ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ
В статье представлен анализ целесообразности применения персональных компьютеров для расширения образовательного пространства через интеграцию знаний из различных областей в урочной деятельности, предложены критерии оценки эффективности и принципы построения использования данного направления в учебном процессе. Как результат при реализации данного подхода обучения рассмотрен аспект индивидуализации процесса обучения.
При интенсивном развитии информационного общества встает вопрос выбора направлений применения компьютеров, в том числе и в учебном процессе. Сегодня невозможно заинтересовать учащегося, ограничиваясь только рамками одного преподаваемого предмета, поэтому интеграция – объединение знаний из смежных областей с использованием ИКТ дает возможность расширить диапазон информативного потока любого предмета, показав целостность мира.
В современном мире интенсивного развития информационно – коммуникационных технологий, стремительного социального обновления во всех сферах этой деятельности, возникает необходимость и потребность формирования у обучающихся практико-ориентированных умений и навыков, подготовка их к осознанному выбору своего дальнейшего развития, в том числе, профессионального. Расширение образовательного пространства за счёт введения интегрированных уроков позволяет обеспечить целостное восприятие мира, расширить кругозор путём реализации межпредметных связей, воплотить возможность практической аппликации учебных знаний. Интернет и персональный компьютер сегодня открывают новые возможности не только на пути познания, но и для реализации творческого потенциала каждым участником воспитательного образовательного процесса через интеграцию получаемых знаний, исследование, проектирование, новаторство.
Однако следует отметить, что компьютер, как педагогическое средство, используется в образовании, как правило, эпизодически. Обучающийся не приучен ориентироваться в мощном потоке учебной электронной информации, он не может в полной мере разделять ее на главное и второстепенное, обрабатывать ее для лучшего усвоения, выявлять закономерности и т. п. В сущности, информация не может рассматриваться как некая многофакторная система, детали которой скрыты от учащихся, а потому и весь этот поток сведений в целом оказывается трудно доступным для восприятия при их масштабности. Наряду с этим возникает проблема темпа усвоения учащимися материала.
В результате использования персонального компьютера происходит индивидуализация процесса обучения: каждый усваивает материал в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия. Интерактивные технологии очень хорошо сочетаются и накладываются на личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии. Здесь каждому предоставляется возможность самореализоваться, проявить свои способности, знания и умения.
Грамотное сочетание современных образовательных технологий: коммуникационных, проектной, модульного обучения, проблемного обучения, исследовательской и есть тот путь, который ведёт к формированию учебной компетентности ученика как субъекта воспитательно-образовательного процесса.
Применяемые на практике образовательные технологии разноуровнего обучения, обучения в сотрудничестве, ИКТ, проектная методика и прочие инновации, позволяют говорить об успешности формирования у обучающихся учебной компетентности, предполагая включённость в данное понятие ряда практических умений, а именно: умения учиться, решать практические задачи, проектировать будущее.
Сегодня в образовательных учреждениях накоплен достаточный опыт проведения уроков с использованием медиаресурсов, отработана система тестов в режиме он-лайн и многое другое, но этого недостаточно, на одном предмете, являющемся профильным в данном образовательном учреждении, должно быть расширение информационного пространства. Поэтому интегрированный урок с использованием персональных компьютеров – это один из выходов на новый уровень преподавания предметов.
Для того, чтобы оценить эффективность и успешность работы в использовании персональных компьютеров для формирования учебной компетенции на интегрированных уроках можно выделить следующие критерии:
формирование способности и готовности, учащихся к созданию мультимедийных проектов, позволяющих оценить степень сформированности учебной компетенции по предметам:
– грамотное и эффективное использование ИКТ в учебной деятельности, ;
– предъявление индивидуальных исследовательских и проектных работ с использованием ИКТ вне урока;
– создание первичного накопительного банка «электронного портфолио обучающегося»;
результативность работы педагогов, методическая грамотность в использовании медиаресурсов на интегрированном уроке:
– частота и оправданность использования ИКТ на уроке в соответствии с учебным планом ОУ;
– создание и активное использование электронных дидактических материалов;
– публичное предъявление, защита и/или реализация проектов, распространение опыта, масштабирование;
– повышение уровня информационной культуры всех участников образовательного процесса.
– положительная динамика мотивации обучения, повышение качества образования, в целом.
И в окончании, о принципах построения использования данного направления в учебном процессе: принцип научности (обеспечение согласованности всех компонентов методической базы); принцип индивидуализации и дифференциации обучения (реализация деятельностного подхода в обучении при построении интегрированных уроков); принцип эвристичности и новизны.
И как итог, ожидаемые результаты от учителя при реализации данного подхода обучения:
– описание форм, методов и приёмов обучения с использованием компьютеров для обеспечения индивидуальной траектории обучения учащихся на интегрированных уроках,
– создание банка медиауроков,
– реализация взаимодействия с другими ОУ по аспектам использования данного направления.
Перед учителем, который видит в каждом ученике уникальную личность, через это направление решается задача обучать всех по-разному, интегрирую знания из различных сфер деятельности человека, и, давая возможность выбора того направления, которое интересно конкретному ученику.
Лысенко Е. В. ,
учитель математики и КТ,
МОУ «Гимназия № 21»,
г. Кемерово,
Метки: Воспитательная работа