Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской

Федерации, 4,5%, т. е. 1,6 млн. , относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальной школе является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

В своей профессиональной деятельности учитываю индивидуальные особенности каждого обучающегося. В начале учебного года систематически обновляю свои знания по проблеме воспитания детей с ОВЗ, в частности детей, с нарушением слухового восприятия, обновляю документы личных дел своих воспитанников, планирую работу с родителями (родительские собрания, экспресс-анкеты, беседы с родителями, готовлю презентации. В начале сентября провожу анкетирование детей, с целью выявления интересов своих воспитанников, планирую тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общешкольных праздников, что помогает мне при составлении плана воспитательной работы. Для диагностики уровня воспитанности применяю различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестированные задания, письменные задания, метод контроля, мультимедийные презентации.

Я использую разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Часто провожу занятия в нетрадиционной форме. Это игра-путешествие, тест-викторина, миниспектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. Я пришла к выводу, что в основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке.

Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, направленных на включение развития остаточного слуха, яркие наглядные пособия, занимательность. Учить играя,– оспаривать эту заповедь не станет никто. Мои воспитанники с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней, а на занятиях во второй половине дня нет скучающих глаз.

Для эффективного использования времени на внеклассных занятиях, видах деятельности, самоподготовке использую разнообразные методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников

свободного выбора активные самопознание и развитие

(свободная беседа, (ученики в роли учителя, (интеллекта, эмоций,

выбор действия, обучение действием, общения, воображения,

его способа, обсуждение в группах, самооценки и взаимо-

выбор приемов ролевая игра, дискуссия, оценки)

взаимодействия, ученик – исследователь)

свобода творчества)

Использую в своей практике эффективные педагогические технологии:

– здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика А. П. Савиной, методы оздоровления, занятия в спортивных кружках и секциях, гимнастика для глаз Е. А. Каралашвили, различные дыхательные упражнения, элементы самомассажа, прогулки, пешеходные экскурсии.

– игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);

– коллективный способ обучения и воспитания (КСО);

– блочное обучение;

– поэтапное формирование умственных действий;

– разноуровневое обучение;

– технологию индивидуализированного обучения Р. А. Кистеневой.

– элементы ИКТ;

При проведении внеклассных занятий во второй половине дня использую компьютерные технологии как способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, для коррекции нарушений слухового восприятия, устной и письменной речи, развития памяти, мышления, внимания. С этой целью мною была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы, развивающие и обучающие игры, авторские научные и практические мультимедийные презентации.

Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей с ОВЗ к проведению коррекционных занятий, видов деятельности, самоподготовки путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у учеников коррекционной школы интерес – сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность.

В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Нахожусь в постоянном поиске, использую новые педагогические технологии, которые положительно соотносятся с потребностями моих воспитанников.

Практикую проверку домашних или тестовых работ самими учениками друг у друга: ученики обмениваются работами и проверяют правильность выполнения их. Это повышает ответственность учащихся, развивает критическое отношение к собственной работе и работе товарищей.

Для оптимизации учебно-воспитательного процесса провожу психолого-педагогическую диагностику детского коллектива, которая направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей воспитанников и социально-психологических характеристик детского коллектива.

«Ранжирование»– выявление учебных интересов обучающихся.

«Ассоциации»– определение позитивных или негативных ассоциаций, связанных со школой.

«Что у меня на сердце»– узнать причину переживаний ребенка, пути их преодоления.

«Три желания» – выяснить направленность (личную, общественную).

Хочется также отметить, что в моей работе решение учебно-воспитательных и коррекционных задач с помощью различных инновационных технологий, встраивается в систему общей коррекционно-воспитательной работы школы-интерната в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями каждого воспитанника.

Таким образом, инновационные технологии существенно помогают мне в воспитательной работе с детьми с ОВЗ. Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т. д. – всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат.

Применение на внеклассных занятиях, видах деятельности, самоподготовке инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы.

Литература и источники:

1. Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В. Д. Бриик. – М. :

Дрофа, 2007. – 213 с.

2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ . Психологические

основы М. Гуманитарн изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

3. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие

для учителя и воспитателя спец. (коррекц. ) образоват. учреждений 1 и 2

вида /Д. Ю. Алексеевских и др. ; под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманитар.

Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 295 с. – (Развитие и коррекция).

Ларченко Н. А. ,

воспитатель высшей квалификационной категории

школа-интернат № 23,

г. Белгород

Метки: Воспитательная работа