Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Влияние современных информационных потоков на историческое сознание

Влияние современных информационных потоков на историческое сознание

Исторической наукой под историческим сознанием полагается система взглядов на традиции, культуру, обычаи, политическую и экономическую системы, идеологию того общества, в котором человек живёт. Историческое сознание имеет сложную структуру, пути и способы формирования. Условно формирование уровня исторического сознания можно разделить на четыре части.

Первый уровень исторического сознания формируется на основе обыденного, обывательского представления: "Я слышал", "Мне говорили" и т. п. На этом уровне исторические факты не складываются в систему, не имеют научной основы. Это, всего лишь, личные впечатления, эмоции.

Второй уровень формируется на основе народного творчества. Это традиции, передача жизненного опыта. Это самовыражение народа, его отношение к вечным ценностям: добру и злу, правде и лжи, любви и ненависти и т. д.

На третьем уровне историческое сознание формирует художественная литература, искусство, театр, живопись, кино и телепередачи. Эти источники относятся к так называемой первой группе информационных потоков, пользователи которых, помимо перечисленных источников, в современном мире интересуются дискуссиями на форумах и блогах, сайтами исторических факультетов МГУ, СПБГУ и множества других университетов и научных учреждений. Но и эта часть пользователей не может в историческом сознании провести чёткую грань между научной дискуссией и политическим спором. Формирование исторического сознания во многом зависит от того, кто и как преподносит им события.

На четвёртом уровне исторического сознания хотелось бы остановиться особо. Именно на этом уровне ярко проявляется роль школьного учителя, его степень ответственности. Этот уровень формируется в школе и ученики выйдут в жизнь с тем, что объяснит им учитель. Малая толика наших учеников пойдёт на истфак, будет изучать историю более подробно и эффективно в высших учебных заведениях. Остальные станут пользователями второй группы информационных потоков. Эта вторая группа самая многочисленная: научно – популярная информация на сайтах, посвящённых тому или иному историческому явлению или процессу. Именно к этой информации чаще всего и обращаются ученики по заданию учителя.

Третья группа интернет ресурсов доступна ученикам, которые умеют пользоваться социализированными ресурсами, но опасностью для формирования исторического сознания является то, что наряду с серьёзными порталами и ресурсами здесь присутствуют и сомнительные по содержанию сайты, а отличить одно от другого учащиеся ещё не умеют. Наибольший вред, несомненно, наносят готовые тексты по той или иной проблематике (доклады, рефераты, курсовые работы).

Для учителя наибольший интерес представляет четвёртая группа ресурсов, предназначенная для интернет-аудитории. Это энциклопедии, словари, справочники. Лидирующую позицию среди перечисленных ресурсов занимает Wikipedia http://ru. wikipedia. org/wiki. Эта "народная" энциклопедия пребывает в процессе постоянного обновления. она универсальна, доступна и наглядна.

Значительное внимание уделяется истории на сайтах общественно-политического характера. Это, так называемая, пятая группа интернет ресурсов, содержащая общественно историческую информацию (общественно-политический блок). В данной группе преобладает освещение событий современности и недавнего прошлого. Эта часть исторического процесса занимает значительное место в школьной программе и с этой группой тесно связана шестая группа – материалы, которые чаще всего используются для иллюстрации содержания общественно-политических текстов: политический плакат, агитационная листовка, политическая карикатура и т. п. Это особая группа ресурсов, оказывающая психологическое воздействие и имеющая воспитательное значение, которые трудно переоценить при изучении истории нового и новейшего времени.

Всё выше сказанное свидетельствует, что информационная компетентность необходима современным ученикам, так как является способностью и умением самостоятельно искать, анализировать и перерабатывать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

Перед учителем, формирующим историческое сознание своих учеников встаёт не менее сложная задача: в условиях информационно насыщенной среды постоянно повышать свой собственный уровень информационной компетенции, знать основные каналы передачи информации, понимать, что Интернет отражает практически все процессы происходящие в современном обществе.

Находясь в курсе современных событий, учитель должен сознавать, что осмысление истории прошлого и позволяет создать целостную систему исторического процесса. Задача педагога поддержание высокого уровня собственной информационной культуры и кропотливая работа по формированию информационной компетентности учащихся, поскольку воздействие исторической информации на подрастающее поколение и является неотъемлемой частью формирования исторического сознания.

А. А. Абрамова, ГБОУ Гимназия № 399, г. Санкт-Петербург