Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Статья "Ученическое самоуправление как фактор развития личностных качеств обучающихся"

Статья "Ученическое самоуправление как фактор развития личностных качеств обучающихся"

Модернизация образования ставит перед школой задачу воспитания свободной, активной, инициативной, самостоятельной личности. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы современный ученик, живя в эпоху демократии, научился быть свободным гражданином, то есть ответственным, самостоятельным и активным членом общества.

Но как научиться предъявлять и отстаивать свое мнение, мнение маленького гражданина? И не только отстаивать, но, самое главное, нести ответственность за него! Школьное самоуправление как нельзя лучше предоставляет возможность вырастить гражданина с активной жизненной позицией. Самоуправление обучающихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решений, их реализация в интересах своего коллектива, которая выражается в планировании и организации деятельности своего коллектива, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений, что способствует самовоспитанию и развитию их личных качеств, формированию активной гражданской позиции!

О роли ученического самоуправления очень точно сказано в обращении первого Всероссийского съезда по просвещению, который состоялся еще в 1918 году. Это обращение до сих пор звучит актуально: «Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления. Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы».

Именно детские объединения, функционирующие на самодеятельной основе, представляют собой социальную среду, близкую ребенку, формирующую его жизненный опыт как один из источников развития личности.

Вместе с тем, на пути развития самоуправления могут возникнуть препятствия: недостаточный уровень компетентности у подростков и молодежи в сфере управления, социального взаимодействия и проектирования; низкая активность большинства обучающихся; влияние «ложных» лидеров; отсутствие достаточного количества времени для совместной деятельности; недостаток информации для правильного принятия решения и т. д. И здесь очень важно педагогам не оставить подростков один на один в своих первых шагах по совместной деятельности управления школой. Ведь ученическое самоуправление необходимо не только обучающимся, но и педагогам, и администрации, потому что для нас важно, чтобы школьник стал активным субъектом учебно-воспитательного процесса, не ведомым, а союзником и единомышленником.

От понимания и признания активной роли подростков в организации жизни школы мы пришли к необходимости создания условий, при которых обучающиеся будут включены в жизнь школы как организаторы самоуправления. Ребята раскроются только в том случае, если убедятся, что они значимы, их уважают, ценят их деятельность, инициативу, их хотят увидеть и услышать, они – союзники взрослых.

Поддержав инициативу старшеклассников, в январе 2010 года в МБОУ СОШ №5 с. Троицкое совместными усилиями активистов и педагогов был создан орган ученического самоуправления «Лидер». Первыми активистами были разработаны и утверждены документы: положение об органе ученического самоуправления «Лидер», а также эмблема и гимн. Необходимо отметить, что на этапе становления не обошлось и без ошибок. Первая форма – «парламент» из-за недостатка знаний в области права и обществознания была выбрана не совсем правильно. Хотя на первом этапе ребята больше занимались документами, разработками положений, обучались ведению протоколов собраний и заседаний. Но ребята разобрались, что они, по сути, являются представителями исполнительной, а не законодательной власти, поэтому через полгода была выбрана форма Совета лидеров взамен парламента.

Созданная обучающимися и доработанная в процессе совместного обсуждения с педагогами модель ученического самоуправления в нашей школе предусматривает:

– определенную совокупность прав и обязанностей членов школьного коллектива, – систему постоянных и временных поручений, которые позволяют обучающимся освоить культуру демократических отношений, проявить социальную, гражданскую активность.

В школе сосуществуют два коллектива: учащиеся и педагоги, и для того чтобы школа благополучно функционировала, необходимо сотрудничество и взаимодействие между ними, поэтому правильно было бы называть совместную деятельность по самоуправлению школой соуправлением.

Являясь составной частью воспитательной системы учебного заведения, ученическое самоуправление направлено на реализацию целей и задач в области воспитания молодого поколения граждан России и действует в рамках содружества и сотворчества обучающихся, педагогов и администрации школы.

Основной целью деятельности «Лидера» является формирование готовности к личностному самоопределению в условиях школьного самоуправления, приобретение личного опыта демократических отношений, самовоспитания и саморазвития.

Принципы, на которых основывается деятельность ученического самоуправления:

• принцип равноправия – все должны иметь право решающего голоса при принятии решения;

• принцип выборности – полномочия приобретаются в результате выборов;

• принцип законности – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;

• принцип целесообразности – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей обучающихся;

• принцип ответственности – необходимо регулярно отчитываться в проделанной работе и её результатах перед своими избирателями;

• принцип творчества и активности;

• принцип гласности – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех обучающихся.

При создании ученического самоуправления в его основу была положена модель, которая имеет свою структуру.

Первичным коллективом в структуре самоуправления является Совет класса, который выбирается на первом классном ученическом собрании. Совет класса работает совместно с классным руководителем. Каждый рабочий орган (микрогруппы, на которые делится класс) выбирает из своего состава ответственного. Из числа ответственных в микрогруппах, а также старосты и формируется Совет класса.

Классное ученическое собрание:

• обсуждает и принимает решение о деятельности классного коллектива;

• проводит выборы Совета класса;

• заслушивает отчёты о выполнении решений класса старосты и ответственных микрогрупп.

Рабочие органы самоуправления (микрогруппы класса):

• организуют подготовку и проведение КТД;

• анализируют эффективность проведения КТД.

Совет класса:

• осуществляет анализ, контроль, регулирование и оценку проводимых мероприятий рабочими органами в классе;

• представляет класс на общем собрании.

Высшим органом ученического самоуправления школы является общее собрание обучающихся, которое собирается 2 раза в год. Делегаты на общее собрание избираются открытым голосованием в своих классных коллективах.

Высшим органом ученического самоуправления в период между общими собраниями является Совет лидеров. Состав Совета лидеров избирается сроком на год. Структура Совета лидеров: глава, заместитель главы, руководители комитетов по отдельным направлениям деятельности (культуры и спорта, образования и науки, молодежной политики, пресс-центр).

Руководство деятельностью органа ученического самоуправления осуществляет глава, а в его отсутствие – заместитель главы. Глава, заместитель главы, а также руководители комитетов избираются открытым голосованием на первом заседании из числа представленных на выборах кандидатов. Кандидатом может стать любой член «Лидера», который представил свою кандидатуру и программу действий на выборах.

Заседания Совета лидеров проводятся 2 раза в месяц. Расширенный Совет лидеров, в который входят и члены комитетов (всего 20 человек), собирается 1 раз в месяц.

Общее собрание:

• рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;

• формирует органы самоуправления в школе;

• решает вопросы, связанные с участием обучающихся в управлении школой;

• заслушивает отчёты и информации, оценивает результаты деятельности органов самоуправления.

Совет лидеров:

• координирует деятельность всех рабочих органов самоуправления обучающихся;

• планирует и организует внеклассную работу; подводит итоги;

• заслушивает отчёты о деятельности комитетов;

• решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности обучающихся в соответствии со своими полномочиями.

Комитет науки и образования:

• организация классных часов в области науки и образования;

• сбор информации об учебных достижениях обучающихся школы;

• проведение интеллектуальных КТД;

• помощь педагогам в подготовке и проведении предметных недель.

Комитет культуры и спорта:

• планирование, организация и проведение внеклассных мероприятий;

• организация на всех ступенях творческой и спортивной деятельности в сфере нравственного, духовного, гражданского и физического воспитания;

• координация работы по подготовке и проведению КТД.

Комитет молодежной политики:

• подготовка и проведение социально – значимых мероприятий (акций, проектов, слетов, фестивалей и др. ) с учётом потребностей и интересов подростков;

• организация и участие во Всероссийской акции «Я – гражданин России!»

Пресс-центр:

• формирование имиджа школы;

• организация работы пресс-центра, выпуск школьной газеты «Школьные вести»;

• информирование обучающихся о школьных мероприятиях, итогах работы рабочих органов «Лидера».

Координирует деятельность «Лидера» педагог – организатор школы. Консультантами в организации «Лидера» являются заместители директора, педагог – организатор и учителя (по согласованию), которые выполняют просветительскую, воспитательную и методическую функции.

За два года работы по организации и деятельности ученического самоуправления подобраны и апробированы следующие методы: метод педагогической поддержки, авансированного доверия, ответственного поручительства, метод проектов, метод «Мозгового штурма», технологии и организации коллективного творческого дела, создания ситуаций выбора и успеха, рефлексия, игровые технологии. Ведущими формами реализации поставленных задач являются: совместная деятельность обучающихся, социальное проектирование, сотрудничество с социумом, игровое взаимодействие и другие.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия обучающихся и педагогов. Грубой ошибкой было бы думать, что достаточно предоставить обучающихся самим себе, – и они начнут самостоятельно управлять своей жизнью. Для того, чтобы самостоятельно управлять своей жизнью, конечно нужны определенные знания и навыки. Поэтому в нашей школе для эффективной работы ученического актива разработана учебная программа «Лидер», которая реализуется в течение учебного года и способствует формированию системы знаний и умений, составляющих основу теории и практики организации ученического самоуправления, а также развитию лидерских качеств личности, позволяющих реализовывать и отстаивать выбранную позитивную систему ценностей. Обучение лидеров и постоянная практическая помощь – вот залог успеха самоуправления обучающихся.

Цель программы – создание условий для получения школьниками компетенций в области ученического самоуправления. В течение года подростки получают практические знания по организации работы органов самоуправления, методике коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, технологии социального и творчес­кого проектирования, политологии и права, обучаются игровым и органи­заторским технологиям. Занятия проходят в форме тренингов, деловых и ролевых игр, дискуссий, лекций, практических занятий в группах.

Одним из примеров применяемых игровых технологий являются: демократическая игра «Выборы Совета лидеров» и интеллектуальная игра «Бои лидеров». Принимая участие в таких играх, подросток получает необходимые знания и опыт. Именно в рамках игровой деятельности происходит становление новых форм отношений, корректируются принципы поведения, ценностные ориентиры подростков, закрепляются навыки ответственного поведения. Игра побуждает к самоанализу и рефлексии, заставляя задумываться: что получилось, а что нет и почему.

Первая игровая технология «Выборы Совета лидеров» моделирует выборную кампанию с выдвижением кандидатов на руководящие посты, их выступление с основными предложениями по работе комитетов и непосредственное голосование. Участие в такой политико-правовой игре дает возможность обучающимся приобрести конкретный гражданский опыт, освоить правила демократического устройства своей организации, освоить процедуру выборов, обучиться избирательным технологиям и примерить на себя роль избирателя и кандидата, воспользовавшись своим гражданским правом избираться и быть избранным.

В качестве примера приведу некоторые высказывания участников программы:

Владислав: «Выборы для меня были, пожалуй, самым сложным, но и самым полезным этапом в деятельности ученического самоуправления. Больше узнал себя и других. Теперь знаю, как правильно представить себя и свои идеи. Это мне пригодится в будущем».

Инна: «В результате участия в выборной кампании поняла, что обладаю лидерскими качествами, умею убеждать, отстаивать свое мнение, а для лидера это очень важно».

Анна: «Научилась деловому сотрудничеству, узнала, как строить бесконфликтное общение. Твердо решила участвовать в работе Совета лидеров».

Вторая технология – интеллектуальная игра «Бои лидеров». Она представляет собой поединок двух команд и их лидеров, где каждой команде определена своя роль. Отстаивание противоположных точек зрения на одну проблему позволяет обучающимся приобрести конкретный опыт деловых переговоров, дискуссий, дебатов, вырабатывает умение логически мыслить, аргументировать свой выбор, развивает речь. Благодаря постоянному участию в такой игре, развиваются лидерские качества личности. Подростки учатся слушать оппонента, тактично отвечать, отстаивая свою точку зрения, находить, а также точно и лаконично излагать свои аргументы «за» и «против».

Данная игровая технология пользуется большой популярностью у подростков и уже дает свои результаты. Ребята отмечают, что у них возрастает уверенность в себе, инициативность, чувство ответственности. Успехом развития лидерских качеств воспитанников можно считать второе место Алины Киракосян и третье – Инны Емельяновой, выпускниц 2011 года, в «Управленческих боях» на Дальневосточном молодежном образовательном форуме «Зимний «СелиСах – 2011». Хочется отметить, что Инна, будучи уже студенткой юридического факультета СахГУ, в этом году провела несколько мастер-классов по обучению проведения игр среди студентов разных курсов своего факультета и стала победителем дебатов у себя на факультете. Это радует и свидетельствует о том, что участие в таких играх развивает лидерские качества и приводит к успешности.

Большое значение в формировании активной жизненной позиции имеет участие лидеров в социально – значимых проектах. По мере участия школьников в такой деятельности процесс становления и развития личности насыщается собственным опытом, жизненными и воспитательными ситуациями. Учащиеся получают возможность осваивать новые виды деятельности, пробуют свои силы в её различных формах, что обусловливает формирование у них более четкого понимания своих целей и путей их достижения. Вовлечение обучающихся в социальное проектирование способствует освоению ими различных социальных ролей, развитию их социальной активности, нравственных качеств, приобретению навыков общения и работы в команде, умения принимать решение, искать и обрабатывать информацию.

Подростки приобретают навыки проектирования, реализации проекта на практике и анализа собственной деятельности, получают опыт партнерского взаимодействия как со сверстниками, так и с взрослыми (родителями, учителями, администрацией школы, представителями микрорайона и т. д. ).

Удачный опыт в создании социальных проектов: «Благоустройство сельского корта» (IIIместо в районе), «Над памятью не властно время» (IIместо в районе) и «Школьные вести» или детскую прессу в массы» (Iместо в районе и победа в номинации «Самостоятельный поиск» в области) создал определенную ситуацию успеха.

Результат – новые идеи и проекты. Так, проект «Ветераны» был представлен на Дальневосточном молодежном образовательном форуме «Зимний СелиСах – 2011», получил одобрение жюри и вошел в 15 лучших проектов образовательного форума. Еще три были не только представлены, но и осуществлены в рамках областного слета детских и молодежных организаций, объединений и органов ученического самоуправления «Содружество» в октябре 2011 года. Проекты: «За здоровый образ жизни», «Безопасность на дорогах» и «Сахалин глазами жителей» получили поддержку жюри слета, структур власти и были реализованы на улицах города Южно-Сахалинска. А проект «Услышьте голос молодого поколения» на областном фестивале проектов «Сахалин нашей мечты», который проходил в ноябре 2011 года, занял второе место и был отмечен как самая креативная идея. Проект привлек внимание Областной Думы и Молодежного Парламента, в результате было приобретено оборудование для работы пресс-центра по выпуску школьной газеты.

Активная жизненная позиция лидеров проявляется и в осознанном участии в акциях местного и всероссийского уровня, таких как «Георгиевская ленточка», «Восхождение на пик Чехова», акция памяти, проходящая 22 июня, в первый день начала Великой Отечественной войны, «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам», «Россия без жестокости к детям» и другие. Одна из акций «Мы за здоровый образ жизни!» смогла объединить более 50% обучающихся школы. По отзывам детей, акции, организованные и проведенные самостоятельно, приносят огромное удовлетворение от своей сопричастности к общему социально – значимому делу.

Но, создавая условия для реализации потребностей обучающихся в различных видах социально-значимой деятельности, прежде всего внимание акцентировалось на школьных коллективно – творческих делах. Ведь коллективно – творческое дело, организаторами которого являются подростки, обладает большой силой влияния на развитие личности, т. к. формирует умение воздействовать на окружающие объекты реальной действительности, закрепляет навыки ответственного поведения, вырабатывает умение работать в команде, взаимодействовать с другими людьми. Это происходит через планирование, организацию и проведение КТД. Подростки пробуют себя в роли организатора, руководителя мероприятия, ведущего, оформителя, ди-джея, корреспондента и других.

Лидеры школьного самоуправления не только поддерживают традиции школы, но и смело предлагают свои идеи. Лидер – инициатор многих новых и интересных конкурсов: Конкурс талантов, День цвета, День наоборот, День стран, День ретро. Все общешкольные дела, придуманные и организованные лидерами самоуправления – это яркие, эмоционально-насыщенные праздники, многие из которых стали уже традиционными, ожидаемыми и любимыми. Такие мероприятия собирают большое количество участников и болельщиков.

Планирование общешкольных коллективно – творческих дел имеет также большое значение в ученическом самоуправлении. Все предложенные мероприятия обсуждаются и утверждаются на общешкольной конференции непосредственно самими обучающимися. Для каждого подростка участие в планировании общешкольных дел очень важно. Ведь мероприятия не навязываются сверху, а идут от самих обучающихся, а потому и реализуются ребятами с желанием и энтузиазмом. И, конечно же, имеющийся четкий план внеклассной работы на год – это половина успеха всей воспитательной деятельности школы.

Каждое школьное коллективно – творческое дело от задумки до реализации проходит несколько этапов. Сначала тщательно составляется план, затем распределяются обязанности, идет подготовка сценария и оформления, а только потом проведение с обязательным анализом мероприятия (кому сказать спасибо, что удалось, а что не удалось и каковы причины).

Рефлексия является основным требованием при проведении любого мероприятия, так как развивает способность человека к саморазвитию. Очень важно, чтобы ребята могли анализировать, размышлять о том, что сделано. Учет ошибок и недочетов дает возможность организовать и провести следующее мероприятие более эффективно. Но как добиться того, чтобы учащиеся поняли, прочувствовали. В содержание рефлексии должно входить размышление о связи своего «Я» с другими «Я»: что значило для меня быть рядом с другими, как воспринимал я поведение других? Именно в процессе рефлексии осуществляется важнейший акт самовоспитания – создается программа самореализации. Регулярная рефлексия позволяет подростку осознать значимость своего участия и участия других в общих делах.

Рефлексия проводится в разных формах: устной и письменной. «Незаконченное предложение», «карта наблюдения», «синквейн» проводятся в письменной форме. Остановимся на «незаконченном предложении». Вначале ребятам предлагается недописанная фраза, задающая направление их мыслям. Например, «при подготовке юбилея школы я чувствовал…», «работая в группе по подготовке к акции, я понял…», «я думаю, что в совместной работе по проведению «Осеннего калейдоскопа» помогло то, что…» и т. д. Затем ребята зачитывают свои предложения. Происходит обмен мнениями.

Еще одним действенным приемом рефлексии является синквейн, который нравится и мне, и моим ученикам. Более 95% обучающихся оценивают интерес к синквейну на “5”. Эта технология универсальна. Она применима и в воспитательном, и в образовательном процессе, когда нужно глубоко понять и осмыслить его содержание.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – очень важное умение. Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. При их написании подростки обучаются концентрации знаний, ассоциаций, чувств; сужению оценки явлений и событий, выражению своей позиции, взгляда на событие, предмет. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. Важно только делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн – это особое стихотворение, состоящее из пяти строк, без рифмы, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья срока – три глагола, показывающие действие в рамках этой темы.

Четвёртая строка – короткое предложение из 4 слов, в котором автор выражает своё отношение (это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой).

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Вот примеры синквейна обучающихся:

Выбор.

Обдуманный и верный.

Отвергай, предпочитай, действуй.

Сложен и важен для меня.

Путь.

Выбор.

Свободный, ответственный.

Делает, указывает, решает.

Жизнь-череда выборов.

Необходим.

Дружба.

Важна и нужна.

Сорит, мирит, помогает.

На моих чувствах играет.

Привязанность.

Дружба.

Старая и крепкая.

Уважать, понимать, ценить.

Мы с тобой одной крови – ты и я.

Опора.

Проект.

Проблемный, социальный.

Размышляем, делаем, радуемся.

Полученные знания – в жизнь!

Работа!

Акция.

Актуальная, нужная.

Танцевали, зажигали, улыбались.

Мы за здоровый образ жизни!

Классно!

Акция «Подари улыбку».

Добрая, значимая.

Улыбались, дарили, радовались.

Никто не остался равнодушным.

Результат на лице!

Конкурс талантов.

Талантливые, творческие.

Удивляют, радуют, восхищают.

В каждом есть своя изюминка!

Удовлетворение.

Дополнительным стимулом для развития рефлексии обучающихся стало внедрение в деятельность ученического Совета «Портфолио лидера». Каждый лидер в течение учебного года собирает свой «портфель» достижений. Итог такой деятельности – активное участие лидеров в общешкольном конкурсе «Ученик года».

В соответствии с Положением о школьном конкурсе «Ученик года», участником может стать любой обучающийся школы. Для этого необходимо подать заявку, пройти собеседование, предъявить жюри «портфель» своих достижений – документы, подтверждающие успехи в спорте, учёбе, творчестве и общественной жизни, а также готовить презентацию своего выступления. Жюри учитывает все достижения участников на школьном, районном, областном, всероссийском и даже международном уровне, наличие спортивного разряда для спортсменов, участие в организации мероприятий для общественных лидеров, средний балл по учебе и многое другое.

Данное мероприятие, проведенное впервые в апреле 2011 года, стало самым ярким событием школьной жизни, показав потенциал наших детей, симбиоз талантов, оставив в душе каждого свой след.

«Я уже точно решил, что буду участвовать в следующем году»; «Мне конкурс позволил посмотреть на свою жизнь другими глазами. Я многого не замечала»; «Благодаря конкурсу я научилась собирать портфолио и поняла, для чего оно необходимо»; «Мне кажется, я стала более уверенной после такого мероприятия», – вот лишь немногие отзывы участников о проведенном конкурсе.

Отрадно, что все 4 кубка победителей в номинациях и главный кубок конкурса достались лидерам ученического самоуправления. И надо отметить, что успехи победителей школьного конкурса «Ученик года – 2011» стали хорошим стимулом для всех ребят школы.

Свидетельство тому – новый конкурс, предложенный ребятами в этом учебном году на общешкольном собрании – это «Класс года», который будет проходить в конце апреля 2012 года. Остается добавить, что ежегодно в школе проходит еще один конкурс – конкурс классных уголков, отражающий жизнь класса. Все эти конкурсы создают условия для самоутверждения, самопрезентации, самостоятельности, проявления творчества обучающихся. Они активизируют их на новые интересные дела, формируют состязательность, чувство коллективизма. Уникальность этих конкурсов состоит в том, что появлялись они постепенно, по мере осмысления обучающимися себя и своей роли в классе и школе.

Самые активные лидеры школы имеют возможность обучаться в областной школе «Лидер», что еще больше способствует их самовыражению и самореализации, развитию личностных качеств.

За активную работу в ученическом самоуправлении существует система поощрений: вознаграждение поездкой в ВДЦ «Океан», «Орленок», вынесение благодарности на общем собрании, заседании Совета лидеров, в школьной газете, награждение грамотой по итогам работы за учебный год, именным кубком при выпуске из школы.

В работе с ученическим активом для формирования мотивации к лидерскому движению большое внимание уделяется такой форме как «Посвящение в лидеры». На этом мероприятии лидеры – выпускники поздравляют новичков – активистов, дают им свои советы, проверяют их лидерские и творческие способности. Действующие лидеры проводят процедуру посвящения с торжественным произношением клятвы и вручением значков лидеров, принимают их в свои ряды. Это своего рода и презентация лидерского движения, и привлечение активистов, и создание особой атмосферы праздника, дружбы и единения духа. Уникальность этого мероприятия состоит в том, что в этот день собираются все лидеры: бывшие, настоящие и будущие активисты школы.

Еще одной эффективной формой работы является встреча с известными людьми (успешными выпускниками школы, молодежными лидерами области, ветеранами труда и Великой Отечественной войны, ветеранами войн в Чечне и Афганистане, руководителями предприятий, администрацией села). Такие встречи дают возможность задуматься подростку о своем месте в жизни, осмыслить свои ценности, обозначить свои ориентиры.

Круг наших социальных партнеров достаточно широк, по мере развития ученического самоуправления он увеличивается. Сотрудничество с социумом, взаимодействие с предприятиями, образовательными учреждениями, центром занятости населения, администрацией села, домом культуры, сельской библиотекой позволяет нашей молодежи участвовать в различных видах социально-значимой деятельности, решать проблемы местного сообщества, связанные с благоустройством села, оказанием помощи ветеранам и детям – дошкольникам, расширению информационного пространства села посредством выпуска и распространения школьной газеты.

Участие в работе пресс – центра по выпуску газеты «Школьные вести», который является одним из направлений деятельности ученического самоуправления, – прекрасная возможность для самореализации обучающихся, популяризации ученического самоуправления. За 2 года работы выпущено 46 номеров школьной газеты. «Школьные вести» пользуются спросом, их с удовольствием читают обучающиеся и педагоги, родители и жители села. Школьный пресс–центр – активный участник областного фестиваля детской и молодежной прессы «Свой голос». За 2 года участия он приобрел необходимый опыт работы по оформлению, верстке, написанию статей, что было так необходимо начинающим журналистам. Это видно по тому, как меняется облик и содержание газеты. «Школьные вести» стали поистине летописью школьной жизни, ведь в них отражение всех школьных событий, в том числе и деятельности ученического самоуправления.

С целью выявления школьников с лидерскими и организаторскими качествами, а также привлечения их в работу по самоуправлению, при школе в летний период 2011 года работал лагерь с дневным пребыванием детей «Эрудит», смена «Школа лидера». Большое количество желающих попасть в этот лагерь свидетельствует о популярности органа ученического самоуправления в школе. Пройдя программу и выполнив ряд практических зачетных заданий, по окончанию смены ребята получили именные сертификаты об успешном окончании летней смены «Школы лидера», а в сентябре пополнили ряды лидеров, пройдя выборы и став членами расширенного Совета лидеров.

Ученическое самоуправление в школе является составной частью воспитательной системы и по мере развития оно занимает своё место и в управленческой системе школы. Так, глава Совета лидеров Соколова Елизавета и руководитель пресс– центра Каплунова Кристина, являются членами Управляющего Совета школы, принимая решения наравне со взрослыми. Одним из таких решений стало перечисление 50% от заработанных на полях денег обучающихся в фонд школы на покупку видео наблюдения. Это решение было инициировано и утверждено на общем собрании обучающихся.

Получая практический опыт работы в органах ученического самоуправления, выпускники становятся активными участниками общественной жизни села, района, области. Так, Инна Емельянова и Анна Михайлова, окончив школу в 2011 году, сразу же вошли в студенческие Советы институтов СахГУ. Три выпускницы «Лидера» приняли участие в Дальневосточном образовательном форуме «Летний СелиСах – 2011». По отзывам ребят, работа в Совете лидеров стала хорошей школой для развития лидерских и организаторских качеств, развития социальной ответственности и дисциплины.

Привлечение выпускников «Лидера» в качестве консультантов по вопросам ученического самоуправления и членов жюри школьных конкурсов позволяет создать систему преемственности, а также дает возможность школьным лидерам увидеть перспективы роста и точки приложения усилий по месту жительства, у себя в селе, районе, области.

Если работа в органах ученического самоуправления творчески окрашена, интересна, инициирована самими ребятами, если существует единство педагогического коллектива и коллектива обучающихся в решении вопросов, значит, уходя из школы, выпускники уносят огромный багаж навыков во взрослую жизнь, имеют свое «лицо», умеют отстаивать свою позицию.

Безусловно, педагогический коллектив сталкивается и с трудностями в организации работы ученического самоуправления:

– это и особый контингент небольшой сельской школы (большинство ребят воспитывается в неполных или неблагополучных семьях, в детском доме, поэтому недостаточна роль родителей в организации ученического самоуправления),

– недостаток знаний и навыков работы обучающихся в органах самоуправления (2 года – это небольшой срок для ученического самоуправления),

– меняющийся состав лидеров (ежегодно 2-4 лидера выпускаются из школы, их сменяют молодые неопытные кадры)

– большая загруженность детей, и как следствие, недостаток времени для совместной деятельности (активисты, как правило, активны во всем: и в учебе и в общественной жизни).

Но нужно отметить, что, не смотря на трудности, ученическое самоуправление набирает вес. Участвовать в его работе, быть лидером в нашей школе становится нынче модно и почетно. Ученическое самоуправление не стоит на месте, оно находится в состоянии непрерывного развития, которое связано с изменениями, происходящими в обществе в целом и в школе в частности.

Администрацией и педагогическим коллективом школы делается все возможное для развития ученического самоуправления: поощряется любая разумная инициатива снизу, стимулируется активность участников, оказывается консультативная помощь, поддержка и сопровождение продуктивной работы органов самоуправления.

Результативность педагогического опыта работы за 2 года можно оценить с помощью следующих показателей:

1) Количественного (рост числа активистов, рост социальной активности и гражданских навыков обучающихся через организацию ими школьных КТД, а также их участие в проектах, акциях, социально – значимых делах разного уровня);

2) Качественного (количество призовых мест в конкурсах разного уровня);

3) Изменение личностных качеств обучающихся (повышение уровня организаторских и лидерских качеств, рост социальных умений: умение общаться, сотрудничать).

В зависимости от задач производился выбор диагностического инструментария. Так, мною были использованы: наблюдение, анкетирование, тестирование, мониторинг достижений органа ученического самоуправления «Лидер», «портфель» личных достижений обучающихся.

Эффективность работы подтверждается как количественными, так и качественными показателями.

Одним из количественных показателей является рост числа активистов ученического самоуправления. Если в 2009 – 2010 учебном году в первом составе Совета лидеров насчитывалось всего 12 человек, то в сентябре 2012 года уже 20.

Увеличивается и число участников реальных выборов – претендентов на руководящие посты в Совете лидеров. Так, в январе 2010 года кандидатов на выборные должности было всего 8, в сентябре 2010 – 10, в сентябре 2011 уже 14. Это свидетельствует о том, что ребятам не безразлична судьба школы, они желают принимать активное участие в работе ученического самоуправления.

Ещё одним количественным показателем является существенный рост социальной активности и гражданских навыков, ярко проявляющийся в организации общешкольных коллективно-творческих дел, а также в участии ребят в проектах, акциях, социально – значимых делах разного уровня.

Количество мероприятий, организованных органом ученического самоуправления растет из года в год.

2009-2010

2010-2011

2011-2012

4

7

7

Это говорит о том, что ребята набираются опыта и способны уже самостоятельно организовать и провести общешкольное коллективно-творческое дело. С целью систематизации и сохранности формируем банк материалов проведенных мероприятий: фото архив, презентации, сценарии, элементы оформления. Этот банк является большим подспорьем для ребят и всего коллектива школы в дальнейшей работе.

Количество мероприятий, в которых участвуют лидеры ученического самоуправления, также растет из года в год. Это свидетельствует о росте их социальной активности.

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Акции

4

6

5

Проекты

2

2

2

Конкурсы, фестивали, слеты

3

6

5

Итого:

9

14

12

Что касается качественного показателя, то он четко виден по динамике количества призовых мест «Лидера» в конкурсах разного уровня.

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2

4

4

Деятельность ученического самоуправления достаточно результативна и видна не только в школе. В ноябре 2010 года Совет лидеров успешно выступил на районном слете детских, юношеских общественных объединений и организаций ассоциации «Подсолнух», рассказав о своей работе и достижениях, заняв Iместо. На областном слете общественных объединений, организаций и органов ученического самоуправления «Содружество» в октябре 2011 года стал победителем в номинации «Лучшая визитка», а Соколова Елизавета вошла в состав областного Совета лидеров. Под её руководством в этом учебном году ребята приняли участие в двух областных акциях. Также в 2011 году наш очерк «День наоборот» стал призером конкурса очерков «Необычные традиции и обычаи вашей школы» на сайте «45 минут– проект для педагогов»: http://45 minut. info/.

Положительные и стабильные результаты данного опыта свидетельствуют о том, что использованные методы и формы работы с обучающимися были выбраны правильно.

Это подтверждается и данными диагностик развития личностных качеств обучающихся. Для диагностики организаторских и лидерских качеств обучающихся, их социальных умений общаться и сотрудничать, мною были использованы наиболее распространенные методы: наблюдения, анкетирования и тестирования. Работа по этой технологии позволяет содействовать личностному росту ребёнка, выявлять то, каким он пришёл, чему научился, каким стал через некоторое время.

Технология диагностики личностного развития обучающихся требует документального оформления полученных результатов на каждого ребёнка. Этой цели может служить индивидуальная карточка учёта результатов диагностики личностного роста ребёнка (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества). Заполнение карточки осуществляется мною 2 раза в год – в начале и в конце учебного года. Для детального отражения динамики изменений баллы лучше ставить с десятыми долями. Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребёнка, а также планировать темп индивидуального развития, акцентируя внимание на проблемах, выявленных с помощью диагностики.

Разумно организованная система контроля и оценки результатов детей в органах ученического самоуправления даёт возможность определить степень освоения каждым ребёнком навыков ученического самоуправления, выявить наиболее способных и одарённых детей, а так же проследить развитие личностных качеств учащихся, оказать им своевременную помощь и поддержку.

Для лидера большое значение имеет самооценка. Это представление ребёнка о своих достоинствах и недостатках. Самооценка запускает или тормозит механизм саморазвития личности. От взрослых во многом зависит то, какой уровень самооценки сформируется у ребёнка: заниженный, нормально развитый или завышенный. Заниженная самооценка означает неразвитость положительного представления о самом себе, неверие в свои силы. А значит отсутствие внутреннего стимула к развитию. Такие дети требуют к себе особого внимания, постоянной похвалы за самые минимальные достижения. Нормальная самооценка означает, что у ребёнка сформировано адекватное представление о своих достоинствах и недостатках. Именно этот уровень самооценки является действенным стимулом саморазвития личности. Завышенная самооценка может появиться как в результате неумеренных похвал, так и вследствие неадекватной оценки им собственной одарённости, которую ребёнок воспринимает как превосходство над другими. Такая самооценка лишает ребёнка стимула к развитию, порождает у него стремление добиться лидерства в группе любой ценой, в том числе за счёт других детей. Такие дети трудно управляемы, агрессивны, почти не способны к работе над собой. Педагогу очень важно выявить учащихся с тем или иным уровнем самооценки, поскольку это составляет основу для индивидуально ориентированной работы в группе.

Для определения уровня самооценки использую такие методы диагностики: анкета «Уровни самооценки», анкета «Оцени себя», тест «Лестница», методика Дембо-Рубенштейна «Определение уровня притязания», анкета – опросник: «Определение самооценки личности обучающихся».

Еще одним важным качеством личности является сотрудничество. Это способность ребёнка принимать участие в общем деле. Совместная деятельность связана с распределением функций между её участниками, а, следовательно, предполагает умение ребенка, как подчиняться обстоятельствам, считаться с мнением других, в чём-то ограничивать себя, так и проявлять инициативу, совершенствовать общее дело. Если ребенок не обладает этим качеством, то работа педагога в этом плане связана с выяснением индивидуальных причин (у одних это лень, у других – страх показаться неумелым, неловким). Понимание причин облегчит поиск конкретных путей формирования ориентации на сотрудничество у разных детей.

Для диагностики типа сотрудничества можно использовать в своей практике следующие методы: наблюдение, тест на контактность, тест «Знаете ли вы себя», анкета «Межличностные отношения», тест «Мой герой (идеал)», тест «Уровень сотрудничества в детском коллективе», тест-игра «Расскажи мне обо мне». Благодаря этой игре, мы можем узнать, насколько хорошо лидеры знают друг друга. Каждому участнику предлагается набор с 33 карточками, на каждой из которых указано положительное или отрицательное качество: открытый, эмоциональный, мягкий, молчаливый, дерзкий, полагающийся на себя, откровенный, консервативный, общительный, послушный, серьёзный, застенчивый и т. д. Каждый участник, изучив содержимое карточек, выбирает те, которые характеризуют партнёров по игре, и кладёт против них надписью вниз. После того, как карточки разложены, каждый получает возможность узнать, как оценивают его коллеги по работе.

Еще одним из инструментов диагностики, применяемых мною, является диагностическая карта успешности, которая заполняется самим обучающимся. В шкале оценки уровня развития личных качеств ребенок в начале и в конце года обводит кружочком оценку от 1 до 10 в каждом из перечисленных личных качеств. Через год подросток сам может сделать вывод, насколько он изменился в процессе работы в органах ученического самоуправления.

Список литературы:

1. Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества, М. 1990 г. ;

2. Байкова Л. А. , Гребёнкина Л. К. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. / М. : ОЦ «Педагогический поиск», 1999 – 160 с.

3. Беляева А. А. , Петренко А. А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования: Методические рекомендации. -М. : АРКТИ, 2005. -160 с.

4. Буйлова Л. Н. , Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб. -метод. пособие. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -160 с.

5. Журнал Дополнительное образование. – М. , 2005 №1.

6. Журнал «Директор школы», №5, 2005 г. ;

7. Журнал «Директор школы», №4, 2006 г. ;

8. Журнал «Классный руководитель», №6, 2009г. ;

9. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса, М. 1993 г.

Метки: Воспитательная работа