Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Воспитательное воздействие семьи на формирование поведения и деятельности ребенка

Воспитательное воздействие семьи на формирование поведения и деятельности ребенка Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья, по мнению В. Н. Худякова, является тем первичным звеном, где начинается становление ребенка как личности. И то, что будет заложено в ребенке с детства, должно неизбежно проявиться в его будущей жизни.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов. Воспитание в широком смысле этого слова – это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.

Отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Эмоции, сопровождающие это общение, помогают ребенку понять смысл, который придается окружающему миру близкими людьми. Он остро реагирует на тон и интонацию взрослых, чутко улавливает общий стиль, атмосферу отношений. Т. А. Куликова пишет: Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью. Мы разделяем ее точку зрения и можем с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формируя соответствующий образ жизни.

Очень важно, чтобы то, чему мы учили ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. В этом заложен большой педагогический смысл, ибо даже ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен, или лишен возможности активного взаимодействия с ней. Дело в том, что сам по себе он не овладевает средствами освоения, усвоения и присвоения тех достижений культуры, которыми он окружен. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения.

Первоначально ребенок действует совместно с взрослыми, но по мере овладения ребенком отдельными действиями, его деятельность становится совместно-разделенной со взрослыми. В это время ребенок становится субъектом собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослых, эмоциональная поддержка, одобрение, поощрение, оценка, а иногда и подсказка взрослого. Родителям важно соблюдать меру, разумное соотношение детской и своей собственной активности, не выполняя за ребенка то, чему он уже научился.

Родители имеют возможность вводить детей в обычные домашние дела как в исполненную смысла, глубокую и содержательную реальность. Дети охотно выполняют поручения родителей, ходят в магазин за хлебом, убирают свою комнату, моют посуду, ухаживают за цветами и т. д. Г. Н. Година, Д. В. Сергеева считают, что ребенок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает то, что приятно близким людям.

Начиная с трех-четырех лет, у ребенка дома должны быть постоянные, ценимые другими членами семьи обязанности: поливать комнатные растения, накрывать вместе с мамой на стол, поддерживать порядок в комнате и другое. По мере взросления обязанности расширяются: он может ухаживать за своей одеждой, обувью, участвовать в приготовлении пищи, насыпать корм в кормушку для птиц и т. д. Все это с одной стороны, является реальной основой для укрепления чувства собственного достоинства, гордости, с другой будет закладывать первые кирпичики трудолюбия.

Однако у взрослых всегда возникают опасения, что ребенок сделает что-то не так. Они постоянно его останавливают. Ты не умеешь, дай я сделаю, Не лезь!, Не трогай такие фразы мы часто слышим от взрослых в повседневной жизни. Все это сдерживает развитие самостоятельности, решительности, смелости, а, следовательно, осложнит жизнь ребенка, на других возрастных этапах.

Если у ребенка что-то не получается, то родители должны постоянно вселять в него уверенность, поддерживать в трудный момент, поощрять малейшие начинания. Причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний, тем настойчивее должны быть соответствующие действия со стороны значимых для ребенка взрослых.

Трудолюбие, на наш взгляд, возникает тогда, когда ребенок получает удовольствие от труда. В качестве стимулов, подкрепляющих успехи в деятельности, должны выступать те, которые порождают положительные эмоции.

Самостоятельность детей сочетается с их зависимостью от взрослых, причем возраст шести-семи лет, может быть, – считает О. М. Дьяченко, – переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через доверие и подражание другим людям . Чтобы этого избежать, по мнению О. М. Дьяченко, необходимо поручать ребенку больше дел делать самостоятельно и при этом больше ему доверять. Необходимо приветствовать всякое стремление ребенка к самостоятельности и поощрять его.

В раннем детстве у детей формируется еще одно важное качество, которое играет важную роль в дальнейшей жизни ребенка. Это стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. На базе данного качества возникают такие достоинства, как настойчивость, целеустремленность, работоспособность, уверенность в себе и многие другие.

Для развития у ребенка позитивного образа Я значимыми являются чувства собственного достоинства, гордости, становление которых зависит от условий жизни и воспитания прежде всего в семье. Поддерживать достоинство ребенка, укреплять его хорошее мнение о себе – задача семьи. Это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают расти в них, видеть свои достижения и ощущать, что они небезразличны родителям. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное задание, поручение побуждает ребенка к новым победам.

Итак, личностью человек не рождается, а становится в процессе жизнедеятельности и включения в общественные отношения. Иными словами, подлинными основаниями и движущей силой развития личности, по мнению психолога А. Г. Асмолова, выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей.

В деятельности ребенок овладевает действительностью. Но деятельность ребенка, как мы знаем, всегда опосредована взрослыми, направляется ими. Тем самым, главное место в развитии личности ребенка отводится процессу воспитания. Опираясь на то, какими личностными качествами ребенок уже владеет, взрослые, в нашем случае родители, организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения.

Итак, мы выяснили, что семья имеет большое значение для формирования личности ребенка, так как в ней он получает первый жизненный опыт, в семье он вступает в разные виды деятельности и общения, но на этом семейное воспитание не ограничивается.

Целью семейного воспитания, по мнению В. Я. Титаренко, является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Формирование каких же качеств и свойств личности зависит от семьи, от родителей? О некоторых мы уже говорили, однако по мнению В. Я. Титаренко набор их обширен, в него входят:

– развитие интеллекта и творческих способностей;

– развитие познавательных сил;

– формирование опыта трудовой деятельности;

– нравственное и эстетическое воспитание;

– становление и развитие эмоциональной культуры;

– физическое здоровье детей.

Все это и многое другое составляет, по нашему мнению, задачи семейного воспитания.

На наш взгляд, все эти задачи должны осуществляться при благоприятном микроклимате. Важнейшая функция семьи психологическая: создание условий для взаимной открытости, непредвзятости, снятие необходимости в психологической защите, обеспечение открытого самовыражения и взаимного сопереживания, – считают В. С. Заслуженюк и В. А. Семиченко.

Для оптимального формирования и развития личности ребенка очень важно, чтобы именно в семье он чувствовал себя спокойным, открытым, эмоционально раскрепощенным, защищенным.

В семейных отношениях наиболее легко реализуется важная потребность человека в общении. Она заключается в том, чтобы получить от партнера сочувствие, поддержку, одобрение. В. С. Заслуженюк и В. А. Семиченко называют эту потребность потребность в поглаживании и отмечают, что ребенку таких поглаживаний в день необходимо не менее восьми. Такую поддержку ребенок может получить в семье, где царит благоприятный микроклимат, где нет злости, ненависти и раздражения по отношению к друг другу.

Подводя итог, нам бы хотелось еще раз подчеркнуть особенность и важность семейного воспитания, специфика которого определяется следующими моментами:

1. Семейное воспитание более эмоционально, так как его проводниками являются родительская любовь к детям и ответные чувства детей к родителям.

2. Ребенок более подвержен влиянию семьи, чем любому другому влиянию (особенно в раннем возрасте).

3. Семья не однородна: в ней представлен различный возраст, половые и профессиональные подсистемы. Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее их реализовывать.

Все выше сказанное дает нам основание утверждать, что семья наиболее актуальный фактор по сравнению с другими факторами, влияющими на развитие ребенка.

Метки: Воспитательная работа