Школа общения
Школа общения
Цели. Продолжать работу по созданию коллектива в классе; воспитывать дружелюбие, снижать конфликтность, обучать приемам общения с одноклассниками, педагогами, друзьями, посторонними людьми; воспитывать вежливость, взаимопонимание.
Учебные материалы. Дом 2 «Б» класса; кирпичики с качествами; фотографии разных людей.
Содержание беседы Учитель. Каждую неделю мы встречаемся с вами вместе в нашей «Школе общения». Чему мы в ней учимся?
Дети. Правильно общаться.
У. Что значит «правильно общаться»?
Д. Соблюдать законы общения.
У. Верно, у нас с вами большая семья, в ней 31 человек. Мы вместе живем в большом светлом доме, который называется «2-й “Б” класс».
На доске – дом 2-го класса. В окошках – лица детей, которые сами себя нарисовали.
– Тема нашего сегодняшнего занятия – «Я и мой класс». Наш дом стоит на прекрасной поляне, и чтобы он простоял долго и не развалился на кирпичики, мы все должны дружить.
Ученик 1.
Если б капли не дружили,
Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?
Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать?
Как бы солнышку вставать?
Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы
с давних лет
Ничего на свете нет!
У. Мы знаем, что у любого дома должен быть фундамент, на котором дом держится. Чтобы дом нашего класса был прочнее, надо и ему сделать фундамент из кирпичиков.
На доске – кирпичики с качествами: «дружба», «понимание», «злость», «любовь», «грусть», «помощь», «доброта».
– Кто хочет создать фундамент дома?
Ученик работает у доски.
– В нашем классе много детей, и все мы разные. У каждого из нас бывает разное настроение, разные эмоции. Какие вы знаете эмоции?
На доске – изображения лиц с разными эмоциями.
– У меня на доске висят портреты разных людей. Мы их не знаем. Давайте попробуем определить их эмоции по фотографиям.
Выслушиваются ответы детей. На фотографиях – люди с выражениями обиды, задумчивости, презрения, радости, удивления, злости.
– Кто из этих людей открыт для общения?
Д. Тот, у кого выражение радости на лице.
У. Фантазируем – почему появилась эмоция удивления?
Дети высказываются.
– Я думаю, с таким фундаментом наш дом простоит очень долго – до 11-го класса. На доске вы видите схему построения отношений в классе.
На доске – схема общения в классе со стрелками: я – учитель – друг – сосед по парте – класс.
– Побеседуем немножко о понятии «я». Все мы разные, но каждого из нас можно за что-то любить. Продолжите фразу: Меня можно любить за. . .
Выслушиваются ответы детей.
– Кто делает настроение каждому человеку?
Д. Он сам.
Ученик 2.
День был серый, непогожий,
Над землей густела тень.
«Добрый день!» –
сказал прохожий.
Я ответил: «Добрый день».
После этого мгновенья
До конца большого дня
Почему-то настроенье
Было добрым у меня.
Ученики работают по схеме общения.
У. Первый человек, которому вы говорите в школе: «Добрый день», – это учитель. От вашего с ним общения зависит, с каким настроением вы уйдете домой.
Что надо и чего не надо делать, чтобы не получилось конфликта с учителем?
Дети отвечают.
– Сейчас мы с вами прослушаем стихотворение, и вы скажете, чему оно нас учит.
Ученик 3.
Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
«Входи, не стесняйся, дружок», –
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок.
Но если, но если, но если,
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
– Чему учит нас это стихотворение применительно к учителю?
Д. Обратись ласково и спокойно – и учитель выполнит твою просьбу.
У. Мы с вами разыгрывали разные ситуации, когда надо было учителя о чем-то попросить: не ставить двойку, не записывать замечание. Сейчас разыграем ситуацию с опозданием на урок. Ваша задача – так попросить учителя, чтобы получить меньшее замечание.
Уже конец урока,
Уже десятый час,
Открылась дверь широко,
Вошел Сережа в класс.
Почему же, отчего же
Опоздал на час Сережа?
Дети разыгрывают ситуацию с опозданием.
– Второй человек, с которым вы общаетесь в течение всего дня, – это ваш сосед по парте. Какже за одной партой жить мирно?
Дети отвечают.
– Сейчас мы выполним упражнение на воспитание дружбы и уступчивости между вами и вашим соседом. Пока звучит музыка, вы должны раскрасить ваши варежки одинаковым узором. Подобные задания мы уже делали. Мы посмотрим – какая же парта самая дружная?
Дети работают.
– Подпишите свою варежку и подарите соседу. Третий человек в общении – это ваш друг, близкий и самый лучший.
Ученик 4.
День стоял веселый
Раннею весной.
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.
Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой,
Весело расстались –
Что нам унывать!
Весело друг с другом
Встретимся опять.
У. Представим в руках мешочек для друга. Что мы в него положим?
Дети отвечают.
– Кто хочет с другом проинсценировать стихотворение и показать настоящую дружбу?
Дети инсценируют стихотворение Олега Григорьева «Конфеты».
Я нес домой кулек конфет.
А тут навстречу мне сосед.
Снял берет:
– О, привет!
Что несешь?
– Кулек конфет.
– Как – конфет?
– Так – конфет.
– А компот?
– Компота нет.
– Нет компота – и не надо.
А они из шоколада?
– Да, они из шоколада.
– Хорошо. Я очень рад!
Обожаю шоколад.
Дай конфету.
– На конфету.
– А вон ту, а ту, а эту. . .
Красота, вкуснота!
А вот эта, а вон та. . .
– Больше нет.
– Ну, привет!
– Ну, привет!
У. Очень часто между вами и вашим другом возникают неприятные ситуации, и если повести себя неправильно, то дружба может исчезнуть, а появится вражда.
Игровые ситуации
1. Вы с другом участвовали в соревновании. Ты занял первое место, а твой друг – последнее. Вот он расстроился. Успокой его и скажи ему приятные слова.
(Два человека. )
2. Друг попросил у тебя твою любимую игрушку, а вернул ее сломанной. Разыграйте свои действия и действия друга. Закон – постараться простить и сохранить дружбу.
– Очень часто происходит конфликт из-за маленького пустяка. Вот сейчас мы узнаем, как это происходит, из стихотворения.
Два ученика разыгрывают сценку.
– Кто кого обидел первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Кто кого ударил первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Вы же раньше так дружили!
– Я дружил!
– И я дружил!
– Что же вы не поделили?
– Я забыл!
– И я забыл!
У. Какие законы нарушили мальчики?
Д. Все.
У. Дружба – как стекло: разобьешь – не склеишь. Вот наконец-то мы и подошли в нашей схеме к последнему объекту общения – это весь класс. С чем можно сравнить наш класс?
Д. С муравейником, горсткой песка, коробкой с пуговицами. . .
У. Давайте представим, что в наш класс зашел совершенно новый человек, и его надо познакомить со всем, что тут происходит и окружает нас.
Два ученика разыгрывают ситуацию.
– Вам понравилось у нас в классе?
– В некоторых конфликтных ситуациях вам могут помочь комплименты. Все любят слушать комплименты, всем очень приятно, когда о них говорят что-нибудь хорошее. И можно получить какую-то выгоду для себя, сказав комплимент человеку.
Давайте попробуем друг другу сказать комплименты (обязательно глядя в глаза, с улыбкой) – насчет одежды, лица, походки, почерка, учебы, дружбы и др.
Дети говорят друг другу комплименты.
– Недавно вам всем было выдано по три жетона, на которых вы расписались, и было дано задание – отдать жетоны тем, кого вы считаете самым приятным в общении в классе, самым бесконфликтным одноклассником. Давайте подсчитаем жетоны. У кого больше 5 жетонов? – и т. д.
Самых общительных награждают медалями «Хороший друг».
– Наше занятие мы заканчиваем стихотворением «Когда живется дружно».
Ученик 5.
Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Ты в дальнюю дорогу
Возьми с собой друзей.
Они тебе помогут,
И с ними веселей!
Метки: Воспитательная работа