Вся жизнь – театр
Вся жизнь – театр Профессия учителя, на мой взгляд, сродни профессии актера, но актер выходит на сцену каждый вечер и играет хорошо срежиссированный и отрепетированный спектакль, а учитель, сам себе режиссер и актер, играет 5-6 спектаклей в день.
Утро… Гримируюсь перед выходом из дома: все должно быть безупречно, ведь целый день на тебя будут смотреть самые строгие зрители. За порогом своей квартиры оставляю все тревоги, заботы, болезни: я иду в школу. Путь до школы недолгий (всего 10 минут), но как много знакомых: ученики нынешние и бывшие, их родители, бабушки и дедушки. И каждому приветливо улыбнуться, с кем-то переброситься парой слов.
Двадцать минут до начала урока. Как зрительный зал в театре заполняется зрителями, так и школьные коридоры постепенно заполняются учениками.
Первый урок в 11 классе. Настраиваюсь на романтический лад: сегодня говорим о любви. Тема урока: «Великая сила любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»». Включаю сонату №2 Бетховена. Некоторые смотрят с иронией (опять классическую музыку включила!), но большинство ребят музыка захватывает. Начинаем обсуждение рассказа. Ах, как тяжело оторваться от своих домашних заготовок, скачанных из Интернета! Вот уже и характеристика героев прочитана с листа, и роль пейзажа рассмотрена, и письмо Желткова прочитано, а живого обсуждения нет. Обращаюсь к ребятам с вопросом: «Девушки, а хотели бы вы, чтобы ваш жизненный путь «пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины»? Юноши, согласны ли вы, что «на такую любовь больше не способны мужчины»? Наконец-то, живое обсуждение! Какие подчас интересные мысли у нашей молодежи!
Перемена (антракт). 10 минут на перевоплощение. Следующие два урока в 5-х классах. Русский язык. Тема: «Глагол как часть речи». Мы все еще привыкаем к новым требованиям, учимся слушать учителя, не отвлекаться на уроке. Я предельно собрана и в меру строга: эти маленькие хитрецы «прощупывают» новых учителей, испытывают на прочность, вырабатывают свою систему поведения на уроке у каждого учителя. Отрабатываем правописание безударных личных окончаний глаголов, хором проговариваем алгоритм определения спряжения глаголов. И вот я дирижирую этим разноголосым оркестром. А сейчас надо немного отдохнуть: и я уже массовик-затейник.
Следующий урок в моем родном 9 Б. Как хорошо, что перемена 20 минут! Успеваю кого-то похвалить за дежурство по школе, кого-то пожурить за несоблюдение делового стиля одежды, обсудить предстоящую поездку в театр и подготовку ко Дню Учителя.
Звонок на урок. Начинается театр одного актера: урок-лекция по творчеству А. Н. Радищева.
Пятым уроком русский язык в 7 классе. Вчера писали диктант… Результат, к сожалению, не порадовал. Начало урока. Все замерли в ожидании оценок. Чувствую себя как судья, выносящий приговор, но ничего, сейчас буду выступать в роли защитника, помощника: делаем работу над ошибками.
Уроки проведены, тетради проверены, планы написаны. Занавес закрывается.
Вот, наконец, и дома. «Дорогая, выйди из роли, смени учительский тон, те не в школе…»