Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

«В воспитании нет мелочей»

«В воспитании нет мелочей» «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, иным – делом легким: и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически…» – подметил известный педагог 19 века К. Д. Ушинский. Но чем глубже мы погружаемся в проблемы воспитания, чем больше желаем достичь положительных результатов, тем четче осознаем, какая непростая это сфера – воспитание человека. И как любой вид искусства, искусство воспитания (очень точное, на мой взгляд, определение Ушинского) требует не только глубочайших теоретических и практических знаний, жизненного опыта, безграничного труда ума и сердца, но и «божьей искры», природного дара.

Да, нет большей радости для педагога-воспитателя, чем возможность видеть, как несмышленый ребенок становится человеком, способным решать непростые жизненные задачи, совершать самостоятельные поступки, определять свое место в жизни, строить конструктивные отношения с окружающими. Вот они – результаты работы, которая, как выясняется, совсем не напрасна.

Каждый год 1 сентября, входя в свой класс и видя глаза своих учеников, любопытные и любящие, хитрые и понимающие, недоумевающие и вопрошающие, вновь настраиваю себя на эту сладко-тревожную круговерть, называемую воспитанием человеческих душ. Знаю, мне придется быть и нежной женщиной, и добрым философом, и железным полководцем, и хитрым царедворцем, и врачом-психологом, и обывателем с семечками, и человеком-оркестром, и кокеткой, и умудренным опытом старцем. . . Мне придется в который раз отказаться от взрослой уверенности в собственной правоте и непогрешимости и вести каждодневную кропотливую работу, причаливая феномены большой культуры к юрким корабликам детского любопытства и их безапелляционных увлечений.

Убеждена: если ты правильный, однообразный, педантичный; если ты забыл свое детство и не способен к ребячеству или хотя бы к доброй улыбке в ответ на сумасбродство; если в тебе постоянно живет резонер; если тебя раздражают дети, то лучше идти работать кладовщиком на склад, где на 60 полках мирно лежат шесть тысяч тихих и предсказуемых комплектующих, отсвечивая в тиши контейнеров и полок.

Все начинается с понимания; пониманию, однако, предшествует знание. И я должна знать много такого, что будет важно – для них и естественно, радостно – для меня. Знать и понимать детей – это постоянно вглядываться в них и внимательно изучать их разнообразные проявления. Взгляд, дело, слово, улыбка, крик – все требует исследовательской наблюдательности и писательской дотошности.

Считаю, что педагогу, покуда его не полюбили, нельзя ошибаться. Дети категоричны в своих оценках и подвергнут критике, а порой – язвительной насмешке все ошибки не принятого ими учителя. И только когда ты станешь носителем уникального авторитета среди своих учеников, ты получишь право на их откровенность и на твое воздействующее и влияющее слово.

Часто вижу, как мы, взрослые, сидя у костров нежной юности, отогреваемся душой и проживаем с каждым классом, с каждым ребенком несколько разных жизней. Иногда, кажется, что я знаю, чувствую, понимаю так много, что имею право подсказать, посоветовать, взять на себя боль и переживание. Но это бесполезно, потому что нельзя воспитать человека, проживая за него его жизнь, решая его задачи, загораживая его постоянно от незапланированных поворотов судьбы.

Нередко взрослые относят свой жизненный опыт к разряду непререкаемых постулатов. Это якобы дает им право выдавать индульгенции. Учат, поучают, менторски воздействуют на ребенка до того, что он при словах «школа», «учеба», «задание» вздрагивает, беспомощно озирается, начинает плакать и грубить. За годы работы в школе, я поняла две важные вещи: во-первых, только через деятельность фактическую, модельную, мыследеятельность и деятельность чувств, только через переживания, через решение ребенком значимых для него задач и проблем можно добиться воспитательного успеха, и, во-вторых, педагогу следует знать и помнить, что педагогические требования к ребенку должны всегда сопровождаться пониманием и поддержкой. Понимание ведет к прощению, потеря нити понимания порождает гнев.

Я не верю, что можно добиться значимого успеха в воспитании, если в воспитательный процесс не вовлечены большинство или все родители класса, все учителя, работающие в классе, вся школа, педагоги дополнительного образования. Я не верю, что можно преодолеть двойственность в поведении детей (характерную для определенной части подростков, когда в школе они вынуждены демонстрировать минимальный уровень приличия, и распоясываются вне школы), если в школе не создан режим благоприятствования детям и не на бумаге, не на словах, а на деле реализуются принципы толерантности, педагогического сопровождения и поддержки, уважения прав всех участников образовательного процесса. Уверена, что мы, педагоги и родители, будем полезны детям, и сумеем создать условия и возможности для их становления, если все вместе будем добры и внимательны, уверены в себе и терпеливы, горды своим умением и желанием быть рядом с детьми, быть значимыми и необходимыми для них.

В каждом из них я вижу частичку себя, ощущаю теплоту их души. Души, в становлении которой мне посчастливилось принять участие. И в который раз, соглашаюсь с высказыванием о том, что «в воспитании нет мелочей». И именно эта мысль помогает мне изо дня в день в этом великом деле, которое называется «воспитанием человека».