Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Особое мнение
  • Развитие учебного успеха и индивидуального стиля учебной деятельности учащихся при изучении географии. Технология ИСУД при изучении географии

Развитие учебного успеха и индивидуального стиля учебной деятельности учащихся при изучении географии. Технология ИСУД при изучении географии

Развитие учебного успеха и индивидуального стиля учебной деятельности учащихся при изучении географии. Технология ИСУД при изучении географии

Современные требования к идее образования предполагает замену формулы «Образование на всю жизнь» формулой «Образование через всю жизнь». Поэтому перед каждым из нас, педагогов, встает проблема создания такой образовательной среды, целью которой является обеспечение условий и помощь школьнику в получении образования в соответствие с его природособразными способностями и с учетом его потребностей, интересов в учебе, будущей социализации и адаптации в современной быстро изменяющейся социокультурной среде.

ГОУ Новоселенгинская школа – интернат среднего (полного) общего образования многие годы является образовательным учреждением для детей из малых населенных пунктов Селенгинского района, детей из многодетных, малообеспеченных семей. В связи с модернизацией в системе образования России в 2004 году, школа – интернат работает над программой развития школы «Общеобразовательная национальная школа – интернат с художественно – эстетическим направлением», целью которой является создание в школе единого учебно-воспитательного пространства для реализации оптимального обучения, творческого развития и духовно – нравственного воспитания школьников. В школе–интернат обучается 185 учащихся, из них дети–сироты – 4 чел. , дети, лишенные родительского попечения – 9 чел. , дети из неполных семей – 30 чел. , дети из многодетных семей – 40 чел. , дети из неблагополучных семей – 36 чел. , дети из малообеспеченных семей – 50 человек.

Большинство учащихся в классах нашей школы это дети с низким уровнем готовности к обучению в школе, дети из малых бурятских сел (с. Енхор, с. Бургастай, с. Зурган – Дэбэ, с. Дэбэн) перед ними стоит проблема языкового барьера, нередко к нам поступают учащиеся с выраженной задержкой темпа психофизического развития, часто это дети с низким уровнем интеллектуальных способностей. Эти дети медленно включаются в учебный процесс, тратят значительное количество времени на понимание цели учебной деятельности, с трудом выполняют задания, требующие проявления самостоятельности. В работе с ними практически на каждом уроке следует применять методы и приемы развития памяти и внимания, практиковать выполнение заданий по образцу. В классах обучаются и дети, которые хорошо воспринимают и запоминают учебный материал, обладают достаточно развитыми речью и мышлением. Эти дети любознательны, активны, с интересом и желанием выполняют самостоятельные работы. Могут правильно соотнести полученные результаты с целями и задачами деятельности. Исходя из этого свою педагогическую деятельность я строю на основе индивидуально-личностного и дифференцированного подхода к каждому ученику.

Изучение географии предполагает адекватное объективное восприятие окружающей среды, где учащийся при помощи учителя подготовил собственную траекторию обучения максимально приближенную к профессии. Познание учащимися окружающего мира должно быть деятельностным. Цель моя как учителя географии – формирование у детей географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли.

Задачи:

– способствовать формированию школьного географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

– передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире;

– формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющим свои специфические особенности в разных странах;

– способствовать формированию духовности, воспитанию патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов, экономического и эстетического воспитания;

– развить у школьников словесно – логическое и образное мышление;

– способствовать формированию картографической грамотности;

– приобщить ученика к постижению истины и определению им своего места и роли в мире на основе научно – географического познания действительности.

Результат работы:

1. создание атмосферы научного поиска;

2. формирование у учащихся нравственных ценностей;

3. формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности

4. увеличение присвоенной учеником учебной информации.

5. постоянный рост учебных возможностей ученика.

Использую в своей работе традиционную систему обучения, где положительной стороной является строго заданная организованная четкость, а также с целью активизации учащихся в урочное и во внеурочное время использую и внедряю инновационные технологии. В своей работе остановилась на концепции личностно – ориентированного обучения, так как считаю ее наиболее приемлемой для нашей школы. Одним из дидактических ресурсов личностно-ориентированноного обучения является технология «ИСУД» (Технология учета и развития параметров Индивидуального Стиля Учебной Деятельности ученика), согласно классификации А. А. Гузеева, может быть отнесена к интегральным технологиям стохастической (вероятностной) модели.

География традиционно относится к структурно-ориентированным предметам наряду с математикой, физикой, химией, биологией. Считается, что это предметы, где изучаются устройство мира через жесткие, наперед заданные алгоритмы, без субъективизма по отношению к содержанию. Эти предметы дают возможность отрабатывать предметные навыки, позволяют реализовать личностную ориентацию ученика в реальном пространстве на деятельностной основе.

Как показывает мой десятилетний опыт, у меня есть учащиеся, для которых изучение географии «не интересно» и «не «нужно». А есть учащиеся, которым требуется постоянное внимание, их увлекает мой предмет, они с энтузиазмом берутся за любое творческое задание. Использование и освоение педагогической технологии ИСУД – дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса позволяет реализовать профессиональную потребность в обеспечении выбора таких приемов и форм работы с учеником, которые обеспечат каждому свой, индивидуальный путь к успеху.

В своей работе применяю разнообразные и хорошо организованные ресурсы обучения: учебники, рабочие тетради, методическая литература, оснащенный кабинет, медиаоснащение, компьютерные программы. Но возникает ситуация когда с одной стороны сам предмет география – обеспечивает разнообразие методов, форм и средств учебной работы, с другой стороны – в образовательном процессе «имеет место» разнообразие учащихся. Данная технология позволяет реализовать целенаправленную встречу этих двух разнообразий – ученика и учебных форм работы – в пространстве учебного успеха ученика.

В таблице 1 (Приложение 1) обозначены условные меры для педагогической диагностики определения относительного уровня достижения или развития каждой из составляющей учебного успеха. Зачастую некорректная оценка учителем учебных возможностей ученика приводит последнего к неуспеху. Знаниям и практическим навыкам учитель может научить, а навыки еще надо тренировать для того, чтобы они стали «инструментом успеха» для ученика. Память, внимание, умение работать в разных модальностях можно и нужно тренировать. Но вот интересы, желания, системы ценностей – основу составляющей успеха – можно только воспитывать. Если развивается и растет любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей – его обучаемость.

Ресурсы учебного успеха ученика

Ресурс учебного успеха

Параметры ИСУД

Единица или система измерения

«знаю»

Объем и качество знаний

обученность

Оценка по предмету

«умею»

Предметные и общеучебные навыки

Организационные навыки

Коммуникативные навыки

Информационные навыки

Мыслительные навыки

0(недопустимый уровень)

1(недостаточный уровень)

2(оптимальный уровень)

«могу»

Психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процесс

внимание

0(недопустимый уровень)

1(недостаточный уровень)

2(оптимальный уровень)

память

модальность

А (ауд), В (виз), К (кин)

Доминирование полушарий мозга

Л(лев), П (прав), Р(равн)

«хочу»

Уровень развития мотивационно –потребностной сферы

социально-духовный

социальный

познавательный базовый­

Сущность обучаемости как интегральной характеристики познавательной сферы ученика.

А Обученность

Ж Мотивация Б Коммуникативные ОУН

Е Память В Информационные и организационные

ОУН

Д Внимание Г Мыслительные ОУН

Перечисляя признаки интегральной технологии как педагогической с вероятностными алгоритмами управления деятельностью учеников, А. А. Гузеев считает ее необходимыми составляющими:

модель исходного состояния учащегося, заданная множеством свойств, существенных для процесса обучения;

модель конечного состояния учащегося: диагностично и операционально представленный результат обучения;

средства диагностики текущего состояния и прогнозирования ближайшего развития (мониторинг) системы;

набор моделей обучения;

критерии выбора или проектирования оптимальной модели обучения для данных конкретных условий обучения;

механизм обратной связи, обеспечивающий взаимодействие между данными диагностики и выбором модели обучения, соответствующей полученным данным.

Анализ содержания технологии ИСУД показывает, что она вполне отвечает этим требованиям:

матрица ИСУД – как отражение внутренних ресурсов учебного успеха – может рассматриваться как модель свойств учащегося, существенных для процесса обучения;

эта же матрица позволяет спроектировать мониторинг параметров учебного успеха ученика;

картотеки форм и приемов учебной работы, систематизированные по тем же основаниям, что и матрица внутренних ресурсов учебного успеха ученика, можно рассматривать как ресурс для проектирования моделей обучения;

критерием для выбора модели обучения становится сопоставление матрицы ИСУД ученика с картотекой учебных приемов, систематизированных по тем же основаниям, что и учебный успех ребенка, – практически это и есть ноу-хау.

Сама же матрица индивидуального стиля учебной деятельности (матрица ИСУД), это открытая система, которая может использоваться как в сокращенном виде, так и расширяться по необходимости. Местом ее «рождения» по праву считается московская школа № 196, где в 1998–2002 гг. под руководством автора Галеевой Н. Л. проходила опытно-экспериментальная работа.

В результате определились требования к компетентности учителя как субъекта, реализующего данную технологию:

– умеет диагностировать актуальный уровень развития внутренних ресурсов учебного успеха ученика и «сворачивать» эту информацию в матрицу ИСУД, используя данные психолого-педагогической диагностики;

– проектирует, выбирает из методических пособий картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по тем же основаниям, что и матрица ИСУД;

– умеет путем сопоставления матрицы учебного успеха ученика с картотекой выбрать необходимые для него формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.

Алгоритм деятельности учителя по планированию и организации индивидуальных программ развития ученика средствами учебного предмета:

I шаг: учитель организует проведение контрольно–методических срезов (КМС) для определения актуального уровня обученности, уровня обучаемости на материале своего предмета;

II шаг: по результатам анализа КМС педагог выделяет группу учащихся с низким уровнем обучаемости и начинает целенаправленно проводить педагогическую диагностику уровня развития внутренних ресурсов учебного успеха этих ребят (внимания, памяти, общеучебных навыков, мотивации);

III шаг: заполненная матрица учебного успеха каждого ученика является основой выбора форм и видов заданий, комфортных для ребенка (в процессе диагностики предметных знаний) и развивающих форм заданий (в процессе этапа отработки и обобщения ЗУН);

IV шаг: в феврале-марте учитель снова проводит КМС на определение уровня обучаемости, уровня сформированности мыслительных общеучебных навыков и др. , оценивает динамику изменений параметров ИСУД.

В 2008/2009 учебном году мною было изучена технология ИСУД с последующей диагностикой учащихся 6-7 класса с целью определить уровень параметров учебного успеха учащихся нашей школы. Ниже приведены данные о том, как каждый из выделенных параметров учебного успеха проявляется в деятельности ученика, каково значение каждого параметра для моей профессиональной деятельности и какими мерами измеряется уровень развития каждого из выделенных параметров.

Обученность – объем и глубина знаний ученика по предмету, уровень владения предметными умениями и навыками. Обученность оценивается отметкой по предмету по результатам выполнения разноуровневых тематических зачетных работ, по данным промежуточной диагностики, по качеству и содержанию устных ответов, подготовленных рефератов. Обучаемость – проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика. Значение параметра зависит от развития всех остальных характеристик ИСУД, определяет дозу педагогической помощи и место учителя в зоне ближайшего развития ученика по отношению к актуальной зоне: чем ниже уровень обучаемости ученика, тем больше доза педагогической помощи, тем «ближе» к ученику должен находиться учитель. Различают три уровня обучаемости:

– 3 уровень обучаемости – наиболее высокий, творческий уровень обучаемости (способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений)

– 2 уровень обучаемости – высокий, прикладной уровень обучаемости (способность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации)

– 1 уровень – репродуктивный уровень обучаемости, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму.

Уровень обученности был оценен по методике П. И. Третьякова и И. Б. Сеновского. (Приложение 1).

Организационные ОУУН – это общеучебные умения и навыки, обеспечивающие ученику самостоятельность действий и оптимизацию деятельности на уроках и при выполнении домашних заданий. Для обеспечения педагогической поддержки уровни развития общеучебных навыков достаточно определить как достаточный, критический и недостаточный уровень. (Приложение 2).

Коммуникативные ОУУН определяют формы и виды участия в коллективной учебной деятельности учеников с разными характеристиками развития сферы общения. (Приложение 3)

Информационные ОУУН определяют для ученика возможность самостоятельного поиска и осмысливания информации. (Приложение 4).

Мыслительные ОУУН – это реализованные в онтогенезе психофизиологические функции головного мозга, лежащие в основе сознательного мышления учащихся. Уровень развития мыслительного навыка можно провести путем контрольно-методического среза с последующей оценкой. (Приложение 5).

Внимание в системе ИСУД характеризует направленность и сосредоточенность сознания ученика на определенных объектах. Данные об уровне развития ученика и различных его качеств – важнейшая информация для проектирования способов подачи материала, а также форм его самостоятельной деятельности. Успех в обучении будет зависеть от способности человека сознательно выделить из потока сигналов от множества раздражителей только те, которые обеспечивают восприятие, осмысление и запоминание учебной информации. (Приложение 6).

Память – это сложный психофизиологический процесс, в результате которого у ученика происходит запоминание, сохранение, воспроизведение информации. Эта информация об ученике важна как еще одно основание для выбора комфортных приемов освоения нового материала (в форме, удобной для запоминания именно этому ученику). Одновременно я должна развивать те виды памяти, которыми ученик владеет на низком уровне. Для обеспечения педагогической поддержки уровни развития общеучебных навыков достаточно определять как достаточный, критический и недостаточный уровень. (Приложение 7)

Модальность – это предпочитаемый, наиболее комфортный для ребенка канал приема информации. Здесь важен способ подачи материала и формы самостоятельной работы ученика. Мое педагогическое наблюдение позволило выявить ведущую модальность у учащихся 6-7 классов. (Приложение 8).

Функциональная ассиметрия полушарий головного мозга – это способность одного полушария включаться на доли секунды раньше, подавляя функцию другого полушария. Для учителя важно выделить учеников у которых доминирование правого или левого полушария ярко выражено, так как явно доминирование одного из полушарий резко меняет способ осознания новой информации. Такая информация о конкретном ученике помогает учителю понять, в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для ее быстрого осмысления, а также, какие формы подачи информации будут развивать «западающее» полушарие. (Приложение 9).

Уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер – это один из важнейших параметров ИСУД, т. к. выявляет степень заинтересованности ученика в моем предмете. Данные этого параметра – основа для подбора содержания форм работы, мотивирующих детей и развивающих их волю. (Приложение 10)

Таким образом, диагностируя уровень параметров индивидуального стиля учебной деятельности каждого учащегося нашей школы через различные методики, я составляю на каждого учащегося матрицу параметров учебного успеха. Следующим этапом является пополнение и систематизация картотеки учебных приемов и заданий, которая соответствует матрице учебного успеха ученика. Задача состоит в том, чтобы выбирать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.

Таким образом, сегодня технология ИСУД может быть использована в качестве ресурса решения педагогических задач как минимум в семи ситуациях, реализуя не только дидактический, но и управленческий потенциал:

– для того чтобы выяснить, почему школьник неуспешен в предмете;

– для работы в режиме индивидуальной траектории обучения (выбор форм и приемов, развивающих ученика);

– для обеспечения развивающей образовательной среды, акцентирования развивающих и социализирующих целей в условиях классно-урочной системы;

– для обеспечения дифференциации учебного процесса в условиях классно-урочной системы и/или для обеспечения индивидуальной психолого-педагогической поддержки на уроках;

– для проектирования или выбора учителем формы работы и педагогического взаимодействия в предметной внеурочной деятельности;

– для развития способности детей к саморазвитию в процессе овладения ими знаний о своем индивидуальном стиле учебной деятельности (в рамках специальных курсов «Учись учиться», «Мой учебный успех» и т. д. );

– для управления ростом профессиональной компетентности учителя:

– в психолого-педагогической компетентности (видеть своих учащихся «в дидактическом интерьере» – насколько каждый из них способен использовать внутренние ресурсы успеха);

– в предметно-методологической компетентности (осознавать и целенаправленно использовать дидактический потенциал каждой формы учебной деятельности ученика);

– в управленческой компетентности (целенаправленное управление ростом уровня внутренних учебно-познавательных ресурсов ребенка).

Л. В. Жалсабон ГБОУ "Новоселенгинская школа-интернат среднего (полного) общего образования", Селенгинский район, Республика Бурятия