Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Душа скорбит и молится. Ч. 2

Душа скорбит и молится. Ч. 2

Анализ рождает вопросы: в какой стране живём? Граждан какой страны растим? Почему такое происходит? Зачем нам это? Потомки Даллеса знают своё дело!

С горечью вспоминаю недавнюю поездку с пятиклассниками в музей Москвы. Поездка с детьми часто обнажает проблемы, над которыми потом предстоит работать педагогам и родителям. В автобусе ребята попытались вместе спеть песни, но это у них не получилось. Не получилось по одной простой причине: они не знали детских песен. Да и откуда же нашим бедным ребятишкам их знать, если в течение восьми часов дороги по видео в автобусе пятиклассникам были показаны мультфильмы «Шрек», «Шрек-2», «Мадагаскар» и другие того же производства. Дома телевидение кормит ребенка теми же упырями американской выпечки.

Припомнилось своё школьное детство, когда мы считали особым шиком проехать долгую дорогу, не повторив ни одной песни. А после совместного хорового исполнения песен в таких поездках совсем не хотелось с кем-то из одноклассников ссориться или обижаться на кого-то из них. Когда хором пели песни, словно, душами соприкасались и становились ближе, роднее. Была среда, которая любяще окутывала нас талантливыми произведениями отечественной песенной культуры.

С грустью вспоминаю слова великого педагога Януша Корчака: «Уважайте… чистое, ясное, непорочное святое детство!». Где оно чистое и непорочное у наших детей сегодня? Это мы, взрослые, отобрали его у них.

Давайте посмотрим анализ работы нашего российского телевидения в простой обыкновенный летний каникулярный день 20 июня 2005 года. Почему 2005 года, спросите вы. А потому что просто попал под руку. А потому что в то время ещё не было таких телеканалов как «Звезда», «Спас», «Детский мир», «Теленяня» и наши ребятишки в летний каникулярный день росли на тех телевизионных дрожжах, что приготовили для них взрослые дяди и тёти. Итак, посмотрим, что это были за дрожжи.

Из двенадцати российских каналов только пять показали отечественные мультфильмы, детские передачи:

РТР – 10 минут за весь день и вечер («Спокойной ночи, малыши!»),

ТВЦ – 1 час 15 минут («Опасная зона», «Командоры, вперёд!», «Арена»),

«Культура» – 35 минут («За семью печатями»),

СТС (отечественные мультфильмы) 40 минут,

ДТВ (отечественные мультфильмы) – 1 час 40 минут.

Оставшиеся семь каналов о детях не вспомнили совсем!

12 каналов, вещающих 24 часа в сутки, в общей сложности, на детей выделили 4 часа 20 минут, из которых 2 часа 20 минут шел просто показ мультфильмов. За 4 часа 20 минут была показана лишь одна развивающая передача «За семью печатями» (канал «Культура»), где был востребован детский интеллект. Ни одного отечественного художественного фильма для детей! Вспомнился разговор с 9-летней девочкой, для которой стал открытием детский фильм, после чего она произнесла: «Я впервые увидела фильм «Чудак из 5 «Б». Мне он очень понравился». Но взрослым неинтересно, что ей нравится, а потому идём дальше. ОРТ радовал отечественными фильмами и сериалами (9 часов 35 минут) из которых в основном это детективы. А что, пусть ребятишки развлекаются. Это тоже игра, только взрослых дядей в казаков-разбойников? Зачем ребятам детские передачи, да ещё интеллектуальные? Пусть лучше дядей смотрят.

Недалеко от первого ушел и РТР. Семь с половиной часов было отдано под показ отечественных сериалов. Аж целых восемь сериалов, четыре из которых тоже детективы. А на детские передачи выделил 10 минут за весь день («Спокойной ночи, малыши!»)!

Тем же проторённым путём идёт НТВ. Ни одного детского художественного фильма, ни одной детской передачи и мультфильма. А как начинал работу этот канал! С хороших отечественных мультфильмов. Забыто. Зато 6 часов 25 минут отдано под показ отечественных сериалов (все детективы!), а к ним ещё и сериалы США добавлены (3 часа 35 минут), в которых обязателен «Секс в большом городе» (а как же без него?) Хоть и порадовала «Культура» викториной для старшеклассников, но ведь тоже в каникулярный летний день не показано ни одного отечественного художественного фильма для ребят! Жаль.

А что на «Домашнем»? Вот тут-то уж должно быть показано чего-нибудь стоящее для ребят. Показал два художественных фильма отечественного производства (4 часа 30 минут) и, конечно же, восемь сериалов США (в течение 7 часов 35 минут). И тоже ни одного детского отечественного художественного фильма и мультфильма, ни одной детской передачи! Вот тебе и «Домашний»!

Рен-ТВ не был исключением: ни одной передачи для детей, ни одного отечественного мультфильма и ни одного детского отечественного художественного фильма! Ох, прав был Андрей Платонов: «Ребятишки в России дело непокупное». Этот канал почти по-братски разделил эфирное время: 3 часа 30 минут отдал под показ отечественных сериалов, 3 часа 55 минут под показ телепродукции «братских» США, а ещё 3 часа под показ криминальных и судебных событий. Детям тут места в принципе не может быть!

ТНТ. Относительно отечественной телепродукции для детей та же картина. Нет ничего. Может, забыли, что в стране ребятишки живут, у которых каникулы? Телеварево США показывалась каналом в течение 9 часов 20 минут, а затем показ реалити-шоу в течение 5 часов 35 минут (это ж невероятно интересное зрелище для ребят!).

Хоть и выделил СТС целых 40 минут для показа отечественных мультфильмов, но дальше этого не пошел. Зато побил рекорд в другом: телепродукция США показывалась в течение 13 часов 30 минут (!). Снова реверансы в сторону кинорынка США: художественных фильмов отечественного производства ни одного, зато художественных фильмов производства США четыре (6 часов 45 минут), к ним добавлен показ сериалов США (4 часа 15 минут) и мультсериалов США (2 часа 30 минут).

ТВ-3 оказался скромнее: американская телепродукция заняла всего 7 часов: художественные фильмы – 4 часа, сериалы , мультсериалы – 3 часа. Очень компромиссно поступил ДТВ: и отечественные мультфильмы показал, и время для показа отечественных художественных фильмов выделил (2 часа 35 минут) и для художественных фильмов США (2 часа 30 минут). Но тоже не показал ни одного отечественного художественного доброго фильма для ребятишек.

Как видим, особенно ощутимо проникновение американской культуры. Это, к сожалению, происходит во всём мире. И в мире уже существует опыт противостояния этому. Например, ещё в 1982 году во Франции была принята программа борьбы с «американским культурным империализмом».

Чаще всего зрителю с телеэкрана выдают примитивную визуальную информацию, а это негативно воздействует на человека. Возникает вполне логичный вопрос: почему такое могущественное средство как телевидение на отечественных российских каналах позволяет господствовать чуждой нам, россиянам, культуре в течение 47 часов 25 минут (если суммировать всё то время, отведённое всеми каналами, в течение которого за день показывали фильмы США)? И волнует этот вопрос многих моих сограждан.

Об этом говорят письма в Интернете на предложенную в статье тему:

женщина-мать в тревоге пишет:

«…Много детей вокруг просто погибает. Телевизор – одна (!) из причин… И, если мы все не будем молчать, то мы спасём наших детей от этого произвола. Можно ещё много говорить об этом, но лучше, простите, капать на одно место власть предержащим, чтобы они знали, что мы ещё живы и в состоянии побороться за наше будущее».

Ей вторит другая мать:

«Можем ли мы защитить наших детей от разврата и жестокости, пропагандой которых занимается наше телевидение? Может ли общественность повлиять на содержание программ, выбор фильмов, качество рекламы? Неужели всё решают деньги, и нас никто не станет слушать?»

Вот они те самые вопросы – «можем ли мы защитить наших детей от разврата и жестокости?», «может ли общественность повлиять на содержание программ, выбор фильмов, качество рекламы?». Но возникает следом другой вопрос: а на кого влиять-то? И так мне захотелось посмотреть в глаза тому, на кого хотелось бы повлиять и спросить его: «Дяденька, а ты пошто наших детушек обижаешь?»

Пытаясь найти ответы на эти вопросы, я, словно, большую матрешку открывала: открыла первую, а в ней вопрос. Попыталась ответить, открываю вторую, а там снова вопрос. И конца этим вопросам не видно. Кто же делает политику на телеканалах, от кого всё зависит? Ответ ясен: всё зависит от «владельцев заводов, газет, пароходов». И погрузилась я в наш необозримый Интернет в поисках ответов на свои (и не только свои) вопросы. Заранее прошу извинения, если будут обнаружены какие-либо неточности в приведённых данных. Что уж Интернет выдал, то и есть.

Давайте посмотрим, что кому принадлежит. Глядишь, и ответы на вопросы обозначатся.

ВГТРК. С начала 1993 года ВГТРК получила статус общегосударственной телерадиокомпании. Владеет телеканалами «Россия», «Культура», «Вести», «Спорт», «Детский канал», «РТР-Планета», радио «Маяк» и «Радио России».

ОРТ или Первый. 51% акций принадлежит государству, а остальные 49% – ЗАО «Медиа сервис – Видео Интернэшнл».

ТВЦ . Контрольный пакет ОАО "ТВ Центр" (99% акций) принадлежит Департаменту имущества Москвы.

Телекомпания НТВ создана в 1993 году, и до сих пор это единственный частный российский телеканал, имеющий статус федерального. 11 мая 2001 Газпром-медиа стал собственником НТВ.

Медиахолдинг РЕН ТВ – Стопроцентная дочка РАО "ЕЭС" ОАО "Инпромцентр" в 2000 году выкупила у "ЛУКОЙЛа" 70% акций Ren TV. Тогда была образована компания ООО "Медиа-холдинг Рен-ТВ", в которой еще 30% принадлежали совместному предприятию Ирэны и Дмитрия Лесневских ООО "Фэмили Фоундейшн. Одним из самых реальных претендентов на долю в телекомпании оказалась немецкая медиа-империя Bertelsmann AG, владеющая телекомпаний RTL. Интерес немцев к Ren TV начался с аудита, проведенного компанией АФК "Система". Его результаты оказались очень неплохими и попали к немецким партнерам АФК – компании "Дойче Телеком". Всё правильно. Зачем инвестировать загибающуюся российскую промышленность?

Компания "СТС Медиа" основана в 1989 году. Управляет телеканалами СТС и "Домашний". 39,6% акций принадлежат Modern Times Group (шведская медиа-группа), 26% – "Альфа-Групп" (инвестиционная компания, созданная при участии американских инвесторов), 6% – Access Industries (принадлежит американскому бизнесмену российского происхождения Леониду Блаватнику), 3% – Baring Vostok Capital Partners.

Напомним, что CTC Media приобрела ещё и телеканал ДТВ у своего акционера – шведской Modern Times Group AB. Совет директоров американской медиакомпании Story First Communications (SFC), владеющей телеканалом СТС, назначил гендиректором телеканала СТС Александра Роднянского президентом SFC и его главой (CEO).

В октябре 2006 года холдинг "Проф-медиа" купил нишевый канал ТВ-3 у компании Independent Network Television Holding Limited.

Как видно из перечисленного мною, в глаза господам заглянуть не получится, порасспрашивать тоже. Но кое-что из этого все же прояснилось. Например, стало понятно, почему СТС отдал (и отдаёт доныне) под показ американской кинопродукции 13 часов 30 минут в сутки своего эфирного времени. Достаточно вернуться к фразе «гендиректор СТС назначен главой американской компании – владельца канала». А теперь, после покупки и канала ДТВ «СТС-медиа» г-н Роднянский сможет втрое успешнее продвигать американскую кинопродукцию и влиять на наши российские мозги.

В святой для граждан нашей страны день памяти и скорби 22 июня 2009 года ни единого упоминания об этом не прозвучало на канале НТВ (для них нескончаемые «Улицы разбитых фонарей» показались более уместны в этот день!).

СТС счёл более правильным в этот день показать и «Мою прекрасную няню», «Ранеток», и «Кадетов», да боевичок США «Изо всех сил», но ничего о 22 июня 1941 года!

То же самое можно сказать и о каналах ТНТ, Рен-ТВ, ТВ-3. Рен-ТВ демонстративно показывал весь день подборку фильмов «Безобразная красота», «Мутанты» (США), криминальные истории о пропавших людях, о чудовищах из бездны, о насильниках. В общей сложности только на криминальные истории ушло 4 часа. Тут не до памяти и скорби. Им там совсем ни к чему, чтоб мы этот день помнили.

Законы успешного бизнеса незатейливы: вложить минимум, а получить максимум. Какому хозяину захочется тратиться на производство дорогих интеллектуальных детских развивающих передач? Один пятиминутный мультфильм нужно делать полгода. Ни одному телебоссу наши дети не нужны. Разве, только в роли дойной коровы? Зачем ему их развивать и воспитывать в российском духе, главное деньги на них сделать. Для российского контингента будет достаточно купить дешевое американское кино (в США этой «радости» завались), а в придачу бесплатно получить мультики типа «Том и Джерри», и никаких сверхзатрат. Канарейку за копейку, чтобы пела и не ела.

Делаем вывод: стонать, умолять, увещевать, внимать к гражданской совести смысла нет. Заставить отказаться от тех схем превращения эфирного времени в доходы владельцев «заводов, газет, пароходов» не смогут никакие увещевания. Слишком уж великие деньги на кону. «Денежные мешки» экономически заинтересованы в возможности формировать программную политику и одурманивать народ. Ни о какой социальной ответственности телевидения не может быть и речи. Не услышат. Есть деньги, хочется власти: и политической, и экономической, и над умами людей, власти, которая откроет путь к ещё большим деньгам. Как-то в одном разговоре генеральный директор Первого канала Константин Эрнст признал, что «даже имея на то желание, изменить политику вещания не получится – слишком подсела аудитория на то, что ей в последнее время предлагается с экранов. Телезрители плотно сидят на «Останкинской игле». Без инъекции из смеси «прикола и гламура» многие уже не могут жить». Уже воспитались. Поздно пить боржом, когда почки отвалились.

Вспомнились слова Полибия, который, исследуя причины падения Древнего Рима, обнаруживает и ярко проявляет ту закономерность, которая гласит: «…великую цивилизацию невозможно завоевать извне до тех пор, пока она не разрушит себя изнутри. Главные причины упадка Рима заключались в …, духовной порче народа, угасании морали, мелочной классовой борьбе, бюрократическом де­спотизме, …». Всё уже когда-то где-то происходило. Нам бы оглянуться!

Значит, спасение надо искать самим. Это понимать начинает и молодежь, судя по заметкам на молодёжном форуме, где приводятся печальные цифры:

«…. Проверил статистику в Яндексе по поисковым запросам «Дом – 2» и «Вокруг света», сравните, что получилось:

Запросов за месяц:

«Дом 2»:………. 445 942

«Вокруг света»: 19 275

Обратите внимание на соотношение интересов аудитории.

Телевидение замедляет развитие мозга – это точно!В советские времена заставка периодически появлялась на ТВ «Не забудьте выключить телевизор!» – хороший лозунг для проведения антителевизионной пропаганды. Как вы считаете?»

Пока наши дети одурманиваются телевизионным импортом, наш любимый Чебурашка готовится серьезно потеснить героев популярного мультсериала "Покемон". Одна из крупнейших в Японии телекомпаний "Тэрэби Токио" планирует показать полюбившегося в последние годы японцам милого и ушастого персонажа 50 серий по 30 минут каждая. Но вот ещё более интересную информацию о наших отечественных мультфильмах я нашла в Интернете:

«Генеральный директор «Газпроминвестхолдинга» Алишер Усманов предложил компании Films by Love вернуть в Россию коллекцию популярных советских мультфильмов, которая в начале 90-х годов оказалась в США. Усманов намерен выкупить 547 мультфильмов, включая «Маугли», «Щелкунчик», «Чебурашку», с тем, чтобы передать их детскому федеральному каналу». Как же так могло получиться, что своё приходится выкупать у американского бизнеса?

«Ещё в начале 90-х годов компания Олега Видова и его жены-американки Джоан Борстен Films by Love заключила договор с киностудией «Союзмультфильм» на 10 лет, по которому получила коллекцию мультфильмов и международные права на её коммерческое использование. Новый директор «Союзмультфильма» продлил действие этого договора ещё на 35 лет». Как пишут "Ведомости", компания Films by Jove отреставрировала мультфильмы, перевела на разные языки (многих героев дублировали голливудские звезды) и выпустила часть их на видеокассетах и DVD. Мультики транслируют на американских телеканалах».

Вот как славно: на наших мультфильмах японцы и американцы растят своих детишек, а наши вырастают на японских и американских, в которых часто наблюдаем подмену красоты уродством. Помнится человечество где-то когда-то тоже уже проходило и через это. Прав был Полибий: «Другими словами, через чувственные наслаждения, внешнюю красоту и привлекательность в римское общество проникали и получали права гражданства те мысли и идеи, которые на корню разрушали древнюю чистую нравственность, понятия долга, чести, справедливости и др. , т. е. именно то, что объединяло людей, ставило преграды подлости и низости, себялюбию и сребролюбию. . . Внутри Рима был открыт новый фронт борьбы, и противник без устали день за днем губил души римлян, поражая, прежде всего, цвет римского общества, надежду и совесть нации».

Всё повторяется. Спустя несколько столетий, Н. Макиавелли вторил Полибию:

«Все зло иноземного влияния состояло в том, что оно подрывало нравственность, древние духовные основы римской жизни, ценностные ориентации, которые направляли жизнь людей, их поступки и поведение. Вместе с потоком греческих риторов в Рим проникли сомнительные и вредные идеи, ставящие под сомнение духовные основы Римского государства. Власти, принявшие закон (161 г. до н. э. ), позволяющий претору при необходимости изгнать из Рима всех греческих риторов и философов, – это запоздалая реакция на угрозу влияния чужеродного мышления. Внутри самого государства, среди его видных и авторитетных представителей, образно говоря, на груди государства, пригрелась змея, которая смертельно укусила приютившее ее государство». Вот такие исторические параллели на память приходят.

Думаю, хватит сокрушаться. Критиковать нужно конструктивно. Это я у матрёшки ещё один вопрос открыла. Вопрос классический и звучит привычно для русского уха: что делать?

Телевидение может удивительно много. Акцент в его деятельности должен быть поставлен на воспитании и образовании, задачи, которых с его помощью могут быть решены успешнее и быстрее, но без поддержки на самом высоком уровне навести порядок на отечественном телевидении не получится, хотя бы из-за отсутствия рычагов влияния.

Защитить нас должно государство. Защита граждан, как от внешнего врага, так и от врага внутреннего, задача государственная. Именно государство должно взять на себя создание законодательной базы, которая позволит выдавать каналам государственную лицензию на право вещания. Лицензия должна стать определённым договором между государством и обществом. Отвечает за это в настоящее время Федеральная служба по надзору законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Отвечает неважно, судя по тому, что показывает отечественное телевидение. Должен быть жесткий контроль за соблюдением лицензионных обязательств. Государство должно выработать единую концепцию детского вещания, в которой были бы определены направления деятельности, цели и задачи, принципы работы современного детского телевидения. К задачам и целям необходимо отнести:

– защиту национальной идентичности каждого ребенка;

– отведение угрозы информационной безопасности;

– преодоление дефицита передач, созданных на базе своего российского социокультурного опыта;

– ориентация на ценности отечественной культуры; формирование у ребят интереса к прошлому своей страны и любви, уважения к своей стране.

Используя опыт европейских стран, необходимо создать Совет Экспертов, способных профессионально дать оценку качества передач для детской аудитории. В создании такого органа должны принять участие высшие власти страны. И при принятии решений в вопросах телевизионной политики, власти, давая заключения, просто сделали бы невозможной телевизионную вседозволенность телемагнатов. Это должно быть закреплено законодательно! Думаю, что всё это можно решить, если будет огромное желание у нас, а потом и у государства.

А пока наше неповоротливое государство будет примериваться к решению телевизионных проблем (если вообще будет), спасать своих ребят должны мы с вами: родители, прежде всего, педагоги и все те, кому дороги дети и небезразлично наше будущее.

В Библии сказано: «Не всякого человека вводи в дом твой, ибо много козней у коварного» (Книга Премудрости Иисуса Страхова, гл. 11). Мы же включая телевизор, впускаем беспрепятственно растлителей, убийц, пустословов и пошляков, которые заставляют нас жить их жизнью, сопереживать им: человек у телеэкрана включается в бури страстей, которые оскверняют его сокровенные уголки души. В связи с этим вспоминаются пророчества, сделанные в XVIII в. Св. Космой Эталосом:

«Придёт время, когда в жилища проникнут бесы под видом небольших коробок, а их рога будут торчать на крышах». В XVIII веке это пророчество вряд ли могли истолковать, но пророчество преподобного Лаврентия Черниговского (почил в 1950 году) уже указывает конкретно на современные источники нравственных болезней общества:

«На святом месте будет стоять мерзость запустения и показывать скверных обольстителей мира, и они будут обманывать людей, отступивших от Бога, и творить ложные чудеса, и после них явится антихрист и весь мир увидит его одноразово». Отцы вопросили Святого: «Где на святом месте?». Преподобный ответил:

«Не в церкви, а в каждом доме. В углу, где стоят и висят сейчас иконы, будут стоять обольстительные прилады для прельщения людей. Многие скажут: «Нам нужно смотреть и слушать новости». Вот в новостях и явится антихрист».

Не мог тогда Лаврентий Черниговский знать, что прилады – это компьютеры и телевизоры, но угрозу, исходящую от них, он сумел увидеть ясно уже в середине прошлого века. Угроза, да ещё какая! Как утверждают американские специалисты, в их стране среднестатистический родитель внятно разговаривает со своим ребенком лишь 38 минут в неделю (!), а каждый среднестатистический ребенок за тот же срок проводит у телеэкрана 23 часа. Плюс к этому выяснилось, что за последние 10 лет американские дети растолстели: число тех, чей вес превышает норму, увеличилось на треть.

Специалисты установили, что слишком быстрая смена информации, которую передают масс-медиа, перескакивание с одной программы на другую наносят огромный вред процессу открытия мира ребенком, потому что для этого необходимо ребенку осмыслить полученную информацию, а на это ему время и не дают.

Мы, родители, должны определиться, чего же мы больше хотим: комфорта для себя или душевного и физического здоровья для своих детей. Даже выключенный телевизор властвует над нами. В выходные дни по нескольку раз заглядываем в программу, выискивая интересное. У многих телевизор работает в фоновом режиме постоянно, оно превратилось в средоточие жизни, задающее ритм дня, дающее шаблоны для повседневной жизни. А ведь это очень вредно для детей. Психологи-исследователи предупреждают: если в квартире постоянно работает телевизор, дети вынуждены постоянно находиться в зашумленной среде: играть, делать уроки, разговаривать с родителями, обедать, и даже засыпать под звук телевизора. Это вызывает у них дискомфортные ощущения, чувство утомления, усталость. А ведь всем нам, и детям, и взрослым, порой необходимо побыть в тишине и покое, наедине с собой и своими близкими.

Учёные предупреждают, что средства массовой информации – это способ манипулирования сознанием огромных масс людей, поскольку телетехнология такова, что введению человека в трансовое состояние должно противопоставляться то, что будет пробуждать внимание зрителя, «встряхивать» его. А этому способствуют резкие смены кадров, обстановки, ракурсов, перепады громкости звука во время перехода от художественного фильма к рекламному блоку. Сознание телезрителя подвергается мощной бомбардировке, которая не даёт человеку паузы для осмысления, хотя в естественных условиях деятельности и общения такая пауза обязательно присутствует. Врачи предупреждают, что при таких «встрясках» в организме человека регулярно выделяется гормон кортизол (гормон надпочечников), который нужен для угрожающих ситуаций в естественной жизнедеятельности человека. Но, как правило, двигательной разрядки не происходит (как сидели, так и сидим у телеэкрана), и постепенное накопление этого гормона приводит к возникновению токсического эффекта. В результате телезритель находится в состоянии постоянного подпорогового (несознательного) стресса. Специалисты справедливо считают «телеманию» родственницей маний другого рода (наркотики, алкоголь, табак, азартные игры) и называют её психической и органической зависимостью человека.

Как уже было сказано, у детей под влиянием телевидения блокируется познавательная активность. Для ребенка телевизор опасен ещё и тем, что уже созданные кем-то и готовые экранные образы начинают подавлять собственное детское воображение. Понятно, что яркие, симпатичные образы с телеэкрана очень притягательны, но именно это и опасно, потому мешает усвоению логики и смысла событий, причинно-следственных связей. Ф. М. Достоевский писал: «Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека… ибо страх как любит человек всё то, что подаётся ему готовым». Эта любовь к готовому делает детей зависимыми, а дети, зависимые от телеэкрана, как правило, мало читают, а то и совсем ничего не читают, и их интересы сужаются как раз до размера экрана.

Постоянное облучение, исходящее от телевизора, приводит к истощению нервной системы, в результате чего у них нарушается сон, ослабевает память, дети становятся вялыми, обидчивыми и безынициативными, часто не могут концентрироваться на учебном процессе, хуже соображают при решении задач.

В результате длительного сидения и малоподвижного образа жизни может расстраиваться работа кишечника и ухудшиться перистальтика, что ведёт к запорам. Также могут развиваться застойные явления в органах малого таза, а это способствует развитию онанизма, что ещё более истощает нервную систему. В результате у таких детей интеллектуальное развитие замедляется и портится характер.

Психологи отмечают, что дети настолько вживаются в показываемый ТВ мир, что впитывают его и стараются жить по образу и подобию экранных героев. ТВ просто кодирует поведение ребенка и подростка, диктуя ему законы, которые они переносят с экрана в реальную жизнь. У детей вырабатывается психологический стереотип поведения и мышления. Вспомните, как быстро была усвоена хлёсткая американская фраза «это ваши проблемы», звучащая чуть ли не в каждом фильме США. И поколению, выросшему под песню «Раньше думай о Родине, а потом о себе», резал слух рекламный слоган «Бери от жизни всё». А теперь мы бьём тревогу по поводу бездуховности, эгоизма, бездушия и жестокости молодого поколения, которое только берёт и берёт от жизни всё, стараясь ничего не давать взамен. Ведь какую идею мы хотим заложить ребенку, такие идеи и должны быть в фильмах, мультфильмах. Что мы хотим получить дальше? Какую страну? Какое мы хотим сформировать к себе отношение? Это все закладывается в сказках, играх, книгах. Всё это и формирует образ будущего нашей страны.

С грустью читала в «Российской газете» (№ 4270 от 17. 01. 2007 г. ) интервью Григорием Гладковым. На вопрос: «…как вы думаете, доброе детское телевидение, в самом деле, исчезло?» Известный детский композитор ответил:

«К сожалению, да. Детский жанр был полностью исключен из жизни в годы реформ. Я считаю, что детей предали, потому что несколько поколений ребят были лишены хороших передач, мультфильмов, художественных фильмов. Это преступление, за которое взрослые обязательно должны ответить.

Дети – наш самый главный национальный проект. Вот если бы взрослые затянули пояса потуже и сделали всё ради детей: телевидение, радио, стадионы, – через десять лет выросло бы совершенно другое поколение».

Думаю, что достаточно сказано, чтобы принять осознанное решение в пользу наших детей и государству и нам, родителям, и педагогам, ведь «не может дерево худое приносить плодов добрых» (Евангелие от Матфея – гл. 7, ст. 18).

В мире уже существует Международная Кампания против телевидения под названием White Dot, девиз которой «выключайте телевизор, начните жить!». Это движение пытается вернуть людям утраченное искусство жить собственной жизнью, задавая лишь один вопрос: «Разве телевидение нам даёт что-то столь же ценное, что оно у нас отнимает?» Не пора ли нам вернуться к совместным с детьми играм, чтению книг, беседам о прочитанном, к поездкам, экскурсиям в музеи, на выставки. Как это у Олега Митяева поётся:

«…И даже детям не включать телик,

он ворует у людей детство.

Мы все смотрим телевизор, а когда же жить?

А когда петь хором и с природою дружить?»

Давайте поддерживать познавательную активность ребенка, провоцируя его на различные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, вышивка, плетение, музицирование, домашний театр, спорт). Грамотно построенный досуг ребенка обязательно разбудит в нём творческие возможности и снизит негативное влияние телевидения.

Добро – это восхождение на гору. Удачи нам с вами.

Воцеломудри нас, Господи!