Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа курса "Педагогика здоровья"

Программа курса "Педагогика здоровья" Данная программа представляет собой практическое руководство для учителей образовательных учреждений, которые организуют в своей школе целенаправленную работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Она может быть использована для самостоятельного планирования программы, подготовки к урокам, тренингам, классным часам, родительским собраниям, различным формам воспитательной работы. При написании программы были использованы новые подходы к созданию проектов. В основу занятий положены принципы самоопределения и ответственности за самостоятельное принятие решения.

Актуальность проблемы.

Слово «здоровье» как и слово «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по – разному. В последние годы понятие «здоровье» применительно к школьникам чаще звучит в отрицательном значении (нет здоровья).

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

Между тем здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования.

Программа «Педагогика здоровья» ориентирована на школьника. В окружающей школьника среде есть много факторов, отрицательно влияющих на его здоровье. Это и загрязнение окружающей среды (физическое, химическое и биологическое), и возрастные стрессовые ситуации, и вредные привычки (курение, употребление алкоголя и наркотических веществ), и гиподинамия. Чтобы сохранить здоровье необходимо организовать свою жизнь с учетом сложившихся объективных условий, устранить нежелательные факторы или снизить их воздействие, свести к минимуму их вредное влияние на человеческий организм.

Цель программы: расширение и углубление знаний учащихся о сохранении здоровья.

Задачи программы:

  1. Продемонстрировать многогранную природу здоровья
  2. Сформировать у школьника представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
  3. Предоставить учащимся объективную информацию о последствиях вредных привычек (курение, употребление психоактивных веществ).
  4. Сформировать у учащихся негативное отношение к вредным привычкам.
  5. Создать методологические и технологические основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в образовательном учреждении, а также на изменение всего уклада школы с пользой для здоровья каждого его «обитателя».
  6. Расширить и разнообразить взаимодействия школы и родителей в контексте укрепления здоровья.

Участники программы:

  1. Учащиеся школы
  2. Штат сотрудников школы, включая администрацию.
  3. Родители
  4. Представители местных органов власти
  5. Другие заинтересованные лица

Условия программы.

  • Заинтересованность всех сотрудников школы (учителей, администрации школы.
  • Учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
  • Деятельность программы не должна ограничиваться только учебными занятиями.
  • Программа должна состоять из многих форм активности.
  • Отдельные элементы программы носят запретительный характер, однако необходимо принять во внимание, что изменение поведения осуществляется при формировании критического мышления к существующей проблеме.
  • Изучение эффекта и регулярная оценка того, как идет реализация программы.
  • Информирование учащихся, работников школ, родителей об успехах и проблемах реализуемой программы.

Основные направления реализации программы:

1. Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий.

  • Соблюдение теплового режима.
  • Поддержание в помещениях школы чистоты.
  • Соблюдение нормативов освещенности в классах.
  • Организация санитарного контроля за состоянием воды, качеством пищи, приготовляемой в школьной столовой.

– Соблюдение гигиенических норм и правил учащихся.

– Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди учащихся.

2. Профилактика заболеваний учащихся.

– Организация медицинского всеобуча для учащихся и родителей.

– Организация медицинского обследования.

– Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди учащихся, максимальная вакцинация учащихся против гриппа, гепатита и т. д.

  • Беседы, лекции, просмотры научно – популярных программ, фильмов.
  • Проведение общешкольного конкурса «Самый здоровый класс», «Самый

спортивный класс».

3. Условия для здоровья на уроке.

– Санитарно-гигиенические условия и условия, учитывающие физиологию человека.

– Формирование правильной осанки.

– Правильное размещение учащихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т. д.

  • Использование мебели, соответствующей росту учащихся.

Морально-психологические условия:

  • Психологический климат на уроке
  • Деловая, деятельная атмосфера на уроке.
  • Уверенность в успехе.
  • Благожелательность, установка на деятельность и конкретную цель.
  • Раскованность (отсутствие психологических "зажимов")

4. Урочная и внеурочная работа.

  • Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
  • Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной

направленности.

– Создание спортивных секций

– Активное включение и использование идеи состязательности, свойственной детям.

– Мотивация учащихся на повышение своей физической культуры, формирование красивого тела и вооружение их методикой для самостоятельных тренировок.

Организационно-методическая работа с родителями.

  1. Обоснование решение о необходимости реализации программы в школе.
  2. Знакомство родителей с задачами программы.
  3. Формирование у родителей через классные родительские коллективы активного и заинтересованного отношения к своему здоровью и здоровью ребенка.
  4. Информирование родителей о соответствии физических параметров и особенностей детей их возрасту
  5. Лекции для классных родительских коллективов по темам:

– Курить или не курить?

– Алкоголизм и зависимость

– Наркотики и психическая зависимость

Повышение психолого-педагогической компетентности учителей школы.

  1. Знакомство с новыми методами и научной литературой по вопросам здоровья.
  2. Проведение "Круглых столов" по секциям на тему: " Валеологическая направленность предметов".
  3. Цикл лекций по саморегуляции для учителей.

Взаимосвязь работы школы с медицинским учреждением.

  1. Периодическое проведение медосмотров.
  2. Системный учет состояния здоровья учащихся, прослеживание изменений.
  3. Активная профилактика инфекционных заболеваний учащихся.
  4. Организация медицинского лектория через классные часы, уроки ОБЖ, встречи с медицинскими работниками.
  5. Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

Механизмы реализации.

Программа предназначена для учащихся VIII -IX классов средней школы. Данная программа так же может быть использована самостоятельным блоком в лицеях, гимназиях, колледжах, ПТУ.

Знания.

Информация, которая поможет учащимся решить какой характер поведения является разумным и ответственным включает:

  • Понятие о здоровье, видах и факторах, влияющих на здоровье.
  • Компоненты здорового образа жизни.
  • Влияние вредных привычек на здоровье человека.
  • Химическая и психическая зависимость от алкоголизма.
  • Наркомания, как болезнь, формы и стадии ее развития, необратимость наркомании.
  • Социальные и личностные последствия наркомании.
  • Пути передачи ВИЧ, стадии болезни, средства защиты от ВИЧ.

Развитие умений и навыков.

Умения, необходимые для сохранения и укрепления здоровья включают:

  • Самосознание
  • Принятие правильных, ответственных решений
  • Решимость побороть желание и отказаться от вредных привычек.

Эти умения легче всего приобрести путем тренинга или ролевых игр, когда разыгрываются ситуации реальной жизни, в которых учащиеся могут подвергнуться какому-либо риску.

Ожидаемые результаты:

  1. Снижение уровня заболеваемости детей.
  2. Формирование здорового образа жизни в школе и семье.
  3. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
  4. Отказ от вредных привычек.
  5. Формирование модели ответственного поведения у учащихся в сложных жизненных ситуациях.

Структура программы.

Программа предназначена для учащихся VIII -IX классов средней школы. Она рассчитана на 34 часа и включает в себя:

8 класс.

№ п/п

Тема программы

Количество часов

1.

Образ жизни как фактор здоровья

11

2.

Вредные привычки-разрушители здоровья

15

3.

Профилактика возникновения вредных привычек

8

Тема 1. Образ жизни как фактор здоровья.

Этот раздел посвящен ознакомлению учащихся с понятием «Здоровье», дается классификация видам здоровья, расшифровка компонентов здорового образа жизни. Рассматривается личная ответственность за собственное здоровье и его благополучие.

Тема 2. Вредные привычки-разрушители здоровья.

В этом разделе содержится основная информация по вопросам курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. О механизмах их воздействия на организм и здоровье подростков.

Тема 3. Профилактика возникновения вредных привычек.

Этот раздел посвящен ознакомлению подростков с альтернативой вредных привычек, предлагается организация своего досуга с позиции здорового образа жизни.

9 класс

№ п/п

Тема программы

Количество часов

1.

Физиологические механизмы формирования вредных привычек

20

2.

СПИД – глобальная проблема современности

14

Тема 1. Физиологические механизмы формирования вредных привычек.

Данный раздел посвящен более глубокому ознакомлению учащихся с понятием «Психоактивные вещества», дается расшифровка групп этих веществ и состояний, вызываемых их злоупотреблением. Рассматриваются социальные и медицинские последствия наркомании для личности и общества, сравнительная оценка влияния алкоголя и наркотиков, понятие наркомании, пути предупреждения попадания в наркотические «сообщества» и способы выхода из критических ситуаций.

Тема 2. СПИД – глобальная проблема современности.

В этом разделе содержится основная информация по вопросам ВИЧ/СПИД, касающаяся того, как ВИЧ/СПИД передаются, как они не передаются, какие методы профилактики существуют, чем различаются ВИЧ/СПИД, куда обращаться за помощью.

Тематическое планирование «Педагогика здоровья»

8 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Образ жизни как фактор здоровья

1.

Здоровье. Понятие о здоровье.

1

2.

Физическое, психическое, нравственное здоровье человека.

1

3.

Психическое здоровье человека.

1

4.

Влияние психического здоровья на функции организма.

1

5.

Природа эмоций.

1

6.

Уровни и факторы здоровья, их влияние на здоровье человека.

1

7.

Образ жизни как фактор здоровья человека. Понятие.

1

8.

Понятие здорового образа жизни.

1

9.

Компоненты ЗОЖ (здоровый образ жизни).

1

10.

Личная ответственность за собственное здоровье и благополучие.

1

11.

Обобщение знаний по теме: «Образ жизни как фактор здоровья»

1

Вредные привычки – разрушители здоровья.

12.

Влияние вредных привычек на здоровье человека. .

1

13.

Табакокурение как опасная болезнь.

1

14.

Особенности влияния табакокурения на организм подростка.

1

15.

Алкоголизм, его причины и последствия.

1

16.

Химическая и психическая зависимость от алкоголизма.

1

17.

Наркомания как болезнь, ее причины.

1

18.

Виды наркотических веществ, последствия их принятия.

1

19.

Токсикомания.

1

20.

Наркомания и общество, ее социальные последствия.

1

21.

Правовые аспекты наркомании.

1

22.

Вредные привычки и семья.

1

23.

Влияние вредных привычек на производительность труда, на частоту дорожно-транспортных происшествий.

1

24.

Правовая ответственность за правонарушения и преступления совершенные после употребления психоактивных веществ.

1

25.

Физический труд и спорт как важные факторы укрепления здоровья.

1

26.

Обобщение знаний по теме: «Вредные привычки – разрушители здоровья».

1

Профилактика возникновения вредных привычек.

27.

Значение знаний о механизмах действия токсических веществ на организм человека.

1

28.

Меры профилактики табакокурения, алкоголизма.

1

29.

Профилактика и лечение наркомании.

1

30.

Влияние природной среды на психологическое состояние человека.

1

31.

Искусство безалкогольного общения за праздничным столом.

1

32.

Разработка проекта «Альтернатива вредным привычкам»

1

33.

Разработка проекта «Альтернатива вредным привычкам»

1

34.

Защита проектов «Альтернатива вредным привычкам»

1

Итого: 34 часа

9 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Физиологические механизмы формирования вредных привычек

1.

Общая характеристика токсических, наркотических веществ. Их химическое строение.

1

2.

Механизм воздействия этанола и других токсических веществ на клетки.

1

3.

Опосредственное влияние этанола на клетки через ухудшение их кровоснабжения.

1

4.

Влияние алкоголя и никотина на работу органов кровообращения и дыхания.

1

5.

Влияние нарушения деятельности кровеносной и дыхательной систем на другие органы.

1

6.

Специфическое действие алкоголя, наркотических и токсических веществ на центральную нервную систему.

1

7.

Общие признаки и механизмы воздействия наркотических и токсических веществ на центральную нервную систему.

1

8.

Возникновение психической и физической зависимости от наркотических и токсических веществ.

1

9.

Влияние систематического употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ на функции мозга человека.

1

10.

Нравственная деградация личности.

1

11.

Механизмы отрицательного действия токсических веществ на мышцы.

1

12.

Опосредованное действие токсических веществ на работу мышц путем нарушения их кровоснабжения.

1

13.

Нарушение тонуса скелетных мышц и координации движений под влиянием алкоголя.

1

14.

Влияние спорта на здоровье человека.

1

15.

Возрастные физиологические особенности деятельности разных функциональных систем организма детей и подростков.

1

16.

Специфика обмена веществ растущего организма.

1

17.

Последствия курения употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ детьми и подростками.

1

18.

Особенности влияния на женский организм токсических веществ.

1

19.

Влияние вредных привычек на здоровье беременной и кормящей женщины.

1

20.

Обобщение знаний по теме: «Физиологические механизмы формирования вредных привычек»

1

СПИД – глобальная проблема современности.

21.

ВИЧ. Источники ВИЧ-инфекции, пути передачи.

1

22.

Особенности распространения ВИЧ – инфекции.

1

23.

Появление ВИЧ– инфекции, ранние симптомы болезни.

1

24.

Стадии развития ВИЧ– инфекции.

1

25.

СПИД, основные понятия. Открытие вируса

1

26.

Проблема СПИДа в различных регионах.

1

27.

Нравственные аспекты проблемы СПИДа.

1

28.

Правовые проблемы СПИДа.

1

29.

Меры профилактики и возможные пути лечения СПИДа.

1

30.

Моральные ценности и стиль жизни. Половые отношения.

1

31.

Близкие отношения. Формы и проявления близких отношений.

1

32.

Любовь и дружба мужчины и женщины в семье.

1

33.

Личная ответственность каждого человека за состояние физического, психического здоровья других людей.

1

34.

Обобщение знаний по теме: «СПИД – глобальная проблема современности»

1

Список используемой литературы.

  • Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г.
  • Звездина М. Л. «СПИД и наркотики-болезни XI века». Тверь, 2005.
  • Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии» М. : «ВАКО», 2004
  • Кукушин В. С. «Теория и методика обучения». – Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
  • Менчинская Е. А. «Основы здоровьесберегающего обучения»: Методические рекомендации по преодолению пере­грузки учащихся. Вентана-Граф, 2008. (Педагогическая мастерская).
  • Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М. : КНОРУС, 2006.
  • Роненсон. О. Д. « Профилактика наркомании, СПИДа и болезней, передаваемых половым путем». Тверь, 2003.
  • Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М. : АПК и ПРО, 2002. .
  • Советова Е. В. . Эффективные образовательные технологии. – Ростов– на– Дону: Феникс, 2007.
  • Шапцева. Н. Н. «Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации». Волгоград: Учитель, 2009.
  • Щукина Г. И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М. , Просвещение.
  • Ресурсы Интернета.

Метки: Воспитательная работа