Осмысление истории посредством самостоятельного мыслительного поиска учащегося
Осмысление истории посредством самостоятельного мыслительного поиска учащегося
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить».
А. Дистервег
Мир истории огромен и увлекателен.
Ученики знакомятся с ним по книгам , учебникам, рассказам учителя, в интернете, посещают музеи, совершают экскурсии, имеют возможность увидеть вещи далеких предков своими глазами.
Не секрет, что у ученика, окруженного огромным количеством информации, формируется интерес не ко всем, а к нескольким или даже одному предмету. С этим фактом нельзя не считаться. Знания по любимому предмету, как правило, бывают глубокими и часто превышают рамки школьных программ.
Истоическая наука, насыщенная интересным фактическим материалом, имеет право на то, чтобы ее любили и ею восхищались. Но без развития интереса легко разочаровать ученика.
Учитель истории – это, в первую очередь, мастер образного рассказа, это человек, который в состоянии завладеть вниманием ученика, а внимание надо оберегать и развивать.
Распределение внимания очень важно при реализации требований современной программы – формируются умения рецензирования ответов одноклассников: дополняют, исправляют, анализируют. По ходу рассказа учителя самостоятельно составляют план, устанавливают причинно-следственные связи. Здесь имеет место усвоение знаний, преподнесенных в готовом виде. Такая деятельность достаточна для усвоения части учебного материала. Давно доказано, что она слабо формирует самостоятельность ученика, его творческий характер и другие качества.
Урок без самостоятельной деятельности, без дополнительного поиска – это урок позавчерашнего дня. Если учитель стремится достичь усвоения главного, то для него необходимо сделать сущность этого главного целью самостоятельного, мыслительного поиска учащихся.
Умение учителя пробуждать чувства удивления и любознательности, сочуствия и протеста, радости и печали, уважения, восхищения, любви или гнева – обязательное условие эффективного усвоения содержания, способного вызвать потребность удвоить и утроить свои познания за счет поиска дополнительной информации, которую ученики в состоянии осмыслить и проанализировать.
Пример1. При изучении в 5 классе государств Древнего Востока учащимся предлагается, кроме основного материала, ознакомиться с фактом существования современных государств, расположенных на древней территории. Наряду с картами по истории древнего мира пятиклассники с помощью сигнальных значков учатся ориентироваться по современной политической карте мира ( также здесь возможна работа в интерактивном режиме).
Интерес к теме (некоторые ученики побывали в Египте, Китае, Индии и др. странах Востока) повлек потребность в проведении повторительно-обобщающего урока-поиска с элементами проектной деятельности:
– сформулирована тема «Страны Древнего Востока»;
– определена цель: осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира.
Класс поделили на 6 групп по количеству стран.
– выбрали способы оформления результатов: стенгазеты, презентация, в которых присутствовали: интересный рассказ, рецепты блюд, национальные костюмы, макеты сооружений, музыка, танцы и т. п. ) Пятиклассники перерыли большое количество книг,словарей, находили информацию в Интернете, использовали СМИ;
– учитель осуществлял контроль за подготовкой к уроку (подготовка длилась две недели), который прошел на высоком эстетическом и познавательном уровне;
– овладевая основами рефлексии, ученики обсудили и дали оценку итогам работы групп и отдельных учеников.
В подготовке к ПОУ пятиклассникам активно помогали ученики 10 класса, вспоминая, а, порой, постигая вновь, историю стран Востока.
Пример 2. К 400-летию Дома Романовых с учащимися 7-х классов совершили экскурсию в Кострому, где посетили Ипатьевский монастырь – место убежища от поляков молодого Михаила Романова и его матери Ксении Шестовой (инокини Марфы); познакомились с биографией Ивана Сусанина. У ребят возник интерес к данной теме и, вернувшись домой, они отыскали большое количество материала, который стал исследовательской работой к проекту. В школьном конкурсе проект «Начало династии Романовых» занял первое место и получил право на участие в муниципальном конкурсе, который состоится в январе.
Когда мы преподаем детям историческую или любую другую науку, мы не только сообщаем им необходимые в жизни знания, мы учим их мыслить, трудиться, преодолевать препятствия, ставить перед собой большие цели и главное – самостоятельно думать.
Е. В. Орлова, МБОУ "СОШ №1", г. Юбилейный, г. Королёв, Московская область