Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Ключевые компетенции как условие новой формы образования

Ключевые компетенции как условие новой формы образования Компетентностно-ориентированное профессиональное об­разование – это объективное явление в образовании, вызванное социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. Профессиональное образование отреагировало на изменившиеся социально-экономические условия, при которых рынок предъявляет к современному специалисту новые требования, которые должны быть учтены в программах подготовки специалистов. Профессиональное образование должно сформировать компетентного специалиста.

Небывало высокий темп научно-технического прогресса предъявляет очень жесткие требования к уровню персонала, использующего различные технологии, в том числе организационные и управленческие. Компетентностно-ориентированное

профессиональное образование – это объективное явление в образовании, вызванное социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. Профессиональное образование отреагировало на изменившиеся социально-экономические условия, при которых рынок предъявляет к современному специалисту новые требования, которые должны быть учтены в программах подготовки специалистов. Эти новые требования носят надпредметный характер и называются ключевыми компетенциями. Профессиональное образование должно сформировать компетентного специалиста.

Исследования в области рынка труда привели к формуле, которую можно определить таким образом: необходим переход от хорошего специалиста к хорошему работнику, который включает качества хорошего специалиста, т. е. определенной специальной, профессиональной подготовленности. Но необходим работник – сотрудник, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям. Сейчас от работника требуется умение владеть ситуацией: психологическая устойчивость, готовность к перегрузкам, готовность к стрессовым ситуациям, умение из них выходить. В основу нового содержания общего образования положены «ключевые компетентности», определение которых вытекает из представлений о грамотном человеке. Это свойства и качества, необходимые любому человеку вне зависимости от выбранной им профессиональной сферы деятельности, наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.

С точки зрения компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Ключевые компетентности характеризуются тем, что они многофункциональны, сложно организованы, переносимы из одной предметной области в другую, отражают уровень достижений.

Ключевые компетентности – наиболее общие выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку вникнуть в ситуацию, достигнуть результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Ключевые компетентности приобретаются в образовательном процессе в результате опыта их успешного применения.

Для формирования ключевых компетентностей нужно, чтобы характер обучения был деятельностный. Включение учащихся в любой вид деятельности – исследование, проектирование, руководство; ориентация учебного процесса влияет на развитие самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности. В отличие от материала по предмету, ключевые компетентности будут востребованы в учебе и вне ее. Окружающая среда, в которой человек живет и работает, влияет на него прямо – через ограничения, которые она налагает на его деятельность и опосредованно – через понятия, виды компетентности, которые он имеет возможность применять и развивать; косвенно – влияя на его мотивацию, т. е. на его мнения о том, как можно себя вести. Мотивация является основным «компонентом» компетентностей, а влияние среды на мотивацию огромно, необходимо придавать большее значение влиянию среды в формировании компетентностей. Способствует развитию учащихся и заинтересованность самих преподавателей в качестве работы, в новых идеях и достигнутых результатах.

Умение – это способность рассматривать явления с определенной точки зрения, опирающаяся на конкретные знания. Так, основным смыслом изучения курса биологии может быть развитие у учащихся способности наблюдать, систематизировать, классифицировать, химии – способности экспериментировать, выдвигать и проверять гипотезы, экологии – системно анализировать явления действительности и т. п.

Для формирования ключевых компетенций можно предложить следующие образовательные технологии: технология модульного подхода; технология развития критического мышления; технология рефлексивного обучения; технологий проектного обучения; технология педагогического сопровож­дения.

Ключевой компетенцией, обеспечивающей учащемуся готовность к самостоятельному поиску, анализу и созданию необходимой информации, является работа с профессионально-ориентированной информацией. Ключевыми компетенциями являются: организация профессиональных коммуникаций, обеспечивающая готовность будущего работника к взаимодействию в социально-профессиональных отношениях; решение профессиональных проблемных ситуаций, обеспечивающее готовность к изменению условий профессиональной деятельности и социума; проектирование профессиональной карьеры, обеспечивающее готовность к социально-профессиональной адаптации в профессии и социуме; осуществление социально-профессионального саморазвития, обеспечивающее готовность к саморазвитию и самореализации как гражданина и профессионала.

Главная цель преподавателя – добиться развития компетентностей. Необходимо использовать приемы: стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов; проявлять терпимость к ошибкам учащихся, допускаемым ими в попытках найти собственное решение; предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска; предоставлять возможность для регулярных отчетов рабочих групп и обмена мнениями в ходе групповых обсуждений; поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам, предложения по улучшению работы и выдвижение новых направлений исследования.

При всем многообразии форм организации учебной деятельности, которые можно использовать при развитии ключевых компетентностей, преимуществом обладают те формы организации учебной деятельности, которые можно использовать при развитии ключевых компетентностей, так как они ориентированы на самостоятельность учащегося, где может быть представлен результат работы, который может быть оценен. Преимущественными формами проявления самостоятельности учащегося в учебной деятельности обладают: анализ текста и обобщение информации, обсуждение, создание текста, выступ­ление (презентация).

Наиболее подходящей формой организации обучения может выступать блочно-модульная технология, где действительно существует возможность реализации компетентностного подхода. При изучении многих предметов можно использовать деление темы на модули: ориентационно-мотивационный модуль (ориентировка в содержании темы, распределение индивидуальных заданий, постановка вопросов для поиска информации, виды итогового контроля), блок самостоятельной работы с учебной литературой и учебным содержанием темы (преподаватель здесь выступает в роли консультанта, наставника), практические занятия с материалом курса (например, для естественных наук – лабораторные занятия), модуль контроля (опрос, презентация, итоговое тестирование, устный экзамен).

Ключевые компетенции – это необходимое условие повышения качества образования вообще и среднего профессионального в частности. В итоге можно сделать следующие выводы: цель на становление ключевых компетенций является перспективной в образовании; мысль о развитии компетенций наиболее логично развивается в системе профессионального образования; компетентностный подход предполагает построение содержания сверху вниз, а способов его освоения – снизу вверх, таким образом сначала четко определяется модель выпускника, а затем к ней формируется содержание по развитию ключевых компетенций; основные силы должны быть направлены на подготовку компетентного специалиста.

Литература и ссылки

1. Байденко В. И. , Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М. , 2002.

2. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. – М. : Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 327 с.

3. Чошанов М. А. Гибкая психология проблемно-модульного обучения. – М. , Народное образование, 1997. – 152 с.

Ф. С. Миланова,

преподаватель, ГБОУ СПО РПК,

г. Буденновск,

Ставропольский край