Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках физики

Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках физики

В последние годы по-новому формулируются цели образования и воспитания: школа должна не только повышать интеллектуальный потенциал страны, но и создавать условия для формирования из каждого свободной, творческой, критически мыслящей личности, способной осознать и развивать свои задатки склонности, находить своё место в жизни.

Для успешной социальной адаптации человека в современном обществе ему нужны не только глубокие научные знания, но и умения творчески применять их на практике, в повседневной жизни.

Цель учебно-воспитательной системы школы – формирование целостной личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, государственно-мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу страны, инициативного, самостоятельного, просвещённого, зрелого в суждениях, способного получать высшее образование.

Что же такое компетенция? Компетенция (по Хуторскому А. В. ) – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика). Ключевые компетенции включают в себя умение выполнять целостное, понятное, грамотное действие, решать реальную ситуацию, задачу.

На уроках физики и в повседневной жизни учащиеся встречаются со многими явлениями, но обычно не задумываются над их объяснением – настолько они привычны. Аристотель заметил, что «ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле». Курс физики должен быть построен на использовании разнообразных методик обучения, направленных на способ восхождения от абстрактного к конкретному. Согласно этому– цели изучения курса физики – выработка компетенций:

1) общеобразовательных:

– умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

– умения использовать элементы причинно-следственного анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, давать определения, приводить доказательства;

– умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

– умения оценивать и корректировать своё поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

2) предметно-ориентированных:

– понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

– развивать познавательные интересы в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

– воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, овладевать умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений;

– применять полученные знания и умения для безопасного использования механизмов в быту на производстве, решения практических задач в повседневной жизни.

Задачи:

– развивать интерес и привлекать знания из различных предметов для поиска решения, удовлетворяющего нужным критериям;

– углубить знания о методах научного познания на основе знакомства с алгоритмами наблюдения, эксперимента, теоретического мышления;

– развивать представления о физических явлениях, связанных с существованием и функционированием человеческого организма.

В результате изучение физических теорий путем наблюдений, экспериментов, решения качественных задач приводит к накоплению опыта эмоционально-оценочной деятельности и вырабатыванию собственных оценочных суждений, стимулирующих учащихся сознательно и ответственно подходить к получению знаний.

Изучая курс физики, учащиеся развивают следующие умения, знания и навыки:

– понимать смысл физических понятий, физических величин и физических законов;

– описывать и объяснять физические явления;

– использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;

– представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

– выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

– приводить примеры практического использования физических знаний о явлениях;

– решать задачи на применение изучаемых физических законов;

– осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсеместной жизни.

Интегрированный характер содержания курса физики предполагает такие формы деятельности, как лекции, семинары, работа в группах, фронтальные опыты и эксперименты, анализ отрывков из художественных произведений. Это приводит к раскрепощению ребят, возможности высказывать свое суждение, развивает умение слушать, радоваться достигнутым результатам.

При изложении вопроса о плавании тел рассматриваю качественную задачу на практическое применение в жизненной ситуации.

Задача. Необходимо переправить тяжёлую чугунную трубу с одного берега реки на другой. Если трубу поместить в лодку, то лодка погрузится в воду до краев и нельзя будет сесть гребцу. Найти способы переправить трубу.

Такое задание создаёт в классе живую творческую атмосферу. Оно интересно и вместе с тем психологически и практически подготавливает ребят к самостоятельному поиску научных выходов из неожиданной ситуации.

При изучении давления полезно предложить ученикам задание: самостоятельно отыскать способ пешего перехода через топкое, труднопроходимое болото.

Выслушав и разобрав «изобретения» учащихся, вспоминаем кадры одного из фильмов о Великой Отечественной войне, где показан способ перехода через топь, предложенный солдатами в беседе с маршалом Г. К. Жуковым при подготовке наступления советских войск по освобождению Белоруссии в 1944 г.

При рассмотрении темы «Роль отечественных учёных в развитии науки и техники» особо выделяю вопрос об открытии радио А. С. Поповым. Ему принадлежат такие замечательные слова: «Я – русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдавать только моей Родине…».

Привожу примеры использования радио как средства связи в экспедициях, на флоте, в авиации и космонавтике, военном деле, подчеркнув роль радио в период Великой Отечественной войны.

При проведении уроков-конференций рассматриваю те области науки и техники, прогресс которых очень нагляден, например развитие авиации и космоса. Стали возможны космические полёты, претворение в жизнь идей учёного и изобретателя К. Э. Циолковского русским конструктором космических кораблей С. П. Королёвым. Учащиеся в своих сообщениях и рефератах рассказывают об оборонном значении ракет.

Рассматривая тему в старших классах о развитии атомной науки и промышленности, отмечаем выдающуюся роль академика И. В. Курчатова, его работы по использованию атомной энергии в мирных целях и по созданию атомного оружия для усиления обороноспособности нашей Родины.

В процессе обучения, чтобы ученики осмысливали учебный материал; просмотренные кинофильмы; материал из интернета; прочитанную литературу и сделали соответствующие выводы, предлагаю им ответить на вопросы, цель которых дать учащимся пищу для размышлений, заставить задуматься о необходимости приобретения глубоких физических знаний, понять важность выработки в себе высоких нравственных качеств.

Так, по материалу, относящемуся к вводным урокам, рекомендую следующие вопросы:

1) Почему называют А. С. Попова патриотом своей Родины?

2) Какие черты характера С. П. Королёва считаете ценными и хотели бы развить в себе?

3) Какое значение имеет физика в обороне страны?

В нашей школе в кадетском корпусе «Виктория» по традиции в феврале проводится военно-спортивная игра «Ратник». Перед игрой мной была проведена викторина для «стрелков» и «разведчиков».

Приведу некоторые её вопросы:

1) Какие приспособления применялись для стрельбы в древности? На каком физическом явлении основывалось их действие?

2) Кого из русских конструкторов автоматического стрелкового оружия вы знаете?

3) Каково значение скорости пули винтовки?

4) Отчего зависит кинетическая энергия пуль в винтовке?

5) Как пройти разведчику через болотистую местность?

6) Назовите прибор, который разведчик брал, если шёл на разведку ночью?

И те команды, которые участвовали в викторине, смогли успешнее других выполнить «боевые задания».

По окончании игры «Ратник» ребята сделали вывод: от знания и умения «воина» будет зависеть жизнь не только его самого, но и его «боевых» товарищей. Вот почему так необходимы каждому воину прочные и глубокие знания физических основ действия различных средств борьбы.

Еще создатель диалектики Гегель писал: «В физике следует освободить отдельные свойства природы… от тех многообразных переплетений, в которых они находятся в конкретной деятельности, и представить их в простых, необходимых условиях…»

Литература

1. Ланина И. Я. Не уроком единым. – М. : Просвещение, 1991

2. Перельман Я. И. Занимательная физика. – М. : Наука, 1971.

3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование. – 2003 – №2 – с. 58-64.

4. Гегель Г. Соч. Т. 4. Система науки. Ч. 1. Феноменология духа. – М. ;Л. : АН СССР, 1959.

В. М. Солдатова, МБОУ "Средняя школа №19 с УИОП", г. Старый Оскол