Учебно-исследовательская деятельность как необходимое условие реализации ФГОС
Учебно-исследовательская деятельность как необходимое условие реализации ФГОС
Современный образовательный процесс требует от педагога применения таких образовательный технологий, которые способствуют формированию у обучающихся навыков самообразования и саморазвития. Требования, предъявляемые ФГОС к обучению показывают, что образование должно стать личностно-ориентированным и направленным на развитие и становление личностных характеристик обучающихся. Перед школой стоит задача научить учеников самостоятельно добывать новые знания, анализировать нестандартные ситуации, уметь видеть проблему и выдвигать гипотезу, формулировать цели, задачи, делать собственные выводы и умозаключения. Все эти качества личности формируются в процессе учебно-исследовательской деятельности.
В современном мире исследовательские навыки необходимы не только людям занятым научной работой, они являются неотъемлемой частью любой профессии. Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда школьники получают большой объем знаний, но затрудняются в их практическом применении. Исследовательская деятельность позволяет применить теоретические знания на практике. Она ставит ученика в ситуацию, когда он должен продумывать и организовывать свою работу, самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации. Впоследствии он переносит этот опыт на свои поступки в реальной жизни. Поэтому важнейшей задачей современного образования является подготовка обучающихся к исследовательской деятельности.
В отличие от практикума или лабораторной работы, где иллюстрируются те или иные законы учебно-исследовательская деятельность связанна с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Хотя учебные исследования отличаются от научных, тем не менее, они предполагают наличие основных этапов, характерных для научных исследований:
постановка проблемы;
изучение теоретического материала;
подбор методов исследования и практическое овладение ими;
сбор и фиксация результатов;
анализ и обобщение материала;
собственные выводы.
Знания, полученные учеником самостоятельно в результате учебного исследования, не являются новыми для науки, а станут личностно значимыми для конкретного ученика. Главный смысл учебного исследования заключается в приобретении навыка исследования, активизации личностной позиции учащихся в образовательном процессе. В результате у обучающихся формируется исследовательский стиль мышления и соответствующие умения:
давать определение понятиям;
задавать вопросы;
наблюдать;
классифицировать;
видеть проблемы;
выдвигать гипотезы;
проводить несложные эксперименты;
структурировать полученный в ходе исследования материал;
делать выводы и умозаключения;
доказывать и защищать свои идеи.
Преимущество исследовательской деятельности в том, что она предоставляет большему числу учащихся возможность для самореализации, подготавливает школьников к самостоятельности, способствует развитию творческих и коммуникативных способностей, критического мышления, информационной культуры. При этом повышается мотивация к изучению предмета, повышается уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Учебно-исследовательская деятельность является эффективным способом достижения ФГОС. Она удовлетворяет требованиям стандарта к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения, обеспечивает формирование универсальных учебных действий, способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Н. Г. Семёнова, ГБОУ СОШ № 182, Санкт-Петербург