Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Осмысление истории посредством самостоятельного мыслительного поиска учащегося

Осмысление истории посредством самостоятельного мыслительного поиска учащегося

«Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить».

А. Дистервег

Мир истории огромен и увлекателен.

Ученики знакомятся с ним по книгам , учебникам, рассказам учителя, в интернете, посещают музеи, совершают экскурсии, имеют возможность увидеть вещи далеких предков своими глазами.

Не секрет, что у ученика, окруженного огромным количеством информации, формируется интерес не ко всем, а к нескольким или даже одному предмету. С этим фактом нельзя не считаться. Знания по любимому предмету, как правило, бывают глубокими и часто превышают рамки школьных программ.

Истоическая наука, насыщенная интересным фактическим материалом, имеет право на то, чтобы ее любили и ею восхищались. Но без развития интереса легко разочаровать ученика.

Учитель истории – это, в первую очередь, мастер образного рассказа, это человек, который в состоянии завладеть вниманием ученика, а внимание надо оберегать и развивать.

Распределение внимания очень важно при реализации требований современной программы – формируются умения рецензирования ответов одноклассников: дополняют, исправляют, анализируют. По ходу рассказа учителя самостоятельно составляют план, устанавливают причинно-следственные связи. Здесь имеет место усвоение знаний, преподнесенных в готовом виде. Такая деятельность достаточна для усвоения части учебного материала. Давно доказано, что она слабо формирует самостоятельность ученика, его творческий характер и другие качества.

Урок без самостоятельной деятельности, без дополнительного поиска – это урок позавчерашнего дня. Если учитель стремится достичь усвоения главного, то для него необходимо сделать сущность этого главного целью самостоятельного, мыслительного поиска учащихся.

Умение учителя пробуждать чувства удивления и любознательности, сочуствия и протеста, радости и печали, уважения, восхищения, любви или гнева – обязательное условие эффективного усвоения содержания, способного вызвать потребность удвоить и утроить свои познания за счет поиска дополнительной информации, которую ученики в состоянии осмыслить и проанализировать.

Пример1. При изучении в 5 классе государств Древнего Востока учащимся предлагается, кроме основного материала, ознакомиться с фактом существования современных государств, расположенных на древней территории. Наряду с картами по истории древнего мира пятиклассники с помощью сигнальных значков учатся ориентироваться по современной политической карте мира ( также здесь возможна работа в интерактивном режиме).

Интерес к теме (некоторые ученики побывали в Египте, Китае, Индии и др. странах Востока) повлек потребность в проведении повторительно-обобщающего урока-поиска с элементами проектной деятельности:

– сформулирована тема «Страны Древнего Востока»;

– определена цель: осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира.

Класс поделили на 6 групп по количеству стран.

– выбрали способы оформления результатов: стенгазеты, презентация, в которых присутствовали: интересный рассказ, рецепты блюд, национальные костюмы, макеты сооружений, музыка, танцы и т. п. ) Пятиклассники перерыли большое количество книг,словарей, находили информацию в Интернете, использовали СМИ;

– учитель осуществлял контроль за подготовкой к уроку (подготовка длилась две недели), который прошел на высоком эстетическом и познавательном уровне;

– овладевая основами рефлексии, ученики обсудили и дали оценку итогам работы групп и отдельных учеников.

В подготовке к ПОУ пятиклассникам активно помогали ученики 10 класса, вспоминая, а, порой, постигая вновь, историю стран Востока.

Пример 2. К 400-летию Дома Романовых с учащимися 7-х классов совершили экскурсию в Кострому, где посетили Ипатьевский монастырь – место убежища от поляков молодого Михаила Романова и его матери Ксении Шестовой (инокини Марфы); познакомились с биографией Ивана Сусанина. У ребят возник интерес к данной теме и, вернувшись домой, они отыскали большое количество материала, который стал исследовательской работой к проекту. В школьном конкурсе проект «Начало династии Романовых» занял первое место и получил право на участие в муниципальном конкурсе, который состоится в январе.

Когда мы преподаем детям историческую или любую другую науку, мы не только сообщаем им необходимые в жизни знания, мы учим их мыслить, трудиться, преодолевать препятствия, ставить перед собой большие цели и главное – самостоятельно думать.

Е. В. Орлова, МБОУ "СОШ №1", г. Юбилейный, г. Королёв, Московская область