Программа курса "Педагогика здоровья"
Программа курса "Педагогика здоровья" Данная программа представляет собой практическое руководство для учителей образовательных учреждений, которые организуют в своей школе целенаправленную работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Она может быть использована для самостоятельного планирования программы, подготовки к урокам, тренингам, классным часам, родительским собраниям, различным формам воспитательной работы. При написании программы были использованы новые подходы к созданию проектов. В основу занятий положены принципы самоопределения и ответственности за самостоятельное принятие решения.
Актуальность проблемы.
Слово «здоровье» как и слово «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по – разному. В последние годы понятие «здоровье» применительно к школьникам чаще звучит в отрицательном значении (нет здоровья).
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
Между тем здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования.
Программа «Педагогика здоровья» ориентирована на школьника. В окружающей школьника среде есть много факторов, отрицательно влияющих на его здоровье. Это и загрязнение окружающей среды (физическое, химическое и биологическое), и возрастные стрессовые ситуации, и вредные привычки (курение, употребление алкоголя и наркотических веществ), и гиподинамия. Чтобы сохранить здоровье необходимо организовать свою жизнь с учетом сложившихся объективных условий, устранить нежелательные факторы или снизить их воздействие, свести к минимуму их вредное влияние на человеческий организм.
Цель программы: расширение и углубление знаний учащихся о сохранении здоровья.
Задачи программы:
- Продемонстрировать многогранную природу здоровья
- Сформировать у школьника представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
- Предоставить учащимся объективную информацию о последствиях вредных привычек (курение, употребление психоактивных веществ).
- Сформировать у учащихся негативное отношение к вредным привычкам.
- Создать методологические и технологические основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в образовательном учреждении, а также на изменение всего уклада школы с пользой для здоровья каждого его «обитателя».
- Расширить и разнообразить взаимодействия школы и родителей в контексте укрепления здоровья.
Участники программы:
- Учащиеся школы
- Штат сотрудников школы, включая администрацию.
- Родители
- Представители местных органов власти
- Другие заинтересованные лица
Условия программы.
- Заинтересованность всех сотрудников школы (учителей, администрации школы.
- Учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
- Деятельность программы не должна ограничиваться только учебными занятиями.
- Программа должна состоять из многих форм активности.
- Отдельные элементы программы носят запретительный характер, однако необходимо принять во внимание, что изменение поведения осуществляется при формировании критического мышления к существующей проблеме.
- Изучение эффекта и регулярная оценка того, как идет реализация программы.
- Информирование учащихся, работников школ, родителей об успехах и проблемах реализуемой программы.
Основные направления реализации программы:
1. Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий.
- Соблюдение теплового режима.
- Поддержание в помещениях школы чистоты.
- Соблюдение нормативов освещенности в классах.
- Организация санитарного контроля за состоянием воды, качеством пищи, приготовляемой в школьной столовой.
– Соблюдение гигиенических норм и правил учащихся.
– Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди учащихся.
2. Профилактика заболеваний учащихся.
– Организация медицинского всеобуча для учащихся и родителей.
– Организация медицинского обследования.
– Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди учащихся, максимальная вакцинация учащихся против гриппа, гепатита и т. д.
- Беседы, лекции, просмотры научно – популярных программ, фильмов.
- Проведение общешкольного конкурса «Самый здоровый класс», «Самый
спортивный класс».
3. Условия для здоровья на уроке.
– Санитарно-гигиенические условия и условия, учитывающие физиологию человека.
– Формирование правильной осанки.
– Правильное размещение учащихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т. д.
- Использование мебели, соответствующей росту учащихся.
Морально-психологические условия:
- Психологический климат на уроке
- Деловая, деятельная атмосфера на уроке.
- Уверенность в успехе.
- Благожелательность, установка на деятельность и конкретную цель.
- Раскованность (отсутствие психологических "зажимов")
4. Урочная и внеурочная работа.
- Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
- Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной
направленности.
– Создание спортивных секций
– Активное включение и использование идеи состязательности, свойственной детям.
– Мотивация учащихся на повышение своей физической культуры, формирование красивого тела и вооружение их методикой для самостоятельных тренировок.
Организационно-методическая работа с родителями.
- Обоснование решение о необходимости реализации программы в школе.
- Знакомство родителей с задачами программы.
- Формирование у родителей через классные родительские коллективы активного и заинтересованного отношения к своему здоровью и здоровью ребенка.
- Информирование родителей о соответствии физических параметров и особенностей детей их возрасту
- Лекции для классных родительских коллективов по темам:
– Курить или не курить?
– Алкоголизм и зависимость
– Наркотики и психическая зависимость
Повышение психолого-педагогической компетентности учителей школы.
- Знакомство с новыми методами и научной литературой по вопросам здоровья.
- Проведение "Круглых столов" по секциям на тему: " Валеологическая направленность предметов".
- Цикл лекций по саморегуляции для учителей.
Взаимосвязь работы школы с медицинским учреждением.
- Периодическое проведение медосмотров.
- Системный учет состояния здоровья учащихся, прослеживание изменений.
- Активная профилактика инфекционных заболеваний учащихся.
- Организация медицинского лектория через классные часы, уроки ОБЖ, встречи с медицинскими работниками.
- Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
Механизмы реализации.
Программа предназначена для учащихся VIII -IX классов средней школы. Данная программа так же может быть использована самостоятельным блоком в лицеях, гимназиях, колледжах, ПТУ.
Знания.
Информация, которая поможет учащимся решить какой характер поведения является разумным и ответственным включает:
- Понятие о здоровье, видах и факторах, влияющих на здоровье.
- Компоненты здорового образа жизни.
- Влияние вредных привычек на здоровье человека.
- Химическая и психическая зависимость от алкоголизма.
- Наркомания, как болезнь, формы и стадии ее развития, необратимость наркомании.
- Социальные и личностные последствия наркомании.
- Пути передачи ВИЧ, стадии болезни, средства защиты от ВИЧ.
Развитие умений и навыков.
Умения, необходимые для сохранения и укрепления здоровья включают:
- Самосознание
- Принятие правильных, ответственных решений
- Решимость побороть желание и отказаться от вредных привычек.
Эти умения легче всего приобрести путем тренинга или ролевых игр, когда разыгрываются ситуации реальной жизни, в которых учащиеся могут подвергнуться какому-либо риску.
Ожидаемые результаты:
- Снижение уровня заболеваемости детей.
- Формирование здорового образа жизни в школе и семье.
- Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
- Отказ от вредных привычек.
- Формирование модели ответственного поведения у учащихся в сложных жизненных ситуациях.
Структура программы.
Программа предназначена для учащихся VIII -IX классов средней школы. Она рассчитана на 34 часа и включает в себя:
8 класс.
№ п/п | Тема программы | Количество часов |
1. | Образ жизни как фактор здоровья | 11 |
2. | Вредные привычки-разрушители здоровья | 15 |
3. | Профилактика возникновения вредных привычек | 8 |
Тема 1. Образ жизни как фактор здоровья.
Этот раздел посвящен ознакомлению учащихся с понятием «Здоровье», дается классификация видам здоровья, расшифровка компонентов здорового образа жизни. Рассматривается личная ответственность за собственное здоровье и его благополучие.
Тема 2. Вредные привычки-разрушители здоровья.
В этом разделе содержится основная информация по вопросам курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. О механизмах их воздействия на организм и здоровье подростков.
Тема 3. Профилактика возникновения вредных привычек.
Этот раздел посвящен ознакомлению подростков с альтернативой вредных привычек, предлагается организация своего досуга с позиции здорового образа жизни.
9 класс
№ п/п | Тема программы | Количество часов |
1. | Физиологические механизмы формирования вредных привычек | 20 |
2. | СПИД – глобальная проблема современности | 14 |
Тема 1. Физиологические механизмы формирования вредных привычек.
Данный раздел посвящен более глубокому ознакомлению учащихся с понятием «Психоактивные вещества», дается расшифровка групп этих веществ и состояний, вызываемых их злоупотреблением. Рассматриваются социальные и медицинские последствия наркомании для личности и общества, сравнительная оценка влияния алкоголя и наркотиков, понятие наркомании, пути предупреждения попадания в наркотические «сообщества» и способы выхода из критических ситуаций.
Тема 2. СПИД – глобальная проблема современности.
В этом разделе содержится основная информация по вопросам ВИЧ/СПИД, касающаяся того, как ВИЧ/СПИД передаются, как они не передаются, какие методы профилактики существуют, чем различаются ВИЧ/СПИД, куда обращаться за помощью.
Тематическое планирование «Педагогика здоровья»
8 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Образ жизни как фактор здоровья | ||
1. | Здоровье. Понятие о здоровье. | 1 |
2. | Физическое, психическое, нравственное здоровье человека. | 1 |
3. | Психическое здоровье человека. | 1 |
4. | Влияние психического здоровья на функции организма. | 1 |
5. | Природа эмоций. | 1 |
6. | Уровни и факторы здоровья, их влияние на здоровье человека. | 1 |
7. | Образ жизни как фактор здоровья человека. Понятие. | 1 |
8. | Понятие здорового образа жизни. | 1 |
9. | Компоненты ЗОЖ (здоровый образ жизни). | 1 |
10. | Личная ответственность за собственное здоровье и благополучие. | 1 |
11. | Обобщение знаний по теме: «Образ жизни как фактор здоровья» | 1 |
Вредные привычки – разрушители здоровья. | ||
12. | Влияние вредных привычек на здоровье человека. . | 1 |
13. | Табакокурение как опасная болезнь. | 1 |
14. | Особенности влияния табакокурения на организм подростка. | 1 |
15. | Алкоголизм, его причины и последствия. | 1 |
16. | Химическая и психическая зависимость от алкоголизма. | 1 |
17. | Наркомания как болезнь, ее причины. | 1 |
18. | Виды наркотических веществ, последствия их принятия. | 1 |
19. | Токсикомания. | 1 |
20. | Наркомания и общество, ее социальные последствия. | 1 |
21. | Правовые аспекты наркомании. | 1 |
22. | Вредные привычки и семья. | 1 |
23. | Влияние вредных привычек на производительность труда, на частоту дорожно-транспортных происшествий. | 1 |
24. | Правовая ответственность за правонарушения и преступления совершенные после употребления психоактивных веществ. | 1 |
25. | Физический труд и спорт как важные факторы укрепления здоровья. | 1 |
26. | Обобщение знаний по теме: «Вредные привычки – разрушители здоровья». | 1 |
Профилактика возникновения вредных привычек. | ||
27. | Значение знаний о механизмах действия токсических веществ на организм человека. | 1 |
28. | Меры профилактики табакокурения, алкоголизма. | 1 |
29. | Профилактика и лечение наркомании. | 1 |
30. | Влияние природной среды на психологическое состояние человека. | 1 |
31. | Искусство безалкогольного общения за праздничным столом. | 1 |
32. | Разработка проекта «Альтернатива вредным привычкам» | 1 |
33. | Разработка проекта «Альтернатива вредным привычкам» | 1 |
34. | Защита проектов «Альтернатива вредным привычкам» | 1 |
Итого: 34 часа
9 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Физиологические механизмы формирования вредных привычек | ||
1. | Общая характеристика токсических, наркотических веществ. Их химическое строение. | 1 |
2. | Механизм воздействия этанола и других токсических веществ на клетки. | 1 |
3. | Опосредственное влияние этанола на клетки через ухудшение их кровоснабжения. | 1 |
4. | Влияние алкоголя и никотина на работу органов кровообращения и дыхания. | 1 |
5. | Влияние нарушения деятельности кровеносной и дыхательной систем на другие органы. | 1 |
6. | Специфическое действие алкоголя, наркотических и токсических веществ на центральную нервную систему. | 1 |
7. | Общие признаки и механизмы воздействия наркотических и токсических веществ на центральную нервную систему. | 1 |
8. | Возникновение психической и физической зависимости от наркотических и токсических веществ. | 1 |
9. | Влияние систематического употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ на функции мозга человека. | 1 |
10. | Нравственная деградация личности. | 1 |
11. | Механизмы отрицательного действия токсических веществ на мышцы. | 1 |
12. | Опосредованное действие токсических веществ на работу мышц путем нарушения их кровоснабжения. | 1 |
13. | Нарушение тонуса скелетных мышц и координации движений под влиянием алкоголя. | 1 |
14. | Влияние спорта на здоровье человека. | 1 |
15. | Возрастные физиологические особенности деятельности разных функциональных систем организма детей и подростков. | 1 |
16. | Специфика обмена веществ растущего организма. | 1 |
17. | Последствия курения употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ детьми и подростками. | 1 |
18. | Особенности влияния на женский организм токсических веществ. | 1 |
19. | Влияние вредных привычек на здоровье беременной и кормящей женщины. | 1 |
20. | Обобщение знаний по теме: «Физиологические механизмы формирования вредных привычек» | 1 |
СПИД – глобальная проблема современности. | ||
21. | ВИЧ. Источники ВИЧ-инфекции, пути передачи. | 1 |
22. | Особенности распространения ВИЧ – инфекции. | 1 |
23. | Появление ВИЧ– инфекции, ранние симптомы болезни. | 1 |
24. | Стадии развития ВИЧ– инфекции. | 1 |
25. | СПИД, основные понятия. Открытие вируса | 1 |
26. | Проблема СПИДа в различных регионах. | 1 |
27. | Нравственные аспекты проблемы СПИДа. | 1 |
28. | Правовые проблемы СПИДа. | 1 |
29. | Меры профилактики и возможные пути лечения СПИДа. | 1 |
30. | Моральные ценности и стиль жизни. Половые отношения. | 1 |
31. | Близкие отношения. Формы и проявления близких отношений. | 1 |
32. | Любовь и дружба мужчины и женщины в семье. | 1 |
33. | Личная ответственность каждого человека за состояние физического, психического здоровья других людей. | 1 |
34. | Обобщение знаний по теме: «СПИД – глобальная проблема современности» | 1 |
Список используемой литературы.
- Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г.
- Звездина М. Л. «СПИД и наркотики-болезни XI века». Тверь, 2005.
- Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии» М. : «ВАКО», 2004
- Кукушин В. С. «Теория и методика обучения». – Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
- Менчинская Е. А. «Основы здоровьесберегающего обучения»: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. Вентана-Граф, 2008. (Педагогическая мастерская).
- Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М. : КНОРУС, 2006.
- Роненсон. О. Д. « Профилактика наркомании, СПИДа и болезней, передаваемых половым путем». Тверь, 2003.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М. : АПК и ПРО, 2002. .
- Советова Е. В. . Эффективные образовательные технологии. – Ростов– на– Дону: Феникс, 2007.
- Шапцева. Н. Н. «Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации». Волгоград: Учитель, 2009.
- Щукина Г. И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М. , Просвещение.
- Ресурсы Интернета.
Метки: Воспитательная работа