Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

ПРОГРАММА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «ТВОИ ПРАВА»

ПРОГРАММА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «ТВОИ ПРАВА» ПРОГРАММА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «ТВОИ ПРАВА»

(из опыта работы)

Происходящие в Российской Федерации процессы общественно-политических и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, обеспечивающего на деле конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности.

Актуальность и жизненность проблемы определяется ухудшением положения детей, снижением показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, криминализацией сознания и поведения, ранней алкоголизации и наркомании значительной части взрослеющего поколения и требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого человека. Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность.

Данная проблема достаточно широко представлена в нормативно – правовых документах (Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, законодательные акты о правах ребенка). Научно – педагогическое обоснование проблемы правового воспитания в разные периоды развития Российского образования рассматривались в работах Н. П. Вербицкого, И. Ф. Рябко, Е. В. Татаринцевой, В. В. Тишенко. Основой для построения нравственно-правового сознания и поведения, являются идеи Н. К. Крупской, А. С. Макаренко. Значимы для исследования работы Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.

По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г. ) обучение правам человека, т. е. правовое воспитание, предлагается начинать на дошкольном уровне. Сегодня в отечественной дошкольной педагогике эта проблема только разрабатывается, вызывая интерес у исследователей и практиков (Доронова Т. Н. , Козлова С. А. , Голубева Л. Г. , Князева О. Л. , Соловьева Е. В. , Смагина Л. И. , Соловей С. А. , Щеглова С. Н. )

Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувства веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на его самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей, способствует тому, что ребенок учится быть более свободным, уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки и мысли.

Что знают родители о правах сво­его ребенка? Результаты социологи­ческого исследования, проведенного в группе «Колокольчик» ДОУ № 34 «Аленушка», показали, что большинство опрошенных родителей не имеют достаточных знаний о правовом воспитании своих детей. Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных воздействий. Реализации правового образования всех участников педагогического процесса в ДОУ посвящена наша программа «Твои права».

Цель программы:

ØАпробация и внедрение программы правового воспитания в детском саду, основанной на социальном партнерстве дошкольного образовательного учреждения с родителями и повышении уровня правовой культуры воспитателей. Способствовать формированию основ правовых знаний.

Задачи:

• Познакомить детей в соответст­вующей их возрасту форме с основ­ными документами по защите прав человека.

• Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и националь­ной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков), к достоинствам другого человека.

• Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чув­ства ответственности (за другого че­ловека, за начатое дело, за данное слово).

• Разъяснить общепринятые нормы и правила поведения.

• Активизировать словарь ребенка в связи с расширением его кругозора.

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ.

I блок – информационный:

– Обеспечение научно-методического сопровождения программы,

комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме, включая электронные носители и интернет;

– Подготовка дидактических материалов;

– Организация работы по созданию методического комплекса программы (тесты, опросники, методики, сценарии педсоветов, методические пособия, конспекты занятий);

– Изучение документов "Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция ООН о правах ребенка", "Семейный кодекса РФ".

II блок – практический:

Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне группы, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов. Реализация положений программы началась с выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования детей и родителей, сбора и анализа сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семье. На этом этапе тесно сотрудничали с медицинской сестрой ДОУ, так как для выявления реальных условий развития ребенка необходимы данные медицинских карт и наблюдений медицинского работника. Также проводились индивидуальные беседы с детьми и родителями, патронаж, интервьюирование. Все родители были привлечены к поиску правовых материалов, подбору фотографий для альбома «Моя семья».

Обработка результатов анкетирования родителей и детей группы «Колокольчик» выявила: сегодня, с положениями Конвенции о правах ребенка, знакомы 17% родителей, о существовании Семейного кодекса знают -58%, об остальных документах Российской Федерации у родителей имеется смутное представление. Абсолютное большинство опрошенных испытывают дефицит правовой информации в СМИ. 46% родителей назвали наиболее эффективным методом воспитания – наказание, а 12% из них считают наиболее эффективным наказанием – физическое. Очень тревожит факт, что 8% детей на вопрос «Как должны родители наказывать тебя за плохое поведение?» ответили – битье ремнем. "Обидными, злыми словами меня называют дети в группе» – так звучал ответ у 39% детей, 47% детей главным обзывателем назвали – брата или сестру. Вся работа с детьми и родителями группы строилась в условиях ситуативно – делового и личностно-ориентированного общения. При отборе материала по правовому воспитанию учитывать возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствовало эффективному познанию окружающего мира. Любую форму работы с детьми старались превратить в продуктивный диалог – это обмен мыслями, идеями, чувствами. В оснащении развивающей среды использовали наглядное панно, на котором размещены картинки, изображающие правильное поведение, и картинки, где изображены поступки, нарушающие эти правила, использовали знаки-символы, которые сами разработали, приняв за основу символику, предложенную в книге С. Антонова «Изучаем права ребенка». В рамках совместной деятельности воспитателя и детей, использовали разнообразные формы работы: беседы «Каждый имеет право», «Семья – остров счастья», рассказы воспитателя из собственного опыта, дидактические игры и упражнения «Исправь ошибку», «Строим новый город», свободную художественную деятельность на тему «Герб моей семьи», «Любимой маме посвящается», «Счастливое детство – детям». Поделки детей и родителей из природного материала и работы декоративно – прикладного искусства (бисер, вышивка, аппликация) использовались для выставки, проводимой в детском саду на тему «Творим всей семьей». Проведение таких социально – значимых совместных мероприятий для наших детей стало ярким событием позитивного направления и очень сблизило взрослых и детей. Эффективным является и наблюдение за детьми в сюжетно-ролевых играх с семейной тематикой, так как дети в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволили нам делать выводы о характере внутрисемейных отношений.

С педагогами детского сада провела мероприятия с использованием интерактивных методов: конкурс – викторина «Счастливый случай» (закрепление и уточнение знаний педагогов о правах человека); деловая игра «Знаем ли мы права ребенка»; консультации «Ребенок и его права», «Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка». Организовала выставку справочной литературы, составила словарь терминов, вызывающих затруднения у педагогов.

Тесно сотрудничали с родителями. Просвещение родителей, в рамках работы по этому направлению, осуществлялось с помощью следующих форм: памятки и информационные листы на стенде «Права ребенка», постоянно действующая библиотека правовой литературы, индивидуальные и групповые консультации: «О наказани­ях», «Какие права ребенка нарушаются чаще всего?», «Уголок ребенка дома»; «Ребенок и его права», «Влияние родительских установок на развитие детей». Дружеские взаимоотношения взрослых и детей – основа формирования положительных черт характера ребенка. Почти все родители с большим удовольствием участвовали в выполнении совместных творческих заданий. Очень интересны родительские собрания, которые в настоящее время проводим в форме деловой игры с привлечением выступлений детей; представления результатов детской деятельности; выставки детских творческих работ; фотовыставки; практические приемы передачи информации: участие в играх, организованных педагогами, совместное выполнение упражнений; просмотр видеосъемок и слайд – шоу. Семейный клуб «Собеседник», организован для работы с семьями, имеющими детей с проблемами в общении и поведении. В рамках клуба проводятся мероприятия как для родителей с целью повышения психолого – педагогических знаний (консультации, беседы за круглым столом, тренинги), так и совместных мероприятий с родителями и детьми. Наиболее интересно прошли занятия семейного клуба, где была организованна совместная деятельность взрослых и детей: «Вместе дружная семья», «Как общаться с ребенком».

III блок – контрольный

При комплексном подходе уже в старшем дошкольном возрасте можно существенно активизировать интере­сы в области прав ребенка, способ­ствовать воспитанию уверенности в себе, развитию доброжелательного отношения к своим родным, близким и окружающим людям. Диагности­ческие исследования показали, что дети усваивают знания, овладевают умениями, навыками, предусмотрен­ными программой. Высокий уровень усвоения детьми знаний по правовому воспитанию на конец года составил 62,5 %, средний – 37,5%, по сравнению с началом года: высокий – 37,5%, средний уровень – 56,3%, низкий уровень – 6,2%. Ребята в соот­ветствии с возрастом любознательны, инициативны, самостоятельны, внима­тельны и доброжелательны ко всем окружающим. Практическая ценность материала программы заключается в том, что он дает возможность формирования активной жизненной позиции, развития творческого потенциала ре­бенка, побуждает желание воспитывать себя самого.

Анализ эффективности мероприятий по реализации программы с детьми (количественный и качественный) позволил выйти на такие результаты:

дети знают: название страны, государственных символов России, правовых документов (Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ), свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения;

понимают: назначение правовых документов, свою роль в обществе, правила социального общежития и правовой культуры, значение терминов – герб, гражданин, достоинство, закон, здоровый образ жизни, конвенция, конституция, право на личную неприкосновенность, наказание, обязанность, ответственность, потребность, права, право на жизнь, право на имя и гражданство, право на образование, преступление, равноправие граждан, ребенок, семья, триколор;

применяют: правила в конкретной практической ситуации; придерживаются жизненной позиции, принятой в обществе; анализируют ситуации, делают положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям; изменяют жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе; соблюдают дисциплину; проявляют любознательность, терпимость к участникам общения, активно предлагают и принимают помощь и поддержку от других участников общения.

Мы, воспитатели, работающие с проблемой профилактики нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, старались выступать для родителей определенной моделью уважительного и доброжелательного поведения с ребенком. Мы очень надеемся, что родители, которые изо дня в день видят нас, реализующих стратегию гуманизма в общении с детьми, скорее всего, лишний раз задумаются над необходимостью применения тех или иных агрессивных способов воспитательного воздействия на собственного ребенка.

Осуществленный мониторинг семейного воспитания с целью выявления и коррекции нарушения прав детей позволил сформировать у родителей индивидуальную позицию, стиль воспитательной практики, ответственность и инициативу. Родители стали лучше представлять психологический портрет своего ребенка, больше доверять профессионализму воспитателей и более гибко подходить к системе воспитания. Повысили контроль над собственными эмоциями. Они стали чаще опираться на полученные теоретические знания, в том числе и на обобщенный опыт других родителей. После организационно-просветительской работы, родители осознали травмирующий характер наказания. Они стали более четко понимать, что существует обратная связь между характером наказания и детским развитием. Полученные данные указывают на то, что большинство родителей стали отдавать предпочтение разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьей, использовали методы: опрос, оценочные листы, экспресс – диагностику, наблюдения, учет активности родителей.

Сравнивая итоги работы по взаимодействию ДОУ с родителями, на начало и конец года, отмечается положительная динамика эффективности данной работы. На 17%, к завершению работы по программе, увеличилась посещаемость родителями мероприятий, проводимых в группе и детском саду, участие родителей в жизни группы на 23%, что свидетельствует о повышении интереса родителей к воспитанию своих детей, и об эффективности форм проводимых мероприятий. 72 % опрошенных родителей считают, что работа по защите прав и достоинств ребенка в дошкольном учреждении значима и необходима. Наблюдая за детьми, родители сделали вывод, что ребятишки стали внимательнее относиться друг другу, чаще проявляют заботу о тех, кто рядом, оказывают помощь, поддержку.

Мое мнение, что дошкольное учреждение способно внести ощутимый вклад в формирование гражданской личности ребенка-дошкольника, сочетающей в себе развитую нравственную и правовую культуру. В результате нашей работы дети осознают, что каждый человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, равенство с другими людьми, честь и достоинство. В слабых, трогательных руках малыша – наше будущее, завтрашний день, завтрашняя судьба человечества. Поэтому уже сейчас, в трудных социально-экономических условиях, нельзя оставаться равнодушным к бедам детей и необходимо помочь им. Скорее всего, в ближайшем будущем государство не сможет обеспечить помощь детям России путем создания ряда специальных служб. Поэтому главной надеждой семьи, детей являются педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений, которые уже сейчас могут встать на охрану прав и достоинства маленького ребенка. Благодаря проделанной работе сегодня наш педагогический коллектив в полной мере обладает правовой, психолого-педагогической и методической компетенцией по организации разнообразных форм работы с родителями и детьми по охране их прав.

ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ПРАВ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.

1-ый этап. Выявление детей, имеющих психические проблемы, проблемы в общении.

Многочисленные исследования показывают, что дети, права которых в семье нарушаются, трудно обучаемы, они неорганизованны, агрессивны, неуравновешенны. Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, воровство.

Для выявления таких детей использую методы диагностики – экспертная оценка, где в качестве экспертов выступают воспитатели групп. В этом учебном году в результате опроса воспитателей были выявлены дети с различными проблемами развития. После исследования их эмоционального состояния педагогом – психологом определилась группа детей, имеющих проблемы в эмоционально – волевой сфере в количестве 15 человек, в том числе детей, проявляющих признаки агрессивного поведения, в количестве 9 человек.

2-ой этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей (применение физического или психического насилия).

Для этой цели использовала анкету на выявление неадекватного отношения к физическим наказаниям. Родителям, у которых выявлено неадекватное отношение к физическим наказаниям, предлагала заполнить опросник и анкету Басса – Дарки. Данные методики помогают: определить насколько агрессивны родители – насколько у них выражены физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение; определить методы воздействия на ребенка, применяемые в семье (в этом году было выявлено три семьи, где у родителей присутствовали агрессия и раздражение в отношении детей). На этом же этапе среди детей провела диагностику «Рисунок семьи» (РС). Результаты данной диагностики показали, что в семьях детей, проявляющих признаки агрессии, существуют проблемы во взаимоотношениях взрослых и детей или между родителями.

3-ий этап. Выявление особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в тех семьях, где выявлено, согласно предыдущим этапам диагностики, что нарушаются права ребенка. Методика «Родительско – детские отношения» (РARI) (Е. С. Шефер, Р. К. Белл) направлена на выявление не только слабых, но и сильных сторон родителей, что помогает провести коррекционную работу с опорой на эти стороны.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

«Знания и умения воспитанников»

Развивающие игры

v«Я имею право . . . »

Цель:

ØРасширить область правовых зна­ний детей.

Материал:

Набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка. Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции: ребе­нок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т. п. Жетон­-символ «Я имею право» (может быть представлен в виде «+»).

Дети поочередно выбирают те кар­тинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около же­тона-символа "Я имею право». Затем каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

v«Я не должен . . . »

Цель:

ØУчить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу».

ØСовершенствовать знания детей о социальных нормах.

Материал:

Серии сюжетных картинок, связан­ных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый – ребенок; ребенок – ребенок; ребенок – окружающий мир. Жетон-­символ «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

Ход игры

Дети раскладывают около жетона­-символа те картинки, которые изо­бражают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, чело­веком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.

v«Кто нарушил права?»

Цель:

ØУчить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть на­рушенные в сказке права.

ØВоспитывать чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.

Материал:

Иллюстрации к сказкам (например: «Заюшкина избушка», "Волк и семеро козлят», «Буратино». "Теремок» и т. Д. ); по 5 предметов (мячи, кубики и т. д. ) на каждого играющего; корзина для предметов.

Ход игры

Около ведущего находится корзина для предметов, у каждого ребенка по 5 предметов. Ведущий показывает иллюстрацию к любой сказке, где по сюжету нарушаются права героев, и спрашивает: "Кто и какое право здесь нарушил?’’ Ребенок, который первый правильно ответил, бросает свой пред­мет в корзину. Затем демонстрируется следующая иллюстрация и т. д. Оценка: у кого не осталось ни одного предмета, тот и молодец.

Творческие задания

Раздел «Мои права»

1. В альбоме цветными карандаша­ми (фломастерами), соединив точки, написать: "ПРАВА РЕБЕНКА».

2. Нарисовать разноцветных чело­вечков (афроамериканцев, европейцев, азиатов т. д. ). Что надо сделать, чтобы все они подружились? Ответы детей: нарисовать, чтобы они взялись за руки; нарисовать их на одном земном шаре; нарисовать над ними одно солнце (ра­дугу); нарисовать их на одной радуге, на лепестках одного цветка или в одном большом доме и т. д. Дети выбирают понравившийся вариант, рисуют.

3. На глобусе (карте) разместить людей разной национальности, разного пола и возраста.

Вопросы для беседы:

• Если бы тебе дали слово в парламенте в защиту прав детей, что бы ты сказал?

• Какие законы нужны для защиты прав детей и подростков?

• Что сделать, чтобы власть считалась с детьми, принимая законы?

• Как защитить подростков от жестокости взрослых?

• Как обеспечить право на информацию и защиту детей от насилия в средствах массовой информации?

• Как обеспечить право детей на жизнь и здоровье в мире без наркотиков и психотропных веществ?

• Почему дети не знают своих прав и нередко чувствуют себя бесправными?

Список литературы

1. Об образовании. Закон Российской Федерации №3266-1. Москва 2005.

2. Общество и детство: права ребенка. Тезисы докладов и сообщений V международной конференции "Ребенок в современном мире: права ребенка" – СПБ, 1998.

3. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия. Дошкольное воспитание – 2008. – №4

4. Ганн Н. Ю. Педагогический мониторинг провеса правового воспитания старших дошкольников. (Электронный ресурс).

Пахомова Ю. Д. ,

Преподаватель правоведения и обществознания,

МОУ СОШ № 13,

г. Барнаул

Метки: Воспитательная работа