Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ПОДРОСТКОМ

ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ПОДРОСТКОМ ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ПОДРОСТКОМ

В данном исследовании предпринята попытка проследить связь значимого для подростка переживания одиночества со сформированными у него предпосылками самостоятельности.

Анализ литературы показал, что особенностями переживания одиночества по – разному определяются перспективы развития подростка, и что эти особенности в свою очередь сами зависят от степени осознания и обращенности к своим ресурсам и возможностям. Переживание одиночества может стать ситуацией, способствующей развитию человека, стимулирующей появление рефлексии по поводу собственной жизни и перспектив своего развития. Но одиночество может переживаться и осознаваться как непродуктивное негативное эмоциональное состояние, которое даже может завести подростка в тупик (суицид). В эмпирическом исследовании были сопоставлены особенности переживания одиночества (позитивные и негативные аспекты) и наличествующие у подростка предпосылки субъективности, выявлены недостаточность и возможности коррекции.

В исследовании приняли участие 32 подростка МОУ СОШ №1 г. Красноармейска. Возраст испытуемых – 13-14 лет, все они учатся в 7-ых классах общеобразовательной школы. отвлекаются от одиночества, обращаясь к делу.

Испытуемым была предложена методика многофакторного исследования личности Кеттелла (№ 105) (16РF – опросник). (Приложение 1). Инструкция следующая: «Перед вами ряд вопросов, которые помо­гут определить некоторые свойства вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных»

Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно. Напишите свою фамилию и прочие данные о себе в вер­хней части листка для ответов. Отвечая на каждый вопрос, вы должны выбрать один из трех предлагаемых вам ответов – тот, который в наи­большей степени соответствует вашим взглядам, вашему мнению о себе. Отвечать надо следующим образом: в соот­ветствующей клеточке на бланке для ответов поставьте отчетливый крестик (левая клеточка соответствует ответу «а», средняя – ответу «в», а клеточка справа – ответу «с»)». Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия проявляются при анализе данных по факторам A,Q2, L, H,

E .

Таблица 1

Результаты исследования с помощью методики многофакторного исследования личности Кеттелла

Испы-

туе-мые

(№)

Факторы

A

Замкнутость-общитель-

ность

Q2

Конформизм-

нонкоформизм

L

Доверчивость-

подозритель-

ность

H

Робость-смелость

E

Подчинён-

ность-

доминан

тность

1

4

8

11

3

4

2

3

11

9

5

5

3

10

7

8

3

6

4

9

8

8

7

7

5

5

9

10

7

5

6

6

7

7

7

5

7

7

6

11

7

6

8

4

9

8

6

9

9

4

5

9

8

9

10

4

8

4

9

6

11

6

6

7

8

10

12

5

8

8

9

6

13

7

4

5

6

7

14

12

2

3

11

6

15

7

10

7

9

10

16

8

8

9

6

6

17

8

6

8

9

7

18

7

9

8

7

7

19

3

4

8

9

6

20

3

8

6

8

4

21

10

7

6

9

8

22

5

6

6

4

7

23

6

8

8

7

5

24

4

11

5

7

8

25

10

4

3

8

6

26

9

5

7

8

8

27

11

4

3

5

3

28

8

4

6

6

6

29

9

5

3

5

8

30

4

7

7

8

9

31

6

9

9

5

6

32

4

9

8

7

7

Интерпретация данных: 40,65имеют низкие оценки по фактору, эти испытуемые характеризуются необщительностью, замкнутостью, безучастностью, некоторой ригидностью и излишней строгостью в оценке людей. Они скептически настроены, холодны по отношению к окружающим, любят быть в одиночестве, не имеют близких друзей с которыми можно быть откровенным.

При высоких оценках ( в нашем исследовании 21,9% ) человек открыт и добросердечен, общителен и добродушен. Ему свойственны естественное и непринужденность в поведении, внимательность, добро­та.

По фактору «Робость-смелость» 21,9% испытуемых продемонстрировали низкие оценки, такой человек застенчив, склонен усту­пать дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, берет вину на себя, тревожится о возможных своих ошиб­ках. Ему свойственны тактичность, безропотность, почти­тельность, покорность до полной пассивности.

При высоких оценках (их имеют также 21,9% испытуемых) человек властный, независимый, самоуверенный, упрямый до агрессивности. Он независим в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен счи­тать законом для себя и окружающих. В конфликтах об­виняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает для себя авторитарный стиль руководства, но и борется за более высокий статус; конфликтный, сво­енравный.

По фактору «Подчинённость – доминантность» низкие оценки демонстрируют 18,8% подростков, их характеризует застенчивость, неуверенность в своих силах, сдержанность, робость, они предпочитает находиться в тени. Большому обществу такие подростки предпочитают одного-двух людей, друзей. Отличаются повышенной чувствительностью к угрозе.

15,6 % изучаемых подростков получили высокие оценки, в этом случае человеку свойственна социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомы­ми обстоятельствами и людьми. Он склонен к риску, дер­жится свободно, расторможено.

В целом фактор определяет реактивность на угрозу в социальных ситуациях и определяет степень активности в социальных контактах. Фактор «Доверчивость-подозрительность»: 18,8 % испытуемых имеют низкие оценки, согласно инструкции их характеризует откро­венность, доверчивость, благожелательность по отношению к другим людям, терпимость, уживчивость, такой человек свободен от зависти, легко ладит с людьми и хо­рошо работает в коллективе.

При высоких оценках ( 21,9% испытуемых ) человек описывается как ревнивый, завистливый, характеризуется подозрительностью, ему свойственно боль­шое самомнение. Его интересы обращены на самого себя, он обычно осторожен в своих поступках, эгоцентричен.

В целом фактор говорит об эмоциональном отношении к людям.

28,1 % испытуемых набрали по фактору «Конформизм – нонконформизм» низкие оценки, в этом случае человек зависим от группы, сле­дует за общественным мнением, предпочитает и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, Ориенти­руется на социальное одобрение. При этом у него зачастую отсутствует инициатива принятия решений.

При высокой оценке (таких испытуемых в исследовании 25%) человек предпочитает собственные решения, независим, следует по выбранному им самим пути, сам принимает решения и сам действует, однако он не всегда доминантен, т. е. имея собственное мнение, он не стремится навязать его окружающим.

Нельзя сказать, что он не любит людей, он просто не нуждается в их одобрении и поддержке,

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы была проведена методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюссона (Приложение 2).

В ходе исследования также анализировалась следующая информация :

– в какой ситуации подростки испытывают одиночество (направленность на себя, отсутствие значимых других, отсутствие дела);

– что делают подростки, переживая одиночество (определение их направленности на себя, на других, на дело);

– к кому (или чему) обращаются подростки в случае переживания одиночества (к самим себе, к другим, к делу).

Кроме того, используемая процедура проведённого в рамках данного исследования анализа предварительно полученных данных о подростках и процедура распределения по признакам позволили выделить следующие группы подростков:

– дезадаптированные, остро переживающие одиночество подростки (группа А);

– адаптированные, менее остро переживающие одиночество подростки (группа Б);

– группа, для которой не была установлена степень адаптированности (группа В), в которую вошли подростки, не попавшие в группы А и Б.

Полученные результаты исследования переживания одиночества подростками представлены в таблице и выражены в процентах.

Рассмотрим более подробно психологические особенности каждой группы:

Группа А. Дезадаптированные подростки, остро переживающие одиночество, не принимающие себя и других, испытывающие эмоциональный дискомфорт, характеризующиеся внешним локусом контроля. Они не имеют, как правило, цели в жизни, считают, что у них нет перспектив в будущем, не чувствуют своей «нужности» для других.

Группа Б. Адаптированные подростки, принимающие себя и других, испытывающие эмоциональный комфорт, характеризующиеся внутренним локусом контроля. В исследовании они обнаруживают высокий уровень социальной желательности, нравятся себе, будущее видят перспективным, чувствуют себя нужными другим.

Группа В. В эту группу вошли как адаптированные, так и дезедаптированные подростки, по критериям процедуры различения не относящиеся к группам А и Б.

Более детальный анализ направленности подростков в ситуации, когда они остаются наедине с собой, показывает, что дезадаптированные и остро переживающие одиночества подростки (группа А) чаще вынуждены обращаться к себе и испытывать при этом негативные чувства.

Точно так же ведут себя и подростки группы В. Вероятно, это связано с недостаточным развитием у тех и других операционального опыта саморегуляции, а также опыта сотрудничества, взаимодействия с другими. Подтверждение этому мы находим в анализе отчётов подростков и результатах ответов на вопросники по состояниям одиночества.

Представители группы А переживают одиночество как тягостное состояние наедине с собой и без других, они чаще боятся одиночества (рефлексия наедине с собой развита ещё недостаточно или слишком развита, сто становится, скорее, препятствием для личностного развития). Стараясь уйти от состояния одиночества, они предпочитают обращаться (убегать) к другим. Помочь им можно, только ориентируя на освоение культуры личностной рефлексии и взаимодействия. У тех же подростков, кто овладел рефлексией, важно усилить её через овладение механизмами целеполагания и способствовать нахождению ценностно – значимой для подростка деятельности.

Подростки группы В ещё не вполне определились. Часть из них через какое – то время перейдет в группу А, а другая часть – в группу Б. подростки этой группы переживают одиночество либо в себе, либо

У исследуемых нами подростков всех трёх групп почти нет различий в сформированности опыта рефлексии (всем им его недостает). Но подростки группы А чаще чувствуют себя одиноко без присутствия значимых других. При этом, оставаясь наедине с собой, подростки чаще обращаются к себе (испытывая при этом чаще дискомфорт, воспринимая данное состояние как вынужденное). Чтобы избежать этого тягостного состояния, они обращаются к делу и очень редко обращаются к другим. У этих подростков выражена потребность в обращении к другим, но вместе с тем опыт взаимодействия и навыки сотрудничества ещё не приобретены.

Подростки группы Б характеризуются прежде всего более развитым операциональным опытом и опытом привычной активизации в сфере общения и взаимодействия с другими людьми. Они и в большей степени ориентированы на дело. Будучи заняты конструктивным решением своих проблем, они в меньшей степени переживают одиночество.

В ситуации переживания нежелательного одиночества эти подростки чаще обращаются к себе, что может свидетельствовать о развивающемся механизме рефлексии, используемом для анализа собственной жизни и работы над собой.

Таблица 2

Причины одиночества и способы поведения в одиночестве

Ситуации, с которыми сталкивается подросток

Ориентация усилий подростков

Число подростков

Группа А

Группа Б

Группа В

-начинаю чувствовать себя одиноко, оставшись…

совсем один

28

9

14

5

без нужных мне других

17

8

3

6

без дела

18

8

7

3

– оставшись один, обращаюсь …

к себе

24

10

11

3

к другим

16

7

6

3

к делу

28

9

15

4

– чувствую себя одиноким, обращаюсь…

к раздумьям о себе

27

1

14

12

к другим

19

13

2

4

к какому – то делу

18

8

5

5

Показательно, что практически все подростки могут переживать одиночество продуктивно, если открывается возможность обращения к делу, что лишний раз подтверждает нашу мысль о смыслопорождающей функции технологии деятельности, облегчающей человеку формулирование целей, поиск и реализацию способов их достижения и способствующей порождению чувства удовлетворенности своими усилиями и достигаемыми результатами. Включенность в деятельность актуализирует у подростка механизмы осознанной и неосознанной саморегуляции, способствует овладению этими механизмами.

Как выявило исследование, в ситуации наедине с собой переживаемого одиночества обращение подростков к другим, скорее, похоже «на бегство от одиночества», нежели преследует какие – либо конструктивные цели. Всё равно с кем, лишь бы рядом были люди, лишь бы с ними была налажена связь (хотя бы по телефону). Вероятнее всего, это ещё раз свидетельствует о недостаточности развития навыков взаимодействия и сотрудничества. К тому же у современных подростков мало на сегодняшний день возможностей для общения друг с другом по поводу дела. Иначе обстоит ситуация у подростков, переключающихся на дело: они легче подбирают интересное для себя занятие, в работе они находят применение своим возможностям, активно подключают их сознательный анализ и попутно развивают регуляторный опыт усилий.

Подростки с высоким уровнем ощущения одиночества характеризуются необщительностью, замкнутостью и безучастностью, именно эти испытуемые ( № 1,2, 8, 9, 10, 19,20,24, 30, 32) имеют низкие оценки по фактору А – «Замкнутость-общительность». Эти испытуемые принадлежат к группе дезадаптированных подростков, им, согласно результатам обследования по методике Кеттела свойственны ревность, подозрительность, высокое самомнение. В тоже время высокие показатели по фактору «Конформизм-нонконформизм» свидетельствуют о стремлении к независимости, стремлении опираться на своё мнение. Названные испытуемые остро переживают одиночество, в тоже время, демонстрируют такие личностные качества как эгоцентричность, неуверенность в своих силах, робость, то есть, стремясь избавиться от одиночества, данные подростки сталкиваются с большими трудностями в общении и не могут самостоятельно выстроить контакты и не имеют близких друзей, с которыми можно быть откровенным.

Испытуемые, относящиеся к группе адаптированных, принимающие себя и других, испытывающие эмоциональный комфорт (в нашем исследовании это испытуемые № 3,4,14, 21,25,27) обладают такими личностными качествами как добродушие, непринуждённость в поведении, доверчивость, отсутствие страха перед критикой, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Испытуемые данной группы также переживают ситуации одиночества, но эти переживания не становятся для них длительными и непреодолимыми. В ситуации, когда таким подросткам одиноко, они обращаются к себе, к делу, к другим – круг их общения шире, чем у подростков, относящихся к группе дезадаптированных.

Анализируя полученные данные, следует отметить, что негативные аспекты переживания одиночества сегодняшними подростками связаны с недостаточным развитием регуляторного опыта и, прежде всего, его ценностного компонента. Небогатый перечень перечисленных ценностей, отсутствие высоких идеалов во многом сковывают активность подростков, ограничивают разнообразие их связей с окружающим миром.

Таким образом, позитивные аспекты переживания одиночества подростками определяются умением продуктивно быть наедине с собой, что связано с личностными особенностями, владением средствами осознанной саморегуляции, рефлексией по поводу своей жизнедеятельности, осознанием своих целей и ценностей, умелостью и ориентацией на сотрудничество, использованием опыта привычной активизации.

Филинова Г. В. ,

Психолог,

МОУ СОШ № 17,

г. Пятигорск

Метки: Воспитательная работа