Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа объединения "Разведчики" (гражданско-патриотическое воспитание юношества). Ч. 1

Программа объединения "Разведчики" (гражданско-патриотическое воспитание юношества). Ч. 1

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.

  1. Полное название программы
«Служение Отечеству»

  1. Автор программы
Совет руководителей детского разновозрастного

военно-патриотического объединения

«Разведчики»

  1. Территория, представившая программу
Нижегородская область,

г. Нижний Новгород,

Сормовский район.

  1. Адрес организации
603068 г. Нижний Новгород, ул. Красносормовская, д. 4Б

  1. Телефон/факс
8(831)226-67-02

  1. Форма проведения
  • Деятельность детского разновозрастного военно-патриотического объединения «Разведчики»,
  • Занятия кружков и секций,
  • Профильный (военно-спортивный) лагерь.
  1. Специализация
Подготовка к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, развитие творческих и лидерских способностей, гражданско-патриотических качеств личности, пропаганда здорового образа жизни.

  1. География участников
2-3 ступень

  1. Официальный язык
Русский

  1. Условия участия
Обучение в 5-11 классах МОУ СОШ № 156

  1. Цель проекта
Формирование общей культуры личности, адаптация учащихся к жизни в обществе, подготовка к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, охрана здоровья, приобщение к физической культуре и спорту, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.

  1. Сроки реализации
2011– 2014

  1. Место проведения
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 156

  1. Общее количество участников
100 – 200 человек

  1. Состав участников
Учащиеся школы МОУ СОШ№ 156, из них: дети «группы риска» 68 %.

  1. Социальные партнёры
Газета «Школа», ГОУ Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, МОУ ДОД «Центр детского творчества» Сормовского района г. Нижнего Новгорода, МОУ ДОД ДЮСК «Сормович», библиотека имени М. Ломоносова, Одерский ордена Александра Невского зенитно-ракетный полк, клуб по месту жительства МОУ ДОД «Корабел», культурный центр «Надежда», Государственный заповедник «Керженский», Студия «Изограф», МОУ ДОД ДТЮ им В. Чкалова г. Нижнего Новгорода, Пост № 1 у Вечного Огня Славы Г. Нижнего Новгорода, маршрутно-квалификационная комиссия, нижегородские телерадиокомпании «Сети-НН», «ННТВ», храм Владимирской иконы Божий Матери, нижегородское автотранспортное предприятие №1, Нижегородский институт развития образования, Нижегородский государственный педагогический университет.

  1. Краткое содержание
Направленность данной программы связана, в первую очередь, с возможностью самореализации, самоопределения учащихся, развитием лидерских качеств, формированием четкой гражданской позиции, патриотических чувств, профориентации, подготовки к служению Отечеству на военном и гражданском поприще.

  1. Наиболее важные публикации о деятельности объединения
Статьи в материалах международной научно-практической конференции «Школьное образование и социальное взросление растущего человека: поиски и перспективы», статьи в материалах международной научно-практической конференции «Международному движению «Красивая школа» – 10 лет», образовательные чтения Приволжского федерального округа «Роль воспитания в школе», статьи об организации каникулярной занятости, службе на Посту №1 в областной газете «Школа», публикации в Сборнике статей областных педагогических чтений, статья в газете Приволжского окружного межрегионального территориального управления «Голос ветерана», статьи в районной газете «Красный Сормович».

  1. Особая информация и примечания
Члены объединения – победители и призёры районных, городских и областных соревнований «Нижегородская школа безопасности Зарница» (2006,2007. 2008), участники Всероссийской военно-спортивной игры «Победа» (2008), участники областного смотра-конкурса военно-патриотических объединений, победители и призеры областных зимних слетов по технике и тактике лыжного туризма, участники Первенства России по технике лыжного туризма, победители и призеры Чемпионата мира и Европы по каратэ, победители городских соревнований по технике пешеходного туризма, лауреаты и победители различных конкурсов и соревнований.

20. Критерии результативности

Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением детей к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело служения Отечеству.

21. Ожидаемый результат

– положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у детей и подростков,

– подъем образовательной, духовной, нравственной, политической и правовой культуры,

– повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации детей и подростков,

– миниминизация негативных проявлений в детской и подростковой среде, снижение уровня правонарушений,

– профессиональная ориентация,

– увеличение количества детей и подростков, охваченных мероприятиями по гражданско-патриотическому воспитанию.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа, выполняя социальный заказ, должна способствовать формированию гражданина и патриота России, помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, выработать положительную систему мировоззрения. Сформировать высокую гражданственность и патриотизм невозможно без целенаправленной воспитательной работы, без вовлечения детей и подростков в общественную деятельность.

Патриотизм интегрирует в своем содержании социальные, духовные, культурные, этнические и другие компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, патриотизм выступает в качестве важнейшей составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданской зрелости и социальной активности личности, является действенной побудительной силой и реализуется в ее деятельности на благо Отечества.

Сравнительный анализ содержания и направленности гражданственности и патриотизма, гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания свидетельствуют о том, что при оптимальном подходе, предполагающем возможность и целесообразность их интегрирования в единое целое, можно констатировать: основа для этого имеется. Этой основой является социальная направленность как гражданского, так и патриотического воспитания. Отсюда выражается цель гражданско-патриотического воспитания: формирование гражданина-патриота Отечества, обладающего высшими социально-ориентированными качествами, готовностью и способностью реализовать их для позитивного изменения социальной среды, развития и укрепления общества и государства. Естественно, что условием такой социализации личности является ее самореализация в качестве полноценного субъекта жизнедеятельности в социуме, основанная на проявлении его индивидуальных особенностей, удовлетворении личных потребностей, интересов.

Наиболее оптимальным направлением интеграции гражданского и патриотического воспитания является соединение ярко выраженного социального и правового компонента гражданского воспитания с духовно-нравственной составляющей патриотического воспитания.

Школа на данном этапе развития страны является тем государственным учреждением, которое может и должно объединить вокруг себя все «институты» воспитания, создать воспитательное пространство, в котором и пройдет формирование будущих Граждан России. Наша задача в гражданском воспитании создать все условия для формирования и развития личности, обладающей общественно необходимыми нравственными ценностями, высоким патриотическим сознанием, чувством верности своему Отечеству, готовой выполнять гражданский и долг.

В настоящее время в школе сложились объективные предпосылки для дальнейшего развития военно-патриотического направления. В течение двух лет работает детское разновозрастное военно-патриотическое объединение «Разведчики» (2-3 ступень). Деятельность данного объединения показала следующие результаты: объединение является победителем городского смотра-конкурса по организации военно-спортивной работы с детьми и молодежью, команды школы победители и призеры районных, городских, областных соревнований по технике лыжного и пешеходного туризма, школы безопасности «Зарница», «Кадетского троеборья», областного смотра-конкурса военно-патриотических объединений, участники Всероссийской военно-спортивной игры «Победа».

Программа деятельности разновозрастного военно-патриотического объединения «Разведчики», определяет основные функции, направления, методы и формы военно-патриотического воспитания. Способствует привлечению учащихся к деятельности разновозрастного объединения «Разведчики».

Участники программы:

1 Учащиеся 5-11 классов школы.

2 Участники кружков патриотической направленности.

3 Педагоги школы.

4 Родители (законные представители) учащихся.

5 Другие заинтересованные лица.

Постановка проблемы.

Образовательное учреждение призвано сформировать гражданскую позицию каждого учащегося, его готовность и способность к выполнению своего конституционного долга и обязанности по защите Родины. Государство заинтересовано в том, чтобы выпускники школы имели четкую гражданскую позицию, были патриотами России. Насыщенность и разнообразие мероприятий этого направления, их количество и качество, активное участие в них учащихся, педагогов и родителей показывают заинтересованность всех участников образовательного процесса в реализации данного направления.

Одним из ведущих направлений деятельности школы в 2010 – 2011 учебном году является военно-патриотическое воспитание учащихся. Всего было проведено около 60 мероприятий. По опросам учащихся, педагогов и родителей было выявлено, что:

– Значимость проводимых мероприятий:

– для «себя» – 93%

– для окружающих – 90%

– Принимали участие в мероприятиях:

– по собственной инициативе – 84%

– по принуждению – 16%

– Возраст наиболее активных участников:

– 1-4 классы – 80%

– 5-6 классы – 70%

– 7-9 классы – 75%

– 10-11 классы – 80 %

Таким образом, мы видим, что общественная активность учащихся почти стабильна, все классы школы принимают активное участие во всех мероприятиях. Это «внешнее» проявление отношения к обществу. Мы провели исследования «внутренней», скрытой позиции, которая почти всегда является основой мотивации поступков и поведения. Исследование уровня гражданственности (методика Салиховой, Ахметжановой) показала, что большинство учащихся 5-11 классов имеют низкий и средний уровень, т. е. не достаточно сформированную для выпускника школы гражданскую позицию. Активное, осознанное участие во всех делах школы, направленных на формирование гражданско-патриотических качеств личности, и одновременно низкий и средний уровень гражданственности вызывают особую тревогу. Эта проблема на сегодняшний день является наиболее актуальной для нашей школы. Было принято решение о создании программы деятельности разновозрастного военно-патриотического детского объединения «Разведчики»– программы «Служение Отечеству».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Цель: формирование общей культуры личности обучающихся, адаптация учащихся к жизни в обществе, подготовка к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, охрана здоровья, приобщение к физической культуре и спорту, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.

Задачи:

– формирование у детей и подростков национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;

– приобщение детей к системе фундаментальных, особенно традиционных ценностей, отражающих богатство своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии.

– создание конкретных условий для проявления духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного долга различными группами детей с учётом их интересов, потребностей в различных сферах деятельности и общении.

– воспитание положительного уважения к труду как важнейшей ценности в жизни, развитие потребности в труде на благо общества, государства, формирование социально-значимой деятельностной целеустремлённости;

– формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

– положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у детей и подростков,

– подъем образовательной, духовной, нравственной, политической и правовой культуры,

– повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации детей и подростков,

– миниминизация негативных проявлений в детской и подростковой среде, снижение уровня правонарушений.

– увеличение количества детей и подростков, охваченных мероприятиями по гражданско-патриотическому воспитанию.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ.

Мы считаем, что личность может полноценно развиваться только в коллективе. Именно коллектив учащихся, отношения внутри него, позиции взрослых по отношению к данному сообществу позволяют ребенку пройти первый этап социализации. В коллективе личность развивается. Коллектив формирует личность. Школа – это государство в Государстве: она воспитывает ребенка, основываясь в своей деятельности на документах международного, российского, местного уровней, выполняет заказ Государства – формирование гражданина; одновременно – учебное заведение имеет свои особенности, систему традиционных дел, особый психологический климат.

Ведущими условиями реализации программы являются следующие:

  • Высокий уровень психолого-педагогических знаний, общей культуры всех участников воспитательного процесса (педагоги, учащиеся, родители (законные представители) учащихся);
  • Ответственное отношение к выбору целей педагогической деятельности и оценки её результативности;
  • Постоянный творческий поиск форм, методов, приемов, средств по реализации целей;
  • Создание микроклимата доброжелательности, демократичности, гласности, что обеспечивается выбором в качестве доминанты деятельности педагогики сотрудничества;

– Учет возрастных особенностей учащихся.

Подростковый возраст – один из наиболее сложных в плане определения его границ и психологического содержания. Существует множество точек зрения на развитие подростков, на формы и методы воспитательной работы с ними. Нам близок второй подход (по А. Либерману, О. Репиной) к решению данной проблемы – воспитательная работа по типу кружковой. Основной целью является создание условий для социализации детей и подростков в окружающем мире через интеграцию основного и дополнительного образования с выходом на допрофессиональную подготовку. Объединяются три вида деятельности: учебная, кружковая и внеурочная, данный подход позволяет охватить большое количество детей и подростков, мотивируя их на успешное обучение, вовлекая их как во внеурочные мероприятия, так и в деятельность в составе объединения.

Применяя знаниевый подход (по Н. Савотиной), мы согласны с тем, что именно научные знания позволяют человеку действовать свободно и ответственно, т. е. под влиянием рационального импульса изнутри, а не воздействие извне.

Ситуация разновозрастного объединения учащихся делает реальной возможность создания небольшого сплоченного коллектива на почве наличия общих интересов и увлечений.

Совместное творчество учащихся, педагогов и родителей позволяет направить учебно-воспитательную деятельность на формирование четкой гражданской позиции школьников. «Педагогика поддержки» (О. Газман) усилит ожидаемый результат. Непременно нужно учитывать особенности подросткового возраста – стремление к взрослости, самостоятельности, потребность в общественном признании. Руководитель прежде всего исполняет роль консультанта, равного среди равных, это позволяет подросткам осознать свою личную ответственность за результат дела. Деятельность подростков должна быть общественно значимой, направленной на реализацию собственных проектов. В своем сообществе подросток должен иметь условия для проявления себя в разных ролях и позициях: командира и подчиненного, генератора идей и творческого исполнителя, партнера и конкурента.

Основные функции военно-патриотической работы:

– Познавательно-обучающая (направлена на углубление знаний истории российского государства, состава и структуры его Вооруженных сил, прохождения военной службы).

– Культурного наследия (принимает на себя воспитательную функцию, обеспечивает приобщение учащихся к воинской славе России и российским воинским традициям.

– Развивающая (обеспечивает формирование и совершенствование физических и духовно-нравственных сил и способностей учащихся).

– Адаптивная (обеспечивает жизнестойкость личности в различных условиях жизнедеятельности.

– Преобразующая (ориентирована на удовлетворения запросов не только личности, но и общества).

– Прогностическая (учет вероятных изменений общества и государства).

Работа по патриотическому воспитанию будет организована путем внедрения активных форм работы, передовых технологий и методик, а также на основе единых принципов:

Принцип научности, состоящий в ориентации на рекомендации и выводы, выработанные мировой и отечественной наукой и практикой.

Принцип непрерывности, предусматривающий постоянное воздействие на психологию учащихся не только в учебное время, но и в неучебное (культурно-досуговое) время.

Принцип интеграции, проявляющийся в сближении и связи всех образовательных дисциплин для приобретения целостных общественно-политических знаний, воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Принцип практической ориентации (преобладание практических занятий с тренажерами, техникой, встречи с ветеранами, сборы на базе воинских частей, походы по местам боевой славы…).

Военно-патриотическая работа предполагает использование различных средств, к которым относятся учебные кабинеты, музеи, учебные поля, памятники, специальное оборудование, оружие, макеты, спортивные городки, тиры, тренажеры, аудио-видео аппаратура, учебные пособия, произведения литературы и искусства.

Основные методы и их воздействие:

– Метод убеждения (путь преимущественного воздействия на сознание для выработки общественно значимых нравственных представлений, понятий и взглядов).

– Метод формирования активного отношения к Родине и практической готовности к ее защите (путь преимущественного воздействия на волю учащихся).

– Метод стимулирования и торможения как внешней, так и внутренней деятельности (путь преимущественного воздействия на чувства учащихся).

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Мероприятия систематизированы по следующим основным направлениям.

Информационно-аналитическое. Анализ исследований гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, использование результатов в практической деятельности в целях улучшения воспитательно-образовательного процесса. Обновление и обогащение содержания гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, определение и использование более эффективных форм и методов приобщения подрастающего поколения к высшим ценностям, их духовному освоению.

Нормативно-правовое. Разработка нормативно-правового механизма взаимосвязи и взаимодействия с социальными партнёрами по гражданско-патриотическому воспитанию.

Организационно-методическое. Разработка программ, проектов и методик по организации и проведению гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в его различных формах, использование всего многообразия педагогических методов и средств с учётом особенностей той или иной категории учащихся, достижение позитивных результатов.

Обеспечение взаимодействия с различными социальными институтами. Обеспечение взаимосвязи и взаимодействия с различными учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта, военными организациями и д. р. Регулярное проведение совещаний, мероприятий по вопросам развития духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма, повышение эффективности этой деятельности.

Подготовка и повышение квалификации кадров. Организация системы подготовки классных руководителей, способных эффективно решать задачи воспитания духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма. Проведение семинаров, практикумов по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

Финансово-экономическое обеспечение. Привлечение попечительского совета, внебюджетных средств от предпринимательской деятельности учреждения к решению проблем повышения эффективности гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Деятельность разновозрастного военно-патриотического объединения «Разведчики» строится с учетом дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную и спортивную подготовку.

На второй ступени обучения обеспечивается освоение учащимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. В этом обучающимся помогают детское разновозрастное военно-патриотическое объединение «Разведчики», возможность получения дополнительного образования. Мероприятия, занятия в кружках и секциях, внеклассная работа направлены на формирование гражданских качеств личности, патриотических чувств. По окончании учебного года и в период каникул устраиваются практические занятия, военизированные и спортивные профильные смены, которые проводятся в рамках деятельности разновозрастного военно-патриотического объединения «Разведчики», дополнительных образовательных программ. Предусматривается участие в районных, городских, областных, всероссийских соревнованиях военно-спортивного направления. Результатом деятельности разновозрастного военно-патриотического объединения «Разведчики», усвоения дополнительных образовательных программ является:

– высокая результативность участия членов объединения в различных конкурсах и смотрах,

– личностный рост членов объединения,

– сдача нормативов на спортивный разряд.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

– Количественные показатели (Сроки проведения: 1 раз в год. Методы: анкетирование, беседа, анализ мероприятий, статистических данных) (востребованность, охват общественности, количество конкретных дел).

– Показатели уровня развития детского коллектива (Сроки проведения: 1 раз в год) (методика А. Н. Лутошкина).

– Показатели социального развития личности (Сроки проведения: 1 раз в год) (уровень учебной мотивации, качество продуктов социально-творческой деятельности, личностный рост (методика Д. В. Григорьева)).

– Показатели общественного мнения (Сроки проведения: 1 раз в год) (Методы: анкетирование участников учебно-воспитательного процесса, социальных партнеров) (популярность системообазующей деятельности, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации).

– Технологические показатели (Сроки проведения: по завершению мероприятий) (Методы: анализ мероприятий) (уровень организации деятельности в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления).

– Экономические показатели (Сроки проведения: по завершению этапа проекта) (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).

Метки: Воспитательная работа