ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
Анализ практических вариантов реализации учебного процесса в школе и частично в ВУЗе позволяет утверждать, что в большей части учебных занятий акцент делается на формирование базовых знаний, которые, однако, учащиеся не всегда умеют использовать в практической деятельности, например, для решения задач в широком смысле. В то же время, практически все контрольные мероприятия (от текущих до ЕГЭ) ориентированы на активные знания, то есть предполагают не только воспроизведение полученной при обучении информации, но и операции с ней, а, значит, ее активную обработку.
Задачи формирования профессиональной компетентности студентов физико-математического факультета ЛГПУ по специальности 030500. 06 «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника компьютерные технологии» включают:
– приобретение студентами как навыков использования наиболее распространенных информационных компьютерных технологий (ИКТ), так и навыков освоения новых компьютерных технологий и продуктов;
– повышение мотивации использования ИКТ в профессиональной деятельности разного уровня и содержания;
– умение применять ИКТ для решения практических учебных проблем: создание электронных дидактических материалов, баз данных, контролирующих и обучающих модулей, компьютерных демонстраций и информационных систем;
– умение представлять и классифицировать знания в конкретной предметной области (например, физике или информатике) для последующего создания программ учебного назначения.
Компетентность, – это не просто обладание статичным знанием, но и возможность его гибкого применения, т. е. активное знание. В широком смысле элементом, способствующим трансформации знаний в активные, является «действие», при котором формируются практические, аналитические, и творческие навыки.
Эффективным способом обучения, несомненно, является такой, когда сам учащийся принимает участие в исследовании того или иного явления или (при освоении ИКТ) создании собственного компьютерного проекта посредством «действия». К этой категории учебных мероприятий относятся демонстрационные и лабораторные работы, компьютерный эксперимент, который является синтезом того и другого, а также курсовые и дипломные работы. Знания, приобретаемые обучаемым посредством «действия», становятся активными, т. е. непосредственно связанными с решением тех или иных задач.
Процесс обучения условно можно разделить на следующие этапы:
1) получение информации без логических выводов (соответствует накоплению пассивных знаний). На этом этапе целесообразно применение «линейных» бумажных и электронных учебников с последовательным изложением материала.
2) Получение предварительно классифицированной информации, с акцентом на связи между объектами, процессами, явлениями. Этот этап характеризуется применением нелинейных (гипертекстовых) учебников, в том числе интерактивных, сопровождаемых упражнениями и контрольно-диагностическими модулями.
3) Обучение по примерам, которое включает в себя параметрическое обучение, обучение на основе выводов по аналогии, эвристическое и творческое обучение. На этом этапе целесообразно применять методики типа «зеркальный проект», предполагающие создание собственного компьютерного пособия (или его фрагмента) по конкретной дисциплине. Результатом этого этапа является получение активных знаний как в области ИКТ, так и по содержательной части пособия.
Заметим, что первые два этапа реализуют методики традиционного обучения, как в средней, так и в высшей школе. Последний, связанный с «действием», направлен на активизацию знаний и, в конечном итоге, является не только высокоэффективным, но и необходимым при обучении студентов специальности «Профессионального обучения» в области ИКТ – быстро развивающейся и трансформирующейся отрасли знаний.
Следует отметить, что вузовское образование стихийно ориентировано именно на формирование активных знаний, о чем свидетельствует построение практических и лабораторных курсов, тематика и организация большинства курсовых и дипломных работ (не реферативного характера). В рамках описанного подхода в ходе выполнения дипломных работ разработаны программные продукты, составившие основу обучающих CD: «HTML– пособие по физике с элементами тестирования»; «Моделирование физических процессов»; «Семантические тесты»; «Технология материалов электронной техники», «Обучающие тесты по физике (Готовимся к ЕГЭ)».
Разрабатывая обучающие программы, студент повышает квалификацию сразу в двух направлениях: методическом (подбор и структурирование учебных материалов, создание контрольных заданий) и в области профессиональной разработки компьютерных программ учебного назначения.
Литература:
Москалев А. Н. , Никулова Г. А. Физика. Практическое руководство по подготовке к тестированию. Липецк, 2002. ЛГТУ. 270 с.
Москалев А. Н. , Никулова Г. А. «Действие» как основной компонент технологии обучения КТ. XII межд. конференция Информационные технологии в образовании. Сб. трудов. Ч. 2. М. : МИФИ, 2002. С. 162-164
Москалев А. Н. , Никулова Г. А. , Обучение по аналогии компьютерным технологиям. Информатика и образование, 2001, №6, М. , с. 81-83.
Москалев А. Н. , Никулова Г. А. ,
Липецкий государственный педагогический ун-т (ЛГПУ)
Метки: Воспитательная работа