Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

К вопросу о факторах, способствующих совершению преступлений против несовершеннолетних

К вопросу о факторах, способствующих совершению преступлений против несовершеннолетних

Предмет (направленность):

нравственное воспитание.

Возраст детей: 11-12 классы.

Место проведения: вне класса.

В статье рассматриваются объективные и субъективные факторы, способствующие противоправному поведению взрослых лиц направленных на несовершеннолетних.

Причины, факторы, способствующие совершению преступлений, преступления против несовершеннолетних.

Признание ведущего влияния социальных условий жизни общества на характер нравственного формирования личности является решающим и относится, в немалой степени, к объяснению причинности преступности. Это предполагает возможность и необходимость специальных исследований влияния различных по своему содержанию социальных процессов и явлений (экономических, социально-демографических, духовно-нравственных и т. п. ) на формирование личности преступника.

Главной причиной изменения криминальной обстановки, по мнению многих ученых и практиков, стало возрастание роли нажитого преступным путем капитала. Мечты о нетрудном обогащении вели к массовому нарушению законов, порождали проступки и преступления, вызывали падение морали, вели к нравственной деградации. Случилось и еще большее социальное несчастье – зло перестало считаться злом, преступление перестало считаться преступлением. Как правильно отмечает И. А. Кобзарь[1], переходный период можно рассматривать как состояние общества, характеризующееся возможностью существенных деформаций в структуре его основных элементов, в результате чего на практическом уровне жизнедеятельности общественной системы уменьшается доля позитивных результатов ее функционирования и увеличивается степень негативных «выбросов». И самые прогрессивные новации, связанные с общественным переустройством, несут в себе определенный криминогенный потенциал, как правило, расширяя возможности для преступной деятельности.

По мнению многих ученых, идеалы прагматического индивидуализма, культ собственности стали разрушительны для российского менталитета и породили в России с ее неготовностью к сопротивлению различные формы деструктивной девиации. По утверждению Г. П. Былим [2], сегодня в обществе наблюдается эпидемия массовой психотравматизации. Вместе с распадом культурных и экономических связей рушатся смысловые основы жизни, ценностные ориентации людей, растет невротизация молодого поколения и т. д.

Неблагоприятно прогнозируется криминальная ситуация и в связи с ростом политической апатии, правового нигилизма населения, возникающих вследствие неудовлетворенности социальными итогами и экономических изменений, возникновения феномена неверия в их благополучный исход. По мнению П. Г. Пономарева [3], негативный резонанс вызывается разрывом между требованиями права и их реализацией. В силу проблемное и противоречивости правового регулирования общественных отношений в различных сферах, распространенности правового нигилизма, криминализации экономики, подрыва и девальвации легальных форм экономической деятельности подростки социально полезным видам занятий все чаще предпочитают увлечение теневым и чисто криминальным бизнесом» [4].

Важно отметить, что усиливается влияние социально-экономического фактора, когда низкий прожиточный уровень семьи выступает в сочетании с низким общекультурным и общеобразовательным уровнем родителей, то есть, иными словами, в семье, имеющей скромные доходы, но достаточно высокий уровень духовной культуры, значительно больше шансов воспитать нормального ребенка, чем в семье, где высокий жизненный уровень, но низкая духовная культура и неблагоприятный психологический климат. Поэтому многие насильственные преступления против несовершеннолетних совершаются в неблагополучных семьях.

В современном социуме существуют объективные факторы, формирующие высокий уровень тревожности ^личности: социальное расслоение в связи с резким разрывом в уровне материальной обеспеченности, нестабильностью в экономике, объемом и качеством доступных социальных услуг, невозможностью удовлетворения многих первоочередных потребностей, напряженностью в межличностных отношениях. Как справедливо отмечает Г. Ф. Хохряков, «не только у детей, но и у взрослых появилось чувство социальной незащищенности» [5].

Тяжелая социально-экономическая ситуация в стране и высокая безработица почти не оставляют несовершеннолетним возможности выбора. На подростка растет давление тяжелого психологического климата, царящего в стране, в школьном коллективе, в семье. Общение становится способом психологической разгрузки, необходимым в несовершеннолетнем возрасте. Взрослые при этом еще и стараются зарабатывать и на психологических проблемах подростков, подавая им алкоголь, наркотики, вредную идеологическую продукцию[6].

Телевидение стало электронным оружием массового поражения, которое особенно опасно для подростков. Многие криминологи, социологи и педагоги отмечают, что между насилием на телеэкране и ростом насильственных преступлений есть прямая связь. Подсчитано, что в среднем дети проводят у телевизора 3-4 часа в день, а некоторые – до 8 часов. За это время могут наблюдать ежедневно до полутора десятков сцен убийств и еще больше – жестокого поведения. Чтобы у несовершеннолетних не возникло чувства толерантности к насилию важно не допускать в средствах массовой коммуникации сцен жестокости, агрессии, способах и методах совершения преступлений.

Слабое финансирование является одной из причин систематического недовыполнения федеральных программ борьбы с преступностью, имеющих в основном превентивную направленность на преступления против несовершеннолетних.

В числе факторов, отрицательно влияющих на состояние преступности, особое место занимает судебная система. Пока она очень слабо работает на предупреждение преступности в плане реализации принципа неотвратимости и справедливости наказания. Предупредительно-воспитательная роль суда крайне незначительна. Реально в другие вопросы, кроме назначения наказания и освобождения от него, а также процессуальных вопросов, связанных с отбыванием или перемещением осужденных в системе воспитательных учреждений, решаемых часто на формальной основе, суд, по существу, не вникает.

Одной из причин вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность является крайне напряженная ситуация с трудоустройством несовершеннолетних, которые оказались неконкурентоспособными на рынке труда. В настоящее время 2 млн. подростков оказались без определенных занятий и что особенно опасно – без реальной позитивной жизненной перспективы. Такие несовершеннолетние являются резервом криминальной среды. Это связано с тем, что многие отчаявшиеся найти работу подростки попадают в теневые, полукриминальные структуры бизнеса либо становятся на преступный путь. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» допускает квотирование рабочих мест для несовершеннолетних при условии предоставления работодателям налоговых или иных льгот. Как свидетельствуют прокурорские проверки, случаи предоставления таких льгот неизвестны, что лишает квотирование практического смысла.

В условиях рыночной экономики острой проблемой становятся беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних. Безнадзорные дети, социальные сироты стали привычным явлением ' почти в каждом населенном пункте. Волна детской беспризорности грозит приближением к уровню 20-х годов прошлого века. Основной причиной детской безнадзорности и преступности является нежелание многих родителей заниматься воспитанием детей, их пьянство и аморальный образ жизни.

В последние годы увеличивается число разводов среди супругов, имеющих детей, а также внебрачная рождаемость и, как следствие этих процессов, растет количество неполных семей. Ежегодно в РФ остаются без одного родителя около 500 тыс. детей и подростков. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов.

По данным МВД России, в 2010-2011 гг. на учете в органах полиции находились более 117 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. В 30% неблагополучных семей систематически злоупотребляли спиртными напитками, в 40% устраивали скандалы, вели антисоциальный образ жизни.

В девиантных семьях утвердились аморальность, культ насилия в межличностных отношениях и в отношениях с окружающими как способ общения. Во взаимоотношениях между членами девиантной семьи очень часты споры, скандалы, доходящие до драк и оскорблений. В таких семьях не менее травмирующими могут быть такие проявления, как насмешки, оскорбления, унижение, необоснованная критика. Оставление без попечения, дефицит эмоционального тепла, заботы и ухода не оставляют следов внешних повреждений, но могут сказаться на здоровье отдаленными последствиями, оставляют глубокий и неизгладимый след на характере и судьбе подрастающего человека. Как правильно отмечает А. А. Никитина [7], бытовое насилие в отношении несовершеннолетних имеет прямые и отдаленные общественно-опасные последствия, доказывающие необходимость сохранения и развития данной проблемы как самостоятельной в уголовном праве и криминологии. Непосредственно бытовое насилие формирует агрессивную криминогенную мотивацию личности несовершеннолетнего, разрешающуюся в совершении насильственных преступлений против членов семьи. Необходимо обратить особое внимание на женскую преступность. Она оказывает существенное влияние на состояние преступности подростков, ибо «ее неблагоприятное влияние на воспитание подрастающего поколения может оказать и оказывает значительно более разрушительное действие, чем мужская преступность. Если мать совершает преступление или ведет антиобщественный образ жизни, то моральный климат в семье скорее может привить подросткам антиобщественные наклонности».

В последние годы определяющим фактором делинквентности семьи становится бедность. Все большее распространение получают случаи совершения корыстных преступлений родителями вместе с детьми [7], а также случаи когда похищенное подростком имущество систематически используется членами семьи, становится, не вызывая никакого осуждения родителей, своеобразным источником дохода. Все чаще фиксируются преступления, совершаемые родителями совместно с детьми для того, чтобы просто прокормиться.

Таким образом, сложилась семейная корыстная преступность, которая фактически заполнила главную нишу возможного позитивного влияния на несовершеннолетних. Д. М. Миненок справедливо отмечает, что «есть основания считать, что субкультура бедности – это уже не вопрос времени, а свершившийся факт. Причем в этой субкультуре доминирует стремление к примитивно материальному, которое, однако, нельзя игнорировать, поскольку оно связано с удовлетворением элементарных человеческих потребностей. Разумеется, в этих условиях нет места для духовых ценностей, предполагающих высокий уровень культуры, интеллекта, этических чувств, позволяющих пренебречь вещным в пользу духовного» [8].

Усиливается тенденция жестокого обращения с детьми. Наблюдается явное отвержение ребенка, с жестокостью, побоями, оскорблениями, непроявлением элементарной заботы о нем. В лечебные учреждения поступают дети с травмами, полученными в результате неправомерных действий родителей. Спасаясь от жестокого обращения и насилии, в стране около 50 тыс. подростков ежегодно уходят из дома, 2 тыс. кончают жизнь Самоубийством.

Формы жестокого обращения не сводятся только к избиению, они включают в себя насильственное посягательство на личность ребенка, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями. Поэтому к проявлениям жестокого обращения можно отнести морально-психологическое давление, которое проявляется в запретах, ущемлении интересов и других потребностей ребенка. Одной из наиболее разрушительных форм жестокости к детям является эмоциональное отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Наблюдается тенденция роста дефицита общения родителей с детьми. Возникающий дефицит общения ведет к отчуждению детей от родителей, что в конечном итоге сказывается на социальном самочувствии детей. Имеет место отсутствие доверительных отношений между родителями и детьми уже в дошкольном возрасте. Данная тенденция опасна тем, что в трудных жизненных ситуациях дети могут пойти за помощью к лицам с асоциальной направленностью, которые, в свою очередь, оказав детям сиюминутное внимание, понимание и помощь, становятся значимыми в жизни ребенка и оказывают в дальнейшем существенное влияние на его поведение.

Серьезное беспокойство вызывает и то, что органы профилактики не всегда ориентируются на интересы конкретного ребенка или подростка, допускают формализм, волокиту, не выясняют причины и условия, побудившие подростка расстаться с жизнью, а значит, детально не анализируют каждый такой конкретный факт и в силу этого не могут разработать надлежащую систему мер предотвращения и профилактики подобных трагических событий. Нельзя признать нормальным, что практически во всех материалах по фактам попыток несовершеннолетних покончить жизнь самоубийством отсутствуют какие-либо сведения о психологической реабилитации и помощи подросткам, пытавшимся расстаться с жизнью.

Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генпрокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних вызвано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

В ряде территорий не обеспечивается должный уровень государственного контроля за условиями содержания и воспитания детей и подростков в образовательных учреждениях. Между тем нередки случаи рукоприкладства педагогов я других антипедагогических воздействий на несовершеннолетних, преступлений в отношении детей в стенах учебных заведений.

Таким образом, перечисленные причины и условия, детерминирующие преступления против несовершеннолетних, не действуют изолированно друг от друга. Никакая отдельно взятая причина не может фактически быть единственной: неправомерное поведение всегда создается комплексом причин, стечением ряда неблагоприятных обстоятельств. Все причины начинают активно взаимодействовать, если совершаются педагогические ошибки. Внешне отрицательные факторы действуют на психику растущего человека, создавая предпосылки внутренних причин негативизма.

Все вышеизложенное не позволяет осуществлять должным образом профилактику преступлений против несовершеннолетних. Сложившаяся ситуация в Российской Федерации в целом требует от правительства, институтов воспитания и правоохранительных органов адекватного реагирования, мобилизации всего научного, экономического и организационно-практического потенциала на усиление борьбы с преступностью против несовершеннолетних.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

Былим, Г. П. Развитие интегральной индивидуальности у лиц с дезадаптивным поведением средствами формирующих психолого-педагогических технологий: автореф. дис. . . . канд. псих, наук/ Г. П. Былим. – Ставрополь, 2000.

Кобзарь, И. А. Организационные и правовые основы противодействия преступности несовершеннолетних в переходный период: автореф. дис. . . . канд. юрид. наук / И. А Кобзарь. – М. , 2002.

Миненок, Д. М. Преступные объединения несовершеннолетних корыстной направленности: дис. . . . канд. юрид. наук / Д. М. Миненок. – СПб. , 2000.

Никитина, А. А. Криминологическая характеристика предупреждения бытового насилия в отношении несовершеннолетних: автореф. дис. . . . канд. юрид. наук / А. А. Никитина. – Ростов н/Д, 2005.

Пономарев, П. Г. Прогноз тенденций развития криминальной ситуации в России / П. Г. Пономарев. – М. , 1997.

Сафин, Ф. Ю. Теоретические и методологические проблемы предупреждения корыстной преступности несовершеннолетних: автореф. дис. . . . д-ра юрид. наук / Ф. Ю. Сафин. – СПб. , 2003.

Хохряков, Г. Ф. Криминология: учебник / отв. ред. В. Н. Кудрявцев. – М. , 2002.

Метки: Воспитательная работа