Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Критерии оценивания на уроке основ православной культуры

Критерии оценивания на уроке основ православной культуры

Часто от учителей ОПК можно слышать вопрос: «Нужна ли оценка? Можно

ли оценивать достижения ученика в этом предмете? Мы считаем, что не только оценка, но и отметка необходима ученику –четверокласснику. И оценка, и отметка являются для него стимулом к работе. В силу возрастных особенностей 10-летний ребенок нуждается во внешней оценке своей работы, он оценивает себя сам и сравнивает со сверстниками.

Мы подчеркиваем, что отметка и оценка – это не одно и то же. Оценка показывает соотношение результата и планируемой цели, выражается в различных словесных формулировках. Устная словесная оценка результатов образовательного процесса должна мотивировать обучающихся к учебной деятельности, способствовать созданию ситуации успеха для каждого ребенка, отражать реальные достижения и успехи обучающегося, быть справедливой.

Устная словесная оценка не должна:

– содержать открытую похвалу или порицание личностным качествам ребенка ( н-р, «Ты умница, молодец, ты гений!!»,или, напротив, «Ты ничего так и не понял!», «Ты не можешь, не знаешь. . » и т. д. )

– оценка не должна быть субъективной (н-р, «Петя прав, он правильно говорит, потому что верующий, Саша не прав, потому что не разделяет моих взглядов…)

– в-третьих, оценка не должна быть «медалью» за личную симпатию учителя к ученику или ученика к учителю, что часто встречается в нашей практике: н-р, славный милый ребенок из воцерковленной семьи гарантированно получает хорошую отметку, даже если не прилагает к этому никаких усилий уже потому, что он из православной семьи.

Мы хотели бы предложить возможные , на наш взгляд, формулировки устной словесной оценки. Например,

Ваня, Ты нам доставил сегодня радость своим ответом.

Ты смог увидеть то, что не увидели другие.

С помощью и твоих рассуждений, решений мы открыли новую истину.

Ты убедительно доказал свою мысль.

Ребята, Мы сегодня все вместе приблизились к пониманию одной из вечных истин.

Мы ощутили радость совместного труда.

Без участия каждого из вас мы бы не достигли этого результата.

Мы с вами сегодня были союзниками.

Что такое оценка, мы разобрались. Не будем путать ее с отметкой. Что такое отметка?

Отметка – это знаковое представление оценки, выраженное в традиционной пятибалльной системе.

Мы хотим обратить ваше внимание на то, что далеко не все виды учебной деятельности можно оценивать, тем более, ставить за них отметку . Специфика нашего предмета заключается в том, что личностные результаты гораздо важнее предметных и метапредметных. Поэтому отбору заданий для контроля следует уделять особое внимание. Оценивать можно только то, что связано с познавательной деятельностью( фактический, исторический материал). Мировозренческие позиции и установки оценивать нельзя, как и «озарения» на уроках ( Я НАШЕЛ! Я вдруг понял! Я открыл!)

Кроме того, все высокие ценностные смыслы не должны быть оскорблены отметкой, они выше отметки.

Н-р, в уроке №21 тема сформулирована как проблемный вопрос «Зачем творить добро? Диалог вокруг этого вопроса может быть и должен быть организован учителем, но оценивать ответы детей нельзя, чтобы не провоцировать их давать учителю ожидаемый ответ и не подтолкнуть детей к лицемерию. Н-р, нельзя учителю сказать так: «Петя получает 5, потому что у него правильная позиция– он считает, что добро надо делать ради Бога, а Вася получает 3, так как он считает, что добро надо делать потому, что хочет получить его в ответ»

На наш взгляд, все проблемные вопросы, требующие искренности от ребенка, находятся за пределами отметки, и даже, иногда, и устной словесной оценки учителя.

Иногда бывает полезно, чтобы эту оценку дали сами дети. Можно предложить им самим оценить, кто из участников диалога был наиболее убедителен или в чьей позиции они почувствовали справедливость, добро, правду, красоту, благородство, великодушие и т. д.

Что вообще можно оценивать в уроке ОПК? Например, в том же самом уроке «Зачем творить добро?» ? Н-р, те задания, которые даны в учебнике: Нарисуйте кресты– Христов, Петров, Андреевский и объясните, чем они отличаются друг от друга. Или – напишите сочинение-миниатюру на слова, произнесенные Христом: «Даром приняли, даром отдавайте». Или перескажите притчу о дикаре и царе и объясните, как вы ее поняли.

Или дайте развернутый ответ на вопрос – Почему христиане благодарны Христу и почему такая благодарность побуждает их к доброделанию? Это задания, которые даны в учебнике.

А теперь давайте посмотрим на те задание, которые даны на диске к учебнику Кураева. Первое задание тестовое:

1. Христос пришел в мир, чтобы….

– чтобы мир послужил ему, потому что он Бог

– чтобы самому послужить людям

– чтобы ученики его боялись

Скажите, коллеги, а можно ли давать такое задание детям и еще ставить за это отметку? Мы с вами тоже согласны, Не говоря уже о бредовом 3-м варианте ответа, даже первые 2 варианта ответа нас настораживают, потому что они ставят ученика перед выбором – Бог –это плюс или минус? Вот такой математический подход к Богу совершенно чужд духу православия, он скорее свойствен сектантству

2. Когда человек может испытать духовную радость?

– когда у человека появляются земные блага

– когда человек гордиться своими поступками

– когда человек живет для других, умеет жертвовать собой

Можно ли давать такой вопрос детям и оценивать ответ? Давайте подумаем, а у всех ли детей есть опыт переживания духовной радости? Нет. Тогда о чем же мы спрашиваем?? Ребенок должен умом понять, что к человеку приходит духовная радость в момент самопожертвования или он должен прийти к этому открытию через личный опыт. Духовный опыт не может быть предметом контроля и оценивания.

Еще одно задание к теме «Зачем творить добро?»

Продолжите фразу:

Добрые дела помогают человеку…

– стать ближе к Богу

– неуважительно относится к тем, кто доброе дело не делает

– возгордиться

Как вам варианты ответов? Если у детей опыт близости к Богу? Он может выбрать правильный педагогически одобряемый ответ методом исключения. Но каким будет воспитательный результат этого выбора? Как бы реанимировали это задание? Просто убрали бы все варианты ответов и дали ребенку возможность говорить о своем личном опыте. Но можно ли тогда за такое задание ставить отметку? Конечно, нет. Личный опыт оценивать отметкой нельзя.

Мы считаем, что именно так критически учитель должен относиться ко всем заданиям, которые он собирается предложить для контроля. Каждый раз задавая себе один и тот же вопрос: не противоречит ли это духу православия? Не убиваю ли я ростки живой веры в душе ребенка? Учитель православной культуры, как и врач, должен руководствоваться принципом: «Не навреди»

Какие еще существуют риски? Каких заданий точно не должно быть? Нельзя предлагать ученику рассказывать о том, какие добрые дела он совершал сам. Это провоцирует любование собой, самопревозношение, желание прихвастнуть. В этом же уроке есть история о том, как апостол Петр, убегая из Рима, встретил Христа, и услышал от него потрясающие слова: «Я иду в Рим, чтобы умереть там вместо тебя». Ни в коем случае нельзя просить детей оценить поступок Христа, ответить, правильно он поступил или нет?. Все его поступки надобно воспринимать как данность и воспитывать благоговение к его личности . Или еще пример. Одна учительница дала такое задание.

«Подумай, какие добрые дела ты хотел бы совершить. Напиши их на плодах дерева (яблонька с плодами– раскраска). Закрась плоды, с добрыми делами, которые тебе удастся совершить до следующего урока. В дальнейшем постарайся, чтобы все плоды на этом дереве были раскрашены». Почему нельзя оценивать это задание? А мы бы еще сказали – почему его вообще нельзя давать в таком виде? Предметный результат вроде бы достигнут– ребенок назвал христианские добродетели. Метапредметный результат вроде бы тоже достигнут– ребенок прогнозирует свое развитие. А личностный результат? А личностный– уничтожен на корню. Как это можно соединить с евангельской правдой «Когда ты творишь милостыню(доброе дело), пусть твоя правая рука не ведает того, что творит левая». Доброе дело должно идти от сердца, а не от прагматичного ума. Подобными заданиями можно выхолостить тот высший смысл, который содержится в нашем предмете.

Наверно, мы вас немножко напугали, критикуя разные задания, и у вас уже возник вопрос– а что же тогда вообще можно оценивать? На самом деле, таких заданий очень много. Виды заданий для контроля могут быть разнообразными. Это и творческие работы, и все виды работы с текстом, и проекты, и те же тесты и многие другие, которые вам всем хорошо известны. Однако здесь тоже есть свои риски. Н-р, то, что годится для уроков литературного чтения, не всегда пригодно на уроках ОПК. Н-р, пересказ. Эта форма контроля имеет место быть на уроке ОПК, но далеко не всё, что есть в учебнике, можно пересказывать. Категорически нельзя предлагать ребенку пересказать текст– авторское рассуждение. Это означает заранее обречь его на провал. Если сомневаетесь, попробуйте сделать это сами. Что же можно пересказывать? Короткие фрагменты повествовательного характера ( притчи, легенды, жития или их фрагменты) Как правило, этот материал находится во в клейках «Это интересно». Либо в самом тексте, но тогда учитель должен определить его границы. Но вместе с тем, не стоит пересказывать текст ради самого пересказа. За этим должна последовать оценка событий учеником. Н-р, на уроке №2 « Культура и религия» можно предложить пересказать, как арабский путешественник Павел Алеппски описал свои впечатления о России 17 века и предложить ребенку высказать свое отношение к рассказанному, ответив на вопрос: «Какие традиции прошлого ты хотел бы вернуть? Почему?»

Одной из современных форм контроля являются тесты, о которых уже шла речь выше. . Они представлены на диске к учебнику А. Кураева, мы честно искали среди них такой, с которым бы мы согласились вполне. Не скрываем, это было трудно. Тесты, представленные на диске, все подобны тому, который мы разбирали, и все о духовном опыте православия. Откройте– и вы в этом убедитесь сами. Остается только одно –создавать тестовые задания самому. Тест не должен идти вразрез с главной идеей урока. Н-р, в том же уроке №2 главная идея урока – связь культуры и религии, можно предложить детям видеоряд с атрибутами, как православной, так и других культур (архитектура, живопись, культовые предметы и т. д. ). И дать задание: выбрать относящиеся к русской православной культуре. Чего следует опасаться при составлении теста? В тест должен закладываться только фактический материал, но никак не вероучительные истины, к которым нужно относится почтительно и благоговейно. Н-р, можно дать такое задание в тесте – соотнести имена евангелистов, их знаки и символическое значение. Или, н-р, такое, предложенное на стр. 19 учебника (правда, мы его немного продолжили): Выбери правильные ответы:

– Библия – это часть Евангелия

– Евангелие – это часть Библии

– Библия состоит из 77 книг

– Евангелие не входит в Новый Завет

– Ветхий Завет состоит из 50 книг

– Новый Завет содержит 3 Евангелия

Считаем, что употреблять Слова «БОГ», «Христос», «Богородица» употреблять в тестах недопустимо.

Камнем преткновения являются термины и понятия, их в учебнике довольно много. Работать с ними мы должны, уметь толковать, разбираться в смыслах и оттенках значений, вводить в активный словарь ребенка. Чего делать не должны? Предлагать детям их заучивать и ставить за это отметки. Почему? Потому что ОПК не физика или математика, здесь не нужно заучивать точное определение. Главное– не знать, а понимать. Поэтому мы не оцениваем этот аспект. Но с терминами мы всё-таки работаем и отметки за их понимание ставим. При этом, мы не попросим давать определение термину, а напротив, даем это определению назвать этот термин. Н-р, в уроке №5»Библия и Евангелие» введено очень много новых понятий. Учитель может пойти по пути решения кроссворда. Н-р,

1. Книга книг –

2. Благая весть

3. Договор Бога с человеком

4. Божий избранник – помазанник

5. Люди, имеющие особый дар слышать Бога –пророки

6. Люди, почитающие Христа своим Богом

Здесь заложен фактический материал, никакого духовного опыта. Кроссворды есть и на диске к учебнику. Мы просмотрели их, и столкнулись с некорректными формулировками заданий. Н-р, кроссворд по теме: «Заповеди блаженства». Сохраняем авторский вариант с речевой ошибкой Вопрос: душевное качество людей, которые не стремятся быть непременно лучше других. Что для духовного опыта ребенка дает этот вопрос? Или еще: Качество, за которое человек будет помилован Богом. Внешне всё вроде бы правильно, и мы понимаем, что речь идет о людях милостивых, которые помилованы будут, но как здесь искажен глубокий смысл заповедей блаженства, потому что фраза вырвана из контекста. Какой духовный опыт извлечет из этого ребенок: можешь нарушать все прочие заповеди, главное, твори-милостыню. Можешь врать, блудить, красть, но главное-подавай милостыню и будешь помилован. Мы не знаем, кто за что будет помилован, и не имеем право не правильно ориентировать ребенка. Это еще раз подтверждает наши наблюдения– вопросы и задания должны быть о фактическом и историческом материале. Духовный опыт не укладывается в прокрустово ложе какого бы то ни было контроля. Духовный опыт вне контроля.

Практически в каждом уроке есть задания(устные или письменные), в которых ученик должен обосновать своё собственное суждение по тому или иному жизненно важному вопросу. Н-р, чего в мире становится больше в результате совершенной мести: добра или зла? Или: как вы понимаете внутренний мир человека? Или: связаны ли между собой2 выражения: «бессовестный человек» и «мертвая душа»? очевидно, что эти вопросы из социального опыта ребенка. Мы считаем, что такие задания очень важны, потому что формируют мировоззренческую культуру ребенка. Они требуют умения строить текст-рассуждение, приводить аргументы, примеры, делать выводы. Они работают на достижение метапредметных результатов. Здесь мы оцениваем умение ребенка логически мыслить и обосновывать собственную позицию, но не саму эту позицию.

Итак, давайте подведем некоторые итоги нашего диалога.

1. Контроль,оценка и отметка должны быть на уроке. 2. Далеко не все содержание можно подвергать контролю. 3. Очень внимательно нужно относиться к словесным оценкам, чтобы как можно дольше сохранять целомудрие детской души и не вносить в нее раздвоение, ведущее к лицемерию. 4. Не все задания можно оценивать, тем более выставлять за них отметку. Оцениваются только те задания, которые содержат фактический, исторический, иллюстративный материал. Духовный опыт православия не подвергается контролю и оценке, как и личный опыт. 5. Необходимо помнить, что достижение личностных результатов гораздо важнее предметных и метапредметных.

А. Н. Скворцова, МОБУ СОШ №5, г. Таганрог, Ростовская область