

– Формирование знаний о городах-героях нашей страны.

Урок – путешествие

Урок – экскурсия

Урок – беседа

Урок – игра

2

Литературное чтение

– Воспитание любви к своей Родине, гордости за Отечество.

– Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).

Беседы

Конкурсы рисунков, стихов

Акции

Внеклассное чтение

3

Окружающий мир

– – Формирование представлений об истории и современности России.

– Воспитание любви к своей Родине, гордости за Отечество.

– Формирование знаний о городах-героях нашей страны.

– Знакомство с символами нашей страны и нашего города – гербом, флагом, гимном.

Урок – путешествие

Урок – экскурсия

Урок – беседа

Урок – игра

Доклады по различной тематике

4

Внеклассные и внешкольные мероприятия

-Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству;

– Изучение истории и культуры родного края;

– Физическое развитие учащихся;

– Консолидация деятельности школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей.

– Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

– Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Беседы

(«С чего начинается Родина?», «Мои земляки», «Мой дом, моя семья»)

– конкурсы рисунков, стихов,

– экскурсии в музеи;

– акции

– классные часы

4 ступень – 4 класс «Новое поколение»

Результаты 4 ступени:

Дети должны знать:

"Внутренний психологический мир человека", "общение и общество", "Человечество как самый широкий "уровень общества".

Города-герои России;

Понимать важность занятия физкультурой для здоровья;

№ п/п

Предметные области

Основные задачи

Формы работы

1

Русский язык

– Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

– Воспитание любви к своей Родине, гордости за Отечество.

– Формирование знаний о городах-героях нашей страны.

Урок – путешествие

Урок – экскурсия

Урок – беседа

Урок – сказка

Урок – игра

2

Литературное чтение

– показать роль родного края в Великой Отечественной Войне;.

– Формирование представлений об истории и современности России.

– Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).

Беседы

Конкурсы рисунков, стихов

Акции

Внеклассное чтение

3

Окружающий мир

– Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.

– Формирование представлений об истории и современности России.

– Воспитание любви к своей Родине, гордости за Отечество.

– Формирование знаний о городах-героях нашей страны.

– Знакомство с символами нашей страны и нашего города – гербом, флагом, гимном.

Урок – путешествие

Урок – экскурсия

Урок – беседа

Урок – сказка

Урок – игра

Доклады по различной тематике

4

Внеклассные и внешкольные мероприятия

– Формирование патриотических чувств и сознания, на основе исторических ценностей и роли России в судьбе мира;

– Изучение истории и культуры родного края;

– Физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;

– Формирование и развитие личности гражданина как защитника Отечества, а также ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу; развитие детского школьного движения, самоуправления.

Беседы

(«С чего начинается Родина?», «Моя малая Родина», «Мои земляки», «Россия – родина моя», «Мой дом, моя семья»…)

– экскурсии в музеи;

– классные часы

2. Учебно-методическое обеспечение программы

Русский язык:

1. Учебник по русскому языку, автор Т. Г. Рамзаева.

2. «Прописи-ступеньки», автор Илюхина, Тикунова.

3. Тетрадь для упражнений по русскому языку, автор Т. Г. Рамзаева.

4. Тесты по русскому языку.

Литературное чтение:

1. Учебник по литературному чтению, автор Л. Ф. Климанова.

2. Хрестоматия по чтению.

Математика:

1. Учебник по математике, автор М. И. Моро.

2. Рабочая тетрадь к учебнику М. И. Моро в 2-х частях.

3. Проверочные работы.

Окружающий мир:

1. Учебник по окружающему миру, автор А. А. Плешаков.

2. Тесты к учебнику «Окружающий мир».

3. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир».

4. Проверочные работы по окружающему миру к учебнику А. А. Плешакова.

Изобразительное искусство:

1. Тетрадь по ИЗО «Твоя мастерская».

3. Результативность программы

5. 1. Направления работы по реализации программы патриотического воспитания

Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.

Вся работа по патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности ведётся по направлениям:

1. Историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.

Работа по этому направлению проходит на уроках по окружающему миру, дети посещают музеи города и библиотеки, изучают русские народные праздники в школьном краеведческом музее, возлагают цветы к памятнику

Победы ежегодно 9 мая и встречаются с ветеранами Вов, проводятся праздники к 23 февраля «Богатырские забавы»(2кл. ) и «О рыцарстве, о доблести, о славе» (3кл. )

2. Литературно-музыкальное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей.

В первую очередь, помогают в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития.

На произведениях классиков дети учатся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.

Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки).

3. Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.

Кроме уроков физической культуры, на которых проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах».

На праздниках к 23 февраля и 8 марта соревнуются в конкурсах «Браво, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»

4. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.

Дети участвуют в акциях «Сбережём свой край», изучают лекарственные растения своего края.

5. Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Знакомство обучающихся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки.

6. Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.

Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи.

Так по крупицам дети имеют представление о духовном опыте народа.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве».

5. 2. Требования к знаниям и умениям обучающихся

К концу первого года обучения учащиеся должны:

а) знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места микрорайона; название главной площади города; дату основания города; основные улицы города; памятные и исторические места; герб и флаг города Малоярославца.

б) уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить виденное в рассказе, рисунке.

К концу четвертого года обучения учащиеся должны:

а) знать: символику Российской Федерации, основные моменты истории происхождения и становления Российского государства, основные даты, имена в истории, города-герои, народы и области на территории России.

б) уметь: поддержать разговор по заданной теме, ориентироваться в картах по истории, показать основные события на карте, пересказать текст.

Гражданско-патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Это направление воспитания предполагает деятельность учителя по формированию у юных граждан нравственности и духовности посредством изучения родного края, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, чувства верности своему Отечеству, гордости за свою Родину; способности в будущем встать на защиту государственных интересов.

5. 3. Ожидаемые результаты

Через учебную деятельность, систему воспитательной и краеведческой работы программа предполагает воспитать в будущем гражданине России:

– участвуя в олимпиадах, конференциях, ребята узнают историю родного города, его трудовую и боевую историю, жизнь известных людей, узнают историю улиц, предприятий, историю родной школы. Расширяется их кругозор, формируются познавательные потребности;

-проникаются сознанием, что высшей нравственной ценностью является Родина, любовь к родному краю, к семье, ребята проникаются желанием поступать так же, как и они, вносить свой посильный вклад в общее дело;

– участие в делах и акциях развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, желание совершать гражданские поступки, так как дела, в которых они участвуют, несут в себе патриотический смысл, а значит все это – гражданские поступки.

– духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

– способность к саморазвитию, к творчеству, физическое совершенство;

– умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни.

Таким образом, вся работа по реализации программы выстраивается в целенаправленную систему гражданско-патриотического воспитания, приобретает комплексный характер, является привычной для образовательного учреждения города.

«Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется «патриотическим воспитанием».

Список использованной литературы

Нормативно-правовые документы

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – М. : Росвоенцентр, 2003.

5. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования.

Периодические издания

6. Антошин, М. К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе – М. : Айрис – пресс, 2003.

7. Аронов А. А. Воспитывать патриотов– М. : Просвещение, 2010.

8. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006.

9. Бачевский В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М. : ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001.

10. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М. : Айрис-пресс, 2006.

11. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М. : Большая Российская энциклопедия; СПб. : Норинт, 2005.

12. Быков А. К. Проблемы патриотического воспитания//– № 2. – С. 37-42. -М. : Педагогика, 2006.

13. Буторина Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.

14. Воронцов В. Л. Могущество знания. – М. : Изд-во «Знание», 2008.

15. Орешкина. Т. А. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность– Волгоград: Учитель, 2007.

16. Газмн О. С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее-М: Советская педагогика, №7, 2007.

17. Гузеев В. А. Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина. – М. : Веди-принт, 2009.

18. Григорьев Д. В. , Внеурочная деятельность школьников /Д. В. Гузеев, П. В. Степанов– М. : Просвещение, 2010,

19. Калугин, М. А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. – Ярославль: «Академия развития», 2006.

20. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М. : Айрис-пресс, 2005.

21. Кожевников С. И. Патриотическое воспитание студентов вузов (на примере изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин) – М. , 2005.

22. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности:– М. : ТЦ Сфера, 2005.

23. Лутовинов В. И. В патриотизме молодежи – будущее России. – М. : Фонд Андрея Первозванного,2006.

24. Лутовинов В. И. , Мельниченко И. И. Развитие патриотизма в России 21 века. – М. : Светотон, 2004.

25. Маханева, М. Д. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие. – М. : АРКТИ, 2005.

26. Можейко И. В. Государственная символика России– М. : Просвещение, 2006.

27. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.

28. Пашкович И. А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. – Волгоград: Учитель, 2006.

29. Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика. – М. : Роспатриотцентр, 2005.

30. Суколенов И. В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях. – Курган: КУ, 2006.

31. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения – М. , 2004.

32. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М. : Высш. шк. , 2006.

Метки: Воспитательная работа