Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Я учитель. Этим и интересна

Я учитель. Этим и интересна

«Об этом и пишу»,– с этих слов, смело похищенных из знаменитой автобиографии В. Маяковского «Я сам», я и начну. Впрочем, как говорил собрат Маяковского по перу И. А. Бродский, «культура – вся эхо, вся – отражение».

Для меня очень важно осознание себя человеком культуры и человеком, несущим культуру. К этому приходишь не сразу, не тогда, когда подаешь заявление в педагогический вуз, не на школьных практиках, а в тот самый день, когда впервые открываешь дверь в собственный класс, видишь детей, пришедших на твой первый в жизни самостоятельный урок и воспринимающих тебя всерьез, без всяких скидок. Именно так, постепенно и приходит осмысление своей роли не как «передатчика», транслятора некой суммы знаний и умений и даже не как носителя новой для ученика математической культуры, а именно как человека, воплощающего для него культуру вообще. Пожалуй, это главное, что делает меня выше, заставляет постоянно совершенствоваться, искать в преподаваемых дисциплинах новое, общеинтересное и одновременно ценное для конкретного ученика.

На мой жизненный выбор повлияли разные обстоятельства и люди. «Жизнь брала под крыло, берегла и спасала, Мне и вправду и везло. . . » – писал Арсений Тарковский. Мне действительно очень везло на хороших, неординарных людей, моих учителей в самом высоком значении этого слова. Одним из них была Попова Надежда Алексеевна, педагог, наставник, человек энциклопедических знаний, потрясающего интеллекта. Говорят, математика – наука строгая и сухая. Неправда! Надежда Алексеевна умела преподавать ее эмоционально, страстно. Позже я прочитала в «Скифах» А. Блока:

Мы любим все: и жар холодных числ,

И острый галльский ум, и сумрачный германский гений. . .

«Жар холодных числ», – как точно, ярко сказано о моей любимой науке. За внешне безразличными ко всему цифрами так много бывает сокрыто: великие открытия и озарения, парадоксы истории и судьбы целых народов, взлеты и трагедии человеческой личности. Попробуйте прочитать «Онегина» с листком и карандашом в руках и подсчитать дату роковой дуэли Онегина с Ленским и сопоставить с днем дуэли самого Пушкина, вы получите один и тот же день,-29 января. Вот и не верь в таинственную сущность цифр! Или мистическая дата «пятница, 13 число» – день уничтожения ордена тамплиеров. Проведите небольшое математическое исследование и узнаете, что за последние 400 лет число 13 выпадало чаще всего именно на пятницу.

Разве не может быть математика основой глубокого интегрированного блока естественнонаучных и гуманитарных дисциплин? Приведу еще несколько примеров такой связи из собственного, пусть и небольшого опыта работы. Наиболее древнее известное на Руси математическое произведение относится к 1136 году и принадлежит новгородскому монаху Кирику. Оно посвящено арифметико-хронологическим расчетам, показывающим, что в то время на Руси умели решать сложную задачу вычисления пасхалий (определения на каждый год дня наступления праздника пасхи), сводящуюся в своей математической части к решению в целых числах неопределенных уравнений первой степени.

А основоположники российского футуризма всерьез искали правила, математические формулы, которым подчиняются судьбы народов; существование и функционирование языка. Так В. Хлебников считал, что года между началами государств кратны 413; 1383 года отделяют паденья государств; 951 – разделяет великие походы, отраженные неприятелем, и т. д. Из этого следует формулаz = (365 + 48у) х, гдеZ – время, отделяющее события, у может иметь положительные и отрицательные значения. Остается только задать определенный набор исторических дат и проверить справедливость уравнения. Подобные вещи можно проделать и для различных языковых явлений, осмысливающих числовые значения букв и звуков, их «невербальную» сущность.

Пушкин писал о невозможности «алгеброй гармонию поверить», что, я думаю, не нуждается в доказательствах. И все же прекрасное по-своему глубоко связано с законами математического порядка и гармонии. Мы говорим, что снежинка красива, красива и еловая шишка, и т. д. Но ведь они еще и геометрически правильны! Правильно и лицо Моны Лизы. Может быть, красота в гармонии, геометрической правильности, целесообразности? Почему бы и нет.

Я привела эти примеры как иллюстрацию метода проблемного обучения на уроках математики – темы моей работы, над которой продолжаю работать и сейчас, совершенствуя и углубляя ее понимание, исследуя труды ученых и педагогов нашей страны и зарубежных авторов. Мне представляется, что здесь заложены не только развитие практических умений и математических навыков, но и глубокие духовные начала, нравственные категории, что снова возвращает к началу моего рассказа о себе как о представителе культуры. Донести до моих воспитанников пусть лишь частицу культуры математической, культуры духовной, дать возможность соприкоснуться с ней на моих уроках и является основой моей педагогической философии.

В завершение приведу слова Д. Писарева, которые очень близки мне: «Воспитание заставляет только повиноваться, а образование учит будущего человека жить и распоряжаться своими силами».