ПРОГРАММА подготовки учащихся кадетских классов СОШ
ПРОГРАММА подготовки учащихся кадетских классов СОШ
Пояснительная записка
Программа деятельности кадетского класса определяет цели, задачи, основные направления и специфику обучения и воспитания школьников в кадетском классе начальной военной подготовки и рассчитана на три года. Программа составлена с учетом требований Закона Российской Федерации «Об образовании», Уставом школы.
Программа деятельности кадетского класса построена на принципах:
а) непрерывности процесса воспитания и обучения, который обеспечивается механизмом преемственности между:
Øцелями содержания отдельных звеньев программы;
Øсодержанием образовательно-развивающей практики на каждом из этапов;
Øтехнологиями обучения физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности, основам военных знаний в системе общего образования учащихся;
б) целостности процесса обучения, предполагающего интеграцию основного и дополнительного образования, адаптацию в социокультурной среде;
в) личностно-ориентированного характера обучения, реализуемого посредством индивидуализации содержания, форм, методов и педагогических средств достижения целей обучения;
г) перевода процесса развития учащихся в режим самоорганизации и саморазвития.
1. Цели и задачи Программы для кадетского класса.
Цель программы – создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите, Гражданина России, способного сделать верный выбор в начале жизненного пути и нести полную ответственность за принятое решение.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
Ø Популяризация среди допризывной молодежи идеи подготовки к воинской службе, вовлечение старшеклассников в военно-патриотические клубы.
Ø Совершенствование методов подготовки допризывников к службе в рядах Российской Армии.
Ø Воспитание у обучаемых чувств патриотизма, гражданственности, готовности к защите Отечества.
Ø Сохранение здоровья молодежи, пропаганда здорового образа жизни.
Ø Получение первоначальных практических навыков при овладении воинской специальностью.
Ø Укрепление связей с войсковыми частями Пограничной службы ФСБ России.
II. Концептуальные подходы
- Отражают динамику социальных перемен в условиях современного общества, формирования новой российской государственности, изменений в современном понимании вопросов «армия – молодежь», «государство – армия», «патриотизм – воспитание».
- Рассматривают военно-патриотическое и гражданское воспитание как единый вариант молодежной политики, осуществляемой государственными и общественными институтами на протяжении продолжительного отрезка российской истории.
III. Обоснование значимости и актуальности
Значение и актуальность данной Программы:
• повышение роли молодежи как стратегического ресурса сохранения и возрождения страны, патриотических ценностей и традиций;
• необходимость активной социализации молодежи на основе их ценностей и интересов через включение в общественно-полезную деятельность и осознание своей роли и значимости, как в жизни коллектива, так и в деле служения интересам Отечества и его защиты;
• наличие сложного комплекса проблем в сфере организации гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи, требующих как новых форм работы, так и учета и использования накопленного опыта;
• возрождение патриотизма и гражданственности наиболее эффективно способствует возрождению величия Российского государства, базовая ценность которого – духовно обогащенная, физически развитая, социально адаптированная, граждански ориентированная, гуманистическая личность, четко осознавшая свою роль в обществе.
IY. Организационно – методические указания.
Настоящая программа разработана для учащихся кадетского класса.
В кадетский класс принимаются юноши и девушки, успешно окончившие 8 классов общеобразовательной школы и прошедшие медицинское освидетельствование на основании Положения о кадетском (профильном) классе, на добровольной основе. По окончании учебы выдается аттестат о среднем (полном) образовании, в котором указывается профиль класса. Кадеты, успешно окончившие среднюю школу, имеют право свободного выбора вида своей деятельности.
Программа рассчитана на проведение занятий в течение трех лет.
Содержание программы:
1. Изучение курса дисциплин по подготовке специалистов пограничного контроля:
– тактика органов пограничного контроля ПС ФСБ России;
– специальная техника в деятельности ПС ФСБ России;
– огневая подготовка;
– строевая подготовка;
– общевоинские уставы.
2. Прохождение войсковой практики после окончания общеобразовательной программы обучения в 10 классах на протяжении пяти дней военно-полевых сборов;
3. Знакомство с жизнью, деятельностью, бытом и условия несения службы военнослужащими пограничного МАПП «Нехотеевка» и пограничной комендатуры.
Программа деятельности:
Ø специальные занятия по физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности;
Ø уроки военного дела и истории военного искусства, автодела;
Ø духовно-нравственная и военно-патриотическая работа;
Ø общение с лучшими воинами Российской Армии;
Ø творческая работа в кружках, студиях и секциях;
Ø организация экскурсий по местам боевой славы;
Ø обязательные полевые занятия после второго года обучения.
По окончании подготовки учащиеся
должны знать:
– Устав ВС РФ и наставления, их основные требования;
– основные положения Законов "О воинской обязанности и военной службе", "Об обороне", "О статусе военнослужащих";
– историю пограничных войск
– предназначение и тактику действий органов пограничного контроля;
– основные положения руководящих документов по вопросу организации и ведения пограничного контроля на пунктах пропуска;
– принцип организации и порядок ведения пограничного контроля в местах пропуска;
– основы применения оборудования, приборов, специальной техники и вооружения органами пограничного контроля;
– общее устройство специального вооружения органов пограничного контроля, правила обращения с ним, меры безопасности;
– обязанности командира отделения и солдата перед построениями в строю;
– обязанности дежурного и дневального по роте;
– приемы оказания первой медицинской помощи;
– средства для оказания первой медицинской помощи;
– способы переноски и транспортировки пострадавших;
– основные правила стрельбы;
– технику безопасности при работе со стрелковым оружием и взрывчатыми веществами.
– свои индивидуально-психологические особенности, методы, приемы управления собственным состоянием.
уметь:
– применять полученные знания в практической деятельности, эффективно использовать специальную технику при несении службы на пунктах пропуска;
– обращаться с вооружением, выполнять приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия при несении боевой службы в ходе пограничного контроля;
– выполнять обязанности дежурного по роте и дневального в полном объеме;
– выполнять строевые приемы по команде: "Становись", "Ровняйся", "Смирно", "Вольно", повороты налево, направо, кругом;
– двигаться строевым шагом, перестраиваться;
– отдавать воинское приветствие в головном уборе и без него;
– исполнять ритуал при прохождении торжественным маршем и с песней;
– выполнять приемы с оружием ("на ремень", "на – грудь", "за спину");
– выполнять неполную разборку и сборку автомата;
– применять средства индивидуальной защиты (общевойсковой противогаз, респиратор, простейшие средства защиты органов дыхания, общевойсковой защитный комплект);
– использовать медицинские средства индивидуальной защиты
ознакомиться с:
– историей военного искусства;
– основными положениями воинских Уставов;
– основными положениями по тактической подготовке;
Y. Учебно-материальная база
Для реализации программы является наличие:
Øспециализированного кабинета;
ØУставов, учебно-методической литературы;
Øпротивогазов, ОЗК, респираторов, ватно – марлевых повязок;
Øместа для проведения занятий по строевой подготовке;
Øоружейной комнаты для хранения учебного оружия и приборов;
Øспортивного зала, спортивного оборудования;
Øполосы препятствий.
YI. Содержание обучения.
Учебный план для кадетского класса составлен с учетом областных и школьных компонентов.
Занятия проводятся в условиях шестидневной рабочей недели.
Профильная подготовка кадетских классов имеет целью профессиональную раннюю ориентацию учащихся и их подготовку к действительной военной службе в Вооруженных Силах РФ и других силовых ведомствах.
Задачи профильной подготовки кадетского класса по специальности «Деятельность государственной системы пограничного контроля» заключаются в том, чтобы учащиеся в процессе обучения усвоили предназначение и тактику действий органов пограничного контроля Пограничной службы ФСБ РФ, начальную подготовку по данному профилю, приобрели необходимые знания и навыки, морально-психологические способности, физическую подготовленность и другие необходимые качества личности для работника пограничного контроля.
Подготовка кадетов проводится на теоретических, практических и контрольных занятиях.
На теоретических занятиях рассматриваются общие понятия, определения,
основные положения, требования к уставам, наставлениям, руководствам, анализируются источники, даются рекомендации по использованию полученных знаний на занятиях других курсов и при прохождении действительной военной службы.
Практические занятия включают изучение, приобретение и закрепление техники выполнения приемов, действий и нормативов, решения задач с использованием оружия, приборов, снаряжения, средств специального вооружения.
Контрольные занятия проводятся в целях определения уровня знаний и практических навыков с выставлением итоговых оценок.
В целях последовательного накопления кадетами знаний, умений и навыков программой предусмотрены:
Ø Курс по подготовке учащихся по профилю «Пограничный контроль» который состоит их семи специальных дисциплин:
• История пограничных войск
• Тактика пограничных войск
• Военно-медицинская подготовка
• Строевая подготовка
• Военная топография
• Автодело
• Основы психологии и самовоспитание
• Культура речи
ØВ 10-ом классе – вводный (подготовительный) этап с общевойсковой подготовкой;
ØВ 11 классе – углубление знаний и совершенствование навыков с последующей сдачей экзаменов.
Занятия по военной подготовке проводятся в течение учебного года за счет часов предпрофильной и профильной подготовки, дополнительного образования. Уровень подготовленности учащихся определяется в конце второго года обучения методом учебно-полевых сборов с выездом в урочище Головино.
Занятия проводит классный воспитатель, для преподавания специальных дисциплин привлекаются офицеры пограничной заставы, МАПП «Нехотеевка». В период учебно-полевых сборов привлекаются преподаватели ОБЖ.
Накануне занятий по специальной подготовке с кадетами в период учебно-полевых сборов проводится самоподготовка под руководством классного воспитателя.
Задача формирования у кадетов командирских навыков решается на протяжении всего обучения в кадетском классе, на всех проводимых занятиях, а также в повседневной жизни.
Часть занятий по вооружённым силам РФ, медицинской подготовке проводятся интегрировано с ОБЖ. Итоги учёбы кадетов по военной подготовке подводятся после окончания учебно-полевых сборов.
В целях предупреждения несчастных случаев на всех занятиях, стрельбах и проведении спортивных мероприятий должны строго соблюдаться правила и меры безопасности.
В целях духовно-нравственного, военно-патриотического воспитания кадетов в Программу включены учебные курсы:
Ø Православная культура;
Ø Экология Белгородской области;
Ø Искусство.
Преподавание осуществляют учителя и педагоги дополнительного образования, имеющие соответствующую квалификацию и опыт работы.
Программой предусмотрены встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и пограничных войск, посещение музеев и диорам, походы по местам боевой славы.
YII. Организация социального партнерства.
Школа активно сотрудничает с:
Ø Пограничным управлением ФСБ РФ по Белгородской и Воронежской областям;
Ø Комендатурой п. Октябрьский
Ø Военным комиссариатом Белгородского района;
Ø Управлением по делам молодежи Белгородского района.
Объединения дополнительного образования
Спортивная секция «Общая физическая подготовка» 4 часа в неделю
Кружок «Стрелковое дело» 1 час в неделю
Метки: Воспитательная работа