Межпредметные связи как основа формирования ценностного отношения к знаниям

Межпредметные связи как основа формирования ценностного отношения к знаниям

Идея о необходимости использования межпредметных связей в обучении не нова, она родилась давно и периодически обращала на себя внимание известных педагогов.

Изменившаяся педагогическая парадигма требует рассмотрения проблемы использования межпредметных связей под другим углом зрения. В современных социально-экономических условиях на первый план выходят требования сохранения и развития личностных качеств ученика, развитие его творческого потенциала, учета его ценностных ориентаций. На современном этапе развития общества необходим человек новой формации, способный к активному овладению знаниями, умеющий быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию и применять свои знания в различных нестандартных ситуациях.

Поэтому одной из важнейших педагогических проблем в настоящее время является побуждение у учащихся интереса к учению, который заметно снизился в последние годы. Его снижение можно объяснить тем, что учебная деятельность чаще всего носит исполнительский характер, учащиеся не видят связи между знаниями, получаемыми на разных школьных предметах, между получаемыми знаниями и практической деятельностью, между результатами их обученности и дальнейшим своим благополучием.

В связи с этим в системе образования возникла тенденция перехода от "знаниевой" к личностно ориентированной парадигме. Личностно ориентированная педагогика на первое место ставит человека, его ценности, его личную свободу и умение контролировать свою собственную жизнь. Если ученик будет ясно видеть для чего он должен учить тот или иной закон, осознает его значимость для себя, для своей будущей деятельности, то он легче, быстрее и прочнее усвоит учебный материал.

Большинство учащихся признает необходимость школьного физического образования лишь в том случае, если физика "повернется к ним лицом" и предстанет перед ними, во-первых, в виде неповторимой области человеческой деятельности со всеми своими специфическими особенностями, а, во-вторых, через свои прямые и опосредованные связи с человеком и обществом будет осознана ими как необходимый элемент культуры. К такому выводу пришли Р. Н. Щербаков и Н. В. Шаронова, рассуждая над вопросом "Какая физика нужна учащимся?"

Переход к личностно ориентированному обучению связан с тенденцией к гуманизации и гуманитаризации естествознания, он развертывается сегодня на фоне углубляющегося синтеза наук, что обретает форму восхождения от дифференциации к интеграции сфер научного познания, от координации наук к их междисциплинорности .

Гуманитаризация естественнонаучного образования имеет множество аспектов и направлений реализации. Одно из этих направлений аксиологическое, оно связано с вооружением учащихся не только набором определенных знаний, но и системой ценностей. Актуализация ценностей осуществляется через познающего и деятельного субъекта, т. е. через познавательную деятельность ученика.

Говоря о ценностях, необходимо уточнить суть данного понятия и связанных с ним таких понятий как "оценка", "ценностные ориентации", "ценностное отношение".

В философской энциклопедии ценностью называют "понятие", обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта, в отличие от экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности); во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания (субъективные ценности или ценности сознания).

Анализ литературы по проблеме ценностей показал, что в современной аксиологии понятие ценности трактуется не вполне однозначно и исследованию проблемы ценности уделяется немало внимания.

На природу ценности существуют две различные точки зрения. Согласно одной из них ценность нельзя рассматривать как результат оценивающего сознания, она существует объективно и не зависит от оценки. По мнению других авторов – ценности неотделимы от оценок, они рассматривают ценности и оценки как носители "двухпластовой информации объективно-субъективного содержания".

Первой точки зрения придерживаются Демин М. В. , Архангельский Л. М. , Леонов О. Д. и др. Вторая точка зрения относительно природы ценности является доминирующей и она достаточно полно отражается в работах: Ю. Р. Тугаринова; О. Г. Дробницкого; Ю. Р. Вишневского; В. А. Василенко; Б. А. Чагина; О. Д. Леонова; М. С. Когана и др. Так звестный философ В. Брожик полагает , что оценка и ценность, неразрывно связанные понятия. По его мнению, функциональное состояние объекта еще не есть ценность, как ценность она реализуется лишь в оценке, исходящей и совершенно определенной общественной потребностью субъекта. Он делает вывод, что оценка – это осознание объектом того, чем является для него тот или иной объект, благодаря чему последний выступает как ценность.

Таким образом, ценность есть единство объективного и субъективного, абсолютного и относительного, прошлого, настоящего и будущего. В ее содержании подчеркивается, что нужно, полезно, важно и необходимо для дальнейшего развития человека. В своей повседневной деятельности учителя-практики понимают ценность как значимость предметов, явлений для человека (ученика), для реализации его способностей в различных видах деятельности, для удовлетворения его потребностей. Ведь сами по себе природные объекты не являются бесполезными или полезными. Значимость явлений, предметов связаны с деятельностью человека. Значимость получаемых знаний должна быть связана с деятельностью ученика, определяться его интересами, планами на будущее. Этим же определяется ценностное отношение к приобретаемым знаниям.

Ценностное отношение – это устойчивая предпочтительная избирательная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека.

Следовательно, сформировать у учащихся ценностное отношение к знаниям значит сформировать у них устойчивое стремление к знаниям, понимание их жизненной важности для всех людей и конкретно для самого ученика. Только при таком отношении, у учащихся развивается желание учиться, появляется интерес к знаниям, которые даются в школе.

Педагогический аспект ценностей заключается в формировании социальной системы ценностей. Социальная система ценностей, как известно, усваивается личностью в результате влияния на нее не только объективных условий существования и собственной деятельности, а также целенаправленного воспитания. Специфика воспитательного аспекта теории ценностей заключается в отборе ценностей.

Именно поэтому психологию и педагогику в последнее время интересуют вопросы, связанные с ценностными ориентациями личности. В педагогике эта проблема исследуется особенно интенсивно в связи с тенденцией гуманитаризации естественнонаучного, и физического в том числе, образования, ведь процессы воспитания и обучения в школе неразрывно связаны, воспитание не осуществляется вне учебного процесса.

Для вскрытия специфики и взаимосвязей ценностных ориентаций необходимо представить учебный процесс как систему ценностей или предметов оценки. В качестве ценностей могут выступать как содержание образования, так и формы, методы обучения или отношения между участниками учебно-познавательной деятельности. Так, анализ философской и педагогической литературы подтверждает, что через раскрытие ценностей получаемых учащимися знаний на уроках можно формировать ценностные ориентации, которые являются важнейшим элементом структуры личности, определяют ее направленность.

В практической деятельности это может быть осуществлено через специально разработанные для каждого учебного предмета методики. Например, в процессе обучения физике существуют следующие методические решения, способствующие, по мнению их авторов, формированию личностного отношения к изучаемому материалу:

– Методика теоретических обобщений в курсе физики средней школы. Теоретическое обобщение в науке сегодняшнего дня является всеобщей формой отражения, позволяющей глубоко познать объективный мир и раскрыть сущность явлений природы. (В. В. Мултановский)

– Методика обобщающего повторения на основе фундаментальных физических идей и законов. Каждое понятие, каждый закон выступает в качестве идеи, если они осознаны как некое руководящее положение для практической и познавательной деятельности школьника. Идеи позволяют человеку понять значимость того или иного знания для практики. Важно не только знакомить учащихся с идеями, но они должны пропускаться через их сознание, переходить в личное убеждение. (В. Н. Мощанский)

– Методика организации оценочной деятельности учащихся. При организации такого вида деятельности происходит осознание ценности получаемых знаний. В процессе оценки ученик осознает, чем для него является познанная действительность, осознает себя в ней. Поэтому в процессе обучения школьникам важно показать возможность использования знаний для решения жизненных проблем, имеющих для них личную значимость. Первоочередное значение имеют практическое применение в труде, анализ использования физических законов в быту, технике, различных областях науки. (Р. А. Аканова)

– Методика применения культурно обогащенного курса физики старшей школы в качестве средства формирования у учащихся системы гуманистических ценностей и соответствующих ценностных ориентаций. Существенный вклад в формирование мотивационно-смыслового отношения к изучению физики в школе, а через него и в воспитании личности учащегося можно внести, если в повседневном преподавании учесть влияние гуманистического, по сути, и культурологического по содержанию потенциала физической науки на процесс обучения и реализовать его на практике. (Р. Н. Щербаков)

Разумеется, перечислены не все существующие методики, но даже из них каждый учитель может выбрать то, что ему наиболее близко. Однако опыт показывает, что преподавание физики, как одной из дисциплин естественнонаучного цикла на межпредметной основе позволяет включить в себя элементы различных имеющихся методик. Это объясняется тем, что пути реализации межпредметных связей на практике могут быть разнообразны. Это могут быть:

– уроки с привлечением примеров из других предметов;

– уроки решения задач с межпредметным содержанием;

– интегрированные уроки (уроки-семинары, уроки-конференции, уроки-дискуссии, уроки-исследования и т. д. )

– межпредметные экскурсии и другие междисциплинарные внеклассные мероприятия.

В зависимости от дидактических целей эти занятия можно проводить как уроки изучения нового, закрепления, обобщения или повторения ранее пройденного учебного материала. На каждом из них может быть реализована или методика теоретических обобщений, или методика обобщающих повторений, или организована оценочная деятельность учащихся и т. д. и при этом используется материал не одного учебного предмета, а двух или более. Такое преподавание позволяет повысить интерес к учению вообще и к изучению физики в частности, показать учащимся важность ее изучения, раскрыть значимость физических теорий и законов для других областей знаний, и в конечном итоге способствует формированию ценностного отношения школьников к знаниям.

Физика как учебный предмет может являться объектом интереса для многих учащихся. Это объясняется ее содержанием. Физика – это наука об общих свойствах материи, которые входят в состав любых сложных материальных систем, о взаимодействии этих форм материи и их движении. Но, несмотря на это, в последние годы многие педагоги, дидакты и методисты отмечают падение интереса школьников к физическим знаниям. Причиной этого чаще всего является стойкий познавательный интерес, сложившийся у ученика в школьные годы к какому-то определенному предмету или определенному виду деятельности: одних интересует музыка, других – биология и медицина, третьих – литература и история и т. д.

Нередко это положительное само по себе явление сопровождается негативными явлениями. Основное из них заключается в становлении у некоторых учащихся своеобразного "предметоцентризма", явления, заключающегося в глубоком уважении к интересующей школьника науке и одновременно столь же глубоком пренебрежении к другим, "неважным" для совершенствования в избранном предмете наукам. Последствия такого явления для развития личности отрицательны потому, что тормозят развитие творческих способностей личности и суживают общеобразовательный кругозор школьника.

Опыт показывает, что нельзя заставить ребят изучать или любить тот или иной предмет, их можно заинтересовать, показав насколько важны и нужны им эти знания, возбудить их познавательные способности. В таком случае задача учителя, например учителя физики, заключается в том, чтобы показать учащимся, что их "нелюбимая физика" может объяснить многие процессы и явления, лежащие в области любимой биологии, химии, медицины или искусства. Интерес школьников к физике может привлекаться и углубляться вследствие имеющихся у них интересов к другим предметам, благодаря использованию связей между ними в процессе преподавания физики. Этому могут способствовать, например, интегрированные уроки.

В качестве примера приведем бинарный урок по физике и биологии на тему «Физические возможности опорно-двигательной системы человека, обусловленные особенностями ее строения», который может быть проведен в 9 классе.

Основная задача урока, заинтересовав учащихся в изучении данной темы, убедить их в том, что человек интересен не только как биологический объект, но и как физический тоже, показать важность знания физических законов для повседневной жизни каждого.

Основные идеи урока.

Люди всегда стремились «познать себя», получить сведения о своем «внутреннем мире». Еще древние греки утверждали, что человек как некий «микрокосмос» столь же неисчерпаем, как наша природа, которую они называли «макрокосмосом».

И в настоящее время человек является объектом познания не только в биологии, но и в физике. Это связано с тем, что физические возможности человека в определенных видах деятельности являются зависимыми от строения его опорно-двигательной системы, с одной стороны, и обусловливаются физическими законами, с другой стороны.

Человек – физический объект, который наравне с объектами другой природы совершает перемещение, участвует в силовых взаимодействиях, подвергается влиянию физических полей разного рода.

Человек – субъект познания: наблюдения, измерения, эксперимент, гипотеза, модель, теория – изобретения человека, при помощи которых он изучает и объясняет окружающий мир и себя в этом мире.

Изучая физику, можно продвинуться по пути познания человеком самого себя, лучше понять его природу и возможности, поскольку человек – часть и продукт мира, понять и объяснить который призвана физика. Однако для выяснения физических возможностей человека не достаточно только знаний по физике, необходимо знать строение человека, свойства материалов, из которых состоят ткани человеческого организма и т. д. А для этого нужны знания по биологии. Объединить эти знания – вот еще одна задача такого урока.

Целью такого урока является исследование физических возможностей человека. Для этого необходимо:

– показать, что в основе функционирования опорно-двигательной системы человека лежат физические законы;

– проанализировать возможности опорно-двигательной системы человека, сравнивая их с результатами, просчитанными на основании физических законов.

Форма проведения урока – урок-исследование.

Организация учебного исследования школьников оказывает особое влияние на развитие у них интереса к познанию, так как исследовательский метод представляет собой способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

Для работы на уроке класс заранее разбивается на три группы, каждая из которых получает исследовательское задание:

I группа исследовать прочность биологических материалов тканей человеческого организма.

II группа – оценить механические возможности человека.

III группа – исследовать действие рычагов в теле человека.

Все группы при выполнении заданий самостоятельно подбирают факты, выдвигают гипотезу, определяют соответствие своих предположений физическим закономерностям. При наличии такого соответствия делаются выводы и сравниваются полученные результаты исследования со справочными данными о возможностях человека, с ответами конкретных задач, решить которые им необходимо в ходе урока.

При такой организации и проведении урока не происходит навязывания знаний школьникам. Они сами с большой заинтересованностью изучают себя, рассчитывают свои возможности в беге, прыжках, подъеме тяжестей и т. д. А в конечном итоге они убеждаются в ценности знаний и по физике и по биологии, получают возможность объединить их и создать единый взгляд на мир.

Однако не следует думать, что только интегрированные уроки дают возможность учителю привлечь школьников к изучению физики. Опытный учитель может использовать на уроках интересные примеры, задачи из других предметов, отрывки из художественных произведений и т. д.

Весьма благодатной темой для усиления мотивации учения в курсе физики 9 класса является тема "Механические колебания и волны". Она позволяет привлечь внимание школьников, имеющих различные интересы. Например, дети, занимающиеся музыкой, пением с большим интересом будут обсуждать на уроках физики вопросы, связанные с характеристиками звука, голоса человека (тоновый диапазон, громкость, тембр и др. ). А в качестве индивидуального домашнего задания им можно поручить выяснить, какой самый низкий тон может быть взят человеческим голосом, и какой тон считается самым высоким

Любителей биологии, желающих связать свою жизнь с медициной, несомненно, может заинтересовать вопрос о воздействии на людей ультра– и инфразвуков. Эти звуки не воспринимаются акустическим анализатором человека как звуковые ощущения, но последствия их воздействия на различные органы человеческого организма существуют.

«Гуманитарии» не без интереса для себя выслушают гипотезу русского ученого В. В. Шулейкина, объясняющую причину обнаружения в океане так называемых «летучих голландцев», легенды о которых они наверняка читали.

Таким образом, использование на уроках физики материала, способного объяснить то, что интересует каждого из учащихся, позволяет им придти к выводу о ценности физических законов и теорий.

Таким образом, реализация на уроках физики межпредметных связей может решить следующие задачи:

-создать условия для раскрытия способностей ученика и самоутверждения его личности;

-способствовать проявлению интереса к физике учащихся со стойким познавательным интересом к другим учебным предметам (в том числе и гуманитарным);

-способствовать проявлению интереса к другим областям знаний у учащихся, интересующихся физикой;

-способствовать формированию понимания важности знаний, получаемых на разных предметах, формированию ценностного отношения к ним.

Важнейшим вопросом методики обучения физике является определение показателей ценности знаний.

В исследовании И. И. Лихтштейна по методологии и технологии ценностного подхода к физическим знаниям определены следующие критерии ценности этих знаний:

– возможность объяснения явлений и процессов окружающей действительности;

– возможность объяснения процессов, происходящих в организме человека;

– применение физических законов и теорий;

– возможность прогнозирования хода физических явлений и процессов;

– объяснение и предотвращение экологических катастроф;

– возможность оценки степени значимости явлений.

Однако мы считаем необходимым отметить, что для учителя важным критерием сформированности у учащихся понимания ценностей знаний является устойчивая положительная динамика проявления интереса к физике на уроках и в самостоятельной творческой работе школьников.

Литература:

1. Брожик В. Марксистская теория оценки. – М. : Прогресс, 1982.

2. Данильчук В. И. Гуманитаризация физического образования в средней школе (Личностно-гуманитарная парадигма): Монография. – Волгоград: Перемена, 1996.

3. Лихтштейн И. И. Формирование ценностного отношнния учащихся к физическим знаниям на уроках физики. – Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

4. Философская энциклопедия. / Под ред. Ф. В Константинова. – М. : Советская энциклопедия, 1970.

5. Шаронова Н. В. , Щербаков Р. Н. Методические рекомендации по гуманитаризации преподавания физики в школе. Ч. I. – Таллин, 1994.

6. Щуркова Н. Ценностные отношения. // Воспитание школьников. 1999. №3.

Н. М. Бурцева, ГОУ гимназия №399, г. Санкт-Петербург