Роль страноведческих праздников в формировании социокультурной компетенции обучающихся
Роль страноведческих праздников в формировании социокультурной компетенции обучающихся
В условиях современного общества вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают первостепенное значение. Формирование коммуникативной компетенции способствует развитию у детей способности к иноязычному общению на межкультурном уровне, являясь тем самым важной прагматической целью обучения иностранному языку.
Социокультурный компонент является составляющей частью коммуникативной компетенции, т. к. изучение иностранного языка неразрывно связано с изучение культуры народа – носителя данного языка.
Социокультурная направленность обучения иностранному языку даёт возможность ознакомиться не только с наследием культуры страны изучаемого языка, но и сравнить его с культурными ценностями своей страны, что способствует расширению общего культурного кругозора младших школьников.
Значительная роль в развитии социокультурной компетенции обучающихся отводится нетрадиционным формам организации учебной деятельности с выходом за пределы классной комнаты, а именно: проведению различных викторин, страноведческих турниров и конкурсов, экскурсий, инсценировке английских песен, стихов и сказок, проведению праздников и тематических вечеров, приуроченных к праздникам страны изучаемого языка. Такие занятия в нетрадиционной форме привлекают детей своей яркостью и необычностью, способствуют повышению интереса к изучению английского языка, дальнейшему расширению и углублению знаний по этому предмету.
Одним из наиболее эффективных средств формирования социокультурной компетенции младших школьников является организация страноведческих вечеров и праздников, благодаря которым ребята приобщаются к культуре, литературе и истории страны изучаемого языка.
Обучающиеся нашей студии английского языка "Friends" и их родители очень любят такие праздники и тематические вечера, в которых каждый ребенок принимает участие: дети поют, читают стихи, танцуют, участвуют в различных конкурсах и инсценировках. Это и традиционные праздники, посвященные Новому году, Рождеству, Дню Святого Валентина, 8 Марта, Дню Благодарения, и веселые страноведческие турниры к Хэллоуину и Рождеству, различные викторины.
Это и итоговые праздники «Здравствуй, Лето!» в конце учебного года, которые по традиции включают в себя театральную постановку – музыкальную сказку или мюзикл по мотивам английских народных сказок или произведений англоязычных авторов. У детей I года обучения такой традиционной сказкой является «Теремок» – "The House in the Woods", при постановке которой абсолютно каждый ребенок получает роль со словами.
Такого рода страноведческие праздники способствуют развитию социокультурной компетенции обучающихся, положительной мотивации к изучению английского языка, а также мотивации к общению на языке путем совместного творчества.
При организации страноведческих праздников рекомендуется руководствоваться определёнными положениями и принципами, а именно:
– Подготовка к праздникам начинается заранее. Совместно с детьми готовятся костюмы и декорации, продумывается музыкальное сопровождение, ставятся танцевальные постановки. Дети с удовольствием разучивают стихи и песни.
– К подготовке праздников активно привлекаются родители обучающихся: они помогают в организации мероприятий, подборе и изготовлении костюмов для театральных постановок, изготовлении украшений и декораций для зала, организации фото– и видеосъемки мероприятий.
– На занятиях накануне праздника дети знакомятся с историей и причинами возникновения данного праздника, с традициями и обычаями празднования Рождества, Хэллоуина и других дат в англоязычных странах, просматривают мультфильмы и DVD-фильмы соответствующей тематики.
– Сценарий праздника помимо известных ранее обучающимся фактов обязательно включает в себя новую для детей страноведческую информацию, подача которой осуществляется с помощью компьютерной презентации на большом экране в зале.
– Каждому ребенку предоставляется возможность проявить себя на сцене, самореализоваться. Именно поэтому абсолютно каждый ребенок получает роль, пусть и небольшую: дети декламируют стихи, исполняют и инсценируют песни, танцуют, с удовольствием принимают участие в различных конкурсах, в том числе и страноведческого характера. Каждый ребенок талантлив. И задача педагога – помочь этому таланту раскрыться!
– Во время проведения праздника очень важно обеспеченить ситуацию успеха для всех детей. Это доброжелательная атмосфера, тактичное жюри, поддержка каждого ребёнка со стороны учителей и зрителей, поощрительные призы всем участникам и т. д.
– Старшие воспитанники студии помогают в организации и проведении праздника для младших школьников, исполняют роли ведущих, помогают в оформлении зала, организации музыкального и технического сопровождения мероприятий.
– На праздник обязательно приглашаются родители, другие родственники и друзья учащихся.
Следует отметить, что проведение страноведческих праздников и подготовка к ним имеют огромное воспитательное значение: они значительно развивают креативные способности детей, чувства коллективизма, взаимовыручки и ответственности, умение работать в группе, способствуют разностороннему развитию детей, расширению их социокультурного кругозора, а также преодолению языкового барьера при изучении английского языка.
Т. Ю. Горская, ГБОУ Центр детского творчества "Свиблово", г. Москва