Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя
Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя
В условиях гуманизации и демократизации образования учитель и ученик изменяются, взаимодействуют и вместе участвуют в обновлении школьной жизни. При этом тих сотрудничество более осмысленным и эффективным делает педагогическая диагностика, насыщенная методиками, взятыми из психодиагностики, при условии широкого использования социометрических и социологических методик и математической обработки полученных материалов. [1].
Собственно-диагностическая функция психолого-педагогическое изучение обученности, воспитанности и развития ученика.
Валидность (от лат valeo-быть в состоянии сделать что-то), т. е. выявить в человеке такие особенности, которые имеют практическое значение. (Вычисление корреляции между оценками индивидов и реальным поведением в повседневной жизни).
Метод определения валидности труден. Объективность мнений проблематична. Принципы: понимать, изучать, помогать! Понимается, принимается и свято почитается заповедь Гиппократа: «Не навреди». [2].
Понимание проблем и затруднений ученика предполагает сопереживание ему, отождествление себя с ним. Сопереживание порождает желание помочь.
В каждом конкретном случае необходим специфический вид помощи.
В одних случаях потребуется скорая, оперативная помощь, в других– необходима длительная и кропотливая работа. Содержанием помощи уч-ся должна быть коррекция его собственной активности в сторону саморазвития: развития у уч-ся рефлексии, эмпатии, конструктивности. И во всех без исключения случаях помочь уч-ся должна базироваться на глубоком знании природы психологии уч-ся
Совершенствование учебного процесса может быть достигнуто путем создания педагогических технологий творческого развития личности, формирования у уч-ся таких качеств, как активность, альтернативность и гибкость мышления.
Перечисленные характеристики умственной деятельности имеют значение для адаптации личности к современной социальной среде, поскольку именно от них зависят успехи или неудачи человека в профессиональной и иных сферах.
Дисгармония между относительно высоким уровнем теоретической подготовки и неспособностью использовать полученные знания для решения задач творческого уровня. Почему?
Уроки биологии не носят развивающего, проблемного характера и в основном приводят лишь к накоплению факто логических знаний и формированию способности выполнять учебные действия по известному алгоритму.
Уч-ся не готовы к решению нестандартных творческих задач по биологии, требующих проявления не шаблонности мышления
Проблема: «Как образуется крахмал в листьях и почему этот процесс наз. фотосинтез». Фотосинтез – (свет соединение, составление, получение). Проанализировав термин и произведя синтез смыслового значения слов, составляющих термин, уч-ся решают вторую часть проблемы.
«Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя» – как писал Василий Александрович Сухомлинский, – мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
Урок в школе был и остается основной формой организации учебной работы, при помощи которой осуществляется воспитание и развитие личности.
Как бы не менялась его форма, структура, технология он и в наши дни играет роль центра, вокруг которого вращаются все другие формы учебных занятий.
Урок – система социальная, которая может существовать только за счет взаимодействия учителя с уч-ся и уч-ся друг с другом.
Современный урок должен строиться на основе самодеятельности уч-ся в учебном процессе, их самоорганизации, развития их личности, коллективной учебной деятельности, ответственности учеников (знает свои обязанности, принимает их, реализует, контролирует выполнение).
Каждый урок – кирпичик, а изучение предмета – кирпичная стена. Если кирпичики хороши, но плохо подогнаны друг к другу и скверно сцементированы, то стена развалится.
Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.
Цель урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов:
Познавательного
1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания.
2. Формировать то, что уч-ся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
3. Формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
4. Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
5. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.
Развивающего (развитие письменной и устной речи, прием проговора, составление рассказа по опорной схеме, развитие познавательного интереса через этимологию терминов и меж предметных связей).
Нравственного (объекты, с которыми вступает ученик на уроке: другие люди). Отношение к другим людям проявляется через гуманность, доброту, деликатность, скромность, вежливость, дисциплинированность, ответственность.
Объект. Это я. Отношение к самому себе проявляется в таких качествах как гордость и скромность, требовательность, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность, честность.
Как хочется объекту, чтобы увидели его среди других, отметили.
Эти нравственные черты являются внешними проявлениями сложившихся внутренних нравственных отношений.
Объект общество и коллектив
Отношение ученика проявляется в таких качествах: чувство долга, трудолюбие, радость сопереживания успехов товарищей, озабоченность неудачами их – все это проявляет отношения школьников к коллективу, к классу.
Объект общество и природа.
Социоэкосистема воспитывает чувство ответственности за свои действия, доброе, заботливое отношение к природе, умение видеть красоту, тонкость в природе и умения удивляться (удивление-это первый шаг к мышлению). Учить и воспитывать как молния на куртке: обе стороны затягиваются [3].
Воспитательный аспект урока
Воспитание-это целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем – это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Принципы воспитательного процесса.
1. Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания.
2. Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе (терпимость к мнению детей);
3. Средовой подход в воспитательной деятельности;
4. Дифференцированный подход к воспитанию детей;
5. Природосообразность воспитания (опора в формировании уч-ся на мотивы и потребности конкретного пола и возраста)
6. Культуросообразность воспитания (нац. традиция, привычки);
7Экстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.
Основу содержания составляют общечеловеческие ценности. Один из авторов концепции В. А. Караковский. [4]
Формирование познавательного интереса способствует введение в структуру процесса закрепления материала игровых моментов
«Принцип кроссворда» («Поле чудес»). На доске схема слова, выражающего только что изученное понятие. Открывается только одна буква, а остальные обозначаются черточками. Указывается конкретное направление поиска ответа.
Основное понятийное содержание нового материала отражается на доске в виде словесных логических схем.
Методический прием систематизация знаний, а также зрительной опорой для уч-ся при повторении и воспроизведении материала.
Форма эвристической (поисковой) беседы с применением проблемного подхода к обучению, что позволяет организовать познавательную деятельность уч-ся не только на репродуктивно-подражательном, но также на поисково-исполнительском и творческом уровнях.
Проблемное обучение, основой которого является развитие познавательной самостоятельности уч-ся в поисковой исследовательской деятельности. Весь смысл проблемного обучения состоит в создании особых ситуаций в учебном процессе, когда ученик не может оставаться безучастным, не может ориентироваться и на путь решения, указанный только учителем. В проблемном обучении имеется возможность выбрать свой, особый путь из ряда других. В таких ситуациях происходит сложная и ценнейшая для развития личности мыслительная работа: удивление, прикидка, догадка, сопоставление возможных путей, выбор решения, привлечение доказательств и, далее, проверка правильности и ценности решения и избранных путей, анализ результатов.
Проблемное обучение способствует развитию творческих сил личности, развивает исследовательский подход, инициативу в приобретении знаний. Но не весь программный материл, требует проблемного подхода многое необходимо принять ученику аксиоматически, без доказательств. [5]
Проблема активизации процесса обучения связана с поиском использованием на уроках эффективных методических приемов, применением разнообразных форм обучения, обеспечивающих школьнику активную позицию в учебной деятельности. Одной из таких форм является ролевая игра.
В соответствии с желаниями уч-ся формируются группы представителей прессы и специалистов.
Первые продумывают вопросы, вторые готовятся к выступлениям с ответами. И те и другие знакомятся с литературой по данной проблеме.
Расширяются и углубляются знания, в ходе игры уч-ся учатся свободно и аргументировано задавать вопросы, отвечают на них, дополняют других «специалистов», а иногда вступают с коллегами в дискуссию; развивается познавательный интерес, активизируются все участники конференции, круглого стола.
Развивающим и воспитывающим современное обучение может быть только при максимальной активизации мышления уч-ся. Поэтому большое значение имеет умение учителя активизировать, побуждать, стимулировать, направлять мышление своих учеников. Как правило, учитель использует различные формы работы, однако, в каждом конкретном случае он должен стремиться выбрать такой метод или методический прием, который бы максимально стимулировал развитие мыслительной, творческой активности уч-ся. Все приемы, стимулы выступают на уроке в совокупности, хотя иногда может преобладать какой-то из них.
Применение на всех этапах урока разнообразных методических приемов: использования натуральных средств наглядности в качестве источника новых знаний, проведения анализа ведущих понятий изучаемой темы, упражнений в пользовании терминами, решения учебных задач, обсуждения с уч-ся последовательности изучения натуральных объектов и организации познавательной деятельности школьников с помощью инструктивных карточек.
Формы организации познавательной деятельности
Коллективные, групповые, парные и индивидуальные. Их выбор должен обеспечить включение каждого ученика в деятельность по овладению знаниями. Практически каждое занятие включает решение биологической проблемы. Иногда все занятие занимает решение крупной проблемы. Но чаще это проблемная постановка одного из вопросов. Например: почему при недостатке жиров и углеводов организм развивается сравнительно нормально, а при недостатке белков – нет?
Проблемная постановка вопросов заставляет думать, анализировать, увязывать с жизненной практикой изучаемый материал, повышает активность уч-ся на занятиях.
Повышение интереса к учебному материалу.
Привлекательная цель.
Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. [6]
Удивлять
Необходимо находить такой уголок зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Тема: «Вода». Зимой мы ходим по воде. Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.
Отсроченная отгадка
В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Загадку (удивительный факт), дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
При изучении в 7-х классах материка Австралия уч-ся предлагается подумать какое не хищное животное этого материка является очень опасным и почему. Оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей.
(кролик, экологическая катастрофа в Австралии).
Фантастическая добавка
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
Предположим, среднегодовая температура Антарктиды понизится на 10 градусов. Что еще могут придумать пингвины, чтобы выжить в таких условиях?
Лови ошибку
Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
Учитель доказывает заведомо неверную мысль, гипотезу. Задача ученика – найти контраргумент.
Гипотеза: моря становятся со временем все более пресными. Обоснования: свои пресные воды приносят в моря впадающие реки; дожди добавляют пресную воду; морская соль выпадает на дно. Попробуйте подтвердить или опровергнуть эту гипотезу. (испаряется только чистая вода, что способствует увеличению солености водоемов).
Пресс-конференция Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив уч-ся до раскрывающие ее вопросы.
Африканский слон имеет огромные уши. Удивительная величина их не случайна: это своеобразный холодильник животного. Горячая кровь отдает свое тепло воздуху и возвращается в тело нее. Чтобы увеличить поток отходящего от ушей воздуха, слон ими все время обмахивается.
Репродуктивные вопросы: Зачем африканскому слону уши?
Расширяющие: Какова площадь ушей слона?
Развивающие: Что делает слон с ушами, когда ему холодно?
Повторение пройденного на уроке
Своя опора
Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
Повторяем с контролем
Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
Повторяем с расширением
Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
Свои примеры.
Ученики готовят свои примеры к новому материалу.
Тема урока: «Экологические проблемы».
Перечислить эко проблемы нашего города.
Предложите идеи, как сделать город экологически чистым.
Перечислить эко проблемы, о которых вы не говорили на уроке.
Опрос-итог.
В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.
Что было главным на уроке? Что было интересным? Что нового сегодня узнали?
Обсуждаем д/з.
Учитель вместе с учениками обсуждают вопрос,: каким должно быть д\з, чтобы новый материал был качественно закреплен?
Уровни и виды домашнего задания.
Три уровня Д/З.
1 уровень обязательный минимум. Оно должно быть понятным и посильным.
2 уровень тренировочный. Уч-ся осваивают программу и знают предмет.
3 уровень творческое задание. Добровольно разработать сказки, фантастические рассказы по учебным темам; кроссворды; тематические сборники интересных фактов, задач; плакаты – опорные схемы.
Особое задание.
Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания.
Творчество работает на будущее
Ученики выполняют творческое д\з по разработке дидактических материалов.
Плакаты вывешиваются на стенде в кабинете в период изучения соответствующей темы.
Приемы подачи домашнего задания
Необычная обычность
Треугольники конверты
Беспроигрышная лотерея
Кидаем кубик.
Идеальное задание
Учитель предлагает выполнить задание по выбору и пониманию уч-ся.
Коллективная учебная деятельность.
Организация работы в группах
Группы получают одно и тоже задание. Группы получают разные карты Южной Америки: политическую, физическую, климатическую. Каждая группа по условным обозначениям по карте строит свой рассказ об особенностях континента. В результате складывается общее представление о Южной Америке.
Учебный мозговой штурм
Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма. Это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы; учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли; уч-ся учатся слушать и слышать друг друга; учителю легко поддерживать трудного ученика, обратив его внимание на его идею.
Существует опасность столкновения Земли с крупным астероидом. Предложите систему мер для решения этой проблемы.
Необходимо промерить глубину озера вдоль диаметра. Глубина меняется от 2 до 5 метров. Предложите, как можно быстро и недорого это осуществить.
Деловые игры
Игры-тренинги
Игры в случайность
Глубокая ночь. А в городе открыты магазины, работают люди. Почему? (полярная ночь. )
Ссылки на источники
1. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 класс / сост. С. Г. Зубанова, Ю. В. Щербакова. -. М. :Глобус, 2007 г – 173 с.
2. Уроки географии: 7 класс. : Из опыта работы. – М. : Просвещение, 1990. – 240 с.
3. За страницами учебника географии Н. А. Максимов – М. : Просвещение, 1981г.
4. Приемы и формы учебной деятельности/ сост. В. М. Лизинский. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2002 – 160 с.
5. Не совсем обычный урок/ сост. С. В. Кульневич, Л. Т. Петровна. – Ростов– на– Дону: Издательство «Учитель», 2001. – 176 с.
6. Анализ современного урока/ сост. С. В. Куленевич, Т. П. Лакоценина. – Ростов– на– Дону: Издательство«Учитель», 2001. – 176 с.
Т. Б. Макаренко, МБОУ СОШ №95, Красноярск