Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Ориентированность на текст как важнейшая характеристика филологического образования

Ориентированность на текст как важнейшая характеристика филологического образования

Мы живём в эпоху активных преобразований. Жизнь меняется так стремительно, что порой создаётся впечатление: менять можно всё, было бы желание. А если что-то нельзя изменить, то можно проигнорировать. Такая тенденция прослеживается во многих сферах жизни и в немалой степени затрагивает нашу речь.

Ещё недавно, 5 лет назад, формой итоговой аттестации учащихся в 9-м классе был комплексный анализ текста. С этого года мы перешли на ЕГЭ и ГИА. Задание части «С»-одно из трудных : ученики плохо вчитываются и вслушиваются в тексты, недостаточно чётко определяют проблемы текста, слабо их комментируют, почти совсем не умеют аргументировать свою точку зрения. В этих условиях многоаспектовый анализ текста вновь становится наиболее востребованным на уроках русского языка. Е. И. Никитина в статье «Раздумья по поводу комплексного анализа текста» писала, что главная цель комплексного анализа текста-обучение школьников правилам, технологии построения текста на примере классики, следовательно, текст для анализа должен быть образцовым. Классический текст-единое целое, где каждый элемент на своём месте. Вдумываясь в смысл текста, ученик сам выходит на языковые средства, которыми этот смысл выражен. Пусть не все средства он сразу сумеет увидеть и прокомментировать, но логику анализа: от содержания текста к языковым средствам, которыми это содержание выражено, усвоит и по мере тренировки анализировать предложенный текст будет полнее и совершеннее. Использование для анализа «безукоризненных образцов», какими являются отрывки из произведений художественной литературы, способствует развитию потенциала речевой среды, который, по словам Л. П. Федоренко, «тогда оптимален, когда обеспечены учебные средства, дающие образованность в области поэтики. Эти учебные средства активизируют и развитие высших эмоций, обеспечивают полноценное развитие личности ученика». Нельзя не заметить ещё одно, очень важное преимущество комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений. Они имеют универсальный характер. Во время их выполнения, наряду с закреплением изученного на уроке правила, параллельно повторяется ранее освоенный материал из разных разделов русского языка.

Одновременно с традиционными приёмами и методами работы с текстом в современной школе активно используется технология развития критического мышления, главной особенностью которой «является «конструирование» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется трёхфазовой структурой урока:-вызов(активация, мотивация),-осмысление (активное чтение, слушание),-рефлексия (размышление, анализ, творческая интерпритация)– и реализуется через следующие приёмы и методы:

– постановка прямых и скрытых вопросов к тексту;

– поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;

– маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;

– расположение ключевых слов, предложений в логической последовательности;

– графическая систематизация материала текста: таблицы, схемы;

– ведение записей.

Эти приёмы используются при подготовке к ЕГЭ, в работе с текстами. (А. И. Павлова РЯШ №8 2007г. ). Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, имеет важное значение не только в процессе подготовки к ЕГЭ, но и в решении задачи возвращения культуры массового читателя.

Сложность современной языковой ситуации понимают сегодня не только филологи, но и все, кто считает русский язык своим родным. Однако разрушительные процессы, наблюдающиеся в речи (активное употребление жаргонно-арготической лексики, вульгаризация ), -это лишь отражение процессов, происходящих в обществе. Формирование у ребёнка ценностного отношения к языку в таких условиях должно стать одной из важнейших задач школьного лингвистического образования. Ценностное отношение учителя к языку в этом случае проявляется:

– в готовности педагога максимально использовать возможности языка как средства общения, работать над совершенствованием своей речи;

– быть активным приверженцем языковых норм;

– но в первую очередь– в осознании языка:

– как средства общения;

– как культурной ценности;

– как необходимого предмета изучения.

Ценностные представления о языке существуют в действующих школьных учебниках в основном в виде высказываний известных людей о русском языке. Авторы высказываний-носители ценностного отношения к языку: писатели, критики, учёные-филологи и др. Языковые идеи могут быть реализованы в виде следующей классификации:

1) Коммуникативные:

– язык-средство общения, форма передачи информации.

2) Когнитивные:

– язык– средство хранения знаний, инструмент познания;

– язык-развивающееся, исторически обусловленное явление;

3) Лингвистические

4)Эстетические

5) Философские и этнокультуроведческие:

– язык-неотъемлемая часть национальной духовной культуры;

– язык-главное богатство любой культуры, показатель степени её развития.

Обязательным условием воспитания ценностного отношения к языку является не просто отнесение языка к важнейшим ценностям, но и способность педагога быть пропагандистом этих идей. Он должен сделать их сквозными, провести через все темы, суметь актуализировать на любом этапе урока. Процесс формирования ценностного отношения к языку должен быть системным, а не основываться на единичных, разрозненных сведениях. Кроме того, такая форма представления языковых идей, как отрывки из художественных произведений, изречения, не может охватить всё в языке и не должна быть единственной. Высказывания знаменитых филологов требуют обязательной конкретизации, подтверждения фактами на разных уровнях языка. Это можно сделать с помощью исторических и этимологических справок, на искусствоведческих текстах.

Очень известна методика Г. А. Бакулиной, направленная на достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности школьника через максимальную мобилизацию интеллектуальных ресурсов личности обучаемого. Наиболее важным аспектом в методике Бакулиной Г. А. является работа с текстом. Но если при традиционном подходе использования искусствоведческого текста на уроках русского языка первоначальная работа предполагает восприятие текста, а затем смысловой и типологический анализ образца, то использование искусствоведческого текста по указанной методике предполагает иную организацию работы.

На первом этапе учащимся даётся своеобразный «текстовый полуфабрикат»-текст в незавершённом виде, без сформулированного задания. Он может быть в форме схем, таблиц, записанных вперемешку предложений, переставленных местами абзацев.

На следующем этапе происходит восстановление или составление текста на основе аналитической деятельности. Задание можно усложнить: записать не весь текст, а определённую его часть.

На завершающем этапе учащиеся работают над созданием собственного речевого высказывания, используя искусствоведческий текст в качестве образца. Формы высказывания могут быть разные: сочинение, изложение, рассказ экскурсовода, отзыв о посещении выставки. Из большого списка приёмов работы с искусствоведческим текстом на уроках развития речи, способствующих познавательной деятельности уч-ся и помогающих готовиться к ЕГЭ можно назвать следующие:

– воспроизведение текста близко к исходному;

– свободное воспроизведение данного текста;

– частичное самостоятельное конструирование текста с творческим заданием;

– создание своего текста.

Использование вышеуказанных приёмов позволяет активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся с целью совершенствования их коммуникативных умений.

Потребность в общении-сложное социально-психологическое явление. Трудно представить себе современного школьника, который бы не стремился к ежедневному общению. Самым же распространённым современным способом общения стали SMS-сообщения. В связи с этим В. И. Земзерева в статье «Обучение школьников новой форме общения-SMS» считает, что современное общение учащихся необходимо корректировать. Работа с уч-ся должна включать знакомство с речевыми и лексическими особенностямисообщений, грамотное в орфографическом и пунктуационном плане их составление.

Язык первым реагировал на социальные катаклизмы или новые идеологические тенденции. Именно в такие периоды обязательно обострялась проблема «чистоты» русского языка, который является не набором застывших правил, а динамической, коммуникативно организованной структурой, которая чутко реагирует как на закономерности своего внутреннего развития, так и на внешние– в том числе социальные факторы, влияющие на языковую эволюцию и на формы использования языка в разнообразных условиях речевого общения.

В наши дни, когда по мнению многих, русский язык переживает не лучшие времена, когда расшатываются его нормы и падает культура речи, изменяется преподавание предмета «Русский язык» в школах. Он призван обеспечить единство и взаимодействие языка, культуры, личности. Этому и способствует комплексная работа с текстом на уроках русского языка.

Г. В. Новикова, МБОУ "Судогодская ООШ", г. Судогда, Владимирская область