О профильном обучении физике
О профильном обучении физике
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации
в обучении ,позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать
интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования в технических вузах. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного процесса.
Цели обучения физико-математического профиля:
обеспечение углубленного изучения физики и математики;
создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников;
установление равного доступа к полноценному образованию разных категорий учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
расширение возможности социализации учащихся ,обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;
Социологические исследования доказывают ,что большинство старшеклассников (70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать те, которые выбираются для дальнейшей специализации . В нашей школе проводится диагностическая работа, социологический опрос по профессиональному самоопределению учащихся : психологическое тестирование восьмиклассников. В 9 классе учащиеся определяются с выбором различных специальных и элективных курсов по выбранным ими направлениям . К моменту окончания основной школы около75 % процентов учащихся уже определились с выбором возможной сферы профессиональной деятельности
Важным вопросом проблемы профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации ,а также модели его организации .
В 2005/2006 учебном году после анкетирования учащихся, собеседования с родителями и психологических исследований мы ввели предпрофильную подготовку в 9 а классе– самоопределение личности в выборе способа получения дальнейшего образования ,профиля обучения. Родители многих наших учеников – железнодорожники и хотели бы, чтобы их дети продолжили обучение в железнодорожных вузах. . В соответствии с этим учащиеся выбрали спецкурсы по двум предметам: физика
(« Методы измерения физических величин») и математика («Методы решения математических задач»). На занятиях этого курса проводились исследования по определению физических величин с различным уровнем сложности . В следующем году в 10а классе была внедрена модель профильного обучения ,включающая базов, профильные( математика и физика) предметы и элективные курсы . В 2007/2008 учебном году в 11а классе продолжилось обучение по программам профильного образования и элективного курса «Методы решения физических задач»,рассчитанного на 68 часов. В лекционной форме рассматривались основные вопросы темы, затем выполнялись задания уровня А,Б,С. После изучения каждой темы проводилась кратковременная контрольная работа тестирование или выполнение тестовых заданий ЕГЭ
Основные компоненты программы:
коррекция учебного плана и отдельных программ общеобразовательной школы;
организация микроисследований на уроках;
организация технического творчества учащихся;
практическое ознакомление с компьютерными программами лабораторных исследований;
организация научно– исследовательской работы;
систематическое ознакомление учащихся с проблемами и достижениями современной физики( научные журналы, научно-популярная литература и Internet)
Одним из новых подходов к планированию учебного процесса в системе профильного обучения является переход к его блочно-модульному построении, в процессе которого осуществляется переход на новые подходы в методике проведения лекции . Учитель начинает лекцию с того, что обозначает тему, формулирует образовательные задачи и обсуждает с учащимися, каким образом их можно решить . После этого называется источник, рекомендуемый для чтения или раздается распечатка лекции. Уроки решения задач отличаются от обычных, используется метод коллективной работы( групповая , в парах). Группы формируются дифференцированно – по уровням обученности. Учащиеся решают задачи различными методами, различного уровня сложности ,выполняют нестандартные задания. Практические работы проводятся в виде самостоятельного решения учащимися небольших экспериментальных задач.
Уроки общения проводятся в форме взаимопроверки, групповой работы, работы в парах. Каждый ученик отчитывается по всем основным теоретическим вопросам, индивидуально решенным задачам и лабораторным исследованиям. , собеседование по листам взаимоконтроля , индивидуально решенным задачам. На обобщающем уроке проводится устный или письменный зачет, тестирование или контрольная работа.
Для того, чтобы учащиеся не были пассивными слушателями ,а активно участвовали в образовательном процессе, использую современные методы, которые позволяют наиболее полно учесть особенности и потребности старшеклассников и отвечают задачам профильного обучения:
организация самостоятельной индивидуальной и групповой познавательной деятельности;
проведение учебных дискуссий, мозговых атак, круглых столов;
применение метода проектов;
организация исследовательской деятельности;
обучение письменным творческим работам(исследовательские отчеты, рефераты, доклады)
Для контроля качества знаний провожу мониторинг с применением различных форм: тестирование контрольные работы, срезы, итоговая аттестация. Выходная диагностика включает :срезы уровней знаний, уровней обученности ,диагностический лист по учету знаний и умений ( он включает знание теории, задач обязательного уровня и усложненных, результаты контрольных и лабораторных работ, тематического
теста ,физического диктанта, творческий отчет).
С 8 класса учащиеся работают с портфолио, которое позволяет более полно отразить индивидуальные образовательные достижения, содержит информацию о предметах и курсах, пройденных в ходе профильного обучения, результаты проектно-исследовательской деятельности учащихся . Дети оформляют 3 вида портфолио : документов , работ, отзывов. Большинство учащихся выбрали портфолио документов, где помещают дипломы, грамоты, сертификаты, подтверждающие их достижения, другая часть – «портфолио работ», в котором содержатся творческие работы, исследовательские работы, сборники задач, контрольные работы, составленные самими учащимися.
Мониторинг образовательной деятельности показал положительную динамику уровня учебных достижений детей, обучаемых в профильных классах:
количество учащихся, успевающих на 4 и 5 составляет 80%;
исследовательские проекты детей, представленные на конкурсы различного уровня стали лауреатами ;
учащиеся данного класса являлись призерами районных олимпиад ;
70% выпускников поступили в технические вузы;
Н. М. Рязанова, МБОУ СОШ№3, г. Барабинск, Новосибирская область