Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Организация деятельности учащихся по самоанализу учебных доситжений как средство формирования УУД

Организация деятельности учащихся по самоанализу учебных доситжений как средство формирования УУД

Предмет (направленность):

воспитательная работа.

Возраст детей: 5-9 классы.

Место проведения: классный час в конце каждой четверти.

Каждый человек – и взрослый, и ребенок, мечтает быть успешным. Для этого необходимо знать, чего ты хочешь, как достичь, чего для этого не хватает. Если взрослый человек в силу своего жизненного опыта может спланировать свой успех, то ребенка этому надо научить. В течение восьми лет в конце каждой четверти на классном часе мои ученики проводят анализ своих учебных достижений. Такая работа позволяет им перевести свои успехи и неудачи в учебе из сферы эмоций и накала обид в объективные цифры и графики, и спланировать дальнейшее продвижение в учебе.

Предварительная подготовка. Каждому ученику готовится лист «Самоанализ учебы»:

класс

Средний балл

Пропуски уроков (причина)

Почему повысился (понизился) средний балл?

Я доволен результатом?

Что буду делать в следующую четверть?

4 класс

5 (1)

5(2))

5(3)

5(4)

5год

Размер таблицы: на весь лист А4 альбомной ориентации.

Работа с листом. На классном часе в конце 1 четверти, когда выставлены четвертные отметки, пятиклассники впервые проводят самоанализ учёбы под руководством учителя. Они подписывают лист и сами заполняют его.

Строка «4 класс». Средний балл и пропуски уроков заранее подсчитаны учителем у каждого ученика по личным делам, ведь дети пришли из начального звена, и этих данных за прошлый год у них перед глазами нет. Больше в этой строке не пишем.

Строка «5 (1четверть)». Средний балл ученики сами вычисляют по четвертным отметкам из дневника. Для этого они складывают все отметки, сумму делят на число отметок, полученное число округляют до десятых и записывают в таблицу. Учитель объясняет устно, пишет пример на доске, помогает каждому при необходимости, проверяет полученное число. Для оперативности учитель заранее вычислил средний балл у каждого ученика и записал на свой листочек. В ходе этой деятельности у ученика оттачиваютсяматематические понятия – сумма, деление, округление числа.

Пропуски уроков учитель подсчитал у каждого по итогам четверти, записал каждому в дневник с пояснением (болел, уважительная, б/ув). Ученики выставляют готовое число из дневника.

Почему повысился (понизился) средний балл? Ученик сравнивает средний балл за эту четверть с предыдущим, сравнивает число пропусков. На основании сравнения отмечает: повысился, понизился, стабильно высокий или стабильно низкий балл. Делает умозаключение о причине, сопоставляет и ищет взаимосвязь учебных результатов с пропусками уроков. Происходит развитие познавательных и логических УУД (анализ, синтез, формулирование мысли, письменная речь) [1].

Я доволен результатом? Вопрос обязывает задуматься и фактически дать самооценку своему учебному труду на данном промежутке времени – в этой четверти. Формируются личностные УУД.

Что буду делать в следующую четверть? На основании проведенного анализа ученик сам планирует, какой средний балл он хочет получить в следующую четверть и что для этого надо сделать. Эта работа вызывает наибольшее затруднение у ребят, когда заполняется впервые. Пятиклассники пишут: «Буду стараться». И вот здесь необходима помощь учителя, который задаёт наводящие вопросы: « Поясни, что значит буду стараться, что надо делать? Ты часто болеешь, из-за пропусков плохие отметки; займись спортом, закаливанием и т. д. ». Опыт показал, что этот пункт хорошо проходит в 9-11 классах, а в 5 классе, который взяла после старших, не идет: они к этому пункту уже устали. Поэтому есть смысл работу по данному пункту перенести в начало следующей четверти и работать группами по 5-7 человек с теми ребятами, которые не успели на классном часе, что бы качественно продумать план действия для конкретного ученика. Далее каждый из этой группы может помочь одному из своих товарищей. В ходе работы формируются регулятивные (прогнозирование), личностные (мотивация, внутренняя позиция, развитие эмоций), коммуникативные УУД.

Таблица заполняется учениками по итогам каждой четверти в течение года. На следующий год составляется аналогичная таблица. Работа по самоанализу учебы становится традиционной. Листы хранятся в «Портфолио личностного развития» каждого ученика.

Для обеспечения преемственности работы по самоанализу учебы и наглядности создана для каждого ученика таблица-сетка «Мониторинг учебы». В таблице по вертикали расположены значения средних баллов от 2,9 до 5. 0, а по горизонтали – классы с указанием четвертей. Например: 4; 5(1),5(2), 5(3), 5(4), 5(год), 6(1), 6(2)…. 9(год). Ученики ставят точку на пересечении данной четверти и среднего балла. Соединяют линией с предыдущей точкой. Получается кривая – график, отражающая подъемы и спады в учебе по четвертям с 5 по 9 класс (можно до 11 класса).

Фактически каждый ученик сам проектирует свою учебную деятельность на небольшой период – учебную четверть. Эта деятельность безусловно формирует все виды УУД, «обеспечивающих его апособность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1].

Работа с листами «Самоанализ учебы» и «Мониторинг учебы» помогает учителю: 1) плодотворно организовать учеников на заключительных классных часах, 2) обоснованно вести беседу на родительских собраниях, 3) совместно с учеником, родителями и сопровождающими службами строить и корректировать индивидуальную траекторию развития школьника.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования

Универсальные учебные действия http://college. ru/pedagogam/450/451/454/466/

Метки: Воспитательная работа