Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Качество современного образования и его оценка на уроках физической культуры

Качество современного образования и его оценка на уроках физической культуры

Не только развивать, но и учить развиваться – вот смысл новых целевых требований.

Качество современного образования определяется тем, насколько у выпускников развиты социально значимые компетенции, то есть способности, качества, определяющие его как гражданина и участника социальной жизни, тем, насколько он может и готов жить среди людей, свободно, активно и полноценно реализуя себя и не нарушая при этом интересы других. Самая большая ценность у каждого из нас – это жизнь, и мы все хотим ее прожить интересно, полезно, счастливо. В наше сложное время общество испытывает острую необходимость в таких гуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, патриотизм. Пришедшие им на смену гнев, раздраженность, ненависть, обращенные к окружающим, как бумеранг, возвращаются к нам обратно. Как помочь подрастающему поколению признать самоценность каждого человека, выстроить собственную шкалу ценностей?

Развитие современной школы должно идти в направлении от авторской педагогики к гуманистической, когда центром всех учебно-воспитательных воздействий постепенно становится сам ученик, и вся организация учебно-воспитательного процесса в школе должна быть подчинена цели его всестороннего развития. В прогрессивно развивающейся школе особое внимание должно уделяться воспитанию школьников, так как интеллект-это «специфическая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта».

Дети различаются по своим интеллектуальным возможностям, и каждый ребёнок объективно нуждается в создании условий, содействующих его интеллектуальному росту за счёт максимального обогащения его личного опыта. В этом суть проблемы интеллектуального воспитания учащихся.

Ориентация на решение этой проблемы требует нового взгляда на основные компоненты школьного образования: его назначения, содержания, выбора форм и методов обучения. Так целью процесса обучения в современной школе должно стать не простое усвоение основных понятий математики, физики, географии и т. д. , а расширение и обогащение интеллектуальных ресурсов ребёнка средствами математики, географии и развитие его творческого потенциала; кардинально меняется роль учителя, которая заключается в проектировании хода индивидуального интеллектуального развития каждого конкретного ученика.

Поэтому на первый план в прогрессивно развивающейся школе выходят такие виды деятельности, как развитие индивидуальных стратегий обучения, учебно-педагогическая диагностика и педагогический мониторинг, индивидуальное консультирование, сотрудничество.

Акцент с обучающей деятельности преподавателя должен переноситься на познавательную деятельность школьника, что требует внедрения в учебном процессе технологий, способствующих не только повышению качества знаний, но и в особой мере активизации познавательной деятельности ученика. В связи с этим требуют дальнейшего внедрения технологии, построенные на имитационно-игровой ситуации, проблемно-задачном подходе, учебном диалоге. Особое внимание следует уделять самостоятельной учебно-воспитательной работе школьников. Ещё К. Д. Ушинский говорил: «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших задач дидактики».

Мы уже ощутили серию смелых, достаточно удачных и не совсем удачных экспериментов и новаторских идей применительно к системе обучения детей и молодёжи. Во всех этих преобразованиях важно не потерять главный стержень, составляющий основу и методологию нашей российской педагогики и образования, которые заслуженно завоевали всеобщее признание и авторитет за пределами нашего государства.

Качество образования – это новое качество жизни, которое предстоит создать новым поколениям. Ведь как говорил В. Г. Белинский: «Дети – гости настоящего и хозяева будущего».

И от того, каким будет образование в современной школе, зависит, будут ли наши дети жить в перспективной стране.

Сегодняшний день физической культуры – не погоня за результатами, а кропотливая работа учителей и родителей учащихся над укреплением здоровья детей.

Я – за единство физического и духовного здоровья.

Я – сторонник разграничения физкультуры и спорта

в преподавании, т. е. уроки физкультуры для всех, а занятия спортом для желающих.

Я – за самое широкое общение учащихся на уроках при выполнении упражнений. Если физкультура для всех, то она в обязательном порядке предполагает коллективные взаимодействия.

К сожалению, в некоторых школах и сегодня еще обучение идет по принципу «Делай, как я». Дети лишь слепо подражают показанному учителем действию. Далеко не всегда, демонстрируя упражнение, учитель поясняет, какую цель преследует это упражнение, каково его применение в обыденной жизни, почему один элемент следует за другим, какая в данном движении заложена связь с тем, что было раньше, и с тем, что будет потом. А ведь для достижения эффективности обучения учительские объяснения вкупе с пониманием учащимися двигательных действий в ходе занятий должны стать непременным условием.

Поэтому я за развивающее обучение на уроках физкультуры, при котором двигательная деятельность сочетается с развитием внимания, творческого игрового мышления, исследовательским поиском. Одна из задач, которую я ставлю перед собой, – приучить детей к самостоятельной деятельности, когда ученик, зная конечную цель, сам ставит перед собой задачу, ведущую к достижению этой цели, сам выбирает необходимые средства и способы действий и выполняет их.

Успешность их выполнения зависит от правильно организованного учебного процесса.

В своей работе я придерживаюсь правила: овладел принципом – дальше учись сам. Поэтому я учу детей самостоятельно выделять систему ориентиров, необходимых для правильного выполнения задания, таким образом, обучение носит осознанный характер, ученик не только осознает то, чему ему предстоит обучиться, но и овладевает способами такого обучения, которые позволят ему впоследствии самостоятельно решать новые, возникающие перед ним задачи.

Учебно-воспитательный процесс выстраиваю по такой схеме:

На I этапе учебно-воспитательного процесса тщательно продумываю начало урока, чтобы оно захватило ребят своей необычностью, яркостью, дало толчок к мыслительной деятельности, настроило на изучение нового материала.

Для решения задач II этапа (подготовительная часть) часто применяю комплексы ОРУ с предметами и без, самостоятельно разработанные учащимися дома, под музыкальное сопровождение, также подобранное детьми. Данные комплексы направлены на подготовку функционального состояния организма к предстоящей нагрузке в основной части урока.

После выполнения комплекса упражнений спрашиваю учащихся: «Как вы думаете, для чего вы проделали данный комплекс?». Идёт живой диалог (интерактивное обучение).

В основной части урока часто использую групповую работу и работу в парах.

Такая форма как общение учителя с учениками наилучшим образом соответствует желаниям и потребностям детей. Каждому из них хочется показать свои знания. Да и я не обольщаюсь уверенными ответами отдельных учеников, а сразу вижу весь класс, отмечаю, все ли правильно меня поняли, все ли усвоили учебный материал. Потому, как дети движениями отвечают на вопросы, – легко могу выявить тех, кто не думает сам, а просто копирует действия товарищей. Так быстро определяются ученики, не поспевающие за всеми, и, пока они безнадёжно не отстали, есть ещё время им помочь. Для этого даю индивидуальные задания отстающим ученикам. Они выполняют их на уроке самостоятельно или с помощью более подготовленных ребят, в помощь предлагаю карточки – задания.

В 6-м классе при изучении темы «Метание малого мяча» организую занятия сменами с разделением учеников на пары. Ученик, ожидающий очереди, наблюдает за действиями своего товарища и по заранее указанным мною критериям устанавливает, что хорошо, что плохо выполнено. Выполняя такие задания, наблюдающие помогают своим партнёрам лучше усвоить технику и в то же время усваивают её сами. Здесь же для формирования стойкого интереса и осмысленного отношения к цели занятия создаю ситуацию, позволяющую приблизить полученные знания и умения к практической деятельности, например: метание в цель после бега – учащийся в роли солдата, которому надо поразить «вражеский танк». Такая ситуация помогает моделировать естественные условия выполнения упражнений и прочно усвоить учебный материал.

В 7-м классе на уроках подвижных игр применяю метод перехода в позицию «лидера» и «ведомого» при передаче опыта от одной группы к другой. Даю задание каждой группе: придумать игру и правила для неё. Когда все группы готовы, они меняются по «кругу», а один ученик из каждой группы остаётся и объясняет правила игры другой группе. Потом возвращается к своей группе. Таким образом, за урок проигрываются все придуманные игры. Подобная форма организации занятия помогает создать здоровый «психологический климат» в группе, атмосферу взаимопомощи, уважать мнение своих товарищей, выявить «лидеров».

Стараюсь приучить учащихся к самостоятельной работе, к поиску нестандартных решений, к творческой работе. Школьные уроки физической культуры по-прежнему направлены на «прохождение» программы, а не на развитие мышления. Поэтому я создаю на уроках проблемные ситуации, чтобы ученики могли самостоятельно принимать решения, развивали мыслительную деятельность.

Часто использую нестандартные формы проведения уроков.

Определённое место занимает исследовательский поиск на уроках физической культуры. Это один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современный задачам обучения.

На первых занятиях предлагаю девочкам 11-ого класса с целью определения уровня их физической подготовленности выполнить 6 упражнений: челночный бег 3х10м, прыжки в длину с места, 6-и минутный бег, подтягивание, подъём туловища из положения лёжа, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях. Знакомлю с требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников средней школы по физической культуре школьной программы. Учащиеся анализируют их. Каждый выявляет свои слабые стороны в развитии физических качеств. Предлагаю учащимся самостоятельно подобрать необходимые физические упражнения, которые помогли бы развить отстающие физические качества и укрепить здоровье. На следующем занятии ребята показывают свои самостоятельно разработанные комплексы упражнений. Обсуждаем и совместно решаем, какие упражнения являются наиболее эффективными. Центр тяжести такого обучения переносится на факты действительности и их анализа.

Учебно-познавательная деятельность школьников обладает большим потенциалом для формирования у них не только опыта творческой деятельности, но и самостоятельного поиска. Таким примером может служить метод проектов. Это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей по интересующей проблеме.

Образование не должно быть раздроблено на отдельные учебные предметы. Нельзя заниматься физической культурой без понимания закономерности биологии, истории, физики. Знания из различных учебных предметов помогают детям понять собственный организм, закономерности его развития, закаливания и тренировки. Поэтому на уроках я использую межпредметные связи, провожу интегрированные уроки.

В заключительной части урока включаю элементы аутогенной тренировки, в результате чего имею возможность последние минуты урока активно воздействовать на восстановительные процессы организма учащихся, формируя у них при этом навыки саморегуляции. При этом использую психотехнические игры, развивающие воображение, внимание. Например: «Хромая обезьяна», «Термометр». При проведении аутогенной тренировки использую две позы. 1– поза «кучера на дрожках», сидя на гимнастической скамейке; 2– поза лёжа на спине. Тренировку провожу под музыкальное сопровождение.

Часто задаю на дом творческие задания по выбору, например: составить комплекс общеразвивающих упражнений под музыкальное сопровождение для подготовительной части урока или вариант аутогенной тренировки для заключительной части урока; найти или придумать пословицы и поговорки о ЗОЖ или придумать подвижную игру.

Благодаря развивающему обучению, дети на уроках физической культуры приучаются думать, сопоставлять факты, анализировать, оценивать, творить, активно оперировать полученными знаниями и умениями. Результаты говорят сами за себя: учащиеся с удовольствием посещают уроки физкультуры, серьёзно относятся к своему здоровью, показывают высокие спортивные результаты .

Учиться и учить. Через эти два состояния каждый человек обязательно проходит в течение своей жизни. А значит, каждый из нас может быть и учеником, и учителем. Это не просто социальные роли, это – состояние души, стремящейся к познанию мира и самореализации.

Мы с вами говорили о качестве образования, теперь мне бы хотелось поднять вопрос об системе оценивания результатов деятельности учащихся на уроках физической культуры, которая также пока остается несовершенной. Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования как на федеральном так и на региональном, уровне – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.

Стратегия развития образования в Российской Федерации, реализация приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы развития образования на период 2006-2010 г. г. предусматривают решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества общего образования за счет реализации программных мероприятий в рамках региональных систем оценки качества образования (СОКО).

Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса.

К основным задачам системы оценки качества образования относятся:

  1. Оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения.
  2. Оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования (федеральных и международных).
  3. Формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели системы оценки качества образования.

Практика показывает, что эта система носит, как правило, субъективный характер. Усредненные программные требования (знает, умеет, владеет) к такой оценке качества, как правило, не соответствуют индивидуальным возможностям организма детей. Оценить же отношение ребенка к двигательной активности на уроке, его потребность сохранять и поддерживать здоровый образ жизни, желание выполнить то или иное упражнение, стремление превзойти самого себя и т. д. крайне сложно, поскольку критериев для этого просто нет. Следовательно, освоение учеником в полной мере всего объема и теоретического, и практического материала на уровне "успешности", равно как и объективно оценить его старания, представляется маловероятным. Таким образом, априорная "неуспешность" ученика на уроке физической культуры с обычными, а иногда и более низкими способностями и возможностями организма (как физическая, так и психологическая) на фоне отсутствия объективной оценки результатов деятельности существенно снижает его мотивацию к уроку и двигательной активности вообще.

В настоящее время для оценивания знаний учащихся используется пятибалльная система, которая дает учителю возможность отметить высший уровень владения знаниями оценкой «5»; средний – оценкой «3»; низший уровень -«1», два промежуточных уровня оцениваются баллами «4» и «2». Но как показывает практика, реально используются только «4» и «5» как положительные оценки, «3» ставится, если знания недостаточны, но удовлетворительны, оценка «2» ставится, если знания неудовлетворительны.

Сложившаяся система оценивания знаний, по мнению многих методистов, учителей, устарела и не отражает реальный уровень знаний учеников. Поэтому сейчас активно ведется поиск новых форм построения учебного процесса и определения уровня сформированности знаний.

Мне хотелось рассмотреть такую систему оценивания, как рейтинговая система оценивания.

Слово «рейтинг» – индивидуальный показатель достижений – давно вошло в нашу жизнь. Проведение рейтинговых срезов требует большой подготовки учителя как до, так и после проведения среза, так как сведения должны быть тщательно обработаны, проанализированы учителем и доведены до каждого ученика. Применяя систему рейтинговых оценок, меняется отношение детей к своему предмету. Мы оцениваем своих воспитанников в большинстве случаев по уровню их физической подготовленности. Может ли ребенок физически слабый, мало координированный и т. д. получить пятерку на уроке физической культуры? Теоретически не может. Ему будет не под силу большинство, учебных нормативов. Я так думаю, и многие учителя, физической культуры поддержат меня в этом. При формировании рейтинговой системы методически точно оценивается каждое упражнение соответствующим числом баллов, и устанавливается рейтинг, соответствующий тому или иному уровню выполнения упражнения. Эти баллы рейтинга переводятся в привычные оценки «5», «4», «3», «2», «1» При подведении итогов, учитываю суммe всех баллов. Эта процедура позволяет отойти от использования субъективно – экспертного оценивания знаний, умений, навыков моих учеников. Многие учителя пришли к выводу: моментом рейтинговой системы является то, что дифференцированно оценивая ту или иную сторону деятельности учащегося определенным числом баллов, они оказывают мотивационное влияние на необходимую сторону работы учащегося. Конечно, успех рейтинговой технологии обучения зависит от преподавателя, от его готовности организовать и управлять учебным процессом, вести дополнительную «учетную» работу, быть требовательным и соблюдать правила «игры». Правильная установка условий выполнения двигательных действий, нормативного рейтинга является важным фактором эффективности всей системы. Заниженная планка рейтинга приводит к неточной оценке выполнений двигательных действий, что не стимулирует напряженную работу. Но и завышенная планка рейтинга также снижает мотивацию и стимулы к работе. Правильная установка нормативного рейтинга позволило мне эффективно применять всю систему оценивания учащихся. По каждой теме уроков мною разработаны условия получения баллов для накопления банка.

Переходя на рейтинг – систему оценивания, устанавливаются, следующие задачи:

– единство реализации всех функций обучения: образовательной, воспитательной и развивающей;

– обновить содержание работы, а значит повысить познавательный интерес к уроку физкультуры;

– развитие положительной мотивации к занятиям физической культурой на уроках и дома

– привлечение к самостоятельным заданиям. [2]

Рейтинговая система в той или иной форме существует уже давно.

Рейтинг – индивидуальный числовой показатель оценки учебных достижений, который характеризует каждого ученика. Для составления рейтинга используется язык цифр, что в какой-то мере исключает влияние личности учителя, то есть отметка более объективна.

Ценность такой системы состоит в том, что школьники сами могут спланировать себе оценку и сравнить свои успехи с успехами товарищей по количеству набранных очков. [1]

Для некоторых из них оценка "Отлично" – своеобразный потолок, а для других – лишь стартовая площадка к более высоким результатам. Самое главное, как идет оценивание, за что учащийся получает баллы. В основе системы лежит получение баллов за правильное выполнение двигательных действий, тестовых заданий в форме зачета:

– правильно выполненное действие, также как и оценка – 5 баллов

– одна ошибка – 4 балла;

– нечетко выполненное действие – 3 балла;

– действие выполнено больше правильно, чем неправильно – 2 балла;

– действие выполнено больше неправильно, чем правильно – 1 балл.

По каждой теме спортивных игр: волейбол, баскетбол, гимнастика с элементами акробатики, легкая атлетика и лыжная подготовка разработаны критерии получения баллов.

Критерии представляют особый интерес у учащихся. При введении оценивания по этому критерию учащиеся стараются выполнять упражнения, полностью реализуя весь свой

потенциал. Причем решение о выставлении того или иного количества баллов принимается не субъективно, а на основании предложенного описания, с которым также учащиеся знакомятся заранее.

Для примера выставления баллов предлагаю тему:

«Гимнастика с элементами акробатики» 6 класс, 18 часов (Приложение 1)

За какие виды деятельности учащиеся получают дополнительные баллы?

– активность учащихся – «+2» балла;

– за отработку пропущенного занятия – «+5+ баллов;

– правильное выполнение норматива, упражнения в целом с первой попытки (если правилами не предусмотрено 3 попытки) – «+5» баллов;

– пересдача – «+4» балла;

– выполнение теста в соответствии с градацией:«+5» баллов – высокий уровень, «+4» балла – выше среднего уровня, «+3» балла – средний уровень, «+2 балла – низкий уровень, «+1» балл – очень низкий уровень;

– при повторном тестировании в конце учебного года при большом приросте результата «+5» баллов, незначительный прирост результата «+3» балла; (о количественном приросте каждого теста и стоимости прироста результатов оговаривается при первой сдаче теста в начале учебного года);

– качественное выполнение творческих заданий (составление собственной акробатической комбинации, комплекса ритмической гимнастики, комбинации из элементов баскетбола и т. д. )– «+5» баллов;

– участие во внутри школьном соревновании: 1 место – «5» баллов;

– призовое место в районном соревнованиях или всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре– «5+5» баллов;

– участие в районном соревновании или всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре – «5 «баллов;

– призовое место в региональном соревновании или всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре-« 5+5 +5+5 «баллов;

– участие в региональном соревновании или всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре – «5+5» баллов;

За что снимаются баллы? За недобросовестное отношение к уроку:

– пропуск занятия без уважительной причины – «-5» баллов;

– опоздание на урок-«-2 балла»

– отсутствие спортивной формы на уроке – «-5» баллов;

– нарушение техники безопасности на уроке -«– 5» баллов;

– за пассивность при выполнении задания – «-2» балла.

Сколько баллов может набрать учащийся за один урок? Если сравнить обычную систему оценивания с рейтинговой, то можно проследить определенную закономерность в пользу последней:

Таким образом, в конце четверти подсчитываются все очки со знаком плюс и минус, и прибавляются к общей сумме очков за выполнение учебных нормативов и получается общая сумма, за которую и выставляется четвертная оценка.

В основе итоговой будут лежать отметки учащихся за выполненные зачетные работы.

Рассмотрим на примере второй четверти. За 18 уроков гимнастики ученики могут выполнить 9 контрольных работ (зачетов), подлежащих оцениванию. Максимально возможное число баллов, набранное учеником за четверть, может быть равно 45 (если за все зачетные упражнения ученик получит «пятерки»).

Для того чтобы в четверти итоговая оценка была отличной, ученик должен набрать не менее 85% от максимального числа баллов рейтинга, в нашем случае – не меньше 34 баллов, то есть от 34 и выше. Для получения «четверки» за четверть ученику нужно набрать не менее 70% баллов, то есть рейтинг ученика должен составлять от 30 до 26 баллов.

Отметка «3» (от 40 до 70% от максимума) должна укладываться в диапазоне от 17 до 25 балла. [2] На первый взгляд нет никакой разницы с общепринятой системой оценивания. Однако это не так.

Во-первых, ученик должен выполнить все зачетные упражнения, так как невыполнение хотя бы одного зачета не дает ему возможности претендовать на высокую отметку. Таким образом, ученик не должен пропускать уроки, а в случае отсутствия по уважительной причине – получить возможность пропущенный зачет сдать. Это, кстати, прибавляет забот учителю, но, поверьте, это того стоит.

Во-вторых, по набранным баллам можно определять лучшего ученика или ученицу класса, параллели и т. д. Кстати, во второй, третьей, четвертой четверти рейтинг суммируется с рейтингом первой четверти, и тогда оценивание по физкультуре превращается в своеобразное состязание. При равном количестве зачетов у всех классов можно сопоставлять рейтинг учащихся даже всей школы.

В-третьих, итоговая отметка ученика за четверть становится «прозрачной», особенно если рейтинг учащихся вывешивать в коридоре перед входом в спортзал и после каждого зачета вносить в него изменения, а заодно и ближайшие зачеты и требования к учащимся по их выполнению. Он не вносит никаких изменений в содержание урока и не влечет дополнительных записей в школьный журнал. Но имеет смысл пользоваться отметками «1» и «2», так как каждый балл, набранный учеником, очень важен.

В-четвертых, оценивается прогресс в результатах тестирования. На самом деле именно этот критерий представляет особый интерес для ученика и для меня, так как он позволяет анализировать динамику физического развития учащихся. Очень важна положительная оценка даже небольших успехов детей.

И наконец, пятый довод в пользу рейтинговой системы – отношение к работе. К сожалению, ученики не всегда в тестировании проявляют свои максимальные возможности, а некоторые учащиеся выполняют задания спустя рукава. А при введении оценивания по этому критерию ребята стараются выполнять упражнения, полностью реализуя весь свой потенциал. Максимум по этому критерию – «+5» баллов. Причем решение о выставлении того или иного количества баллов на основании предложенного описания, с которым также дети знакомятся заранее.

Анализируя данную систему мне как учителю? Очевидно:

– доброжелательная атмосфера урока;

– повышение активности учащихся на уроке;

– анализ динамики физического развития и фиксации успешности учащихся;

– привлечение учащихся к самостоятельным занятиям.

В дальнейшем я планирую работать по этой системе. Больше внимания я хочу уделить разработкам образцов индивидуальных и коллективных творческих заданий.

Роль учителя заключается в создании благоприятных условий для развития субъект – субъектных отношений внутри группы и различных форм коммуникации между группами, и особое внимание уделяется индивидуальному развитию обучающихся.

В результате формируются коммуникативная компетенция, предусматривающая владение способами взаимодействия с окружающими, навыками работы в коллективе, учебно-познавательная компетенция в сфере познавательной деятельности, социально – трудовая компетенция.

Проектная технология реализует компетентностный подход в обучении, который расширяет, дополняет знание в ориентированный подход, так как рассматривает подчинённость знаний умениям, делая акцент на практической стороне содержания. Меняется сама конечная цель обучения: мало знать, надо уметь применять теоретические знания для решения конкретных задач. Этот подход более соответствует условиям рыночной экономики, так как предполагает наряду с приобретением знаний, умений и навыков, ещё и формирование ключевых компетенций, востребованных рынком труда.

Образование , как отметил Р. Киплинг, важнейшее из благ, если оно высшего качества.

Задача учителя – обеспечить это благо каждому ученику.

Список литературы:

1. Матвеев Е. М. , «Рейтинговая система оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры».

2. Машковцев А. «Новые системы оценивания».

3. http://videouroki. net/filecom. php?fileid=98669022

4. http://bmsi. ru/doc/83f3bc7a-0cde-4a67-bef3-95460471b81d

5. План работы ГЭП "Формирование системы оценки качества образовательного процесса в современной школе" на 2011-2012 уч. г.

6. Новые образовательные стандарты и оценка личностных результатов освоения образовательной программы (автор Татур А. О. , начальник отдела МЦКО)

7. Положение о системе оценки качества образования в Ногинском Муниципальном районе.

А. Б. Филиппова, МБОУ Богородская гимназия г. Ногинска, Московская область